Текущее время: 25 авг 2019, 01:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2854 ]  На страницу Пред.  1 ... 282, 283, 284, 285, 286
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Зла не хватает!
СообщениеДобавлено: 30 июл 2019, 21:41 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 711
А что по этому поводу скажет Иван Бронников?
Начало XXI века вошло в историю государственного управления лесами России как период глубочайшего упадка и разрухи. Начало этому упадку положил указ нового (на тот момент) президента Российской Федерации В.В.Путина от 17 мая 2000 года № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с которым были ликвидированы Федеральная служба лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ, а их функции возложены на Министерство природных ресурсов.

Главной проблемой стала не столько сама ликвидация федеральных ведомств, сколько то, что дальнейшая судьба низовых звеньев всей системы управления лесами и другими природными территориями в течение примерно года оставалась совершенно неопределенной. Кроме того, после ликвидации старого Рослесхоза и Госкомэкологии РФ начались гонения на несогласных чиновников, тех, кто пытался протестовать против очевидно неправильных и непрофессиональных решений власти - в результате чего кадровый костяк системы управления лесами на федеральном уровне был в основном разрушен.



Последовавший за ликвидацией старого Рослесхоза и Госкомэкологии РФ период управленческого хаоса нанес и лесному хозяйству, и охране природы такой урон, последствия которого не удается ликвидировать до сих пор, и вряд ли удастся ликвидировать в обозримом будущем.

Последующие несколько лет запомнились главным образом новой кадровой политикой государства в сфере управления лесами (сохраняющейся до сих пор) - замещением профессионалов с профильным образованием и соответствующим опытом работы удобными и на все согласными дилетантами. Со дня ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства органами управления лесами федерального уровня ни дня не руководил профессионал с опытом работы в соответствующей области. Вытеснение специалистов затронуло все уровни системы государственного управления лесами. Однако, своих дилетантов в системе управления лесами все еще не хватало, и подготовка некоторых решений возлагалась на другие ведомства - например, ключевые поправки, которые вносились в старый Лесной кодекс РФ (1997 года), и проект нового Лесного кодекса РФ готовились Минэкономразвития РФ.

В 2006 году произошло событие, по разрушительному воздействию на лесное хозяйство даже перекрывшее итоги ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ - был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации (подписан Президентом РФ В.В.Путиным 4 декабря 2006 года). Подготовка нового кодекса началась еще в 2004 году, а некоторые его положения были введены еще в старый Лесной кодекс (например, федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ работники лесного хозяйства были лишены полномочий по охране лесов, а полномочия по тушению лесных пожаров и управлению "сельскими" лесами были переданы органам государственной власти субъектов РФ). Разработчиками нового Лесного кодекса первоначально планировалось введение частной собственности на леса, с исключением возможности приватизации лишь некоторых категорий земель, охватывавших в сумме менее десяти процентов лесов страны; кодекс в целом писался под идею массовой приватизации леса и ухода государства из лесного хозяйства. Идея массовой приватизации лесов вызвала сильное народное возмущение, и власть была вынуждена от нее на тот момент отказаться - но должным образом переработать проект нового кодекса под изменившуюся концепцию не успели, или просто не сочли нужным. В результате получился некий гибридный документ, разные части которого фактически писались под разные идеи обращения государства с лесом и потому плохо стыковались друг с другом. Кроме того, проект нового кодекса писался далекими от леса людьми под некое идеалистическое представление о лесах, сформированное официальной лесной статистикой и отчетностью (основой которого была идея об исключительном богатстве нашей страны лесными ресурсами и о хроническом недоиспользовании этих ресурсов).

Главными итогами введения нового Лесного кодекса РФ (федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ) стали:

1. Разрушение экономических основ лесного хозяйства (способности лесохозяйственных организаций содержать свой штат, обеспечивать выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по борьбе с лесными пожарами и другими бедствиями, в основном за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности). Лесное хозяйство из более или менее самодостаточной отрасли народного хозяйства превратилось в дотационную отрасль, потребляющую огромные средства из бюджета, но при этом еще и совершенно неспособную обеспечить содержание лесов хоть в каком-то порядке. Количество людей, занятых в лесном хозяйстве, сократилось за время действия нового Лесного кодекса примерно вчетверо, что не только подорвало силы лесного хозяйства, но и усугубило нищету в лесных деревнях и поселках.

2. Окончательное уничтожение государственной лесной охраны. Формально лесная охрана была уничтожена еще федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, лишившим лесников и других работников леса полномочий по охране лесов. Но фактически в 2005-2006 г.г. леса еще не были бесхозными и беспризорными: работники лесного хозяйства, хотя и лишенные почти всех былых полномочий, все еще осуществляли некоторый присмотр за лесами, обеспечивали их охрану хотя бы от пожаров и от некоторых видов лесонарушений. После введения нового Лесного кодекса большая часть работников леса просто лишилась работы, "хозяйствующие" структуры превратились в бесправных подрядчиков-временщиков, а главным смыслом существования "управляющих" структур стало поддержание отраслевого бумагооборота - и заниматься охраной лесов стало практически некому. За время действия нового Лесного кодекса количество людей, чьи должностные обязанности так или иначе были связаны с охраной лесов, сократилось примерно вшестеро, при этом резко упал уровень материально-технической обеспеченности лесной охраны (за исключением отдельных богатых регионов) и радикально вырос бумагооборот. Фактически основная часть лесов превратилась в беспризорную территорию, брошенную государством на произвол судьбы.

3. Значительное ускорение процессов распила лесных земель (изъятия лесных земель из государственной собственности и общего пользования граждан Российской Федерации с использованием пробелов и противоречий в лесном и смежном законодательстве). В Подмосковье, окрестностях других крупнейших городов страны и в целом в наиболее густонаселенных районах система управления лесами фактически уже выродилась, или быстро вырождается, в систему распоряжения землями из-под леса и предоставления этих земель под реализацию разнообразных проектов, с самим лесом практически никак не связанных. В 2010 году в Лесной кодекс были внесены поправки, запрещающие уменьшение площади лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, но в реальности эти запреты или не работают вовсе, или работают формально, не препятствуя распилу земель из-под леса (из-за правовой неопределенности понятия "лес" и по многим другим причинам). Распил земель из-под леса в городах и пригородных зонах стал одним из наиболее обычных нарушений конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Введение нового Лесного кодекса и проведение основанных на нем реформ привело и к другим неблагоприятным изменениям в системе управления лесами (разрушению централизованной системы авиационной охраны лесов - Авиалесоохраны, подавлению и вытеснению из леса малого бизнеса, упадку лесной науки и лесного образования, остановке ряда крупнейших инвестиционных проектов лесного сектора, и т.д.).

Наиболее заметным итогом лесных реформ последних двенадцати лет стали пожарные катастрофы 2010-2011 г.г., и катастрофическое начало пожароопасного сезона в лесах некоторых регионов в 2012 году. Пока недооцененной обществом остается массовая гибель еловых лесов Европейской России в результате вспышки численности короеда-типографа, на предпосылки к которой (повреждение лесов ураганными ветрами и ослабление засухой) и на начало которой ослабленное реформами лесное хозяйство не смогло должным образом отреагировать. Распил земель и его последствия пока также остаются недооцененными обществом (в основном благодаря тому, что между принятием "распильного" решения и фактическим изъятием лесного участка из общего пользования обычно проходит несколько лет), но и сам распил, и связанная с ним обеспокоенность граждан растут в последние годы лавинообразно.

Экономические итоги лесных реформ последних двенадцати лет также весьма плачевны. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на лесное хозяйство в 2011 году составили 44,57 млрд. рублей. Доходы консолидированного бюджета от использования лесов в 2011 году составили 21,21 млрд. рублей. Таким образом, даже с точки зрения наполнения бюджетной системы доходами от использования лесных ресурсов итоги лесных реформ последних двенадцати лет лучше всего характеризуются известной фразой В.С.Черномырдина - "хотели как лучше, а получилось - как всегда". Ну разве что некоторые сомнения вызывает первая часть этой фразы - насчет того, что хотели как лучше.

Что ждет леса и лесное хозяйство России в следующие шесть лет - в течение третьего президентского срока В.В.Путина?

В ближайшие годы все вышеперечисленные проблемы сохранятся, поскольку пока ни один из ключевых недостатков Лесного кодекса 2006 года и основанного на нем лесного законодательства, а также выстроенной в соответствии с этим кодексом и смежными законами системы государственного управления лесами, так и не был исправлен. Более того - концептуальные проблемы нового лесного законодательства, и даже сам факт того, что введение этого законодательства привело к хаосу и разрухе, не признаются, и вряд ли будет в обозримом будущем признан на официальном уровне. Изменения в лесное законодательство будут вноситься, и даже, возможно, отдельные второстепенные его недостатки будут исправляться - но это вряд ли сколько-нибудь существенным образом повлияет на общую ситуацию. История изменений Лесного кодекса и нормативно-правовых актов лесного хозяйства в последние годы это полностью подтверждает: в сам кодекс внесено уже 17 наборов поправок, подзаконные акты плодятся и меняются с небывалой ранее быстротой, но общее качество законодательства остается устойчиво низким, или даже продолжает снижаться. Представляется очевидным, что эта тенденция сохранится.

Надежды на то, что ситуация с лесным и близким к нему законодательством начнет меняться к лучшему со сменой руководства и состава профильного думского комитета, практически нет. Это также подтверждается практикой: на первый же важный и нужный законопроект, касающийся лесных вопросов (законопроект № 33443-6, внесенный Законодательным собранием Вологодской области и предусматривающий отмену лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров), Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии был дан отрицательный отзыв. Подписал этот отзыв, кстати говоря, первый заместитель председателя Комитета И.И.Никитчук, формально представляющий "оппозиционную" фракцию - КПРФ. Скорее всего, эта практика продолжится - законопроекты, идущие вразрез с "линией партии" и предусматривающие исправление концептуальных ошибок лесного и смежного законодательства, будут отклоняться, пока эти ошибки не будут официально признаны руководителем государства.

Ситуация с лесным и смежным законодательством, скорее всего, в ближайшие годы будет существенно ухудшаться. При развитии событий по худшему (пока наиболее вероятному) сценарию, уже в 2012 году могут быть приняты новые губительные для лесов и лесного хозяйства законы. Это, прежде всего, уже принятый в первом чтении законопроект № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (существенно облегчающий "распил" лесных земель), а также готовящиеся законопроекты об отмене категорий земель и о развитии Сибири и Дальнего Востока (первый также радикально упрощает "распил" земель, а второй частично выводит из-под действия федерального законодательства примерно 61% территории страны). Принятие этих законопроектов (а в дополнение к ним, скорее всего, в ближайшее время появятся и другие) без качественной подзаконной базы и без эффективной работы государственных органов неизбежно приведет к управленческому хаосу, как это было с Лесным кодексом 2006 года. Рассчитывать на качественную нормативную базу в сфере лесных отношений в ближайшие годы не приходится. Рослесхоз едва успевает приводить эту базу в примерное соответствие с новыми изменениями в законодательстве и с новой структурой федеральных органов исполнительной власти (переутверждает старые акты Минсельхоза и других ведомств с минимальными поправками уже от своего имени), и ему не до качества. Да и невозможно силами оставшихся в этом ведомстве специалистов обеспечить подготовку качественных актов в том количестве, которое требуется по нынешнему законодательству.

Тяжелая ситуация складывается и в области кадрового обеспечения лесного хозяйства и системы государственного управления лесами. Профессиональное лесное образование в результате реформ последнего десятилетия осталось практически без производственной базы - студентам в большинстве случаев почти негде проходить реальную практику, нет того положительного опыта, с которым они могут познакомиться во время обучения. Непрестижность лесной отрасли ведет к тому, что в лесные ВУЗы часто идут совершенно незаинтересованные в будущей работе по специальности абитуриенты с невысоким уровнем школьного образования, которые по окончании учебы выбирают места работы, никак не связанные с полученной специальностью. Реформа среднего специального лесного образования (передача всех лесхозов-техникумов субъектам РФ в качестве компенсации расходов федерального бюджета, связанных с реформой полиции) ставит под вопрос будущее подготовки специалистов среднего звена. Скорее всего, до конца 2012 года система лесхозов-техникумов сохранится примерно в ее нынешнем виде, но есть большие сомнения в том, что все регионы будут заинтересованы в полном сохранении именно лесной специализации этих техникумов в дальнейшем. В результате в ближайшие годы наверняка сложится ситуация, при которой укомплектовать все уровни системы государственного управления лесами квалифицированными специалистами с подходящим образованием будет уже невозможно.

Ситуация в лесном секторе России в ближайшие годы неизбежно будет усугубляться в связи с природными бедствиями (масштаб и последствия которых во многом предопределяются неспособностью органов лесоуправления реагировать на них на ранних этапах), а также проблемами общеэкономического характера, не специфическими для лесного сектора. В частности, большое влияние на развитие лесного сектора будут оказывать катастрофические лесные пожары и гибель лесов в результате вспышек численности вредителей и болезней. Пожары и гибель лесов, в сочетании с прогрессирующим истощением лесных ресурсов в связи с нерациональным лесопользованием, уже в ближайшие годы могут оставить многие крупные предприятия лесного сектора без достаточного обеспечения сырьем. В первую очередь остановка крупных предприятий лесного сектора из-за дефицита сырья возможна в регионах Северо-Запада Европейской России, но с большой вероятностью этими регионами дело не ограничится. В зоне особого риска находятся лесопильные предприятия, требующие качественного хвойного сырья; однако, кризис деревообрабатывающей промышленности может повлечь за собой серьезные проблемы и в смежных отраслях. Проблемы исчерпания лесных ресурсов в значительной степени усугубятся ростом тарифов и конкуренции с зарубежными производителями, особенно после уже почти гарантированного вступления России во Всемирную торговую организацию (согласно исследованию компании Ernst & Young и Российской экономической школы, именно лесной сектор России пострадает от вступления России в ВТО в наибольшей степени)".

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Зла не хватает!
СообщениеДобавлено: 31 июл 2019, 22:31 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 июл 2011, 16:30
Сообщения: 7018
Где ты выкопал такое старье 10 летней давности?
Эту тему мы (лесники) уже давно разложили по полочкам на нашем лесном форуме, с форумчанами. Даже сюда я давно доносил отголоски наших баталий и давал ссылки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Зла не хватает!
СообщениеДобавлено: 01 авг 2019, 07:39 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 711
Для того и раскопал, чтобы показать реальность предсказанного ещё в 2012 году.

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Зла не хватает!
СообщениеДобавлено: 01 авг 2019, 09:36 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 июл 2011, 16:30
Сообщения: 7018
Больше половины предсказаний - не сбылось. По пунктам перечислять лень. Что касается именно лесного хозяйства - ничего хуже не стало. Что касается бумаготворчества, а не работы - это проблема всех отраслей. Что касается глобальных катастроф - это система находится в прямой зависимости от бумаготворчества. На бумаге - все зашибись и подготовились, а работы в реале никто не делает. И стройки разрешают в зоне подтопления, и МЧС - миф, а не организация.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2854 ]  На страницу Пред.  1 ... 282, 283, 284, 285, 286

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB