Иной раз побываешь на каком-нибудь фольклорном празднике, полюбуешься на пышнотелых молодух в цветастых сарафанах и ярких кокошниках да крепких молодцев в вышитых рубахах, с гармонями в руках; зайдёшь в местный музей, посмотришь на начищенные до блеска горшки и самовары, льняные рушники да дымковские игрушки; полистаешь кулинарную книгу вроде «В старину едали деды», вспомнишь «Лето Господне» Ивана Шмелёва – да и задумаешься: а с чего бы это российский народ столетие назад взбунтовался, чего ему не пелось – не плясалось? Хорошо ведь жили, натуральными продуктами питались, в натуральные ткани одевались, с хохломы да гжели ели, игрушками играли, которые и сейчас-то большинству не по карману? Не иначе как подлые враги народ с панталыку сбили! А потом наткнёшься на какой-нибудь документ, свидетельствующий о жизни россиян той поры, и многое становится понятно. Вот и мне недавно попалось на глаза Приложение к протоколу № 3 заседания общества врачей г. Вятки 1876 года (спасибо интернету!) – работа санитарного врача Вятского губернского земства Александра Николаевича Радакова. Этот врач, в 1870 году окончивший Московский университет, составил сборник медико-топографических и санитарных сведений о Вятской губернии. Всего в сборнике 251 страница, из них 27 посвящены Кайскому краю. Пожалуй, не стоит пересказывать весь документ – желающие смогут отыскать его в интернете. Приведу лишь выдержки, характеризующие жизнь наших предков полтора столетия назад.
Кайский край глазами врача
Кайский край составляет северную оконечность Слободского уезда и Вятской губернии. Он состоит из двух волостей – Трушниковской и Кайгородской. В Каю 13 000 жителей и на квадратную версту приходится только 1,5 человека. Почти всё его пространство покрывают леса, которые занимают более 97% всей местности и дают возможность населению селиться преимущественно только по одной линии, вдоль Кайского тракта. Красная глина делает дороги в Каю весной и осенью непроходимыми. Невдалеке от Кайского села на берегу реки Камы залегает огнеупорная, белая и серая глина. Красная железная руда встречается почти во всём краю, но к ней примешано значительное количество серы. Кайский край имеет обильное орошение. Кама, текущая здесь с юга на север, извивается по неровной холмистой местности и имеет весьма большое количество притоков, пробирающихся среди непроходимых лесов и болот. Вся местность, окружающая Трушниковскую волость, есть моховое болото, тянущееся по Слободскому уезду от северо-востока к северо-западу и имеющее 125 вёрст длины и 60 ширины. По этому болоту, отчасти голому, а отчасти поросшему тонким сосновым лесом, и идёт по мостам и гатям Кайский тракт на протяжении 95 вёрст. Климат Кайскогоь края должен быть суровей всех остальных мест Вятской губернии как по его северному положению, так и по обилию лесов и т.п.
Суровый климат, выветрившаяся почва и первобытная система обработки земли с трёхпольным хозяйством делают урожаи хлебов чрезвычайно низкими, так что с Рождества населению приходится покупать хлеб. Заволжский говорит, «что рожь в этих местах родится не больше как сам четыре. Таким образом при посеве ржи на душу 6 пуд., а овса 10 пуд., урожая приходится 24 п. ржи и 35 п. овса на ревизскую мужскую душу. После ржи и овса наиболее сеется льна, конопли же сеется весьма немного; репа родится весьма хорошо, несколько хуже картофель. Огурцы здесь не развиваются».
Население принадлежит к великорусскому племени и есть потомки новгородцев; собственно инородческих племён не встречается, но жители Кайского края настолько отличаются по своим физическим качествам от остального населения Слободского уезда, что это можно объяснить лишь тем, что они произошли не от чисто русского корня, а имеют значительную примесь инородческой крови, например, финской, либо тем, что под влиянием дурных физических условий они утратили свой первоначально-русский тип, либо тем, что оба эти условия имели место. Что касается до первой из приведённых причин, то за неё говорит следующее. Когда я проезжал по Кайскому тракту, то в двух населённых пунктах, именно в селе Лойнском и деревне Бутине, я встретил чудские могилы, или лучше сказать, только одни воспоминания о них, так как они теперь срыты. К этим могилам крестьяне чувствуют большое уважение и, несмотря на противодействия местного священника, постоянно на них справляют память своих предков, так как «в них похоронены их деды». Население этих мест говорит хотя и русским языком, но совершенно изломанным и с особым произношением. Самый наружный вид жителей Кайского края подходит под описание Палласом вотяков, которые, как известно, принадлежат к финскому племени. «Между ними, говорит Паллас, очень мало великорослых, хорошо сложенных и крепких мужчин. Женщины малорослы и некрасивы. Нет ни одного народа, между которым так многочисленны были бы рыжеволосые, как между вотяками, хотя и между ними есть субъекты, которые имеют пепельные и чёрные волосы; обыкновенны каштановые, но бороды большей частью рыжие». Что касается до того, что дурные влияния природы ухудшили первоначальный русский тип кайца и сделали его низкорослым, с плохим развитием мускульного слоя тела, с кривыми ногами и т.д., то этого, конечно, нельзя отрицать. Постоянное голодание, тяжёлые лесные и заводские работы должны способствовать вырождению, подобно тому как выродился в северной части вятской губернии крестьянский скот под влиянием тех же неблагоприятных условий.
Для полноты описания населения мы поместим данные о движении его за 10 лет. В Кайгородском приходе приходится один брак на 93 жителей, в Пушейском – один на 92 жителя, в Лойнском – один на 83 жителей, в Гидаевском – один на 85 жителей, в Кичановском – один на 79 жителей. Следовательно, в среднем выводе во всех означенных приходах один брак приходился на 86 жителей. Рождаемость: в Кайгородском приходе – одно рождение на 16 жителей, в Пушейском – одно на 17 жителей, в Лойнском и Гидаевском – одно на 15 жителей, в Кичановском – одно на 16 жителей. Смертность: в Кайгородском приходе – одна смерть на 24 жителя, в Пушейском и Лойнском – одна на 19 жителей, в Гидаевском – одна на 18 жителей, в Кичановском – одна на 22 жителя. Средняя продолжительность жизни: в Кайгородском приходе – 20 лет, в Пушейском – 18 лет, в Лойнском – 17 лет, в Гидаевском – 16,5 лет, в Кичановском – 19 лет. Все представленные нами данные о движении населения в Кайском краю будут только тогда особенно резки, когда мы сравним с движением населения в остальной России и Европе. В средние века средняя продолжительность жизни в Европе была 18 лет, в XIII веке 20 лет, в текущем столетии в образованной Европе от 25 до 45 лет. Следовательно, продолжительность жизни кайского жителя равна продолжительности её в Европе в средние века.
Теперь приведём за 10-летний период количество умирающих по возрастам в процентах. В Кайгородском, Пушейском, Кичановском, Гидаевском приходах до 5-летнего возраста умирает 65,7% из всех умерших, потом смертность до 35-летнего возраста постоянно падает, а отсюда до 65 лет опять возрастает: до 100 лет никто не доживает. Смертность детей наиболее сильна в Гидаевском приходе, где браков и рождений меньше, а продолжительность жизни короче. Таким образом, этот Гидаевский приход, как показывают статистические данные, пожалуй есть наихудший в санитарном отношении во всём Слободском уезде.
Образ жизни крестьян Кайского края мало отличается от образа жизни вообще крестьянина северной полосы России. Летом усиленная работа в поле и на близлежащих заводах – Кирсинском и Песковском. Эти заводы очень плохо окупают затраченный на них труд и потому не мудрено, что на Трушниковской и Кайгородской волостях числится недоимки 125 000 руб. Зимой, которая продолжается более полугода, большинство крестьян ничего не делает, так как в Каю решительно не развиты никакие ремёсла, кроме горшечного, занимающего немного руки. Селения большей частью расположены у подошвы холмов на берегу речек, хотя и очень мало таких, которые бы стояли совершенно в низине. Они обыкновенно состоят из одной улицы, от которой идёт несколько побочных переулков; только в одном Кайском селе несколько улиц. Все деревни огорожены, для того чтобы скот не уходил в поле, так как пастуха обыкновенно нет. Несмотря на то, что все селения Кайского края окружены лесами и в нём нет недостатка в лесе, избы крестьян имеют в высшей степени печальный вид. Это мелкие, покосившиеся и разваливающиеся лачуги, без всяких украшений и приспособлений, с крышами из беспорядочно наваленных досок, которые сходятся под таким тупым углом, что крыша представляется почти плоской. От весьма резких перемен температуры зимы и лета, от сырости и дыма все стены избы представляют тёмно-серый цвет и обыкновенно служат весьма недолго – лет 13-20, поэтому новая изба от климатических влияний скоро кажется старой. В Каю курные избы составляют большинство, что одно уже может свидетельствовать о крайней бедности крестьян.
Форма крестьянских построек весьма разбросанная, и изба и остальные постройки стоят не в связи между собой, не под одной крышей. В этом случае двор бывает редко закрытый. Избы походят скорее на клетки чем на дома. Окон в избах на улицу большей частью три, причём одно, по середине, большое, а два по бокам маленькие, так называемые волоковые; такие же маленькие окна выходят на двор. В некоторых наиболее бедных домах из экономии стёкла в окнах заменяются брюшиною. Украшений в окнах никаких нет. Внутренность избы обыкновенно весьма непривлекательна. В левой стороне большая печь, переднюю часть избы со входа занимают огромные полати, около стен кругом расположены лавки. Света при маленьких окнах очень немного, особенно в избах, где в окнах вместо стекла вставлена брюшина. Печи, занимающие пространства по крайней мере ? избы, делаются по-чёрному, без труб, вследствие чего в таких избах весьма черно и мрачно. Впрочем, помимо этого в избах весьма неопрятно и грязно. На дворе, где помещается скот, почти постоянно обильное скопление навоза, вонь от которого обыкновенно усиливается ещё и тем, что на двор крестьяне ходят для исполнения своих естественных нужд.
Главные гигиенические недостатки кайской избы, помимо крайне недостаточного объёма воздуха на каждого человека, это постоянный ветер, который врывается со двора из двери и приносит с собой оттуда вонь в избу. Кроме того, в избах от большого скопления людей и от большой печи постоянный жар, который крестьяне очень любят, может быть инстинктивно, оттого, что при нём меньше ощущается потребность в пище, чего, с другой стороны, можно достигнуть постоянной недеятельностью организма и в этом отчасти лежит причина постоянного зимнего лежания на печи крестьянина. Жар, господствующий в избах, часто производит, хотя и не непосредственно, ревматизмы, так как из жаркой избы крестьяне в плохой одежде часто выходят на 35-градусный мороз. Одежда населения мало отличается от одежды вообще великорусских крестьян. Нижнее платье делается из холста и весьма редко переменяется, так как крестьяне крайне нечистоплотны, отчего между ними часто распространены сыпные болезни. Летняя верхняя одежда портяной шабур (кафтан), зимняя – полушубок, который сшит из 4-5 овчин, впрочем, полушубки носят только зажиточные, очень же бедные не имеют полушубков и тогда надевают вместо полушубка два зипуна, сотканные бабами из овечьей шерсти. Обувь обыкновенно лапти, и сапоги только у богатых, зимой валенки. Летом носят холщовые онучи, а зимой суконные.
И в Кайский край начинают проникать современные промышленные произведения. Так, старые бабы носят ещё холщовые сарафаны, но у молодых встречаются и ситцевые, и при женитьбах обыкновенно жених дарит невесте несколько аршин ситцу либо ситцевый же платок. Костюм женщин весьма неудобен по многим причинам. Бабы обыкновенно не носят панталон, отчего между прочим между женским населением значительно распространены маточные болезни, которые, впрочем, главным образом зависят от обыкновения крестьянок почти сейчас после родов исполнять тяжёлые работы. Мужская одежда более гигиенична, хотя, конечно, холщовая рубашка и плохой шабур мало защищают от холода. Но особенно вредно действует на здоровье обувь – лапти и холщовые онучи, как те, так и другие весьма хорошо проводят сырость. При работах крестьян в лесах, особенно весной и во время сплава леса и т.п., холщовые онучи постоянно мокры; если простое полотно хорошо проводит тепло, то мокрое оно будет проводить его несравненно лучше и таким образом мокрые онучи есть элемент, предполагающий к ревматизмам, которые весьма распространены между кайцами. Крестьяне не подозревают, что для ребёнка особенно вредна потеря теплоты тела. Между тем дети кайских крестьян обыкновенно одеты гораздо легче взрослых и летом бегают в одних рубашках и часто без панталон, а зимой в плохом полушубке, часто нараспашку; последствия этого угадать нетрудно. Что касается до одежды грудных детей, лежащих в люльках, то она представляет груду грязного тряпья, вонючего и пропитанного мочой.
Влияние пищи на здоровье кайца так значительно и эта пища так своеобразна, что на ней стоит остановиться подольше. В Кайском краю уже много лет как существуют неурожаи, и хлеба обыкновенно хватает на 3-4 месяца. По отзывам крестьян Трушниковской волости в нынешнем году урожай озимого хлеба был сам третий, а ярового – сам второй: весьма естественно, что при таких урожаях и при крайне стеснённом экономическом положении крестьян не может быть и речи о достаточном питании их чистым хлебом и потому к этому последнему постоянно примешиваются отруби, зёрна различных сорных трав и т.п. Результатом всего этого выходит то, что хлеб в Кайском крае имеет весьма мало сходства с хлебом обыкновенным, а скорее представляет вид плотных чёрных лепёшек. Большей частью хлеб вынимается из печи полусырым, что ещё более увеличивает его неудобоваримость. Таким образом, дурные качества кайского хлеба зависят, во-первых, от разных неудобоваримых примесей к нему, во-вторых, от самого способа приготовления муки, так как для просеивания муки крестьяне употребляют сита весьма грубые, мелют же зёрна часто не на мельницах, а на ручных жерновах, причём при последнем способе размельчения зерна оно растирается весьма несовершенно и, наконец, в-третьих, от плохого печения его. Такой хлеб требует весьма много пищеварительных соков для полного своего переваривания, потому что в противном случае он известным образом разлагается в желудке и производит различные расстройства его и всего пищеварительного канала, механически растягивает брюшные внутренности, что и выражается в увеличении живота и т.п. Кроме того, весьма вредно для человека почти исключительное питание одним хлебом, как это бывает в Кайском краю. Помимо хлеба употребляется ещё и другая пища, но исключительно опять-таки растительная. Обыкновенная повседневная пища крестьянина состоит из щей из овсяной или ячневой крупы. Только у богатых в эти щи прибавляют говядину, обыкновенно же они пустые. В щи кладётся больше картофель, так как капуста чрезвычайно плохо растёт в Кайском краю. Кроме щей в большом употреблении ещё лук и грибы, которых очень много, их солят, и зимой эти солёные грибы в очень большом употреблении.
При таком однообразном, недостаточном и плохом питании тела весьма естественно, что кайский житель употребляет различные вкусовые вещества, которые, как известно, поддерживают бодрость всего организма и пищеварения. Кайцы редко пьют простую воду, а большей частью кислый квас; соль употребляют в весьма большом количестве – около двух фунтов на человека в месяц, кроме того в сильном употреблении напитки, содержащие алкоголь. Но так как большое употребление водки не по карману кайцу, то он заменил её более дешёвым охмеляющим напитком – брагой, которую пьют в большом количестве решительно все – мужчины, женщины и дети. Эту брагу приготовляют двумя способами – холодным и горячим. Горячим способом брагу делают так: берут овсяную муку, прибавляют туда солода и дрожжей, потом на сутки ставят в печь и, после того как её оттуда вынут, она уже готова. Под влиянием печной теплоты и дрожжей в означенной смеси происходит брожение, при котором крахмал превращается в сахар и алкоголь; последнего, впрочем, небольшое количество и для того, чтобы опьянеть, нужно выпить много браги. Брага эта представляет жёлто-зелёную, довольно густую жидкость с каким-то промозглым запахом и неприятным кисловатым вкусом. При холодном приготовлении браги она гораздо менее хмельна, так как при невысокой температуре меньше образуется спирта. Крестьяне во время зимы, когда они большую часть времени проводят на печи, постоянно пьют брагу и потому почти всегда пьяны; как много они пьют браги, можно судить из того, что для приготовления её каждый взрослый человек потребляет не менее трёх пудов овса.
Этому повальному пьянству, между прочим, обусловленному дурным питанием крестьянина, нужно приписать немалое влияние на вырождение кайцев. Вообще всех вышеприведённых причин, кажется, совершенно достаточно, чтобы объяснить это вырождение, которое почти исключительно обусловлено дурной физической обстановкой. Пьянство, развитие отхожих промыслов, работа на заводах и извозничество есть самые могучие причины развития в населении безнравственности, и действительно мы это видим например в соседней части Орловского уезда, где пермяки в высшей степени безнравственны. К этому же заключению должно привести и довольно значительное развитие сифилиса в Кайском крае. Таким образом, предположить, что население Кайского края крайне безнравственно, не было бы нелогичным. К удивлению, факты совершенно противоречат этому. Несмотря на то, что парни женятся большей частью в возрасте 22 лет, а девки выходят замуж в возрасте 18-20 лет, разврата, по общим отзывам населения, положительно нет. Так, священник села Лойнского говорил мне, что всякая девушка опасается развратничать потому, что в противном случае она может быть забита до смерти. То же самое я слышал и в Трушниковском волостном правлении, и в других местах, так что, по-видимому, нельзя было не доверять так единодушно сообщаемым фактам. Как бы то ни было, но развитие сифилиса, помимо безнравственности, можно объяснить и другими причинами.
Как и во всей Вятской губернии, в Кайском краю народ, помимо врачей и фельдшеров, часто обращается для лечения болезней к знахарям и знахаркам; и те и другие есть в каждом селе. Особенно славится знахарка, живущая в Кирсинском заводе, специальность её сифилис, против которого она окуривает киноварью и даёт сулему. Одна из причин, почему народ для лечения сифилиса обращается к знахарям, есть та, что у фельдшеров обыкновенно нет ртутных препаратов и лечить они не имеют права. Акушеркам кайцы мало доверяют, а предпочитают своих повитух, которые делают часто самые невообразимые вещи; так, при трудных родах переворачивают бабу кверх ногами, трясут её, мнут и т.п., почему мертворождения и маточные болезни не редки. Приведём здесь ведомости фельдшеров Кайгородской, Трушниковской и Кирсинской волостей за четыре месяца (май, июнь, июль и август) настоящего года о господствующих болезнях в Каю, так как других данных мы не имеем: всего больных было более двухсот, из них с ревматизмами острыми и хроническими – 67 человек, с чесоткой – 37, с острым катаром дыхательных путей – 24, острым воспалением лёгких и плевры – 20, с болезнями глаз – 11, с перемежающейся лихорадкой – 10, с горячкой – 9, с желчным и слизистым поносом – 7, с острой сыпью разных наименований – 6, с золотухой – 6, с корью – 4, со скарлатиной, сифилисом – по одному, с водянкой – 2. Что касается эпидемических болезней, то мы не имеем никаких полных сведений. Известно только, что ни в прошлом году, ни в нынешнем эпидемия натуральной оспы не зашла в Кайский край, что зависит единственно от того, что он лежит совершенно отдельно и сообщения с ним остального уезда почти не существует; все предохранительные меры против оспы – оспопрививание и т.п. совершенно отсутствуют в Кайском крае, медицинская же помощь состоит только из двух фельдшеров, из которых один живёт в деревне Трушниковской, а другой в селе Кайгородском. Врач живёт в селе Полом, чуть не за 200 вёрст. В прошлом году была эпидемия скарлатины, которая началась в апреле и кончилась в конце года. Из ведомости о состоянии больных скарлатиной в одной Трушниковской волости от 17 апреля по 15 августа 1875 года видно, что из 44 больных этой болезнью умерло 7 человек. Сыпного тифа было только несколько случаев.
---- Конечно, отчёт санитарного врача отражает далеко не все стороны жизни кайского крестьянства, но и этого достаточно, чтобы понять: подавляющее большинство наших предков жило в очень тяжёлых условиях; гжель и хохлома, павлово-посадские платки и палехские шкатулки, сафьяновые сапоги и голосистые гармони были доступны рядовому крестьянину так же, как сегодня обычному россиянину доступны айфоны последней модели или полёты в космос. Борьба за выживание была основным смыслом жизни очень многих людей. Наверное, именно поэтому такой привлекательной оказалась идея о всеобщем равенстве и братстве. Привлекательной настолько, что забыв о братстве и родстве, брат пошёл на брата, а сын – на отца.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
Последний раз редактировалось ХиНа 02 ноя 2021, 11:31, всего редактировалось 1 раз.
|