САМА Я ВЯТСКАЯ УРОЖЕНКА
Всегда с удовольствием читаю статьи матушки Фотиньи Сафроновой. Очень приятно, что есть у неё своё мнение, свой взгляд на окружающий мир, на людей, живущих с ней рядом, особенно приятно, что матушка Фотинья человек верующий. В наше время это большая редкость. То есть верим-то мы все, кто во что горазд. Кто в астрологию и нумерологию, кто в ведьм и колдунов, кто в чертей и предсказания, кто в инопланетян, кто в переселение душ и множественность миров, кто во всё это сразу. И это понятно, потому что вера во всё вышеперечисленное не требует от человека ни умственного, ни нравственного, ни духовного самосовершенствования. А вот на веру в Бога у нас сил не остается, ведь именно эта вера требует от человека огромной работы по совершенствованию своей души. Поэтому у меня всегда вызывает уважение человек истинно верующий и стремящийся принести свет веры людям, живущим рядом. Прочитав статью матушки Фотиньи «Вятские вы, вятские», я во многом с ней не согласилась, но к мнению автора статьи о нас, вятских, отнеслась спокойно, потому что у меня есть своё мнение по этому вопросу. Тем более что, на мой взгляд, матушка Фотинья не хотела обидеть коренных обитателей Вятской земли, а, как человек неравнодушный, попыталась заставить задуматься о нашей жизни, о том, как сделать окружающий нас мир лучше. Но вот, когда ехала в автобусе в Кирс, услышала, как две женщины очень громко и эмоционально обсуждали эту статью. Они были очень обижены и на автора статьи (как она оскорбила всех вятских!), и на редакцию газеты «Моё Верхнекамье» (как вообще можно в газете такое печатать!). И решила высказать своё мнение по этому вопросу. Сама я вятская, родилась на юге Кировской области, и мне гораздо ближе огромные луга, буквально усыпанные ирисами и ромашками, поля льна, гречихи, гороха, подсолнухов, которые буквально уходили в небо, не было им ни конца, ни края. Но и леса Верхнекамья, где мне пришлось прожить большую часть своей жизни, меня привлекают своей таинственной величавостью, неожиданным переходом от прозрачного соснового бора к непролазному ельнику, черничными и брусничными полянами, клюквенными болотами. И все мои предки люди вятские, хотя (по рассказам прабабушки со стороны отца) был в нашем роду участник восстания декабристов из Петербурга, а со стороны мамы (по рассказам бабушки), была турчанка, которую привёз прадед моего прадеда с русско-турецкой войны. Но я считаю, что по существу люди везде одинаковы. Не важно, где родился человек на Вятской земле, в Петербурге, в Сибири или Белоруссии, важно, каким он вырос. А вот каким он вырастет, родившийся человек, во многом зависит от условий, в которых ему предстоит расти. Ну а условия эти создаём мы с вами, окружающие ребёнка люди. Ну а теперь о том, в чем я не согласна с матушкой Фотиньей. Есть такое понятие – «местечковое мнение». Когда я, ещё подростком, жила с родителями в небольшом лесном посёлке, приехал к нам в посёлок парень лет 15, звали его Алёша Волков. Стал он учиться с нами в 7 классе, хотя, как я теперь понимаю, что лучше бы ему было учиться в коррекционной школе. Когда кто-либо из учителей решался его спрашивать на уроке, даже мы, дети не особенно испорченные образованием в небольшой сельской школе, понимали, что он несёт абсолютную чушь, и хохотали до упада. Особенно вспоминается один эпизод, когда Алёша опоздал на урок черчения. Учительница Светлана Андреевна спросила его: «Ты почему опоздал?» – «За точилкой ходил». – «Ну и принёс точилку?» – «Принёс» – и достаёт из-за пазухи огромный нож. Учительница, по-моему, даже немного испугалась, а мы хохотали, не могли остановиться. Через некоторое время не только в нашем классе, но и во всей школе, вместо того, чтобы сказать «Ну ты и дурак», стали говорить «Ну ты и алёша». Вот вам пример местечкового мнения. Для нас тогда слова дурак и алёша стали синонимами, но ведь это вовсе не означает, что Алексеям нужно стыдиться своего имени. Так и мнение матери матушки Фотиньи о том, что слова вятская и дура синонимы, тоже местечковое мнение, или даже мнение одного человека. Общаясь с людьми из разных регионов России, я слышала о вятских разные мнения: смекалистые, трудолюбивые, терпеливые, добрые, порядочные. Так что из-за одного местечкового мнения огорчаться не стоит. Сравнивать жизнь Вятского края и Белоруссии, особенно во времена Советского Союза, более чем некорректно. Матушка Фотинья сама пишет: «Когда в этих краях драли непосильные налоги с колхозников, когда запрещали людям держать по несколько голов скота, когда комбикорм здесь можно было достать по великому блату, там, в Белоруссии, можно было держать скота сколько душе угодно». К окраинам Советского Союза всегда было особое отношение. При централизованном распределении средств окраинным республикам давали средств гораздо больше, чем центральным регионам России. Ну как же, там заграница рядом, а мы-то куда денемся с подводной лодки, из центра России. С вятских можно было драть не три, а все десять шкур, стерпят, никуда не денутся. Или вот ещё цитата: «Никаких заводов там не было, только ремонт сельхозтехники да несколько сельхозтехникумов», а дальше матушка Фотинья перечисляет, сколько магазинов было в этом городке. Но опять же, всё это было построено и содержалось на деньги, поступающие в республику централизованно, а не было заработано именно белорусами, к которым я отношусь, поверьте, с огромным уважением. Мнение о том, что вятские люди пьяницы и матерешинники я тоже могу оспорить. Моё происхождение самое что ни на есть рабоче-крестьянское. Мама закончила два класса школы, отец – семь классов. То есть на интеллигенцию они ну никак не тянут, однако и в нашей семье, и в семьях наших родственников, не только материться, даже произносить грубые слова не разрешалось. Мне даже кажется, что пока я не приехала в Верхнекамский район, я не встречалась с людьми, употребляющими мат. Если мы, дети, ссорясь друг с другом, обзывали друг друга даже безобидными, на современный взгляд, словами, это наказывалось воспитательной беседой с бабушкой. Она нас усаживала рядком и говорила: «Вот я вам сейчас поначитаю», и примерно полчаса рассказывала нам, почему нельзя друг друга обзывать, ругаться и повышать голос, аргументируя свой рассказ тем, что Бог за такие проступки накажет и очень сурово. Я до сих пор, хотя прошло уже больше пятидесяти лет, вздрагиваю, когда слышу слишком громкие голоса, а тем более мат. В сущности, пьянство и мат – это повсеместная беда современной России. Людям твердят, что пьянство – это национальная черта русского человека, и слабые люди этому верят, и пьют, и бравируют этим. Людям твердят, что мат – это часть русской культуры, и не особенно думающие люди верят этому, и матерятся, и гордятся этим. Всё это следствие того, что многие люди не умеют, или не хотят, думать самостоятельно. Чаще всего собственные мысли им заменяют услышанные по телевизору весьма спорные суждения не всегда умных людей. Но сейчас речь идёт о нас, вятских людях. Кстати, сейчас я задумалась, а много ли в Рудничном, как и в Светлополянске, коренных вятских людей, пришла к мнению, что нас не абсолютное большинство. Очень много в наших сравнительно молодых посёлках людей, которые приехали в Вятку не по собственной воле, а по принуждению. К сожалению, эти люди тоже не всегда способствуют повышению качества жизни в Верхнекамье. Ну а с другой стороны, если мы с вами вятские люди такие смекалистые, трудолюбивые, терпеливые, добрые, порядочные, то кто тогда ломает детские площадки, пакостит в подъездах, выбрасывает на улицу мусор? Не медведь же из леса приходит, чтобы всё это сделать? Почему при въезде в Кировскую область бросаются в глаза разбитые дороги, покосившиеся, неухоженные домики? Парадокс!
Елена Чернышева.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|