«Господь всех кормит, но не все об этом знают»
14 сентября состоялся очередной Симеоновский крестный ход на р. Порыш, но ещё ранним утром 12 сентября от Свято-Никольской церкви п. Рудничного вышла группа паломников во главе с о. Леонидом Сафроновым, чтобы совершить традиционный многодневный пеший переход по маршруту Рудничный – Порыш – Рудничный. Среди этих людей был человек, с которым я надеялась поговорить, но опоздала – крестоходцы отправились в путь ранним утром, несмотря на холод и дождь. «Ничего, дальше Лойно они сегодня не уйдут, – успокоила меня матушка Фотиния Сафронова, – вечером попробуем их там застать». Лойно встретило нас стремительно надвигающимися сумерками. В сгущающейся темноте ярко светились окна недавно построенной церкви – там завершился молебен. Я удивилась количеству людей – лойнцы, пришедшие встретить крестоходцев; «свои», рудниковские (одна женщина уже преодолела посильный для неё путь и засобиралась домой); иногородние, которых я раньше не видела (у одной из паломниц из Сыктывкара разболелась нога, но она отказалась возвращаться в Рудничный, всё-таки надеясь с Божией помощью дойти до Порыша), тоже «свои», но уже приехавшие издалека: Игорь, Денис, Олег… нет, теперь уже священник Олег Шилин, приехавший из Луганской области, – именно с ним мне хотелось поговорить. Честно говоря, я бы не обиделась, если бы тихий и погружённый в свои мысли отец Олег отказался от беседы – продрогшим и уставшим паломникам было пора куда-то устраиваться на ночлег, чтобы отдохнуть перед долгой дорогой. Но он согласился ответить на мои вопросы. Понимая, что времени у меня немного, я спешила спросить о самом важном, перескакивая с темы на тему, и, наверное, что-то упустила, хотя на главный для себя вопрос успела получить ответ. Олег Шилов родился в Подмосковье. Сегодня ему кажется, что верующим он был всегда. Наиболее яркое событие детства: они с младшим братом после просмотра какой-то религиозной телепередачи решают помолиться, встают на колени, повторяют за диктором слова молитвы, и вдруг что-то происходит – Олег отчётливо чувствует, что в этом мире он не одинок, и ощущает присутствие Бога. Благодать – это чувство, даруемое исключительно по милости Божией, и взрослому человеку его нечасто доводится испытать, но детская молитва, видимо, быстрее доходит до Господа. Олег не помнит, какую молитву они тогда читали, сколько ему было лет, но он навсегда запомнил то потрясающее чувство души, наполненной Благодатью. Он был обычным ребёнком и не ходил в церковь, хотя в его роду по отцовской линии – глубоко верующие люди, в том числе из старообрядческих семей, и кто-то из предков даже подвизался на Афоне. Олег не избежал ошибок молодости, одна из которых привела в исправительную колонию № 5 п. Лесного (ныне – ИК-25 УФСИН России по Кировской области). Наверное, он никогда не думал о том, что станет священником. Но здесь, в колонии, он познакомился с верующими людьми, и они начали вместе молиться, а затем судьба свела их с о. Леонидом Сафроновым, который стал духовно окормлять верхнекамские колонии. Судя по всему, эта встреча стала судьбоносной. Вскоре осуждённые выстроили в колонии красавицу-церковь (кстати, во время строительства Олег едва не погиб: падающее с высоты бревно каким-то чудом не задело его), начались регулярные Богослужения. И постепенно Олег стал воцерковлённым человеком. После освобождения Олег не уехал домой, к родным, как они того хотели, а на несколько лет остался при Свято-Никольской церкви п. Рудничного. Вместе с о. Леонидом он возрождал в 2006 году Симеоновский крестный ход на р. Порыш. Со временем отец Леонид, присмотревшись к Олегу, посоветовал ему получить духовное образование, в будущем стать священником, но всё оказалось не так-то просто. Однажды на Великорецкий крестный ход прибыла группа паломников из Луганской области. Возглавлял группу протоиерей о. Аркадий. Так уж получилось, что луганские паломники примкнули к опытным крестоходцам во главе с о. Леонидом Сафроновым. Духовная дочь о. Аркадия приглянулась Олегу, и вскоре они с Людмилой создали семью. Так Олег оказался на Украине, в Луганской области. В селе Долгое он вместе с супругой стал служить в церкви Иверской иконы Божией матери. Долгое – село небольшое, в нём проживает лишь несколько сотен человек, а на церковные службы приходят единицы. Олегу нередко приходилось ездить в Россию на заработки (он хороший печник), чтобы прокормить семью, в которой один за другим родились трое детей. Со временем он обзавёлся своей пасекой, ведь мёд – незаменимый продукт для верующего человека, соблюдающего посты. А в октябре 2016 года он был рукоположен во священники, хотя духовное образование получить так и не успел. Произошедший на Украине госпереворот о. Олег называет ёмким словом «война». Село Долгое, которое с 2014 года находится под контролем самопровозглашённой Луганской народной республики, оказалось практически на переднем крае – линия разграничения противодействующих сторон проходит по реке Северный Донец, протекающей всего в трёхстах метрах от села. Как и бывает в таких случаях, народ поначалу потянулся в церковь. Пригодился опыт Великорецкого крестного хода – прихожане, напуганные известиями о разрушениях и жертвах, приняли решение каждый день ходить крестным ходом вокруг своего села, и за два года в Долгое не прилетел ни один снаряд, даже осколки не перелетали за тропинку, протоптанную крестоходцами. Но всё-таки кругом была война, и сельчане натерпелись от страха и бытовых проблем (из-за обстрелов постоянно выходили из строя линии электропередачи, а значит, начинались проблемы с водоснабжением). Шилиным тоже приходилось несладко, ведь малые дети требуют ухода (младшей дочери на сегодняшний день полтора года, старшей – три, сыну – шесть с половиной). И нередко, когда электричество снова отключалось на неизвестный срок (попробуй-ка быстро восстановить электросети, если идёт обстрел), матушка просила малышей помолиться вместе с родителями. И вскоре лампочки в доме загорались! (Так и предвижу мнение скептиков: «Совпадение!») Но постепенно боевые действия возле села поутихли, народ успокоился, и крестные ходы стали казаться не таким важным делом. Всё меньше людей выходило на ежедневный крестный ход вокруг села, бывало, что о. Олег совершал ход вдвоём с сыном. И последствия не заставили себя долго ждать. Сначала осколки снарядов стали перелетать через крестоходную тропинку, а потом случилась и трагедия... Местный житель выехал на встречу с сыном из Долгого на автомобиле и погиб под обстрелом: сгорел в машине на глазах у своего сына... А ведь до этого село являлось единственным в округе, где не было жертв и разрушений (ещё одно совпадение?). Много трудностей претерпели жители Луганщины за последние три с половиной года. Отец Олег рассказывает, что иногда в доме заканчивались все припасы, уже был использован последний памперс, и становилось совершенно неясно, чем завтра кормить детей, как вдруг от кого-то передавали посылку, а ней и памперсы, и продукты первой необходимости (не слишком ли много совпадений?). Жителям с. Долгого и сегодня живётся непросто: пенсии – по 1500-2000 российских рублей, зарплата в размере 5000 рублей в месяц считается очень высокой. Как, за счёт чего выживают? «Бог всех кормит, но не все об этом знают», – говорит о. Олег, а я спешу задать ему главный вопрос: «Зачем вы преодолеваете тысячи километров, чтобы каждый год приезжать на такие трудные крестные ходы, как Великорецкий и Симеоновский?» Отец Олег отвечает: «Когда живёшь обыденной жизнью, простыми каждодневными заботами, то забываешь о Боге, и душа опустошается. В крестном ходе ничего нет – ни еды, ни тепла, ни крова – зато есть постоянная молитва. И постепенно житейская шелуха отлетает, а душа наполняется». И ещё я спрашиваю о том, почувствовал ли он себя ближе к Богу после того, как стал священником. «Стали более яркими чувства, когда молишься не за себя, а за кого-то, особенно если человек жаждет помощи, просит о ней – и Господь даёт», – признаётся о. Олег. У меня ещё много вопросов, но появившийся из темноты о. Леонид прекращает разговор: «Он ведь целый день голодный, и отдых нужен – завтра рано идти!» Оказывается, замёрзшие и усталые паломники терпеливо ждали на улице, пока я наговорюсь с о. Олегом! Хорошо, что в потёмках не видно, как я краснею от неловкости. Постепенно паломники растворяются во тьме, и лишь голые пятки о. Леонида, уже ставшие символом Симеоновского крестного хода, ещё какое-то время мелькают на дороге. Добросердечные лойнцы накормят и приютят крестоходцев, а нам пора назад. По дороге домой матушка Фотиния рассказывает мне об одном кировском священнике, который когда-то давно, в молодости, никак не мог найти себя, брался за одно и другое, но всё оказывалось не его делом. Однажды, будучи электромонтёром, он сидел на столбе, скручивал провода и вдруг увидел, как по полю идут какие-то люди с иконами. Недолго думая, молодой электромонтёр спустился вниз, присоединился к паломникам – и отыскал свой жизненный путь. И я думаю о том, как это просто и как неимоверно сложно – взять и «слезть со столба»…
Наталья Хитрова. «Прикамская новь», 2017 г.
Вложения: |
Леонид Сафронов и Олег Шилин.jpg [ 91.54 КБ | Просмотров: 2688 ]
|
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|