Свадебные песни нашего села
Свадьбы совершались обычно после Крещения (с 6-го января по ст. стилю). Сватать едут родители (или только мать) с женихом. Если сватовство кончается благополучно, то через неделю назначается день «пропивания» или рукобитья. На рукобитье даётся окончательное согласие родителей невесты, договариваются о дне свадьбы, о приданом, и о том, кого и чем должна одарить невеста. При сватовстве и рукобитье песни не поются. Поют песни на девичнике, когда собираются у невесты подруги, приходят жених с товарищами, приносят гостинцы. Девушки начинают величать сначала жениха. После жениха величают этой же песней всех парней, подбирая им «невест». Поют до тех пор, пока парень не будет доволен «невестой». Каждый после величания должен дать девушкам деньги (обычно серебро). Днём, когда шьют приданое и готовят подарки, девушки поют и другие свадебные песни, но это как бы репетиция к предстоящим празднествам.
Множеством разных песен сопровождается обряд обручения. Происходит этот обряд вечером, накануне свадьбы. К нему готовятся заранее. Девушки наряжаются и усаживаются на лавках напротив стола, поодаль. Им предстоит петь свадебные песни. Для гостей накрывается стол. На скатерть раскладываются кучками для каждого гостя: снизу два ломтика хлеба, на хлеб по две шаньги (ватрушки с картофелем и крупой) и сверху пирожок с мясом или другой начинкой (капустные пироги не стряпали, «чтобы не была пустая жизнь»). Посредине стола клали каравай чёрного хлеба с солью. Всё это накрывали скатертью до прихода гостей. К вечеру приезжают гости. При входе их в горницу девушки поют встречную песню. Все гости усаживаются за стол и ожидают появления невесты. Выходит невеста одна, при полной тишине. В это время даже трубу закрывают, «чтобы не улетело счастье». Она подходит к столу и низко кланяется гостям на все стороны. Гости встают. Жених берет невесту за руки, надевает ей кольцо и ведёт за стол под песню девушек.
Когда усядутся все гости, мать невесты открывает стол (убирает каравай хлеба и скатерть) и приносит полное блюдо блинов, свёрнутых вчетверо и сверху закрытых целым блином. Жених снимает первый верхний блин и кладёт его на стол. Девушки зорко следят за этим моментом, чтобы запеть песню. Всем гостям подают по чарке вина, обносят брагой и пивом. Они закусывают блинами. Угощая гостей вином, пивом и брагой, подают следующее кушанье – пирог с рыбой. Девушки поют песни, потом начинают величать жениха. Этой песней величают и других гостей после третьего, пятого и шестого кушаний. Третьим кушаньем бывает студень. Его едят под песни. Угощение напитками продолжается пока сидят за столом. На четвёртое подаются щи. Девушки снова поют песни. Под пятое кушанье – холодное мясо, обычно отваренный язык, девушки тоже поют и по очереди величают гостей всё той же песней. Шестое кушанье – жаркое с мясом тоже подаётся под пение песен. В семьях побогаче подавалось на стол восемь кушаний, а в остальных только шесть. Каравай должен быть нечётным.
После подачи всех кушаний мать невесты приносит каравай с солью, закрывает стол скатертью. Величание продолжается до тех пор, пока не повеличают всех гостей за столом. После этого староста, выбранная из девушек, подходит к столу и собирает с гостей за величание деньги. Она, приплясывая, поёт: «Полно, сват, томить, пора девушек дарить, нам красным девицам на кисточки, на монисточки, на алые ленточки, на позументочки. Сватушка, не скупися, тебе тем казну не скопите, чёрный кафтан не купити». Гости все, кто сколько может, дают деньги, девушки поют: «Да спасибо, новый (имярек) сватушка, от тебя нам дары дошли, от тебя нам великие. Да одна гривна золотая, а другая серебряная». Гости выходят из-за стола и вместе с девушками начинают плясать под песни. Жених и невеста всё время сидят за столом. Гости за стол больше уже не садятся. Пляшут, попивая пиво с бражкой, и расходятся по домам поздно ночью. Невеста остаётся дома, а девушки провожают жениха с плясовыми песнями и нередко заходят к жениху, где их угощают.
В день свадьбы, утром, девушки забирают постель невесты и увозят её в дом жениха. Их катают по селу в санках или телегах, запряжённых парой лошадей с лентами в гриве и в дуге, и, конечно, с колокольчиками. Девушки поют свадебные песни. На крыльце их встречает сам жених. Принимая постель, даёт им деньги. Девушки с песнями и приплясыванием входят в дом, заправляют постель. Их поят пивом, брагой, кормят. После угощения они снова проезжают с песнями по улицам и возвращаются к невесте. После такого веселья настроение резко меняется. Все девушки уходят с невестой на «середь» (в кухню) за занавес и здесь начинаются причёты. Вначале обращение к отцу и матери: «Благословляй-ко, родимый батюшка, ты своим-то благословеньицем...». (Точно такое же обращение к матери.) При обращении к замужней сестре поют: «И научи-ка, мила сестрица, как жила да приживалася, к своему ты свёкру-батюшке да свекрови своей матушке».
Венчание совершалось всегда днём. Пока у невесты происходили причёты, у жениха в это время собирался стол, за который садились только гости, которые поедут в свадебном поезде вместе с женихом: тысяцкий-крёстный, две свахи, двое дружек. Закусывали слегка. Жених ничего не ел до брака. Родители за стол не садились. После закуски родители благословляли сына и провожали его из дома. Все садились в свадебные нарядные повозки и ехали за невестой. В доме невесты шли сборы к венцу. Девушки встречали жениха песней «Не было ветра». Первыми входили дружки. Подходили к занавесу и подавали невесте, сидящей с подругами и свахами, кусок мыла. Дружкам поют «Не ходи, дружко, посереди», а свахам жениха – «Я не знала, не ведала, ко мне сваха приехала». Четыре свахи (от жениха и невесты) идут убирать невесту к венцу. Под песню невеста умывается из чаши, в которую на дно опущено кольцо. При вытирании полотенцем и одевании платья поют «Одевайся-ко, умница». Как только оделась, поют «Бела, бела умылася». При расплетании косы (девушки венчались с распущенными волосами, перевязанными лентой, но без банта) пели «Раструбилася трубонька», а при одевании фаты – «Как на тихих-то на заводях». Теперь невеста готова к выходу. Все гости сидят торжественно, тихо. Отец (мать или брат) берёт невесту за правую руку, покрытую носовым платком, выводит к гостям. Девушки бесшумно проходят на свои места и поют «Не сама ли выходила». Передавая жениху дочь, отец желает счастья своим детям. В тот момент, когда жених берёт невесту за руку и ведёт за стол, закрытый, как и в обручение, белой скатертью, мать открывает стол, гости закусывают (пирогом и щами). Во время закуски девушки поют величальную гостям, варьируя текст: «Лучше всех новобрачный зять», потом «Лучше всех княже тысяцкий», «Лучше всех княжа свахонька». А про невесту поют: «Лучше всех дорогая гостейка». После величания стол закрывают скатертью. Жених ведёт невесту из-за стола. Отец невесты берёт икону, мать – каравай хлеба, и они поочередно благословляют молодых, преклонивших колена перед родителями. Девушки поют «Не низко, не высоко». После благословения одеваются ехать к венцу. Девушки поют снова «Жарко, жарко камню на горе». При выходе на улицу девушки поют и пляшут. Отец и мать садятся за закрытый стол на место молодых, а провожать не выходят.
Свадебный пир после венчания совершается в доме жениха. Родители жениха встречают молодых с иконой, хлебом и солью. Мать кладёт каравай хлеба на голову невестки, которая несёт его до стола. При снятии с головы она откусывает краешек каравая и кладёт каравай на стол: это делается для того, чтобы «жить сытно и богато». До начала угощения все четыре свахи уводят молодую за занавес и «окручивают»: снимают с головы подвенечное убранство (цветы, вуаль), заплетают волосы в две косы с прямым пробором и обвивают косы вокруг головы. При заплетании кос просят у молодого деньги, которые вкладывают в косы, «чтобы жилось богато». Голову покрывают красным платком, а у зажиточных надевают наколку или шамшуру – более дорогое убранство. Часто на колени молодой сажают мальчика, чтобы первым ребёнком был сын. К столу «молодушка» выходит одна, кланяется всем гостям и садится рядом с молодым. Пока переодевают невесту, дружки едут за родителями молодой и её сундуком. По дороге обратно поют «Ты труба ли трубонька».
После сбора всех начинается столованье-угощенье. Теперь главными за столом становятся гости невесты. Перед угощением молодушка одаривает родных жениха. Гости поют «Уж я стала дары дарить». Затем молодых с песнями и плясками уводят в подклеть, а пир продолжается до ночи. Второй день гулянья называют «Пироги», потому что стряпают пироги с участием молодушки. Гости всячески подшучивают над молодушкой: в тесто подкладывают спички, камушки, бросают на пол мусор, заменяют полотенца грязными тряпками и проч. Гости веселятся, ходят ряжеными по селу, поют свадебные и плясовые песни и непременно песню «У чарочки, у серебряной». Долго разносится их весёлый смех и песни. Так заканчивается свадьба и начинается новая жизнь для молодой женщины, зачастую полная горечи и печали.
А.А. Кенина.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|