Текущее время: 14 ноя 2018, 16:22

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 619 ]  На страницу Пред.  1 ... 58, 59, 60, 61, 62
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 07:37 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19100
Откуда: п. Рудничный
Валерий Павлович писал(а):
Не мог даже предположить, что в наших краях может быть такое количество деревень. И это только на Участке от Волостницы до Кая.
Практически полный перечень деревень Кайского края на конец 19 века - в книге Сорокина "Чудь Кайского края":
viewtopic.php?f=16&t=593

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 06 мар 2015, 19:04 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 566
прапор писал(а):
Я говорил серьезно и бес приколов. Сие есть мой опыт, наблюдения и исследования предпологаемых путей движения людских масс.

Допустив как факт. Кто, зачем и куда мог ПЛЫТЬ по Нырмычу? 1. Из Камы подниматься по Нырмычу, затем перетаскивая плавсредства в Сыслу и спускаться по ней - из верховьев Камы не шел никакой товарооборот, если только зюздяки на ярмарку могли , но у них и купцов не было, и чем мучаться на мелководных реках, можно доплыть до Кая и далее по проторенным путям в эту же Сысолу через Кажим в Койгород. 2. Если наоборот из Сысолы в Нырмыч, а потом в Каму или на Слободской, то проще и проверенней из Койгорода в Кай, а оттуда в этот же Слободской. 3. НИГДЕ ( по моим скромным знаниям) нет упоминания плавания ни по Нырмычу, ни по Порышу, ни по верховьям Сысолы. А вот исследование мною ( по старинным картам Российской империи ) сухопутного пути из Кая в Соликамск похоже даст положительные результаты, чем с удовольствием поделюсь на сайте, пока рано, т.к. не мало и здесь противоречий, но одно уже с уверенностью можно сказать, что начало этого пути совпадает с трассой ВЛ до Кужвы, далее на Скачек, а вот далее разночтения...

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 11 мар 2015, 00:11 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Валерий Павлович писал(а):
Тоже люблю поприкалываться, но... Все-таки есть ли у кого-то ответ, как ладьи с грузом шли против течения по такой сильно петляющей реке и с таким быстрым течением? И может знает кто-нибудь, что скрывается под названием реки Порыш "Пикердам" ? И еще, а не шел ли сухопутный путь от Кая в Соликамск по нынешней трассе ВЛ на Камский? На Кужве, где была мельница, вполне мог быть брод. И вопрос к старожилам Кая, если в Пушье электростанция была на Име, а где была электростанция для Кая? Есть только 2 подходящих места - Кузель и Кужва, но на них вроде были только мельницы. Ау, краеведы, где вы?

Ладьи передвигались путем переставных якорей, об этом подробно описано в книге капитана Николая Рычкова, путешествовавшего по Каме в 1771-1772 годах.
Путь от Кая в Соликамск проходил через Строгановский лес вдоль русла реки Кужва через Юксеево. Этот маршрут подробно описан в книге доктора медицины Лепехина, шедшего из Соликамска в Кай в 1772 году. В годы гражданской войны по этому тракту шли кровопролитные бои. Красноармейцы, погибшие в боях под Юксеево, захоронены в центре Кая в братской могиле. Позже на этой дороге появилось еще спецпоселение Скачок.
По поводу названия реки Порыш напомню, что коренное население Кайского края - финно-угры. Много поселений носит двойные названия: одно - русское, второе - зырянское. Например, деревня Великое Поле имела название у зырян Выл-иб. "Иб" по-зырянски означает "поле".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 11 мар 2015, 13:58 
Гуру

Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:56
Сообщения: 566
Вопрос Пестрикову. На дороге Вятка - Кай после Кирса был разъезд (?) Кай. Похоже, что сейчас тут Светлополянск. Что же кроется под этим Словом - Кай? Как взаимосвязаны Кай и Койгородок?

_________________
Земеля


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 12 мар 2015, 00:11 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Валерий Павлович писал(а):
Что же кроется под этим Словом - Кай?

Слово Кай происходит от зырянского глагола Кая - подниматься вверх. Производной от этого слова является существительное Кай, которое у зырян дословно обозначает летающего зверька, т.е. птицу. Это существительное используется в составе двухкомпонентных слов для обозначения конкретного вида птицы. Например, ЕнКай - жаворонок, ПиньКай - зяблик. В Каю начинался Кайский волок, который тянулся до Сретенского монастыря на Сысоле.
Кая - это одно из самых распространенных названий рек. Для навигации по рекам оно обозначало наличие волока в верхнем течении реки. Предполагаю, что из-за разницы в транскрипции звуков в зырянском и русском языках появились два разных названия одного и того же поселения - Кайгородок и Кашина гора. На месте Светлополянска действительно раньше был железнодорожный узел Кай. Чем это объясняется - не знаю, но там же есть и исторический двойник кайгородского посада Кашиной горы - волосницкая деревня Кашина гора.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 12 мар 2015, 21:52 
Гуру

Зарегистрирован: 12 мар 2015, 09:32
Сообщения: 120
Откуда: г. Уржум, Кировской области
ХиНа, я тоже встречал эту версию в литературе. В Кайгороде даже ратуша деревянная была. В 1975 году (еще школьником) мы были на эескурсии в этом селе, тогда много чего про Кай рассказывали. Вот материалов, конечно нет

_________________
:FALLEN_01


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2017, 12:11 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19100
Откуда: п. Рудничный
Кто жил в Кае?

Об истории Кая опубликовано много статей на страницах газет, в Интернете. Но, как говорят, нет ничего темнее и запутаннее истории Кайского края. Я не буду повторяться и приведу лишь небольшой материал о селе. Если кто-то пожелает поделиться своими воспоминаниями о прошлом Кая, окрестных деревень, буду очень рада, ведь записывая воспоминания, мы навсегда сохраняем исчезающий облик деревни.
Согласно «Списку населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 годов» в Кайгородском находилось 102 двора с 371 жителем мужского пола и 390 женского. По переписи 1893 года в Кайгородском было 107 хозяйств. Хотя в селе и находилась школа, грамотных в то время было немного: 60 человек мужского пола и 14 женского. В то же время не многие сельские ребятишки посещали школу: училось 19 мальчиков и шесть девочек. Люди жили натуральным хозяйством и занимались различными ремёслами и промыслами, местными и отхожими. Лиц с местными промыслами насчитывалось 126 мужского пола и 69 женского. Отхожими промыслами занимались только мужчины – 74 человека (в основном поденщики и бурлаки). Земли в среднем на одно хозяйство приходилось семь десятин (десятина равнялась примерно 1 га), скота в среднем на одно хозяйство – три головы (в пересчёте на крупный).
Имелись в Кайгородском и свои купцы-лесопромышленники: Михаил Деньгин, Степан Шутов, Николай Охапкин, Григорий Гуднин…
Какие же фамилии (роды) бытовали 125 лет назад в нашем селе? И как многочисленны они были? Об этом можно узнать из «Книги Вятских родов» В.А. Старостина: Аверин – 1 семья, Безгачев – 2, Белых – 4, Виноградов – 1, Герасимов – 1, Гуднин – 2, Домрачев – 1, Елькин – 1, Золотухин – 2, Зорин – 1, Кашин – 1, Кенин – 4, Кучин – 2, Леонтьев – 3, Лузенин – 3, Мазунин – 3, Медведицин – 1, Мышкин – 3, Покидкин – 10, Романов – 1, Смагин – 1, Собенин – 5, Содырев – 1, Соснин – 2, Тарасов – 4, Трушников – 1, Утробин – 6, Филимонов – 5, Холунеев – 4, Черницын – 1, Черногузов – 1, Чесноков – 5, Шанцын – 6, Шутов – 1, Южаков – 2.
Как видим из списка, самым многочисленным родом были Покидкины – 10 семей. Представители этой фамилии и сейчас проживают в селе. Далее идут Утробины, Шанцыны, Чесноковы и Филимоновы, по 5-6 семей. Они также проживают в селе. А вот Холунеевы? Скорее всего, это описка, не Холунеевы, а Халдеевы жили в Кае. Но их род здесь сейчас не проживает, так же, как Белых и Тарасовы. Представители семьи Кениных в селе имеются. А все роды, имеющие по одной семье, не прижились у нас в селе.
В 1926 году в Кае было 148 крестьянских и 69 прочих хозяйств, в них проживало394 человека мужского пола и 447 женского, всего 841 человек. Но вернёмся к фамилиям и ремёслам. В середине ХХ века (до войны или в послевоенные годы), по воспоминаниям старожилов, записанным в 1990-е годы, в Кае были свои мастера и предприимчивые люди.
Покидкин Иван Иванович, Тарасовы Михаил Васильевич, Александр Васильевич и Иван Васильевич были горшечниками, делали различную посуду из глины на продажу. Продавали свои изделия в Гидаево, Минеево, Кичаново, Чакуш. Псаломщик Воскресенской церкви Тарасов Фрол Иванович делал хорошие горшки и возил их продавать в пермские деревни. И совсем непросто было лепить эти горшки, за хорошей глиной ездили за десятки километров, и печи у горшечников были огромными.
Соснин Яков Ионич учил столярному делу учеников на дому.
У Кучиных был двухэтажный дом, на первом этаже располагалась лавка с товарами.
Охапкины также имели двухэтажный дом и занимались торговлей (до войны).
Покидкин Илья Николаевич жил на Нижней улице, изба у него была большая, пятистенная, с высоким подвалом, в котором располагалась лавка с товарами.
Василий Девятьяров, живший на Верхней улице, ходил по домам со своей машинкой, шил в основном верхнюю одежду. Шутова была портной, хотя и на инвалидной коляске, но обшивала местных модниц. Зажиточными людьми, по представлению местных жителей, были Смагины, которые имели большой дом с паркетным полом.
Согласно переписи населения 2010 года в Кае проживало 259 человек, в том числе 123 мужчин и 136 женщин. В настоящее время в селе проживает около 200 человек.

Т.И. Копчикова, заведующая музеем Ф.Э. Дзержинского.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 08 май 2018, 08:54 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19100
Откуда: п. Рудничный
Прогулки по Каю

Улица Революции 1905 года ранее называлась Набережной. Своё современное название она получила в честь известных под названием «Кайская республика» событий, произошедших в селе в 1906 году. На этой улице расположен Дом-музей Ф.Э. Дзержинского, это одна из самых старых улиц села. Почти все жители этой улицы – носители коренных фамилий: Покидкины, Филимоновы, Кенины, Лузянины. Неподалеку находится озеро Шорты. Название объясняется как речное озеро или озеро из реки. Некогда этот водный объект был руслом Камы, протекавшей мимо Кайгорода. На берегу озера, невдалеке от Камы, располагался Кайский Успенский монастырь, о существовании которого в наши дни напоминают лишь иногда вымываемые водой из почвы человеческие кости, ведь вблизи церквей и монастырей хоронили знатных людей, да и кладбища располагались в былые времена в Кайгороде в семи местах! А ещё на берегу этого озера была школа (поэтому его все назвали Школьным), в былые времена в ней обучалось до 400 учеников, рядом находились спортзал и интернат для детей из окрестных деревень.
В конце улицы стояла старинная деревянная Воскресенская церковь, а заканчивалась улица больничным городком. От былых строений больницы остались только каменное двухэтажное здание, построенное в 19 веке, большая деревянная амбулатория да огромные старые тополя и акации.
Центральная улица села носит имя Дзержинского, отбывавшего здесь ссылку в 1899 году. Первоначально она называлась Большая Кайская, но это название никто из жителей села не помнит, её всегда в народе называли Средняя. На этой улице ранее располагались волостное правление, затем сельсовет, почта, магазины. В 1986 году была открыта новая двухэтажная школа, в которой сейчас обучается 21 ученик. В 1988 году пущен в эксплуатацию новый Дом культуры, в котором сейчас находятся также администрация поселения, два магазина, отделение почтовой связи, библиотека.
Параллельно улице Дзержинского проходит улица Калинина, её мы называли Верхней. Улицы Кая расположены ярусами, отсюда и народные названия: Верхняя, Средняя, Нижняя. В переулке между Верхней и Средней улицами находилась церковь. Там также была верхняя школа, а позднее детский сад. Сейчас здесь из учреждений находится только ФАП.
Улицы Советская и Северная молодые, они образованы в советское время на месте совхозного поля, с которого мы всей школой собирали урожай – картофель.
Есть у нас ещё переулки, не имеющие названий. До революции их именовали улицами Фроловской и Никольской – в честь располагавшихся на них церквей, а улица Проломная проходила перпендикулярно по центру села. На этой улице в 1850 году была построена последняя церковь Кая – Воскресенская, каменная, освящённая в 1854 году и уничтоженная в конце 1930-х годов.
В центре села находятся памятники и обновленный музейный комплекс. У каждого объекта своя история, которую мы должны знать, помнить и сохранить для потомков.

Т.И. Копчикова, с. Кай., 2018 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 15 окт 2018, 12:59 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19100
Откуда: п. Рудничный
КАЙГОРОДСКАЯ ПАНК-РЕСПУБЛИКА

По результатам поездки на север Кировской области стал патриотом села Кай. Сейчас село известно реновированным музеем Дзержинскому (посмотреть на него и отправились), который курортничал здесь в ссылке 8 месяцев, но эта история заслуживает отдельного поста. Дзержинский сейчас хотя и является архитектурной и культурной доминантой села, но его сюжет - всего лишь незначительный эпизод в потрясающей многовековой истории Кая. На нее намекает уже несколько примечательных поговорок, сложенных насчет Кая: "Кай — всему свету край", "Кто в Каю не бывал, тот и горя не видал", "Бог дал рай, а черт — Кай". В общем, по всему место обещало быть интересным. Дорога, ухудшавшаяся по мере движения из Кирова после каждого населенного пункта, петляла через лесной и болотный край, где по обочинам скупщики закупали клюкву из выходящих из лесу людей по 90 рублей за кило, попадались огромные зоны, села, построенные немцами, лисы на дороге и раскрашенные в сиреневый цвет дома культуры.

По мере того, как наша маленькая экспедиция все дальше забиралась на север Кировской области, попутно знакомясь с историей Кая и других поселений, начало выясняться замечательное. Кай - это сейчас село, а раньше был довольно большим городом - Кайгородом, основанным Строгановыми в 1558 году. Расцветом своим Кай был обязан местоположению, так как через него проходили два торговых пути - из Сибири на Север - в Архангельск, а также из Москвы в Сибирь - до тех пор, пока при Петре I не стали обустраивать южный путь через Казань - тогда и начался закат значения Кая, превративший его из довольно большого города в село на краю мира. Но самое интересное в Кае, конечно, его народец, который в ходе его непростой истории итоге подобрался вполне особый. Основные черты его - лукавство, буйный характер, кульминировавший в кайском республиканстве, веселый нрав и детская доверчивость, а также накопленные столетиями разнообразные стратегии сопротивлению государству и всяким условностям, которые по праву дают Каю право именоваться краем панков.

Луковство кайгородцев запечатлено уже на гербе Кая, который вятский краевед Евгений Осколков, которому мы обязаны наиболее полным очерком истории Кая, описывает следующим образом: «В Кайгороде была своя ратуша - орган управления, жил воевода, было много посадских людей и купцов. Город обрел свой герб. Он имел форму щита и был разделен на две части. В верхнем, золотом поле был помещен символ Вятской губернии: облака синего цвета и красного цвета лук со стрелой. Нижнее поле серебристого цвета символизировало Кайгород, и были на поле изображены три "скобки" рыбьего клею, которым жители якобы торгуют, что совершенно не соответствовало действительности». Зачем было вводить весь мир в заблуждение насчет рыбьего клея - тайна, пока покрытая мраком, но для кайгородцев, как будет видно дальше, вполне себе обычная история
Основная особенность жителей Кая всегда состояла в том, что они всячески проявляли свободолюбивый нрав, например, неизменно стремились уклоняться от налогов, доходя в этом часто до бунтов и революций. Уже в 1673 году кайский воевода Гаврило Волков жалуется в грамоте царю Алексею Михайловичу: «кайгородцы Аничка Гашкинов, Митка Беркутов, Алешка Ершов, Федка Пушкарь с товарищами, собрав много воров, отказались платить сборы в царскую казну и на меня, холопа твоего, приходили скопом, от воеводства мне отказали, приставов и целовальников с города свели, хотели меня убить».

Эта установка кайгородцев сохранялась на протяжении столетий и кульминировала в эпохальном событии образования Кайской республики в 1906 году. Этот эпизод в истории России считаю теперь одним из самых славных и героических, хотя и кратких, как вспышка молнии. Уральская историческая энциклопедия в скупых словах описывает это историческое событие следующим образом: 18 августа, в день местного праздника, здесь «произошла стычка со стражниками. На следующий день крестьяне отстранили от управления волостного старшину, объявили создание "Кайской республики», избрали свой орган власти "всенародное вече", создали "особую дружину", вокруг села выставили вооруженные патрули. На волостном сходе постановили не платить податей, не подчиняться полиции. 28 августа в село прибыл исправник с двумя казачьими сотнями и драгунами; восстание было подавлено».

Но даже когда кайгородцы не действовали с революционной прямотой, они изобретали другие способы обойти любые попытки государственного контроля. Примечательна история того, как Кай благополучно избежал индустриализации и превращения в центр добычи железной руды: «Рассказывают, что в конце 50-х годов управляющий Кирсинским заводом Миллер присылал в Вотский край штейгеров и рудокопов для разведок, они копали в теx местах: у самого Кая и в 15 верстах от него, следы этих раскопок видны и ныне. Кайскую руду обжигали на месте, а затем плавили в домнах на Песковском заводе в 1859 году. Руда будто бы оказалась до того малопроцентной, что засорила домны; местные крестьяне рассказывают, что кайская руда была подменена другою, дурного качества, оттого, что они опасались, что с разработкой рудников будут приписаны к заводам».

Культура сопротивления государственным инициативам прививалась в Кае с измальства, а кайский детей не брала даже имперская школьная дисциплина. Вот как описывает один из инспекторов народных училищ поведение местных детей на уроках (ок. 1877): «Дисциплина требует улучшения: ученики ответы дают сидя, сидят развалившись и без всякой надобности встают с места».

Итогом всей этой борьбы с государственным контролем стал неприхотливый нрав кайгородцев, которые абстинентно относились как к своей пище, так и к своему жилью. Вот как описывается кайский рацион XIX века: «В обыкновенное время стол крестьян состоит из одного такого хлеба с безвкусным приварком из так называемых крупяных щей, мясо же употребляется только во дни торжественных праздников. Употребляемый крестьянами прокислый квас способствует пищеварению тяжелой растительной пищи». В конце того же столетия санитарный врач Рудаков замечает относительно кулинарного мастерства кайгородцев: «Печеный хлеб имеет вид куска грязи».

В отношении жилья своего кайгородцы также, скорее, чувствовали себя мобильными детьми мира, а не какими-то там невольными людьми, пригвожденными к земле разными дисциплинарными государственными и условными культурными уловками: «Несмотря на то, что все поселения Кайского края стоят среди леса, большая часть строений представляет разрушающий вид: избы и другие строения покачнулись, крыши полузакрыты поломанным тесом, углы обгнили. У каждого почти селянина в одной связи две избы, но обе без дымовых каменных труб, у многих одна совсем развалившаяся, а в другой едва можно жить. Во всех постройках заметна торопливость и непрочность. Как будто народонаселение собирается оставить места и ждет только окончательного разрушения своих жилищ, не поддерживая их поправками, чтобы подняться для передвижения и бросить развалившиеся дома».

Даже в огородничестве у кайгородцев были свои непостижимые склонности и привычки. Вятские губернские ведомости 1868 года по этому поводу сообщают: «Крестьяне выращивают картофель, лук, репу, капусту, морковь, редьку. Огурцы не выращивают, считают, что есть их грех».

При этом кайгородцы были необычайно музыкальны, готовы по всякому поводу плясать и веселиться. Эта легкость бытия, правда, иногда их подводила, как в случае, который записал, находясь в Кае по пути из Москвы в Китай, голландец Ебсргард Избраннидес в самом конце XVII века со слов тогдашнего местного воеводы: «В воскресный день пополудни явились у пристани оного города некоторые суда, наполненные людьми, которые в барабаны били, на дудках играли и многие другие радостные оказательства показали. А поскольку в оной провинции про войну было не слышно, того ради кайгородские жители не опасались от пришедших никакого злого умысла, но, думая, что соседи их или приятели приехали, дабы в их городе увеселиться, пустили их на берег, и соединися с ними, ввели их в город, плясая с ними по их музыке. Но токмо сия радость не долго-временна была, ибо разбойники, рассмотря место, зажгли вдруг город с полуденной стороны, а с полунощной стороны напали на жителей этого города, которых в таком внезапном случае побили и разграбили без всякого оборонения. Воевода сам от сих разбойников обойден не был, ибо они, разломав ворота, поступили с ним неприятельски и непотребным образом все деньги и пожитки, что у него нашли, взяли, и хотя из города за ними и шли, токмо напрасно, понеже только известия достали, что оные бездельники, из разных стран собравшись, по разным местам в разбой и воровство приличились».

Наконец, стоит добавить, что кайгородцы были не только веселыми, но и весьма ироничными людьми, склонными к троллингу. Когда к ним прибыл Феликс Эдмундович Дзержинский, он тут же - как и в Нолинске, откуда его выслали за плохое поведение в Кай, - попробовал развернуть там революционную агитацию. Однако местное крестьянство, судя по всему, с прохладой восприняло эти его пламенные порывы. В итоге, комментирует биограф, местное крестьянство разочаровало Дзержинского «не только своей непроглядной темнотой, но и беспробудным пьянством, отсутствием чистоплотности», - что, добавим, и выдает в них, конечно, закоренелых панков. Крестьяне, судя по всему, проявляли интерес только к товарищу Дзержинского, оказавшегося в том же Кае - народовольцу Якшину, который хотя бы обладал кое-какими агрономическими познаниями, а не одними только революционными идеями. Отношение же их к Феликсу Эдмундовичу резюмирует одна деталь, которой скупо делится биограф: «При этом крестьяне для удобства, обращаясь к Дзержинскому по имени-отчеству, «перекрестили» его в Василия Ивановича». Эту стратегию, думаю, надо запомнить и впредь употреблять при всяком подходящем случае встречи с агитаторами и пропагандистами.

Анатолий Куренной, 2017 г.
https://vk.com/event153161531

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 619 ]  На страницу Пред.  1 ... 58, 59, 60, 61, 62

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB