Текущее время: 28 мар 2024, 16:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Судьбы кайские
СообщениеДобавлено: 06 июл 2022, 13:59 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
О сезонных песнях и плясках нашего села

В определённые дни в каждом сезоне – весной, летом, осенью, зимой – пелись в нашем селе хороводные, игровые, плясовые, уличные, беседные песни. А плясали в одной манере, но с разными построениями: хороводными рядами, «боком», «парами», просто без всякой системы.
Летом песни пелись в праздничные и воскресные дни. Местом веселья молодёжи была широкая зелёная улица.
Летние покосные песни пели, стоя в кругу, без всяких передвижений ног. Начинала песню обычно наиболее голосистая певунья, а остальные подхватывали и пели хором. Народу скоплялось очень много, и разносились далеко тягучие песни.
А в домах в это время шёл пир горой. Гости с хозяевами пели беседные песни и плясали, притопывая каблуками. Такие пиры мне тоже хорошо запомнились. Запевает, бывало, мать и выходит на круг, а за нею все остальные. В иной песне столько тоски, что плакать хочется, а они поют и находят моменты посильнее притопнуть ногой, показать свою удаль и непримиримость с горем и нуждой.

Осенью исполнялись помочанские песни. Пели их, когда назём возили. В нашей местности навоз, скопившийся в хлевах, вывозили всегда осенью, после первого снега. Для вывозки устраивались помочи. Утром во двор хозяина приезжали со своими лошадьми, впряжёнными в сани, несколько (не менее 15-ти) человек. Они целый день возили со двора навоз в поле и оставляли его кучами до весны. Верхом на лошадях обычно ездили подростки, а взрослые выполняли более тяжёлую работу – накладывали навоз на сани и сбрасывали его в поле. Для нас – детей – эта работа была праздником. Я сама ездила верхом на лошади, везущей сани с навозом. Всех работников хозяева кормили три раза в день и поили пивом и брагой. А вечером устраивали вечеринку для молодёжи. Плясали под гармошку и пели песни. Хозяин должен помочь всем, кто помогал ему. Обычно навозные помочи тянулись недели две.

Зимой, на святки (с 25 декабря до 6 января по старому стилю) молодёжь устраивала так называемые «игрища», где по вечерам собирались девушки и парни поплясать под песни. Для этих целей договаривались с одинокой вдовой или бездетными стариками и занимали их избу. Зажигали подвешенную под потолком керосиновую лампу; на лавки, поставленные вдоль стен от переднего угла, садились парни и девушки. Приходили люди и старшего возраста, и, конечно, подростки посмотреть на веселье молодёжи. Плясали боком и парами.
Боком плясали только девушки. Как только начинали петь игрищные песни, на свободный круг выходили две девушки и становились одна против другой. В первой фигуре они начинали двигаться плавно боком, каждая в правую сторону. Во второй фигуре они, дойдя до крайних точек, с приплясыванием одновременно переходили на противоположную сторону. В третьей фигуре каждая снова двигалась боком в правую сторону до крайней точки. При переходе они усиливали темп притоптывания. Так плясали до конца песни и садились на место.
С новой песней выходила другая пара девушек, показывая своё искусство в пляске, которое заключалось ещё и в умении вести себя. Каждая девушка старалась показать свою осанку, умение держать гордо голову, двигаться плавно, перебирая ногами, красиво приплясывать при переходе с одной стороны на другую. Ведь на неё были устремлены взоры всех сидящих на игрищах. Пожилые нередко после пляски говорили: «Какая красивая да статная девка у Семёна», или – «Совсем никудышная девка-то у Ивана, даже и плясать не умеет». Таким образом, это был своеобразный смотр девушек, выбор невест.
Пляска боком иногда сменялась пляской парами. Здесь принимали участие и парни. Под пляски парами пели «паровые» песни.
Для пляски парами становятся в две шеренги одна против другой: с одной стороны парни, с другой – девушки. Парень правой рукой берёт правую руку девушки, стоящей напротив него. Пляшущие пары одна за другой боком двигаются в правую сторону до определённого места (сколько позволяет пространство).
Дойдя до этого места, не изменяя позиции (боком), шеренги-пары идут в обратную, левую сторону. Так двигались вправо и влево до конца песни. Под песню приплясывали то сильнее, то слабее. В зависимости от темпа песни то идут спокойно, то, при ускорении темпа, приплясывают, двигаясь быстрее.

Весной и летом на улице, когда поют песни «А мы просо сеяли» и «Да вы княгини, да молодые», встают в две шеренги одна против другой на расстоянии двух-трех метров. В шеренге все берутся за руки как и в предыдущих описаниях, одна шеренга – по возможности из парней, другая – из девушек. Когда поют «А мы просо сеяли», шеренга парней медленно под песню двигается вперёд, приближаясь к шеренге девушек, затем, дойдя до них, отодвигается на прежнее место. Со следующим куплетом песни на месте стоят парни, двигаются к ним девушки. Так продолжается на протяжении всей песни.
За песней «А мы просо сеяли» сразу же начинают петь «Да вы княгини, да молодые». Танцуют так же.

После хоровода пели «паровую» песню и ходили парами. Когда поют песню «Подойду, подступлю», становятся так же, как и при пляске парами. Парни берутся за руки с девушками, стоящими напротив, и ходят «боком» вправо и влево. Со словами песни «растворю я широкие воротечка» руки разжимают и опускают, получается свободный проход между шеренгами. Крайняя справа девушка проходит по всему проходу. Одновременно её партнёр идёт параллельно с нею за шеренгой. Оба – и парень и девушка – становятся в шеренге парней на другом конце.
Песню начинают снова, и к концу её шеренга парней опять пополняется девушкой. Поют до тех пор, пока все девушки перейдут в ряд парней. Когда образуется одна длинная шеренга, начинают петь «Вьюнчики, вьюнчики» и заплетают «плетень».
Описывая хороводы и пляски, хочется сказать немного и об одежде.
В старое время женщины и девушки носили сарафаны и белые рубашки. Всё это шили из холста. Рубашки – из белого, сарафаны – из пёстрого, вытканного разными клетками; иногда на синем холсте печатали разные рисунки краской. Праздничная одежда шилась из ситца, сатина, а сарафаны даже из шёлка (в зажиточных семьях). Низ рубашки – стан, станина, пришивался всё равно из холста, хотя верх и был ситцевый. Сарафан надевался на рубашку и по талии перетягивался поясом (самотканым). Кроме сарафанов носили и китайники, расклешённые книзу. В обычное рабочее время надевали фартук, по-нашему – запон. Голова женщины покрывалась красным платком, а в праздники надевали наколку или шамшуру. Осенью и весной девушки и женщины носили «курточки» (это жакеты из домотканого сукна, сшитые в талию). Зимой носили шубы тоже в талию из овчины. Мужчины носили рубашки-косоворотки и простые штаны. В рабочее время, как и у женщин, всё было из холста. Рубашки из мелкой пестряди (холст в мелкую клетку), штаны в полоску. В праздники – рубашки ситцевые, сатиновые, штаны из тёмного материала; в прохладное время – кафтаны в талию, из сукна (своего изготовления) или тёмного холста, зимой – шубы из овчины. Самым распространённым видом обуви и летом и зимой для всех были лапти. Причём лапти заплетали только из лыка, а потом «выковыривали» (прошивали) их берестом. Иногда носили «коты» из кожи.

А.А. Кенина.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Судьбы кайские
СообщениеДобавлено: 06 июл 2022, 14:02 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Свадебные песни нашего села

Свадьбы совершались обычно после Крещения (с 6-го января по ст. стилю).
Сватать едут родители (или только мать) с женихом. Если сватовство кончается благополучно, то через неделю назначается день «пропивания» или рукобитья.
На рукобитье даётся окончательное согласие родителей невесты, договариваются о дне свадьбы, о приданом, и о том, кого и чем должна одарить невеста.
При сватовстве и рукобитье песни не поются.
Поют песни на девичнике, когда собираются у невесты подруги, приходят жених с товарищами, приносят гостинцы. Девушки начинают величать сначала жениха. После жениха величают этой же песней всех парней, подбирая им «невест». Поют до тех пор, пока парень не будет доволен «невестой». Каждый после величания должен дать девушкам деньги (обычно серебро). Днём, когда шьют приданое и готовят подарки, девушки поют и другие свадебные песни, но это как бы репетиция к предстоящим празднествам.

Множеством разных песен сопровождается обряд обручения. Происходит этот обряд вечером, накануне свадьбы. К нему готовятся заранее. Девушки наряжаются и усаживаются на лавках напротив стола, поодаль. Им предстоит петь свадебные песни. Для гостей накрывается стол. На скатерть раскладываются кучками для каждого гостя: снизу два ломтика хлеба, на хлеб по две шаньги (ватрушки с картофелем и крупой) и сверху пирожок с мясом или другой начинкой (капустные пироги не стряпали, «чтобы не была пустая жизнь»). Посредине стола клали каравай чёрного хлеба с солью. Всё это накрывали скатертью до прихода гостей. К вечеру приезжают гости. При входе их в горницу девушки поют встречную песню. Все гости усаживаются за стол и ожидают появления невесты. Выходит невеста одна, при полной тишине. В это время даже трубу закрывают, «чтобы не улетело счастье». Она подходит к столу и низко кланяется гостям на все стороны. Гости встают. Жених берет невесту за руки, надевает ей кольцо и ведёт за стол под песню девушек.

Когда усядутся все гости, мать невесты открывает стол (убирает каравай хлеба и скатерть) и приносит полное блюдо блинов, свёрнутых вчетверо и сверху закрытых целым блином. Жених снимает первый верхний блин и кладёт его на стол. Девушки зорко следят за этим моментом, чтобы запеть песню. Всем гостям подают по чарке вина, обносят брагой и пивом. Они закусывают блинами. Угощая гостей вином, пивом и брагой, подают следующее кушанье – пирог с рыбой.
Девушки поют песни, потом начинают величать жениха. Этой песней величают и других гостей после третьего, пятого и шестого кушаний.
Третьим кушаньем бывает студень. Его едят под песни. Угощение напитками продолжается пока сидят за столом. На четвёртое подаются щи. Девушки снова поют песни. Под пятое кушанье – холодное мясо, обычно отваренный язык, девушки тоже поют и по очереди величают гостей всё той же песней. Шестое кушанье – жаркое с мясом тоже подаётся под пение песен.
В семьях побогаче подавалось на стол восемь кушаний, а в остальных только шесть. Каравай должен быть нечётным.

После подачи всех кушаний мать невесты приносит каравай с солью, закрывает стол скатертью. Величание продолжается до тех пор, пока не повеличают всех гостей за столом. После этого староста, выбранная из девушек, подходит к столу и собирает с гостей за величание деньги. Она, приплясывая, поёт: «Полно, сват, томить, пора девушек дарить, нам красным девицам на кисточки, на монисточки, на алые ленточки, на позументочки. Сватушка, не скупися, тебе тем казну не скопите, чёрный кафтан не купити». Гости все, кто сколько может, дают деньги, девушки поют: «Да спасибо, новый (имярек) сватушка, от тебя нам дары дошли, от тебя нам великие. Да одна гривна золотая, а другая серебряная». Гости выходят из-за стола и вместе с девушками начинают плясать под песни. Жених и невеста всё время сидят за столом. Гости за стол больше уже не садятся. Пляшут, попивая пиво с бражкой, и расходятся по домам поздно ночью. Невеста остаётся дома, а девушки провожают жениха с плясовыми песнями и нередко заходят к жениху, где их угощают.

В день свадьбы, утром, девушки забирают постель невесты и увозят её в дом жениха. Их катают по селу в санках или телегах, запряжённых парой лошадей с лентами в гриве и в дуге, и, конечно, с колокольчиками. Девушки поют свадебные песни. На крыльце их встречает сам жених. Принимая постель, даёт им деньги. Девушки с песнями и приплясыванием входят в дом, заправляют постель. Их поят пивом, брагой, кормят. После угощения они снова проезжают с песнями по улицам и возвращаются к невесте.
После такого веселья настроение резко меняется. Все девушки уходят с невестой на «середь» (в кухню) за занавес и здесь начинаются причёты. Вначале обращение к отцу и матери: «Благословляй-ко, родимый батюшка, ты своим-то благословеньицем...». (Точно такое же обращение к матери.) При обращении к замужней сестре поют: «И научи-ка, мила сестрица, как жила да приживалася, к своему ты свёкру-батюшке да свекрови своей матушке».

Венчание совершалось всегда днём. Пока у невесты происходили причёты, у жениха в это время собирался стол, за который садились только гости, которые поедут в свадебном поезде вместе с женихом: тысяцкий-крёстный, две свахи, двое дружек. Закусывали слегка. Жених ничего не ел до брака. Родители за стол не садились. После закуски родители благословляли сына и провожали его из дома. Все садились в свадебные нарядные повозки и ехали за невестой.
В доме невесты шли сборы к венцу. Девушки встречали жениха песней «Не было ветра». Первыми входили дружки. Подходили к занавесу и подавали невесте, сидящей с подругами и свахами, кусок мыла. Дружкам поют «Не ходи, дружко, посереди», а свахам жениха – «Я не знала, не ведала, ко мне сваха приехала». Четыре свахи (от жениха и невесты) идут убирать невесту к венцу. Под песню невеста умывается из чаши, в которую на дно опущено кольцо. При вытирании полотенцем и одевании платья поют «Одевайся-ко, умница». Как только оделась, поют «Бела, бела умылася». При расплетании косы (девушки венчались с распущенными волосами, перевязанными лентой, но без банта) пели «Раструбилася трубонька», а при одевании фаты – «Как на тихих-то на заводях».
Теперь невеста готова к выходу. Все гости сидят торжественно, тихо. Отец (мать или брат) берёт невесту за правую руку, покрытую носовым платком, выводит к гостям. Девушки бесшумно проходят на свои места и поют «Не сама ли выходила». Передавая жениху дочь, отец желает счастья своим детям. В тот момент, когда жених берёт невесту за руку и ведёт за стол, закрытый, как и в обручение, белой скатертью, мать открывает стол, гости закусывают (пирогом и щами). Во время закуски девушки поют величальную гостям, варьируя текст: «Лучше всех новобрачный зять», потом «Лучше всех княже тысяцкий», «Лучше всех княжа свахонька». А про невесту поют: «Лучше всех дорогая гостейка». После величания стол закрывают скатертью. Жених ведёт невесту из-за стола. Отец невесты берёт икону, мать – каравай хлеба, и они поочередно благословляют молодых, преклонивших колена перед родителями. Девушки поют «Не низко, не высоко». После благословения одеваются ехать к венцу. Девушки поют снова «Жарко, жарко камню на горе». При выходе на улицу девушки поют и пляшут. Отец и мать садятся за закрытый стол на место молодых, а провожать не выходят.

Свадебный пир после венчания совершается в доме жениха. Родители жениха встречают молодых с иконой, хлебом и солью. Мать кладёт каравай хлеба на голову невестки, которая несёт его до стола. При снятии с головы она откусывает краешек каравая и кладёт каравай на стол: это делается для того, чтобы «жить сытно и богато».
До начала угощения все четыре свахи уводят молодую за занавес и «окручивают»: снимают с головы подвенечное убранство (цветы, вуаль), заплетают волосы в две косы с прямым пробором и обвивают косы вокруг головы. При заплетании кос просят у молодого деньги, которые вкладывают в косы, «чтобы жилось богато». Голову покрывают красным платком, а у зажиточных надевают наколку или шамшуру – более дорогое убранство. Часто на колени молодой сажают мальчика, чтобы первым ребёнком был сын.
К столу «молодушка» выходит одна, кланяется всем гостям и садится рядом с молодым.
Пока переодевают невесту, дружки едут за родителями молодой и её сундуком. По дороге обратно поют «Ты труба ли трубонька».

После сбора всех начинается столованье-угощенье. Теперь главными за столом становятся гости невесты. Перед угощением молодушка одаривает родных жениха. Гости поют «Уж я стала дары дарить». Затем молодых с песнями и плясками уводят в подклеть, а пир продолжается до ночи.
Второй день гулянья называют «Пироги», потому что стряпают пироги с участием молодушки. Гости всячески подшучивают над молодушкой: в тесто подкладывают спички, камушки, бросают на пол мусор, заменяют полотенца грязными тряпками и проч. Гости веселятся, ходят ряжеными по селу, поют свадебные и плясовые песни и непременно песню «У чарочки, у серебряной». Долго разносится их весёлый смех и песни. Так заканчивается свадьба и начинается новая жизнь для молодой женщины, зачастую полная горечи и печали.

А.А. Кенина.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Судьбы кайские
СообщениеДобавлено: 06 июл 2022, 14:06 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Анна Васильевна Руднева рассказывала в статье к сборнику «Народные песни Кировской области»:

«Анисья Александровна Кенина пришла в кабинет народной музыки Московской консерватории в июне 1966 года и предложила напеть песни своей родины – села Кайгородского Слободского района Кировской области.
Был на исходе последний рабочий день недели. Не очень хотелось настраиваться на деловой разговор, но репертуар, тембр голоса, чистота интонации, уверенная манера петь, явная увлечённость певицы всерьёз заинтересовали меня. Окончательно завладела она моим вниманием, запев свадебную песню в оригинальном трёхдольном ритме, прихлопывая в ладоши и притопывая ногами.
Это было неожиданно и ново. Стало ясно – надо записывать, и немедленно. Условились о встрече.

Анисья Александровна в назначенный час пришла со старшей сестрой Анной Александровной, по мужу Бураковой. Обе они – в прошлом учительницы, ныне пенсионерки. Усвоив песни от матери, знают их с детства. В юные годы участвовали в сельских праздниках и пели с подругами на свадьбах.

Анисья Александровна знает много разных песен, и в один сеанс записи (работали три часа) мы не уложились. Назначили вторую встречу, неделю спустя, и в этот раз Анисья Александровна уже без сестры напела ещё столько же песен. Всего от неё было записано на магнитофон 82 песни – свадебные, зимние святочные, летние хороводные, трудовые, покосные, помочанские и беседные.
Тексты песен и комментарии к ним Анисья Александровна написала сама и принесла мне. Профессия учительницы помогла ей вкратце изложить содержание свадебного обряда и установить порядок исполнения песен по ходу свадебной игры. Тексты были записаны очень чётко, подробно, с верным ощущением музыкально-поэтической строфы.

Напевы А.А. Кениной были расшифрованы мною в 1966-1968 годах. Для их публикации потребовались дополнительные усилия и составителя и исполнителя для оформления песенного репертуара певицы в небольшой законченный сборник.
А.А. Кенина отнеслась к этому очень ответственно. Съездила на родину, повидалась со своими сверстницами, восстановила в памяти некоторые музыкально-этнографические подробности, уточнила сведения о свадебном обряде и народной хореографии (записала построение хороводов, ритмы и танцевальные движения в зимних святочных и летних играх). О своих земляках, помогавших ей, она говорит особенно тепло и с благодарностью.

Художественная значимость публикуемых песен бесспорна. Интонационно-поэтическая образность некоторых из них вызывает ассоциации с ранними произведениями П.И. Чайковского. Цельный в жанровом отношении репертуар А.А. Кениной в её интеллигентной городской интерпретации как бы противостоит крестьянскому колориту песен ценной коллекции С.Л. Браз (см. сборник «Песни реки Лузы» в этой же серии). И в то же время, между календарными напевами А.А. Кениной и хоровыми партитурами покосных (тоже календарных) песен Лузского района нетрудно заметить определённое жанровое единство.
Песни А.А. Кениной являются существенным дополнением к сборнику «Народные песни Кировской области» П. Мохирева, С. Браз и В. Харькова (М., «Советский композитор», 1969) и могут быть ценным материалом для исследования песенного фольклора области.

Продолжая традицию коллективного участия в подготовке песен Кировской области к печати, я считаю возможным представить читателям А.А. Кенину не только как исполнительницу песен, но и как горячую их пропагандистку, приложившую усилия к записи текстов, описанию свадебного обряда, как автора развёрнутых примечаний к песням календарного цикла (к сожалению, в данном сборнике значительно сокращённых).
Условия настоящего издания обязывали нас представить сборник малообъёмным и легким, не перенасыщенным разъяснительным и справочным материалом. Поэтому мы отобрали из репертуара певицы наиболее значительные мелодии с приложением некоторых текстов, поющихся на тот же напев».

Пластинка с песнями, напетыми А.А. Кениной, была составлена в 1975 году. Необходимая реставрация записей, сделанных на бытовом магнитофоне, была выполнена Всесоюзной студией грамзаписи фирмы «Мелодия».


Вложения:
кай, 1950 г..jpg
кай, 1950 г..jpg [ 94.6 КБ | Просмотров: 794 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB