НЕБОЛЬШИЕ ЗАМЕТКИ
ПО ПОВОДУ СТИХОТВОРЕНИЯ О. ЛЕОНИДА САФРОНОВА «А В СУМЕРКАХ БЕЛАЯ ЛОШАДЬ…»
Собственно говоря, подобным образом можно анализировать едва ли не каждое произведение поэта. Поэзия о. Леонида отличается многоплановостью. Образы, созданные им, сложны, хотя и очень зрительны, как бы конкретны. Кто-то когда-то сказал: «Россия может обойтись без каждого из нас, но каждый из нас не может обойтись без России». В этом утверждении есть смысл, если смотреть на Россию с юридической точки зрения, как на субъект какой-нибудь федерации. Но какое нам дело до юридических формулировок! Нет! Россия, Святая Русь – это величественный идеал. И тут встаёт вопрос: может ли русский человек существовать без идеала, и может ли идеал существовать сам по себе? Вот вопросы русской жизни, которые ставит и разрешает русская литература. Человек без идеала. Это тот самый «маленький человек», за свободу которого, т.е. за свободу быть «маленьким человеком» и не где-нибудь в Африке или Малайзии, а в России (!) боролись и «неистовый Виссарион», и чернышевские, и большевики, а теперь ещё и демократы с масс-медиа. Пушкин в «Медном всаднике» показал, что в России человек не может быть «маленьким», иначе он обречён на гибель от половодья собственных страстей. И даже царям не совладать с этой стихией. В России только сумасшедший пытается убежать от идеала. Нет, его не раздавят медные копыта Медного Всадника! Но он оглохнет и обезумеет от их цоканья. Достоевский развил эту идею, показав все формы этого сумасшествия. Горький опыт России и прошлый, и настоящий только подтвердил правоту классиков. В «Медном всаднике» - гротеск. Два всадника. Величественный Медный Всадник – на коне. И «маленький человек», по-наполеоновски скрестив на груди руки, - он не на лошади. Нет! Куда нам лошадь – нам льва подавай! На каменном льве в наполеоновской позе! «Маленький человек» - он не так прост: он воинствен, у него своё мнение, он полон претензий ко всему миру, он может и кулаками потрясти. Но ничтожество – оно и верхом на льве – ничтожество. Только ничтожная гибель возможна для ничтожной личности. Поэт Сафронов вступает в поэтический диалог с поэтом Пушкиным. У о. Леонида, в стихотворении «А в сумерках белая лошадь…», по сути та же фабула: в России «маленький человек» противоестествен. Но форма гротеска при сравнении личностей для психологии священника не приемлема, и противоестественность «маленького человека» не обозначается как ничтожество, но трансформируется в идею, что «маленького человека», т.е. человека без величественного идеала, без святости в душе в России вообще не существует. Россия как идеал скрыта в душе всякого русского человека. Россия – как объект веры, ибо Родину даёт Бог. В этом смысле высказался и Тютчев: «В Россию можно только верить». Стихотворение достигает своей кульминации в словах: «А помнишь, ты верила в Бога?..» К кому обращён этот вопрос? К России? Естественно! Но и к Актрисе – тоже! Как?! К этой лицедейке? Какой Бог для этой видавшей виды женщины?! А может, она даже и некрещёная?! И, тем не менее, вот это самое «А помнишь…» относится в равной степени, как к России, так и к потерявшей себя, обесчещенной женщине… Поэт смело настаивает на духовной связи между поэтическим образом (Актрисой) и Идеалом (Россией). Но если для множества злопыхателей, в наше время во множестве расплодившихся как тараканы, которые не живут в России, а паразитируют, сравнение России с падшей женщиной доставляет удовольствие похихикать, позлорадствовать, а то и похрюкать во всякого рода юморинах, то священник-поэт показывает, что Россия как идеал торжествует и величается в душе самых пропащих людей нашей Родины. Это «А помнишь…» является как бы таинственной Лествицей, возводящей Актрису к Идеалу. Сложнейший и опаснейший приём. Малейшая неточность – и из трагедии получается фарс: Россия низводится до уровня полуспившейся героини к удовольствию её множества ненавистников. Но слитность судьбы России и Актрисы не выливается в чувство тоски или отчаяния, но светлое мажорное звучание исходит от такого единства, которое подчёркивает на протяжении всего произведения таинственный образ Белой Лошади. Это не кляча, случайно забредшая на огород – таких лошадей седлают для победителей. Да, Актриса уезжает в город в безотрадное, казалось бы, будущее, но Белая Лошадь уже взнуздана и гремит уздою… Россия не может обойтись без каждого из нас, потому что мы связаны с ней как дети с матерью законом любви. Бог есть Любовь…
Светлана Рогова.
А В СУМЕРКАХ БЕЛАЯ ЛОШАДЬ...
Уныло осенняя роща Роняет последний листок. И в сумерках белая лошадь Всё щиплет затерянный стог.
Полгода живёт горожанка В забытой деревне родной. На что ей такая лежанка, Давно уж без мужа одной!
Лишь кошка да старая крыса, Да в сердце печальная боль... Великая в прошлом актриса, Свою не сыгравшая роль.
Похожа на позднюю осень, Что близится резко к концу, Ей белое платье — не очень, Ей чёрное платье — к венцу.
Не то что бы очень красива, С чертами былой красоты... Куда ты несёшься, Россия, Как лист золотой с высоты?!
Деревни твоей и селенья, — Теперь уж моли — не моли, Коснулось осеннее тленье, Когда ты коснулась земли.
А помнишь, ты верила в Бога, Взлетая к небесным хорам... Укрыта листвою дорога, Ведущая в сломанный храм.
Давно уж прошло «бабье лето» — Его не вернёшь всё равно... И медная мелочь с билета Со звоном пошла на вино.
Пошла — и не надо закуски... Родная, в году роковом Нам, русским, привычней по-русски Беду утирать рукавом.
Сидит. И с таким же прохожим, Попавшим в сплошной переплёт, На давнюю юность похожим, Вино невесёлое пьет.
Коса, как тяжёлая ноша, И бледный румянец ланит... А в сумерках белая лошадь Уздою звенит и звенит...
И в доме родимом осталось Прожить ей последнюю ночь... И ждёт её в городе старость И мужем забытая дочь...
Отец Леонид (Сафронов).
Вложения: |
IMG_2537.JPG [ 86.12 КБ | Просмотров: 4444 ]
|
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|