Текущее время: 23 сен 2021, 14:10

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 839 ]  На страницу Пред.  1 ... 80, 81, 82, 83, 84
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 09:33 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 836
Когда фосмуку сплавляли тогда бурлаков и в помине не было. Баржи таскали катера. Бурлаки были до создания ПАРОХОДОВ. Меня интересует 17 век, когда в Пермском крае выплавляли медь. Как эту медь (в том числе и соль) доставляли в КАЙГОРОДОК? Вот что меня интересует.

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 10:48 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 июл 2011, 16:30
Сообщения: 7330
Зимой по льду. На санях. Это был основной способ доставки грузов на Руси. "Навигация наоборот". По всем рекам зимой были проложены санные дороги.
Много ли надо меди в деревню?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 13:45 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 836
Даже если и соглашусь с доставкой соли по льду на санях, то вопрос еще глубже становится - так все-таки о каком бурлачестве идет речь. Да и зачем по льду, если была прямая дорога из Соликамска в Кайгородок через Юксеево. Так и называлась эта дорога - "Юксеевская тропа". А на то, что барками по Каме завозили соль указывает тот факт, что в Кайгородке были в большом количестве СОЛЯННЫЕ склады, куда сгружали соль из барок. Потому они и находились в пойме Камы. А медь (и изделия из неё) везли не в деревню, а в МОСКВУ, просто в Кайгородке была перевалочная точка. Но это только мои предположения и информация выкачанная из просторов интернета.

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 18:51 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 9997
Валерий Павлович,Вам надо,наверное,к Павлу Пестрикову обратиться.Думаю,что он Вам поможет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2018, 17:55 
Частый гость

Зарегистрирован: 24 май 2011, 01:29
Сообщения: 20
ХиНа писал(а):
Она работала!
Уроженец Козидвора Виталий Яковлевич Юшков утверждает, что эта трещина в данный момент составляет сантиметров тридцать в ширину.
ЦЭС пришлось остановить. Ходили слухи, что инженеров-строителей судили за допущенные недостатки. Ещё говорили, что изначально для ЦЭС было неправильно выбрано место – её построили в низине, где близко верховые воды. По одной из версий, трещина могла появиться в результате резонанса, когда свободные колебания фундамента и стены совпали с колебаниями одной из машин. Народ не исключал и вредительство – такие были времена.
В.Я. Юшков вспоминает, что ЦЭС была запущена в эксплуатацию примерно осенью 1937 года. А вот когда было демонтировано оборудование, никто из старожилов припомнить не может. Но известно, что его вывезли в Рудничный. Геннадию Климовичу Волокитину довелось поработать на этом оборудовании. Он рассказывает, что в посёлке, в так называемой «Силовой», были установлены шесть локомобилей, вывезенных с ЦЭС, эти машины могли работать на дровах и каменном угле. В 1949-1952 гг. Г.К. Волокитин работал в Силовой маслёнщиком, то есть заливал в маслёнки машинное масло, которое уменьшало трение в местах соединения трущихся частей машин.
Валентин Бабиков, п. Рудничный.


А где найти Виталия Яковлевича Юшкова? Или его родственников.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 08:05 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 20124
Откуда: п. Рудничный
Как Лойно сохранило своё название

Кайский район был образован 29 июля 1929 года в составе Вятского округа Нижегородского края из Кайской волости Омутнинского уезда. В связи с созданием в 1935 году Бисеровского района Кайский район был разукруплён. С 1934 года район входил в состав Кировского края, с 1936 года – в состав Кировской области.
Интересно, что в 1936 году Кайский район едва не сменил название. Об этом говорится в Вятском историческом сборнике, выпущенном в 2016 году к 80-летию Кировской области.
Оказывается, 7 ноября 1935 года, в день 18-й годовщины Октябрьской революции, старые производственники-рабочие фосфоритных рудников Шаргунов, Курышев, Деньгин, Шипицин, Смехов возбудили ходатайство о переименовании Кайского района в район имени Дзержинского, поскольку Феликс Эдмундович в 1898-1899 гг. «находился в ссылке в Кайском районе и положил начало революционной деятельности в районе».
Данное решение, дополненное ходатайством о переименовании села Лойно Кайского района в село Дзержинское, было последовательно поддержано местным райисполкомом и Кировским крайисполкомом и отправлено на утверждение в административную комиссию ВЦИК. 11 мая 1936 года из Москвы пришло письмо, в котором просили «выслать дополнительные материалы, подтверждающие, что т. Дзержинский во время ссылки 1897 г. действительно был связан с Кайским районом, так как, согласно автобиографии, т. Дзержинский находился в ссылке в г. Нолинске и затем в селении Кайгородск, находящегося в границах Автономной области Коми».
В Кирове была проделана большая работа, составлена экономическая характеристика Кайского района, библиотекой им. А.И. Герцена был подготовлен библиографический список работ, подтверждающих пребывание Ф.Э. Дзержинского в селе Кайгородском Слободского уезда. На основе этого в конце мая 1936 года в ВЦИК был оправлен материал на 43 листах.
Казалось, что вопрос должен решиться положительно. Однако 20 сентября 1936 г. секретарь административной комиссии ВЦИК В. Карнаухов сообщил Кировскому крайисполкому: «…вопрос о переименовании Кайского района в район имени Дзержинского и сел. Лойно в сел. Дзержинское не рассматривался в связи с постановлением ВЦИК Союза ССР от 28 мая 1936 г. о прекращении с 1 июня 1936 г. переименований городов, районных центров, местечек и железнодорожных станций».
В феврале 1963 года Кайский район с центром в селе Лойно был упразднён, его территория вошла в состав Омутнинского района, а 12 января 1965 года бывшая территория Кайского района вошла в состав вновь образованного Верхнекамского района с центром в городе Кирс.

«Прикамская новь», 2019 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 11:17 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2012, 10:40
Сообщения: 22672
странные географические казусы у нас.
район верхнекамский, а столица кирс.
или район шабалинский , а столица п. ленинский


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 15 апр 2021, 12:11 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 20124
Откуда: п. Рудничный
«У нас была другая жизнь…»

В 1938 году в Кайском крае был страшный пожар. Много сгорело тогда сёл, деревень, хуторов. Не обошёл он стороной и деревню Тихово, где уцелел всего один дом – дом Насти Губиной. Если бы не тот страшный пожар, может и жила бы ещё наша деревня.
После пожара много людей из деревни уехало. Уезжали на Фосфоритную, в Рудник, Кирс... На Старцево переезжать не разрешали, так как там зона была. Кто остался, стали отстраивать дома вновь, либо перевозили их из других деревень. Наша мама, Зинаида Михайловна Старкова, привезла нас в Тихово в 1944 году. Мне тогда было четыре года, брат Женя на год постарше.
В то время жили очень тяжело. Колхозники должны были платить продовольственный налог государству: если держишь корову – сдавай мясо и масло, овец – шерсть, кур – яйца. Выкопанную картошку в подпол не спускали до тех пор, пока не заберут, сколько положено по налогу. Налоги платили, а сами ели очистки да картошку гнилую. Перезимуем зиму и радуемся, что теперь уж не пропадём. Начинали собирать пестики (хвощ полевой), щавель, ягоды, грибы. Продовольственный налог отменили только после смерти Сталина. Поросята с ранней весны и до поздней осени по деревне ходили. Кормов не было, сами они себе еду искали, всю крапиву в деревне съедали.
Работать приходилось много. Выходной день был один, обычно в этот день ездили за сеном и дровами. Так как мама работала на железной дороге, то ей не давали колхозную лошадь для подвозки дров, поэтому мы возили дрова из леса на санках. Ходили в лес за дровами в сторону Бельского болота. Мама брала с собой брата Женю, ему было всего пять лет. «Зачем берёшь ребёнка в лес, Зина? Какая от него польза?» – спрашивали соседки. «Хоть немножко мне пилу поддержит, чтоб ровнее ходила, и в товарищи», – отвечала мама.
Брату Володе было всего три года, а мы его уже одного оставляли – работать надо было. Оставим ему на табуретке еду, питьё и уходим. Умер он совсем маленьким, всего семь лет было. Врачей не было, поэтому дети умирали часто. Посреди деревни была большая школа, но так как учеников год от года становилось меньше, большая школа стала не нужна, её разобрали и перевезли в п. Рудничный, позднее в ней располагался интернат для школьников. Деревенские ребятишки стали учиться в доме бригадира Клавдия Яковлевича Губина, а он со своей семьёй переехал в пустой дом на окраине деревни. До четвёртого класса учились в деревенской школе, а потом ходили в Рудниковскую школу пешком через Берёзовку. Бывало, уйдём в школу, до школы не дойдём, прокачаемся в лесу на берёзах, а домой приходим вовремя, будто на уроках были. В тёплое время года из зон часто осуждённые сбегали, так нас в школу через лес солдат с автоматом провожал.
В школу я ходила с холщовой котомкой. Когда училась в седьмом классе, у одного сапога пятка совсем проносилась, так я надела сверху калошу, привязала верёвкой, да так и ходила. В школе оказывали помощь семьям, которые жили совсем плохо. Помню, выделили валенки Ане Филипповой, но учительница их Ане не отдала. Пригласила в класс Аниного папу, директора школы, нас с Аней к доске вызвала. «Смотрите, – говорит, – у Ани на ногах старенькие валенки. Проносит Аня валенки – папа ей подошьет. У Капы на одну ногу сапог хороший надет, а на другую – дырявый, поэтому он в калоше, да ещё веревкой привязан. Капе до дома идти десять километров, ей обувка нужнее». Так мне и отдали школьные валенки.
Закончила я семь классов и поехала в Кострому, где поступила в школу фабрично-заводского обучения. После окончания получила специальность прядильщицы. Начала работать на льнопрядильном комбинате. Мы с подружкой Тамарой работали на станке очень хорошо, всегда план перевыполняли. Заработная плата у нас была сто сорок рублей в месяц, по тем временам это были очень хорошие деньги. Только вот пришлось в деревню вернуться.
Родился у меня брат Серёжа. Мама в то время работала на ферме, декретных отпусков не было, и ей приходилось брать его с собой на работу. Положит Серёжу на сено в ясли, а сама работу делает. Вот и поехала я помогать нянчить брата. Днём работала на железной дороге в ремонтной бригаде, а вечером и ночью, когда мама была на работе, присматривала за братом. Отработала на железной дороге месяц, получила заработную плату сорок рублей и заплакала от того, что так мало платили за такую тяжёлую работу. Так вот мы и жили. Тяжело было, холодно, голодно, но никто не роптал, не жаловался, время было такое, всем было тяжело.
Церкви в нашей деревне не было. Старики рассказывали, что когда-то была часовня. Возможно, она сгорела во время пожара. Крестить детей приезжал батюшка с Рудника. Деревенских ребятишек собирали на меже около конного двора, тут и совершался обряд крещения. Племянник рассказывал, что примерно в том месте, где нас крестили, нынешние искатели старины нашли много крестов.
Всю жизнь я проработала на железной дороге. С 1967 года живу в Кирсе, здесь вышла замуж, здесь родились и выросли мои сыновья. Младший сын продолжил династию железнодорожников – работает на железной дороге. Сейчас совсем другая жизнь в магазинах всё есть, все обуты, одеты, пенсию платят хорошую и вовремя, живи да радуйся, вот только здоровья нет, а пожить всё равно хочется.

Записала Л. Якушева, смотритель районного исторического музея.


Вложения:
шильникова капиталина.jpg
шильникова капиталина.jpg [ 31.16 КБ | Просмотров: 6280 ]
на железной дороге.jpg
на железной дороге.jpg [ 60.07 КБ | Просмотров: 6280 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 06 авг 2021, 11:46 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 20124
Откуда: п. Рудничный
Вместе с почтой уходит жизнь

За период моей работы в органах связи – а это более 32 лет – у меня сложились добрые и доверительные отношения со всеми сотрудниками редакции и типографии, ибо работники почты – проводники печати в массы.
Раньше тиражи районных, областных и центральных СМИ были внушительными. Нагрузка на почтальонов превышала все нормативы, и при этом они доставляли пенсии на дом. Сегодня почтальоны ходят налегке.
Районная газета выходила ранее три раза в неделю и печаталась она, как правило, в ночное время. Мы забирали весь тираж из опорного пункта типографии в 05.00 и тотчас пускали в доставку и рассылку по району. Доставка осуществлялась ежедневно, и не было ни выходных, ни праздничных дней. Более того, в праздничные дни за счёт поздравительной корреспонденции нагрузка вырастала в разы.

На должность заместителя начальника Кирсинского райузла связи я был назначен 12 июля 1963 года, после образования Верхнекамского района. Работая в этой новой для себя должности, я окунулся в океан всевозможных проблем: высокая текучесть кадров, отсутствие транспортного сообщения внутри района и гиблое бездорожье.
Для перевозки почты по грунтовым дорогам Лойно – Кайского направления использовались лошадки. Да и в Кирсе для четырёхразового обмена с почтовыми вагонами почтовый груз перевозили на лошадях. Только леспромхозы брали на себя обязанность по перевозке почты до своих лесных посёлков на попутном автомобильном или водном транспорте.
Дорог как таковых практически не было, а в период осенне-весенней распутицы все грунтовки превращались в сплошную грязь, и при переходе через дорогу жижа затекала в резиновые сапоги.
На въезде в с. Лойно была такая болотина, что лошади тонули в грязевой жиже. А на почте в селе Кай в конце рабочего дня грязь с пола выгребали лопатами.

Зная наши беды с продвижением почтового груза внутри района, вышестоящие инстанции, как могли, помогали нам. Минсвязи РФ выделило нам из фондов Горьковского автозавода вездеход-тягач-транспортёр на гусеничном ходу. Областное управление связи выделило денежные средства на приобретение колёсного трактора «Беларусь МТЗ» и в трудную минуту оказывало нам помощь в развозке почты Лойнского куста вертолётами. Удовольствие довольно-таки дорогое, но тогда всё делалось во благо человека. А работники связи, к которым я отношу работников почты, телеграфа, телефона и радио, – это слуги народа.
И как бы ни было трудно, однако почтовая связь в нашем районе была востребована, а за период моей работы в Кирсинском райузле было вновь открыто аж десять отделений связи. Незабываемы и те года, когда за достигнутые производственные успехи коллективу связистов района присуждались переходящее Красное знамя и денежная премия.
Много воды утекло с тех пор. Чего греха таить, было всё: и взлёты, и падения. Но профессия, которой я овладел, оставила заметный след в моём сердце. Из моего общего трудового стажа в 40 лет более 32-х отдано органам связи
Жаль, что сегодня почтовые управленцы закрывают нерентабельные отделения. А когда из села уходит почта, вместе с ней начинает уходить жизнь.

С.П. Якимов, г. Кирс. «ПН», 2021 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 839 ]  На страницу Пред.  1 ... 80, 81, 82, 83, 84

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB