Не рано ли ставить знак равенства?

Рубрика: Мысли вслух

К кладбищу военнопленных, расположенному в Рудничном, все давно привыкли. Привыкли настолько, что никто уже не обращает на него особого внимания – есть и есть. Ограда в одном месте упала – и ладно: удобнее вывозить с кладбища скошенное сено. Да, кто-то здесь косит траву, кто-то просто иногда заходит почитать выбитые на памятниках надписи и имена захороненных. Некоторых возмущают слова «Жертвам Второй мировой войны» на памятных знаках, но большинству нет дела до того, чью память тут пытаются увековечить. Собственно, такое равнодушие красноречивее всего свидетельствует об отношении местных жителей к появившемуся в начале 1990-х мемориалу.
Так же равнодушно среагировали и в администрации поселения, когда летом в посёлке появились представители ассоциации «Военные мемориалы». Чем занимались прибывшие, никто толком не поинтересовался, никакой информации в СМИ не появилось, и событие могло бы остаться незамеченным, если бы не то обстоятельство, что некоторые жители Рудничного всё-таки заметили, что на территории мемориала появился новый памятник – на этот раз военнопленным латышской национальности.
Все уже привыкли руководствоваться данными, приведёнными В. Бердинских в книге «Вятлаг», где размещена таблица с местами захоронений военнопленных в Кировской области, указан их национальный состав. Латыши в этой таблице в отдельную графу не выделены, поэтому складывалось ощущение, что прибалтов среди захороненных в Рудничном военнопленных нет. Тогда кому установлен памятник? «Жертвам Вятлага»? Но памятные кресты на местах захоронений репрессированных латышей установлены не в Рудничном, а в п. Лесном – там в 2011 году побывал Чрезвычайный и Полномочный посол Латвии Эдгарс Скуя.
Чтобы развеять сомнения, пришлось звонить в Москву, в ассоциацию международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы». Там подтвердили, что на кладбище специального госпиталя 3007 и 3171 (п. Рудничный) действительно был установлен новый памятный знак – латышам, воевавшим в составе войск Вермахта, погибшим и захороненным в плену, и попросили выслать официальный запрос.
Запрос был отправлен немедленно. Меня, как и других неравнодушных верхнекамцев, интересовало, в какие годы и сколько военнопленных было захоронено в Рудничном, национальный состав военнопленных; на какие средства содержится мемориал, кто занимается его обслуживанием; какие работы производились на мемориале в текущем году, в частности, кому, кем и на какие средства был установлен памятник в июле 2014 года.
Ответ за подписью генерального директора ассоциации «Военные мемориалы» Е.А. Пиляева был получен буквально в течение часа: «Уважаемая редакция! Кладбище обустроено на средства немецкой стороны в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством ФРГ о сохранности воинских захоронений от 1992 года. Такие Соглашения заключены с 16 государствами, в том числе с Венгрией и Латвией, на средства которых установлены памятные знаки. Сейчас ведётся реконструкция за счёт средств немецкой стороны. Уход ведётся на средства Германии».
К письму прилагалась страница «Каталога иностранных воинских захоронений на территории Российской Федерации» с национальным составом захороненных в Рудничном военнопленных: австрийцы – 155, бельгийцы – 1, венгры – 416,  голландцы – 2, евреи – 28, итальянцы – 346, латыши – 59, литовцы – 2, люксембуржцы – 1, молдаване – 10, немцы – 2547, норвежцы – 2, поляки – 10, румыны – 691, русины – 14, русские – 1, сербы – 1, словаки – 7, украинцы – 1, финны – 4, французы – 25, хорваты – 2, чехи –14, чехословаки – 9, югославы – 16. У 186 человек национальность не указана, а всего на мемориале в Рудничном похоронено 4550 военнопленных.
Таким образом, сегодня в Рудничном установлены памятные знаки венгерским, немецким и латвийским военнопленным, которые «пришли к нам с мечом», и в рамках межгосударственных соглашений возможно появление других памятных знаков. Мнение местных жителей при этом никто не спрашивает.
Прошло почти 70 лет, как отгремели залпы Второй мировой войны, и постепенно в сознании людей утверждается мнение, что народы многих стран были равноценными жертвами одной кровавой бойни. Но лишь 69 лет назад закончилась Великая Отечественная война – невиданное испытание для нашего народа, до сих пор болью отзывающееся в сердцах миллионов россиян. Нам рано ставить знак равенства между теми, кто ценой своей жизни освобождал мир от фашизма, и теми, кто под знамёнами Вермахта бесчинствовал на нашей земле, – тем более, что фашизм вновь поднимает голову. Наверное, это понимают и те, кто подписывают различные соглашения, поэтому установка в российской глубинке памятных знаков «жертвам Второй мировой» проходит без шума, едва ли не тайно. А может быть, просто стыдно афишировать такие события в то время, когда в ряде европейских стран, в том числе и в Прибалтике, со злобой и ненавистью оскверняются мемориалы на месте захоронений советских воинов?..
Наталья Хитрова. «Прикамская новь».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (11 оценок, среднее: 4,91 из 5)
Загрузка...
Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Один комментарий к “Не рано ли ставить знак равенства?”

  • Константин
    19 сентября, 2014, 9:22

    Хорошая статья и надо ее распространить на других сайтах.

Оставить комментарий или два

Наверх