Пусть вспомнят тех учителей…
День учителя! В этот праздник благодарные ученики и их родители поздравляют своих учителей с этой знаменательной датой, желают им здоровья, дальнейших творческих успехов, делятся своими воспоминаниями. Я хочу поделиться с читателями своими воспоминаниями о тех далёких годах, когда учился в родной Рудничной школе, и тех учителях, которые учили нас в первые и ранние послевоенные годы, и которых уже нет в живых. Хочу напомнить, чтобы их не забывали, и они остались в памяти бывших учеников, коллег и тех, кто работает в школе сейчас.
Мои первые учителя
В этом году исполнилось 60 лет, как я окончил среднюю школу. В первый класс я пошёл в 1948 году. Всего прошло три года, как закончилась Великая Отечественная война, голодное и бедное время. Первая учительница – Любовь Петровна (фамилию я, к сожалению, не помню). На старой фотографии 1 «В» класс – мальчики и девочки семи, восьми и даже девяти лет. Большинство – мальчики. Фотография сделана в конце учебного года, в мае. Было тепло, одеты бедно, кто босой, а кто в дырявых ботинках, у одной девочки – старенькое платьице с большой дырой на плече. Для профилактики педикулёза все острижены наголо. У большинства из нас отцы погибли на фронте, а в семье осталось по трое, четверо, а то и пятеро детей. Но несмотря на бытовые трудности, у нас было стремление учиться. В центре фотографии – Любовь Петровна, миловидная, скромная женщина. Мы были очень дисциплинированные, слушались свою учительницу. Многих учеников она навещала на дому, если кто заболел, обязательно приходила, задавала уроки, спрашивала. Всячески старалась помочь, чтобы ребёнок не отстал от школьной программы. Она учила нас и во втором классе. После окончания учебного года она уехала к себе на родину. В третьем классе нашей учительницей стала Валентина Терентьевна Зайцева. У неё очень трагическая судьба. Семья была репрессирована, выслана в Коми АССР, на лесоповал. Отец умер в ссылке, а она с мамой из-за невыносимых условий жизни сбежали, каким-то чудом оказались в Рудничном и сумели выжить. Валентина Терентьевна получила среднее педагогическое образование, а затем заочно окончила Кировский педагогический институт, преподавала в старших классах. Она родила сына Мишу, и надо же было такому случиться, что когда ему было лет восемь или девять от роду, ущемилась врождённая грыжа. Это произошло в 1967 году, я уже работал хирургом и главным врачом больницы, экстренно его оперировал. Всё обошлось благополучно. Миша окончил Кировский пединститут, аспирантуру. Сейчас он доцент кафедры химии пединститута, декан факультета. Валентина Терентьевна, выйдя на пенсию, не прерывала связи со школой, была очень активна, проводила во дворе дома, в котором жила, с ребятишками различные массовые мероприятия, дарила им книжки (у неё была очень большая библиотека). На одном мероприятии ей стало плохо, после чего она скоропостижно скончалась. Это произошло около десяти лет назад. В четвёртом классе нас учила Клавдия Прокопьевна Орехова. Мы уже стали намного взрослее, самостоятельнее. Клавдия Прокопьевна с мужем и тремя детьми приехали в наш посёлок перед началом учебного года. Наш 4 «В» был первым в её работе. Она очень спокойный, доброжелательный учитель. Среди нас, конечно, были и нарушители дисциплины, но она никогда не повышала голос и не наказывала. Её не боялись, но уважали и слушались. С четвёртого класса после окончания учебного года мы сдавали экзамены по основным предметам. Я считаю, что это было правильно. Мы готовились к экзаменам, никто не хотел их «провалить», остаться на осень или даже на второй год. Отменили сдачу экзаменов в 1956 году.
Такие разные «немки»
С пятого класса нам стали преподавать учителя-предметники. Началось изучение иностранного языка. В те годы в основном преподавали немецкий язык. Первым учителем была Екатерина Ивановна Келлер. Она тогда была единственным учителем иностранного языка в школе. Екатерина Ивановна из поволжских немцев, которые в начале войны были высланы из Саратовской области (там был немецкий национальный округ с центром в г. Энгельсе). Пенсионного возраста, образованный, интеллигентнейший человек высокой культуры. Жила вместе с братом Фёдором Ивановичем. Оба имели музыкальное образование. Она играла на пианино, вела в школе уроки пения, а он играл на аккордеоне, работал заведующим клубом, руководил художественной самодеятельностью. Учить иностранный язык у нас не было особого желания, на уроках учительницу не слушались, а из-за своей интеллигентности Екатерина Ивановна не могла наладить должную дисциплину и очень из-за этого переживала. В 1953 году И.В. Сталин разрешил выдачу паспортов, и семья Келлер уехала на родину. А вот Серафима Степановна Горшкова, которая учила нас немецкому языку в девятом и десятом классах, – была совсем другой. Она родилась в Лойно в 1921 году. После окончания средней школы поступила в Кировский педагогический институт на факультет иностранных языков, который закончила с отличием во время войны. Работала в Рудничной школе с начала пятидесятых годов. Это был очень строгий и требовательный учитель. Прийти на урок неподготовленным было просто невозможно. У неё был особый стиль преподавания. За урок она могла опросить половину класса, была строга в оценке знаний. Не, помню, чтобы она кому-то поставила «отлично». Дисциплина в классе была идеальной. В те годы акцент делался на грамматику (склонение, спряжение и так далее), переводы, пересказы. После окончания школы мы неплохо знали немецкий язык. Когда я поступал в Пермский медицинский институт в 1958 году, первый экзамен был по иностранному языку (в то время при поступлении в вузы иностранный язык был обязательным), на нём «срезались» многие абитуриенты. Я вытянул билет, подготовился и пошёл отвечать. Сначала чтение, затем перевод, пересказ и грамматика. И за каждое преподаватель ставил оценки. Тексты я читал быстро, преподаватель меня остановила, потом говорила «далее-далее». На все вопросы я ответил. Меня похвалили, поставили пятёрку, и преподаватель спросила о том, где меня учили. А когда узнала, что в каком-то маленьком посёлке, то очень удивилась, какой высокий уровень знаний у ученика. А у Серафимы Степановны по немецкому я не получил ни одной пятёрки. На встрече выпускников 1958 года я ей рассказал об этом, и она была тронута высокой оценкой её преподавания немецкого языка. Серафима Степановна, будучи на пенсии, ещё долго работала, прожила долгую жизнь – более 90 лет.
Трагические судьбы, нелёгкое время…
Учителем биологии химии была Тамара Зотиковна Орешина, молодой специалист из Ленинграда, высокая, стройная и красивая женщина.. Это учитель другого поколения, строгая, не терпящая возражений и нарушений дисциплины. Её боялись, потому что она могла поставить в угол или выгнать из класса. В то время это практиковалось. Никогда не завышала оценки. После трёх лет работы в школе уехала в Ленинград. Как мне стало известно, произошёл трагический случай, во время опытов по химии ей в глаза попало ядовитое вещество, и учительница потеряла зрение. В девятом классе математику преподавала Фаина Михайловна Жуйкова, моя двоюродная сестра. Как иногда называют таких людей, – «учитель от Бога». Это мнение многих, кого она учила. Была умеренно строга, в классе поддерживалась идеальная дисциплина. Очень доходчиво и понятно объясняла сложные математические задачи и теоремы. С учениками общалась просто, её уважали и любили. К сожалению, у неё развилась профессиональная болезнь, она была вынуждена выйти на пенсию по инвалидности, и в возрасте 53 лет, в 1984 году, скоропостижно ушла из жизни. Ныне здравствующий учитель физкультуры Алевтина Ивановна Петрашко, которой уже 90 лет. Живёт она в Санкт-Петербурге, у сына. Приехала преподавать в Рудничную школу сразу после окончания факультета физкультуры Кировского пединститута в середине пятидесятых годов. Всегда подтянутая, улыбающаяся, зимой и летом – в спортивной форме. Я не помню, чтобы она когда-то болела, обращалась в больницу. Вот что значат для здоровья постоянные занятия спортом. Классный руководитель в 10 классе была Полина Сергеевна Седых, преподавала математику. Она была в предпенсионном возрасте, родилась в 1905 году. В те дореволюционные и послереволюционные годы окончить гимназию и получить высшее образование было непросто. Нужно было иметь хорошие знания и достаточное материальное обеспечение. Когда она преподавала в нашем классе, была уже уставшей женщиной, прожившей в невероятно тяжёлых условиях периода революции, гражданской, Отечественной войны. Ей было трудно наладить дисциплину, порой на уроках её не слушались, ей казалось, что над ней подшучивают, посмеиваются, и она очень болезненно на это реагировала. После выпуска нашего класса она вышла на пенсию. Последние годы жила у дочери в п. Нижне-Ивкино, умерла в возрасте более 85 лет.
Строгий, но справедливый
Директором школы был Алексей Степанович Большаков, участник Великой Отечественной войны, воевал на севере, защищал степные рубежи нашей Родины. На долджность был назначен в начале пятидесятых годов. Школа располагалась в двухэтажных зданиях, построенных в тридцатые годы (в годы войны в обоих зданиях размещались госпитали для военнопленных немцев). Отопление было печное, требовало на зимний период очень много дров. В распилке и колке дров принимали участие и старшеклассники. Зимы в то время были очень холодные и снежные, но в классах всегда было тепло. Забот у директора было много, царили порядок и дисциплина, отношение сотрудников к работе было ответственным. Алексей Степанович был строг и требователен к своим подчинённым. И в то же время уважительно к ним относился. Наша школа была на хорошем счету, как в районе, так и в области. Алексей Степанович преподавал нам историю в 10 классе. Конечно, к урокам мы готовились. У него тоже был свой стиль: когда он задавал вопрос и собирался вызвать кого-то отвечать, он не глядел в журнал и не называл фамилию, а смотрел на нас прищуренными, пронзительными глазами, кто не выдерживал его взгляда и опускал голову и глаза, того он и вызывал к доске. Школьники думали, что если их спросили на этом уроке, то на следующем уже не спросят. Но у Алексея Степановича было не так – он мог снова на следующем уроке вызвать отвечать того же ученика. Поэтому мы готовились к каждому уроку. Ещё он любил спрашивать даты, мы всё это заучивали. Мне в дальнейшем это пригодилось, я очень хорошо научился запоминать даты, цифры, показатели. Алексей Степанович женился на учительнице биологии, молодом специалисте Лидии Александровне. У них родилось трое детей. В начале 60-х годов его перевели в г. Вятские Поляны директором школы, потом он работал заведующим районным отделом образования. Прожил Алексей Степанович 80 лет.
Преклоняюсь перед ними
Очень тяжёлый труд был у техслужащих. Рано утром нужно было принести дрова, а это целая вязанка за плечами, подняться на второй этаж, протопить печь, проследить, чтобы не возникло пожара и чтобы в 8.30 (с этого времени начинались занятия первой смены) всё было готово, в конце недели вымыть полы. Преклоняюсь перед женщинами тех лет. У многих из них мужья погибли во время войны, а они на своих плечах несли тяжёлое бремя, работая на производстве, ведя домашнее хозяйство, воспитывая детей. Я должен отметить, что 90% выпускников нашего класса получили высшее и среднее специальное образование. Я поздравляю всех учителей с праздником – Днём учителя! Желаю доброго здоровья, благополучия, творческих успехов в работе.
Александр Петрович Катаев, выпускник 1958 года, бывший главный врач Рудничной больницы, г. Киров. «Прикамская новь», 2018.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|