Текущее время: 28 мар 2024, 13:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 870 ]  На страницу Пред.  1 ... 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 09:33 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 869
Когда фосмуку сплавляли тогда бурлаков и в помине не было. Баржи таскали катера. Бурлаки были до создания ПАРОХОДОВ. Меня интересует 17 век, когда в Пермском крае выплавляли медь. Как эту медь (в том числе и соль) доставляли в КАЙГОРОДОК? Вот что меня интересует.

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 10:48 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 июл 2011, 16:30
Сообщения: 7430
Зимой по льду. На санях. Это был основной способ доставки грузов на Руси. "Навигация наоборот". По всем рекам зимой были проложены санные дороги.
Много ли надо меди в деревню?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 13:45 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 869
Даже если и соглашусь с доставкой соли по льду на санях, то вопрос еще глубже становится - так все-таки о каком бурлачестве идет речь. Да и зачем по льду, если была прямая дорога из Соликамска в Кайгородок через Юксеево. Так и называлась эта дорога - "Юксеевская тропа". А на то, что барками по Каме завозили соль указывает тот факт, что в Кайгородке были в большом количестве СОЛЯННЫЕ склады, куда сгружали соль из барок. Потому они и находились в пойме Камы. А медь (и изделия из неё) везли не в деревню, а в МОСКВУ, просто в Кайгородке была перевалочная точка. Но это только мои предположения и информация выкачанная из просторов интернета.

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 21 июл 2018, 18:51 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Валерий Павлович,Вам надо,наверное,к Павлу Пестрикову обратиться.Думаю,что он Вам поможет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2018, 17:55 
Частый гость

Зарегистрирован: 24 май 2011, 01:29
Сообщения: 20
ХиНа писал(а):
Она работала!
Уроженец Козидвора Виталий Яковлевич Юшков утверждает, что эта трещина в данный момент составляет сантиметров тридцать в ширину.
ЦЭС пришлось остановить. Ходили слухи, что инженеров-строителей судили за допущенные недостатки. Ещё говорили, что изначально для ЦЭС было неправильно выбрано место – её построили в низине, где близко верховые воды. По одной из версий, трещина могла появиться в результате резонанса, когда свободные колебания фундамента и стены совпали с колебаниями одной из машин. Народ не исключал и вредительство – такие были времена.
В.Я. Юшков вспоминает, что ЦЭС была запущена в эксплуатацию примерно осенью 1937 года. А вот когда было демонтировано оборудование, никто из старожилов припомнить не может. Но известно, что его вывезли в Рудничный. Геннадию Климовичу Волокитину довелось поработать на этом оборудовании. Он рассказывает, что в посёлке, в так называемой «Силовой», были установлены шесть локомобилей, вывезенных с ЦЭС, эти машины могли работать на дровах и каменном угле. В 1949-1952 гг. Г.К. Волокитин работал в Силовой маслёнщиком, то есть заливал в маслёнки машинное масло, которое уменьшало трение в местах соединения трущихся частей машин.
Валентин Бабиков, п. Рудничный.


А где найти Виталия Яковлевича Юшкова? Или его родственников.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 08:05 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Как Лойно сохранило своё название

Кайский район был образован 29 июля 1929 года в составе Вятского округа Нижегородского края из Кайской волости Омутнинского уезда. В связи с созданием в 1935 году Бисеровского района Кайский район был разукруплён. С 1934 года район входил в состав Кировского края, с 1936 года – в состав Кировской области.
Интересно, что в 1936 году Кайский район едва не сменил название. Об этом говорится в Вятском историческом сборнике, выпущенном в 2016 году к 80-летию Кировской области.
Оказывается, 7 ноября 1935 года, в день 18-й годовщины Октябрьской революции, старые производственники-рабочие фосфоритных рудников Шаргунов, Курышев, Деньгин, Шипицин, Смехов возбудили ходатайство о переименовании Кайского района в район имени Дзержинского, поскольку Феликс Эдмундович в 1898-1899 гг. «находился в ссылке в Кайском районе и положил начало революционной деятельности в районе».
Данное решение, дополненное ходатайством о переименовании села Лойно Кайского района в село Дзержинское, было последовательно поддержано местным райисполкомом и Кировским крайисполкомом и отправлено на утверждение в административную комиссию ВЦИК. 11 мая 1936 года из Москвы пришло письмо, в котором просили «выслать дополнительные материалы, подтверждающие, что т. Дзержинский во время ссылки 1897 г. действительно был связан с Кайским районом, так как, согласно автобиографии, т. Дзержинский находился в ссылке в г. Нолинске и затем в селении Кайгородск, находящегося в границах Автономной области Коми».
В Кирове была проделана большая работа, составлена экономическая характеристика Кайского района, библиотекой им. А.И. Герцена был подготовлен библиографический список работ, подтверждающих пребывание Ф.Э. Дзержинского в селе Кайгородском Слободского уезда. На основе этого в конце мая 1936 года в ВЦИК был оправлен материал на 43 листах.
Казалось, что вопрос должен решиться положительно. Однако 20 сентября 1936 г. секретарь административной комиссии ВЦИК В. Карнаухов сообщил Кировскому крайисполкому: «…вопрос о переименовании Кайского района в район имени Дзержинского и сел. Лойно в сел. Дзержинское не рассматривался в связи с постановлением ВЦИК Союза ССР от 28 мая 1936 г. о прекращении с 1 июня 1936 г. переименований городов, районных центров, местечек и железнодорожных станций».
В феврале 1963 года Кайский район с центром в селе Лойно был упразднён, его территория вошла в состав Омутнинского района, а 12 января 1965 года бывшая территория Кайского района вошла в состав вновь образованного Верхнекамского района с центром в городе Кирс.

«Прикамская новь», 2019 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 11:17 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2012, 10:40
Сообщения: 23108
странные географические казусы у нас.
район верхнекамский, а столица кирс.
или район шабалинский , а столица п. ленинский


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 15 апр 2021, 12:11 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
«У нас была другая жизнь…»

В 1938 году в Кайском крае был страшный пожар. Много сгорело тогда сёл, деревень, хуторов. Не обошёл он стороной и деревню Тихово, где уцелел всего один дом – дом Насти Губиной. Если бы не тот страшный пожар, может и жила бы ещё наша деревня.
После пожара много людей из деревни уехало. Уезжали на Фосфоритную, в Рудник, Кирс... На Старцево переезжать не разрешали, так как там зона была. Кто остался, стали отстраивать дома вновь, либо перевозили их из других деревень. Наша мама, Зинаида Михайловна Старкова, привезла нас в Тихово в 1944 году. Мне тогда было четыре года, брат Женя на год постарше.
В то время жили очень тяжело. Колхозники должны были платить продовольственный налог государству: если держишь корову – сдавай мясо и масло, овец – шерсть, кур – яйца. Выкопанную картошку в подпол не спускали до тех пор, пока не заберут, сколько положено по налогу. Налоги платили, а сами ели очистки да картошку гнилую. Перезимуем зиму и радуемся, что теперь уж не пропадём. Начинали собирать пестики (хвощ полевой), щавель, ягоды, грибы. Продовольственный налог отменили только после смерти Сталина. Поросята с ранней весны и до поздней осени по деревне ходили. Кормов не было, сами они себе еду искали, всю крапиву в деревне съедали.
Работать приходилось много. Выходной день был один, обычно в этот день ездили за сеном и дровами. Так как мама работала на железной дороге, то ей не давали колхозную лошадь для подвозки дров, поэтому мы возили дрова из леса на санках. Ходили в лес за дровами в сторону Бельского болота. Мама брала с собой брата Женю, ему было всего пять лет. «Зачем берёшь ребёнка в лес, Зина? Какая от него польза?» – спрашивали соседки. «Хоть немножко мне пилу поддержит, чтоб ровнее ходила, и в товарищи», – отвечала мама.
Брату Володе было всего три года, а мы его уже одного оставляли – работать надо было. Оставим ему на табуретке еду, питьё и уходим. Умер он совсем маленьким, всего семь лет было. Врачей не было, поэтому дети умирали часто. Посреди деревни была большая школа, но так как учеников год от года становилось меньше, большая школа стала не нужна, её разобрали и перевезли в п. Рудничный, позднее в ней располагался интернат для школьников. Деревенские ребятишки стали учиться в доме бригадира Клавдия Яковлевича Губина, а он со своей семьёй переехал в пустой дом на окраине деревни. До четвёртого класса учились в деревенской школе, а потом ходили в Рудниковскую школу пешком через Берёзовку. Бывало, уйдём в школу, до школы не дойдём, прокачаемся в лесу на берёзах, а домой приходим вовремя, будто на уроках были. В тёплое время года из зон часто осуждённые сбегали, так нас в школу через лес солдат с автоматом провожал.
В школу я ходила с холщовой котомкой. Когда училась в седьмом классе, у одного сапога пятка совсем проносилась, так я надела сверху калошу, привязала верёвкой, да так и ходила. В школе оказывали помощь семьям, которые жили совсем плохо. Помню, выделили валенки Ане Филипповой, но учительница их Ане не отдала. Пригласила в класс Аниного папу, директора школы, нас с Аней к доске вызвала. «Смотрите, – говорит, – у Ани на ногах старенькие валенки. Проносит Аня валенки – папа ей подошьет. У Капы на одну ногу сапог хороший надет, а на другую – дырявый, поэтому он в калоше, да ещё веревкой привязан. Капе до дома идти десять километров, ей обувка нужнее». Так мне и отдали школьные валенки.
Закончила я семь классов и поехала в Кострому, где поступила в школу фабрично-заводского обучения. После окончания получила специальность прядильщицы. Начала работать на льнопрядильном комбинате. Мы с подружкой Тамарой работали на станке очень хорошо, всегда план перевыполняли. Заработная плата у нас была сто сорок рублей в месяц, по тем временам это были очень хорошие деньги. Только вот пришлось в деревню вернуться.
Родился у меня брат Серёжа. Мама в то время работала на ферме, декретных отпусков не было, и ей приходилось брать его с собой на работу. Положит Серёжу на сено в ясли, а сама работу делает. Вот и поехала я помогать нянчить брата. Днём работала на железной дороге в ремонтной бригаде, а вечером и ночью, когда мама была на работе, присматривала за братом. Отработала на железной дороге месяц, получила заработную плату сорок рублей и заплакала от того, что так мало платили за такую тяжёлую работу. Так вот мы и жили. Тяжело было, холодно, голодно, но никто не роптал, не жаловался, время было такое, всем было тяжело.
Церкви в нашей деревне не было. Старики рассказывали, что когда-то была часовня. Возможно, она сгорела во время пожара. Крестить детей приезжал батюшка с Рудника. Деревенских ребятишек собирали на меже около конного двора, тут и совершался обряд крещения. Племянник рассказывал, что примерно в том месте, где нас крестили, нынешние искатели старины нашли много крестов.
Всю жизнь я проработала на железной дороге. С 1967 года живу в Кирсе, здесь вышла замуж, здесь родились и выросли мои сыновья. Младший сын продолжил династию железнодорожников – работает на железной дороге. Сейчас совсем другая жизнь в магазинах всё есть, все обуты, одеты, пенсию платят хорошую и вовремя, живи да радуйся, вот только здоровья нет, а пожить всё равно хочется.

Записала Л. Якушева, смотритель районного исторического музея.


Вложения:
шильникова капиталина.jpg
шильникова капиталина.jpg [ 31.16 КБ | Просмотров: 7370 ]
на железной дороге.jpg
на железной дороге.jpg [ 60.07 КБ | Просмотров: 7370 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 06 авг 2021, 11:46 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Вместе с почтой уходит жизнь

За период моей работы в органах связи – а это более 32 лет – у меня сложились добрые и доверительные отношения со всеми сотрудниками редакции и типографии, ибо работники почты – проводники печати в массы.
Раньше тиражи районных, областных и центральных СМИ были внушительными. Нагрузка на почтальонов превышала все нормативы, и при этом они доставляли пенсии на дом. Сегодня почтальоны ходят налегке.
Районная газета выходила ранее три раза в неделю и печаталась она, как правило, в ночное время. Мы забирали весь тираж из опорного пункта типографии в 05.00 и тотчас пускали в доставку и рассылку по району. Доставка осуществлялась ежедневно, и не было ни выходных, ни праздничных дней. Более того, в праздничные дни за счёт поздравительной корреспонденции нагрузка вырастала в разы.

На должность заместителя начальника Кирсинского райузла связи я был назначен 12 июля 1963 года, после образования Верхнекамского района. Работая в этой новой для себя должности, я окунулся в океан всевозможных проблем: высокая текучесть кадров, отсутствие транспортного сообщения внутри района и гиблое бездорожье.
Для перевозки почты по грунтовым дорогам Лойно – Кайского направления использовались лошадки. Да и в Кирсе для четырёхразового обмена с почтовыми вагонами почтовый груз перевозили на лошадях. Только леспромхозы брали на себя обязанность по перевозке почты до своих лесных посёлков на попутном автомобильном или водном транспорте.
Дорог как таковых практически не было, а в период осенне-весенней распутицы все грунтовки превращались в сплошную грязь, и при переходе через дорогу жижа затекала в резиновые сапоги.
На въезде в с. Лойно была такая болотина, что лошади тонули в грязевой жиже. А на почте в селе Кай в конце рабочего дня грязь с пола выгребали лопатами.

Зная наши беды с продвижением почтового груза внутри района, вышестоящие инстанции, как могли, помогали нам. Минсвязи РФ выделило нам из фондов Горьковского автозавода вездеход-тягач-транспортёр на гусеничном ходу. Областное управление связи выделило денежные средства на приобретение колёсного трактора «Беларусь МТЗ» и в трудную минуту оказывало нам помощь в развозке почты Лойнского куста вертолётами. Удовольствие довольно-таки дорогое, но тогда всё делалось во благо человека. А работники связи, к которым я отношу работников почты, телеграфа, телефона и радио, – это слуги народа.
И как бы ни было трудно, однако почтовая связь в нашем районе была востребована, а за период моей работы в Кирсинском райузле было вновь открыто аж десять отделений связи. Незабываемы и те года, когда за достигнутые производственные успехи коллективу связистов района присуждались переходящее Красное знамя и денежная премия.
Много воды утекло с тех пор. Чего греха таить, было всё: и взлёты, и падения. Но профессия, которой я овладел, оставила заметный след в моём сердце. Из моего общего трудового стажа в 40 лет более 32-х отдано органам связи
Жаль, что сегодня почтовые управленцы закрывают нерентабельные отделения. А когда из села уходит почта, вместе с ней начинает уходить жизнь.

С.П. Якимов, г. Кирс. «ПН», 2021 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2021, 13:38 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Иной раз побываешь на каком-нибудь фольклорном празднике, полюбуешься на пышнотелых молодух в цветастых сарафанах и ярких кокошниках да крепких молодцев в вышитых рубахах, с гармонями в руках; зайдёшь в местный музей, посмотришь на начищенные до блеска горшки и самовары, льняные рушники да дымковские игрушки; полистаешь кулинарную книгу вроде «В старину едали деды», вспомнишь «Лето Господне» Ивана Шмелёва – да и задумаешься: а с чего бы это российский народ столетие назад взбунтовался, чего ему не пелось – не плясалось? Хорошо ведь жили, натуральными продуктами питались, в натуральные ткани одевались, с хохломы да гжели ели, игрушками играли, которые и сейчас-то большинству не по карману? Не иначе как подлые враги народ с панталыку сбили!
А потом наткнёшься на какой-нибудь документ, свидетельствующий о жизни россиян той поры, и многое становится понятно. Вот и мне недавно попалось на глаза Приложение к протоколу № 3 заседания общества врачей г. Вятки 1876 года (спасибо интернету!) – работа санитарного врача Вятского губернского земства Александра Николаевича Радакова. Этот врач, в 1870 году окончивший Московский университет, составил сборник медико-топографических и санитарных сведений о Вятской губернии. Всего в сборнике 251 страница, из них 27 посвящены Кайскому краю.
Пожалуй, не стоит пересказывать весь документ – желающие смогут отыскать его в интернете. Приведу лишь выдержки, характеризующие жизнь наших предков полтора столетия назад.

Кайский край глазами врача

Кайский край составляет северную оконечность Слободского уезда и Вятской губернии. Он состоит из двух волостей – Трушниковской и Кайгородской. В Каю 13 000 жителей и на квадратную версту приходится только 1,5 человека. Почти всё его пространство покрывают леса, которые занимают более 97% всей местности и дают возможность населению селиться преимущественно только по одной линии, вдоль Кайского тракта.
Красная глина делает дороги в Каю весной и осенью непроходимыми. Невдалеке от Кайского села на берегу реки Камы залегает огнеупорная, белая и серая глина. Красная железная руда встречается почти во всём краю, но к ней примешано значительное количество серы.
Кайский край имеет обильное орошение. Кама, текущая здесь с юга на север, извивается по неровной холмистой местности и имеет весьма большое количество притоков, пробирающихся среди непроходимых лесов и болот. Вся местность, окружающая Трушниковскую волость, есть моховое болото, тянущееся по Слободскому уезду от северо-востока к северо-западу и имеющее 125 вёрст длины и 60 ширины. По этому болоту, отчасти голому, а отчасти поросшему тонким сосновым лесом, и идёт по мостам и гатям Кайский тракт на протяжении 95 вёрст.
Климат Кайскогоь края должен быть суровей всех остальных мест Вятской губернии как по его северному положению, так и по обилию лесов и т.п.

Суровый климат, выветрившаяся почва и первобытная система обработки земли с трёхпольным хозяйством делают урожаи хлебов чрезвычайно низкими, так что с Рождества населению приходится покупать хлеб.
Заволжский говорит, «что рожь в этих местах родится не больше как сам четыре. Таким образом при посеве ржи на душу 6 пуд., а овса 10 пуд., урожая приходится 24 п. ржи и 35 п. овса на ревизскую мужскую душу. После ржи и овса наиболее сеется льна, конопли же сеется весьма немного; репа родится весьма хорошо, несколько хуже картофель. Огурцы здесь не развиваются».

Население принадлежит к великорусскому племени и есть потомки новгородцев; собственно инородческих племён не встречается, но жители Кайского края настолько отличаются по своим физическим качествам от остального населения Слободского уезда, что это можно объяснить лишь тем, что они произошли не от чисто русского корня, а имеют значительную примесь инородческой крови, например, финской, либо тем, что под влиянием дурных физических условий они утратили свой первоначально-русский тип, либо тем, что оба эти условия имели место.
Что касается до первой из приведённых причин, то за неё говорит следующее.
Когда я проезжал по Кайскому тракту, то в двух населённых пунктах, именно в селе Лойнском и деревне Бутине, я встретил чудские могилы, или лучше сказать, только одни воспоминания о них, так как они теперь срыты. К этим могилам крестьяне чувствуют большое уважение и, несмотря на противодействия местного священника, постоянно на них справляют память своих предков, так как «в них похоронены их деды». Население этих мест говорит хотя и русским языком, но совершенно изломанным и с особым произношением.
Самый наружный вид жителей Кайского края подходит под описание Палласом вотяков, которые, как известно, принадлежат к финскому племени.
«Между ними, говорит Паллас, очень мало великорослых, хорошо сложенных и крепких мужчин. Женщины малорослы и некрасивы. Нет ни одного народа, между которым так многочисленны были бы рыжеволосые, как между вотяками, хотя и между ними есть субъекты, которые имеют пепельные и чёрные волосы; обыкновенны каштановые, но бороды большей частью рыжие».
Что касается до того, что дурные влияния природы ухудшили первоначальный русский тип кайца и сделали его низкорослым, с плохим развитием мускульного слоя тела, с кривыми ногами и т.д., то этого, конечно, нельзя отрицать. Постоянное голодание, тяжёлые лесные и заводские работы должны способствовать вырождению, подобно тому как выродился в северной части вятской губернии крестьянский скот под влиянием тех же неблагоприятных условий.

Для полноты описания населения мы поместим данные о движении его за 10 лет.
В Кайгородском приходе приходится один брак на 93 жителей, в Пушейском – один на 92 жителя, в Лойнском – один на 83 жителей, в Гидаевском – один на 85 жителей, в Кичановском – один на 79 жителей. Следовательно, в среднем выводе во всех означенных приходах один брак приходился на 86 жителей.
Рождаемость: в Кайгородском приходе – одно рождение на 16 жителей, в Пушейском – одно на 17 жителей, в Лойнском и Гидаевском – одно на 15 жителей, в Кичановском – одно на 16 жителей.
Смертность: в Кайгородском приходе – одна смерть на 24 жителя, в Пушейском и Лойнском – одна на 19 жителей, в Гидаевском – одна на 18 жителей, в Кичановском – одна на 22 жителя.
Средняя продолжительность жизни: в Кайгородском приходе – 20 лет, в Пушейском – 18 лет, в Лойнском – 17 лет, в Гидаевском – 16,5 лет, в Кичановском – 19 лет.
Все представленные нами данные о движении населения в Кайском краю будут только тогда особенно резки, когда мы сравним с движением населения в остальной России и Европе. В средние века средняя продолжительность жизни в Европе была 18 лет, в XIII веке 20 лет, в текущем столетии в образованной Европе от 25 до 45 лет. Следовательно, продолжительность жизни кайского жителя равна продолжительности её в Европе в средние века.

Теперь приведём за 10-летний период количество умирающих по возрастам в процентах. В Кайгородском, Пушейском, Кичановском, Гидаевском приходах до 5-летнего возраста умирает 65,7% из всех умерших, потом смертность до 35-летнего возраста постоянно падает, а отсюда до 65 лет опять возрастает: до 100 лет никто не доживает.
Смертность детей наиболее сильна в Гидаевском приходе, где браков и рождений меньше, а продолжительность жизни короче. Таким образом, этот Гидаевский приход, как показывают статистические данные, пожалуй есть наихудший в санитарном отношении во всём Слободском уезде.

Образ жизни крестьян Кайского края мало отличается от образа жизни вообще крестьянина северной полосы России. Летом усиленная работа в поле и на близлежащих заводах – Кирсинском и Песковском. Эти заводы очень плохо окупают затраченный на них труд и потому не мудрено, что на Трушниковской и Кайгородской волостях числится недоимки 125 000 руб. Зимой, которая продолжается более полугода, большинство крестьян ничего не делает, так как в Каю решительно не развиты никакие ремёсла, кроме горшечного, занимающего немного руки.
Селения большей частью расположены у подошвы холмов на берегу речек, хотя и очень мало таких, которые бы стояли совершенно в низине. Они обыкновенно состоят из одной улицы, от которой идёт несколько побочных переулков; только в одном Кайском селе несколько улиц. Все деревни огорожены, для того чтобы скот не уходил в поле, так как пастуха обыкновенно нет.
Несмотря на то, что все селения Кайского края окружены лесами и в нём нет недостатка в лесе, избы крестьян имеют в высшей степени печальный вид. Это мелкие, покосившиеся и разваливающиеся лачуги, без всяких украшений и приспособлений, с крышами из беспорядочно наваленных досок, которые сходятся под таким тупым углом, что крыша представляется почти плоской. От весьма резких перемен температуры зимы и лета, от сырости и дыма все стены избы представляют тёмно-серый цвет и обыкновенно служат весьма недолго – лет 13-20, поэтому новая изба от климатических влияний скоро кажется старой. В Каю курные избы составляют большинство, что одно уже может свидетельствовать о крайней бедности крестьян.

Форма крестьянских построек весьма разбросанная, и изба и остальные постройки стоят не в связи между собой, не под одной крышей. В этом случае двор бывает редко закрытый. Избы походят скорее на клетки чем на дома. Окон в избах на улицу большей частью три, причём одно, по середине, большое, а два по бокам маленькие, так называемые волоковые; такие же маленькие окна выходят на двор. В некоторых наиболее бедных домах из экономии стёкла в окнах заменяются брюшиною. Украшений в окнах никаких нет. Внутренность избы обыкновенно весьма непривлекательна. В левой стороне большая печь, переднюю часть избы со входа занимают огромные полати, около стен кругом расположены лавки. Света при маленьких окнах очень немного, особенно в избах, где в окнах вместо стекла вставлена брюшина.
Печи, занимающие пространства по крайней мере ? избы, делаются по-чёрному, без труб, вследствие чего в таких избах весьма черно и мрачно. Впрочем, помимо этого в избах весьма неопрятно и грязно. На дворе, где помещается скот, почти постоянно обильное скопление навоза, вонь от которого обыкновенно усиливается ещё и тем, что на двор крестьяне ходят для исполнения своих естественных нужд.

Главные гигиенические недостатки кайской избы, помимо крайне недостаточного объёма воздуха на каждого человека, это постоянный ветер, который врывается со двора из двери и приносит с собой оттуда вонь в избу. Кроме того, в избах от большого скопления людей и от большой печи постоянный жар, который крестьяне очень любят, может быть инстинктивно, оттого, что при нём меньше ощущается потребность в пище, чего, с другой стороны, можно достигнуть постоянной недеятельностью организма и в этом отчасти лежит причина постоянного зимнего лежания на печи крестьянина.
Жар, господствующий в избах, часто производит, хотя и не непосредственно, ревматизмы, так как из жаркой избы крестьяне в плохой одежде часто выходят на 35-градусный мороз.
Одежда населения мало отличается от одежды вообще великорусских крестьян. Нижнее платье делается из холста и весьма редко переменяется, так как крестьяне крайне нечистоплотны, отчего между ними часто распространены сыпные болезни. Летняя верхняя одежда портяной шабур (кафтан), зимняя – полушубок, который сшит из 4-5 овчин, впрочем, полушубки носят только зажиточные, очень же бедные не имеют полушубков и тогда надевают вместо полушубка два зипуна, сотканные бабами из овечьей шерсти. Обувь обыкновенно лапти, и сапоги только у богатых, зимой валенки. Летом носят холщовые онучи, а зимой суконные.

И в Кайский край начинают проникать современные промышленные произведения. Так, старые бабы носят ещё холщовые сарафаны, но у молодых встречаются и ситцевые, и при женитьбах обыкновенно жених дарит невесте несколько аршин ситцу либо ситцевый же платок.
Костюм женщин весьма неудобен по многим причинам. Бабы обыкновенно не носят панталон, отчего между прочим между женским населением значительно распространены маточные болезни, которые, впрочем, главным образом зависят от обыкновения крестьянок почти сейчас после родов исполнять тяжёлые работы. Мужская одежда более гигиенична, хотя, конечно, холщовая рубашка и плохой шабур мало защищают от холода. Но особенно вредно действует на здоровье обувь – лапти и холщовые онучи, как те, так и другие весьма хорошо проводят сырость. При работах крестьян в лесах, особенно весной и во время сплава леса и т.п., холщовые онучи постоянно мокры; если простое полотно хорошо проводит тепло, то мокрое оно будет проводить его несравненно лучше и таким образом мокрые онучи есть элемент, предполагающий к ревматизмам, которые весьма распространены между кайцами.
Крестьяне не подозревают, что для ребёнка особенно вредна потеря теплоты тела. Между тем дети кайских крестьян обыкновенно одеты гораздо легче взрослых и летом бегают в одних рубашках и часто без панталон, а зимой в плохом полушубке, часто нараспашку; последствия этого угадать нетрудно.
Что касается до одежды грудных детей, лежащих в люльках, то она представляет груду грязного тряпья, вонючего и пропитанного мочой.

Влияние пищи на здоровье кайца так значительно и эта пища так своеобразна, что на ней стоит остановиться подольше.
В Кайском краю уже много лет как существуют неурожаи, и хлеба обыкновенно хватает на 3-4 месяца. По отзывам крестьян Трушниковской волости в нынешнем году урожай озимого хлеба был сам третий, а ярового – сам второй: весьма естественно, что при таких урожаях и при крайне стеснённом экономическом положении крестьян не может быть и речи о достаточном питании их чистым хлебом и потому к этому последнему постоянно примешиваются отруби, зёрна различных сорных трав и т.п. Результатом всего этого выходит то, что хлеб в Кайском крае имеет весьма мало сходства с хлебом обыкновенным, а скорее представляет вид плотных чёрных лепёшек. Большей частью хлеб вынимается из печи полусырым, что ещё более увеличивает его неудобоваримость.
Таким образом, дурные качества кайского хлеба зависят, во-первых, от разных неудобоваримых примесей к нему, во-вторых, от самого способа приготовления муки, так как для просеивания муки крестьяне употребляют сита весьма грубые, мелют же зёрна часто не на мельницах, а на ручных жерновах, причём при последнем способе размельчения зерна оно растирается весьма несовершенно и, наконец, в-третьих, от плохого печения его.
Такой хлеб требует весьма много пищеварительных соков для полного своего переваривания, потому что в противном случае он известным образом разлагается в желудке и производит различные расстройства его и всего пищеварительного канала, механически растягивает брюшные внутренности, что и выражается в увеличении живота и т.п. Кроме того, весьма вредно для человека почти исключительное питание одним хлебом, как это бывает в Кайском краю. Помимо хлеба употребляется ещё и другая пища, но исключительно опять-таки растительная.
Обыкновенная повседневная пища крестьянина состоит из щей из овсяной или ячневой крупы. Только у богатых в эти щи прибавляют говядину, обыкновенно же они пустые. В щи кладётся больше картофель, так как капуста чрезвычайно плохо растёт в Кайском краю. Кроме щей в большом употреблении ещё лук и грибы, которых очень много, их солят, и зимой эти солёные грибы в очень большом употреблении.

При таком однообразном, недостаточном и плохом питании тела весьма естественно, что кайский житель употребляет различные вкусовые вещества, которые, как известно, поддерживают бодрость всего организма и пищеварения. Кайцы редко пьют простую воду, а большей частью кислый квас; соль употребляют в весьма большом количестве – около двух фунтов на человека в месяц, кроме того в сильном употреблении напитки, содержащие алкоголь. Но так как большое употребление водки не по карману кайцу, то он заменил её более дешёвым охмеляющим напитком – брагой, которую пьют в большом количестве решительно все – мужчины, женщины и дети.
Эту брагу приготовляют двумя способами – холодным и горячим. Горячим способом брагу делают так: берут овсяную муку, прибавляют туда солода и дрожжей, потом на сутки ставят в печь и, после того как её оттуда вынут, она уже готова. Под влиянием печной теплоты и дрожжей в означенной смеси происходит брожение, при котором крахмал превращается в сахар и алкоголь; последнего, впрочем, небольшое количество и для того, чтобы опьянеть, нужно выпить много браги. Брага эта представляет жёлто-зелёную, довольно густую жидкость с каким-то промозглым запахом и неприятным кисловатым вкусом.
При холодном приготовлении браги она гораздо менее хмельна, так как при невысокой температуре меньше образуется спирта. Крестьяне во время зимы, когда они большую часть времени проводят на печи, постоянно пьют брагу и потому почти всегда пьяны; как много они пьют браги, можно судить из того, что для приготовления её каждый взрослый человек потребляет не менее трёх пудов овса.

Этому повальному пьянству, между прочим, обусловленному дурным питанием крестьянина, нужно приписать немалое влияние на вырождение кайцев. Вообще всех вышеприведённых причин, кажется, совершенно достаточно, чтобы объяснить это вырождение, которое почти исключительно обусловлено дурной физической обстановкой.
Пьянство, развитие отхожих промыслов, работа на заводах и извозничество есть самые могучие причины развития в населении безнравственности, и действительно мы это видим например в соседней части Орловского уезда, где пермяки в высшей степени безнравственны. К этому же заключению должно привести и довольно значительное развитие сифилиса в Кайском крае.
Таким образом, предположить, что население Кайского края крайне безнравственно, не было бы нелогичным. К удивлению, факты совершенно противоречат этому. Несмотря на то, что парни женятся большей частью в возрасте 22 лет, а девки выходят замуж в возрасте 18-20 лет, разврата, по общим отзывам населения, положительно нет. Так, священник села Лойнского говорил мне, что всякая девушка опасается развратничать потому, что в противном случае она может быть забита до смерти. То же самое я слышал и в Трушниковском волостном правлении, и в других местах, так что, по-видимому, нельзя было не доверять так единодушно сообщаемым фактам.
Как бы то ни было, но развитие сифилиса, помимо безнравственности, можно объяснить и другими причинами.

Как и во всей Вятской губернии, в Кайском краю народ, помимо врачей и фельдшеров, часто обращается для лечения болезней к знахарям и знахаркам; и те и другие есть в каждом селе. Особенно славится знахарка, живущая в Кирсинском заводе, специальность её сифилис, против которого она окуривает киноварью и даёт сулему. Одна из причин, почему народ для лечения сифилиса обращается к знахарям, есть та, что у фельдшеров обыкновенно нет ртутных препаратов и лечить они не имеют права. Акушеркам кайцы мало доверяют, а предпочитают своих повитух, которые делают часто самые невообразимые вещи; так, при трудных родах переворачивают бабу кверх ногами, трясут её, мнут и т.п., почему мертворождения и маточные болезни не редки.
Приведём здесь ведомости фельдшеров Кайгородской, Трушниковской и Кирсинской волостей за четыре месяца (май, июнь, июль и август) настоящего года о господствующих болезнях в Каю, так как других данных мы не имеем: всего больных было более двухсот, из них с ревматизмами острыми и хроническими – 67 человек, с чесоткой – 37, с острым катаром дыхательных путей – 24, острым воспалением лёгких и плевры – 20, с болезнями глаз – 11, с перемежающейся лихорадкой – 10, с горячкой – 9, с желчным и слизистым поносом – 7, с острой сыпью разных наименований – 6, с золотухой – 6, с корью – 4, со скарлатиной, сифилисом – по одному, с водянкой – 2.
Что касается эпидемических болезней, то мы не имеем никаких полных сведений. Известно только, что ни в прошлом году, ни в нынешнем эпидемия натуральной оспы не зашла в Кайский край, что зависит единственно от того, что он лежит совершенно отдельно и сообщения с ним остального уезда почти не существует; все предохранительные меры против оспы – оспопрививание и т.п. совершенно отсутствуют в Кайском крае, медицинская же помощь состоит только из двух фельдшеров, из которых один живёт в деревне Трушниковской, а другой в селе Кайгородском. Врач живёт в селе Полом, чуть не за 200 вёрст.
В прошлом году была эпидемия скарлатины, которая началась в апреле и кончилась в конце года. Из ведомости о состоянии больных скарлатиной в одной Трушниковской волости от 17 апреля по 15 августа 1875 года видно, что из 44 больных этой болезнью умерло 7 человек. Сыпного тифа было только несколько случаев.


----
Конечно, отчёт санитарного врача отражает далеко не все стороны жизни кайского крестьянства, но и этого достаточно, чтобы понять: подавляющее большинство наших предков жило в очень тяжёлых условиях; гжель и хохлома, павлово-посадские платки и палехские шкатулки, сафьяновые сапоги и голосистые гармони были доступны рядовому крестьянину так же, как сегодня обычному россиянину доступны айфоны последней модели или полёты в космос. Борьба за выживание была основным смыслом жизни очень многих людей. Наверное, именно поэтому такой привлекательной оказалась идея о всеобщем равенстве и братстве. Привлекательной настолько, что забыв о братстве и родстве, брат пошёл на брата, а сын – на отца.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Последний раз редактировалось ХиНа 02 ноя 2021, 11:31, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 870 ]  На страницу Пред.  1 ... 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB