Текущее время: 29 мар 2024, 13:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 21 мар 2012, 12:12 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Редактор писал(а):
Гидаево, село. Расстояние до Кирса – 90 км, дата основания – 1800 г., прежнее название: д. Афанасьевское.
Расположено на высокой крутой горе, в лесной местности, реки нет.

Река - Вольга, древний приют ушкуйников. Село расположено на месте Гидаевского городища, возраст которого по сообщениям археологов превышает 3000 лет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 21 мар 2012, 12:15 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
Пестриков писал(а):
Редактор писал(а):
Гидаево, село. Расстояние до Кирса – 90 км, дата основания – 1800 г., прежнее название: д. Афанасьевское.

Река - Вольга, древний приют ушкуйников. Село расположено на месте Гидаевского городища, возраст которого по сообщениям археологов превышает 3000 лет.

Полагаю, по Аркаиму - гораздо более. Не менее 4500 т.лет. И Вольга - вольная. И имена до христианизации были Волег и Вольга. А примазали к каким то Хельгам, скандинавским !!! Сканды - горы.

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 08 авг 2012, 12:22 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Один из учащихся Лойнской школы (дети из Гидаево сейчас учатся там) подготовил рассказ о Гидаево. Я не стала этот рассказ редактировать, чтобы не потерялись мелкие детали. Поскольку материал собирали и оформляли дети, язык и стиль – соответствующие, кроме того, есть неточности и искажения. Но все равно интересно.

Знаменитые места нашего села

Жители села разделили Гидаево на гору, Ершово, кобру. В далёкое время в селе было море, которое высохло. Сейчас мы находим камешки с отпечатками ракушек, чёртовы пальцы и ракушки.
На горе стоит церковь «Кирилла и Афанасия Александрийских». Её перестраивали в 1724 году. Сейчас она стала очень старой, начинает рушиться. В Великую Отечественную войну жители увезли колокол и утопили в Чайранкуском болоте. После войны его хотели найти, но не смогли. Возле церкви есть старинное кладбище, на котором похоронены верующие люди.
Возле моего дома растут пять тополей. Им уже, наверное, больше ста лет. Люди говорят, что тополя заколдованы старой старушкой, которая давно умерла. Кто их срубит, тот будет несчастным. Если спуститься под гору, там есть школьный сад, так его назвали, потому что он растёт возле старой школы. Там растут сирени, берёзы и яблоня. Весной очень красиво, когда всё распускается. Деревья садили школьники. Школьному саду у нас тоже много лет.
Из Гидаево видно Буркову гору. Про неё сложены две легенды. В далёкое время жили «бурки». Они выкапывали тоннели в земле и жили в них. Говорят, что бурки не захотели принять новую веру, поэтому в своих землянках остались, а выходы завалили землей. Говорят, что у бурок было золото, которое они закопали вместе с собой. Поэтому о бурках не осталось ничего, кроме воспоминаний. Вторая легенда гласит о двух великанах, один их которых жил на Бурковой горе, а другой на Кувшиновой горе. Они перекидывали топор друг другу для приготовления пищи и дров. Недавно приезжали геологи с целью изучить Буркову гору, но ничего интересного они не обнаружили. Когда мы учились в Гидаево, мы ходили в поход на Буркову гору. Мы видели ступеньки. Сейчас там ничего не найти, т.к. всё зарастает.
В деревне Ушаково растёт кедр, которому уже около 200 лет. Он плодоносит только один раз в сто лет.
Вокруг Гидаево много деревень: Гилёво, Рязаново 1,2, Пасютино 1,2, Гонцово, Абрамово, Караси, Безгачево, Смолино, Гущино, Чанилово, Козицыно, Ершово, Лезиб. По лесу через Усельку проходит Екатериновский тракт, по которому проезжала Екатерина Первая. В деревне Малая земля тоже жили люди, как и в других деревнях, но в 1980 году Малую землю закрыли. Всем жителям деревни пришлось уезжать в другие места. Была картофельная яма, люди выкапывали траншею и утепляли её. Зимой в ней хранили овощи и семена. В те времена всё делали вручную. Дети тоже работали не покладая рук, но физический труд у них был меньше, чем у взрослых. После тяжелого дня работы все ребята собирались у трёх сосен, пели песни, танцевали. Которые растут возле кузницы. Этим соснам тоже уже много лет, и мы надеемся, что они простоят ещё столько же много лет, чтобы их могли увидеть и другие поколения. Ещё растут три огромных, старых липы. Летом, когда они цвели, жители собирали липовый цвет. Зимой с помощью липового цвета лечились, он помогал от многих болезней.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 08 авг 2012, 13:21 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
И правда, очень интересно написано.. И с большой любовью к своим местам. Это поколение еще помнит название несуществующих деревень, А вот следующее, будет ли оно помнить? А то поди только о Гидаево вспомнят , и все.....


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 15 янв 2014, 19:55 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Гидаево. История Афанасьевской церкви

Основателями старинного села Гидаево местные жители, по воспоминаниям своих предков, считают беглых солдат (стрельцов), бежавших от царской немилости или царской службы и осевших в этих глухих местах в середине – конце 17 века. Но, возможно, они осели не на пустом месте.

Специалисты считают, что гидаевцы в своём большинстве – инородческого происхождения. Вот что пишет о них в «Трудах общества естествоиспытателей» (Материалы Пермского края) Иванов: «Я не мог не обратить внимания на иное, несколько отличное от общего местного русско-пермяцкого типа, население Гидаевского округа. Эта разница в окладе лица настолько велика, что невольно приходит мысль, что имеешь дело с новой племенной особью. И едва ли подобное изменение наружности вместе с отличием некоторых черт народного характера могло явиться результатом иных жизненных условий. Вглядываясь в лица гидаевцев, вслушиваясь в их речи, в их предания и сказки, вникая во весь уклад их домашней жизни, я невольно приобретал убеждения, что передо мной не обрусевшие пермяки новгородцев-завоевателей, а потомки когда-то сильной и великой чуди, сохранившей некоторые свои племенные черты в этой стране угоров и сплошных лесов, но совершенно утратившей свой язык».

В начале 18 века в Гидаево построили Афанасьевскую церковь. По переписи 1763 года в селе числилось 67 ревизских душ. К середине 18 века церковь сильно обветшала, и в 1768 году прихожане обратились за разрешением срубить новый холодный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с тёплым приделом во имя Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев. Епископ Вятский и Великопермский Варфоломей в 1771 году такое разрешение выдал, а спустя четыре года новую Афанасьевскую церковь, которая появилась в центре села, на возвышенности, уже освятили.
В 1870-е годы к приходу Афанасьевского храма в качестве приписных относились три церкви: Кичановская каменная в честь Ильи Пророка, построенная в 1836 г., деревянная во имя Алексия Человека Божия (бывшая Сретенская пустынь) в д. Монастырёк и деревянная Владимирская в д. Ольковской (Гущино).
В те времена Гидаевский приход был один из самых обширных и простирался на 42 версты в округе. В 26-ти относившихся к нему селениях проживало более 2100 человек. В начале 20 века число деревень и починков прихода увеличилось до 40, а количество прихожан достигло 3300 человек. А в округе, кроме трёх церквей, в шести деревнях появились ещё деревянные часовни.

В Гидаево находилась церковно-приходская и земская школы, куда ходили дети также из близлежащих деревень, и фельдшерский пункт. До революции тут проживал купец Зорин, он имел свой магазин и склады. Практически вся торговля в округе находилась в его руках.
Церковь исправно служила долгие годы, но в 1886 г. она сгорела. Чтобы не прерывалось исполнение церковной службы, по указу духовной консистории в церковно-приходской школе выделили помещение для молитвенного дома. Новую церковь на месте сгоревшей гидаевцы срубили в 1889 году и освятили по-старому – в честь Благовещения пресвятой Богородицы и во имя Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев.

Однако при советской власти, в 1930-е годы, когда начались гонения на Православие, храм закрыли и приспособили под хозяйственные нужды колхозов. Ныне от некогда красивого, величественного здания церкви, срубленной мастерами без единого гвоздя, осталось одно воспоминание. На сегодняшний день это единственный сохранившийся на территории района деревянный храм. Но находится он в полуразрушенном состоянии, без крыши и пола, и не за горами тот день, когда Афанасьевская церковь рухнет совсем.

Антон Федотов, «Моё Верхнекамье».

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Гидаево
СообщениеДобавлено: 19 мар 2015, 08:58 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
В гидаевской стороне

На сегодняшний день единственный сохранившийся на территории района деревянный храм старинной постройки находится в селе Гидаево. Многие утверждают, что он «построен без единого гвоздя». Да, Афанасьевская церковь сооружена хорошо, добротно, но некоторые элементы здания всё-таки крепятся коваными гвоздями – сам видел.
Из краеведческих источников известно, что эту церковь построили в начале 18 века и освятили в честь александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла, и называлась она Афанасьевской. В то время погост Гидаев объединял 15 деревень, 23 починка. Со временем село расширилось до административного центра обширной волости. При Советской власти, в 1930-х годах, Афанасьевский храм закрыли и приспособили под хозяйственные нужды. До 1965 года в бывших церковных помещениях располагался сельский клуб. С того года и до нынешнего времени здание церкви пустует, терзаемое далёким от веры местным людом, оставленное без внимания и ухода, уже три столетие стоит вопреки всем невзгодам. Умели наши предки качественно строить!

По рассказам моей верующей бабушки Татьяны Алексеевны (1900-1971), последний священник Афанасьевской церкви в начале 1930-х годов века добровольно сложил с себя полномочия настоятеля и покинул пределы Гидаево. Оставшись без настоятеля, приходской клир церкви быстро распался. Говорят, на новом месте жительства гидаевский священник снял с себя рясу и устроился школьным учителем. Благо, в то время был большой дефицит на учителей, народ новой России тянулся к знаниям. А его поповский дом отдали под сельскую больницу, которая благополучно работала до 1975 года.
По преданию, гидаевцы, как и в других отдалённых от центра местах, издревле занимались земледелием, зимой заготовляли и весной сплавляли лес, занимались извозом, охотились на лесную дичь и зверей. До прихода христианства в Гидаево на Бурковой горе находилось капище язычников. В память об этом факте кто-то из современных, неизвестных автору, язычников (или их сторонников), установил на горе деревянный идол.

К началу 1950-х годов в гидаевской окру?ге было организовано два сельсовета: Гидаевский и Гилёвский. Потом их объединили под общим названием Гидаевский. По свидетельству бывшего жителя Гидаево Ивана Васильевича Байбородова, на территории Гидаевского сельсовета находилось девять колхозов. Они объединяли 17 деревень, починков. В колхоз «Знамя» входили деревни Караси и Шумайлово; в колхоз «13-я годовщина Октября» – деревни Гонцово, Пасютино и Абрамово; в колхоз «Отпускник» – деревня Гилёво; в колхоз имени Калинина – деревни Малая Земля, Рязаново (Поповцы) и починок Рязановский; в колхоз «Красноармеец» – деревня Безгачево; в колхоз «Путь к социализму» – деревни Гущино и Чанилово; в колхоз имени Чапаева – деревни Козицино, Ушаково и Смолино; в колхоз имени Ленина – село Гидаево; в колхоз «1-е мая» – деревня Бояры (Возмищево).
По словам коренного жителя Гидаево Николая Игнатьевича Ершова, организатором и первым председателем колхоза имени Ленина был Захар Антонович Байбородов.

В родной деревне автора этих строк – Безгачево – коллективизация прошла безболезненно. Не было в деревне того жёсткого противостояния среди односельчан, как на Дону, о чём в своё время талантливо описал Михаил Шолохов в романе «Поднятая целина». Дело тут вот в чём. В нашей деревне между жителями не было такого резкого расслоения по материальному достатку, как в других местах. Всё жили примерно одинаково. В глухом таёжном краю трудно было прожить единолично. Все вопросы жизнеустройства решались на сходе. Сообща отвоёвывали от тайги землю для хлебопашества, сообща возводили жильё и дороги. Отсюда пошло слово «по?мочь» – совместная работа. Психологически у нас люди были готовы работать коллективно.
Но не обошла стороной Безгачево такая беда коллективизации, как раскулачивание. Сверху поступила команда: выявить кулака и ликвидировать как класс. Активисты колхоза «Красноармеец» бросились выполнять команду и нашли-таки «мироеда», который жил чуть-чуть лучше других. Но новоявленный «кулак» предложил колхозным активистам сделку: отдам всё, что имею, только отпустите с миром. Ему пошли навстречу и отпустили «кровососа трудового народа» на все четыре стороны – естественно, без имущества. Он, наскоро собравшись, с семьёй покинул родную деревню, в одночасье ставшую для него злой мачехой. Вскоре жители Безгачево получили благодарственное письмо от своего односельчанина экс-кулака. Оказывается, он и его с жена устроились работать на строительстве Горьковского автозавода, где семье дали сносное жильё в бараке, в коем было даже электричество (некоторые безгачевские активисты тогда даже не знали, что это такое – электричество). Дети вытуренного с насиженного места экс-«кровососа» устроены: ходят в школу. Как тут после этого не благодарить односельчан!

По словам отца автора этих слов, до Великой Отечественной войны они в колхозе «Красноармеец» жили неплохо. Колхозники работали хорошо и с душой, получая неплохой урожай зерновых и весомый объём продукции животноводства. Натурой платили государству необременительные налоги. Оборотные средства колхоза от продажи сельхозпродукции регулярно пополнялись, и немало денег оставалось колхозникам на оплату труда. После страдных сельхозработ колхозники, как правило, мужчины, отправлялись на отхожий промысел, в основном на лесозаготовки. Это давало существенную прибавку к семейному бюджету.
Война крепко искорёжила деревню. Из сорока довоенных дворов в Безгачево к середине пятидесятых годов осталось только пятнадцать. Натуральные налоги, установленные для личных подсобных хозяйств в войну, буквально душили селянина. Каждому двору надо было сдать государству: мяса – 40 кг, масла – 9 кг, кроме этого сдавали яйца, шерсть, даже свиную шкуру после убоя домашнего животного колхозник обязан отдать государству. Правда, после смерти Сталина удушающие налоги для селян по инициативе тогдашнего государственного деятеля председателя Совета министров СССР Георгия Маленкова отменили. Сельские старожилы с благодарностью вспоминали его имя.

В начале 1950-х годов в гидаевской окру?ге мелкие колхозы объединили в один под общим названием «имени Ленина» с центром в с. Гидаево. А бывшие колхозы округи превратились в бригады нового колхоза. Однако за более чем скромные успехи в производственной деятельности у колхоза имени вождя мирового пролетариата сменили название на более скромное – «имени Калинина». В 1967 году по инициативе «сверху» принято решение наиболее слабые в экономическом отношении колхозы реорганизовать в совхозы. В марте этого года на базе колхоза имени Калинина создаётся совхоз «Гидаевский», который просуществовал до 1983-го года. Затем он вошёл в структуру исправительных колоний, как сельхозподразделение.
До 1965 года колхозники работали за трудодни, получившие в народе название «палочки», не всегда вовремя получая на них более чем скромную зарплату. Нередко в качестве оплаты труда колхозникам выдавали вместо денег сельхозпродукцию.
На селе до и после войны преобладал тяжёлый, ручной, малопроизводительный труд. По этой причине экономическое состояние сельхозпредприятий было аховое. Платить колхозникам достойную зарплату было просто нечем. Несмотря на ограничительные меры – колхозникам не выдавались паспорта – из села начался интенсивный отток населения. Чтобы как-то парировать это негативное явление, правительство Советского Союза приняло решение: с 1 января 1965 года колхозникам платить зарплату, независимо от финансового состояния хозяйства.
Непредсказуемые реформы на селе «отца оттепели» Никиты Хрущёва буквально вымывали народ из деревни. Советское село катастрофически пустело, и, в конце концов, тысячи деревень по стране исчезли с лица земли. В страдную пору практически уже некому было работать в поле. Чтобы как-то помочь колхозам, власть на местах волевым решением обязала местные промышленные предприятия направлять рабочих на село в качестве шефов на сельхозработы. Главным шефом совхоза «Гидаевский» на долгие годы стало учреждение К-231, более известное в народе по старому названию Вятлаг.

Одним из кадровых резервов совхоза однажды стали тунеядцы – люди, высланные из городов-миллионников за асоциальный образ жизни. В канун Московской Олимпиады в совхоз прислали тунеядцев из Москвы и Ленинграда. Правда, столичные «высланцы» не горели большим желанием исправляться трудом на гидаевских полях и фермах. Толку от них практически не было.

Решение мартовского пленума ЦК КПСС 1965 года «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР» в какой-то мере приостановило деградацию советской деревни. Государство направило на село большие средства. Активно начала обновляться производственная инфраструктура. Пополнялся машинно-тракторный парк. К середине 1970-х годов в Гидаевском совхозе полностью механизировали производство зерна. Активно внедрялась механизация и заготовке кормов. Строились скотные дворы с механизацией трудоёмких процессов. Автору этих строк, будучи на производственной практике в 1969 году в Гилёво, пришлось участвовать на строительстве скотного двора. Там были установлены механизмы и автоматические линии для приготовления и раздачи кормов, уборки навоза, автопоения и доения коров. Одновременно строилось жильё, к сожалению, неблагоустроенное. В 1970-м году в гидаевскую округу наконец-то пришло государственное электричество. До этого времени Гидаево, Смолино, Ушаково, Козицино и Гилёво получали электроэнергию от местных дизель-электростанций. Остальные деревни пока утопали во тьме, в домах по-прежнему пользовались лампами-керосинками.

Перед войной в гидаевской окру?ге были построены две школы: в Гилёво – начальная, которая работала до 1970-х годов, в Гидаево – двухэтажная «семилетка». До войны в Безгачево работала начальная школа в приспособленном под эти цели доме. В 1960-1970-е годы Гидаевская школа работала с большой нагрузкой: классы были переполнены учениками. Несмотря на бытовые и финансовые трудности, послевоенная деревня была богата детворой. Обычное явление для деревенской семьи – это 4-6 детей.
К большому несчастью, война выбила значительную часть мужского населения страны, его наиболее продуктивную часть. Осталось много одиноких женщин, нежелающих мириться со своим одиночеством. Зов природы – материнство, одинокие женщины, как могли, удовлетворяли на стороне. Что не вызывало восторга у законных супруг мужей. На этой почве нередко возникали скандалы, порой с мордобитием. Не обошло стороной это явление и деревню Безгачево. У части мужчин-жизнелюбов, прошедших фронт, было по две женщины: жена и любовница. Однажды на деревенском скотном дворе, во время бригадной планёрки, в порыве ярости жена ветреного мужа, убеждённая сторонница моногамии, пырнула вилами особо назойливую любовницу, периодически приглашающую её мужа на своё ложе. Та обратилась за медицинской помощью в сельскую больницу. Медики не стали раздувать скандал и не сообщили о случившемся в милицию. На том и замяли происшествие.

До 1960-х годов для Гидаево и всей округи сущим наказанием было бездорожье, сводящее на нет все труды селян. В руководстве районом тогда находились люди с хозяйской хваткой. Они волевым решением, используя технические ресурсы промышленных предприятий, организовали строительство дорог с твёрдым покрытием по всему району. И уже к концу 1972 года в Гидаево впервые пришла добротная грунтовая автодорога, и начал ходить рейсовый автобус до районного центра.
Ударом под дых для села и всей гидаевской округи стала ликвидация совхоза «Гидаевский». Он получил статус подсобного хозяйства с созданием на его базе колонии-поселения учреждения К-231. Та же участь постигла и совхоз «Минеевский» в деревне Лёзиб. В первые годы существования колоний снялись со своего места и выехали за пределы поселения жители отдалённых деревень: Гонцово, Гилёво, Малая Земля, Рязаново (Поповцы), Гущино, Чанилово, Смолино. Руководителем хозяйства стал сотрудник МВД (после Минюста). Основной рабочей силой в подсобном хозяйстве стали поселенцы-осуждённые.
Молодые люди после службы в армии в Гидаево уже не спешили, как в былые времена, чтобы стать дома хлеборобами. Они устраивались на службу в местную колонию поселения. Многие становились прапорщиками. Районная власть сняла с себя заботу о дороге на Гидаево, и «грунтовка», без ухода и подсыпки, в межсезонье быстро превратилась в непроезжее месиво, ставшее большой проблемой даже для грузовиков-вездеходов ЗИЛ-131 и ГАЗ-66. А для гидаевцев стали привычными ночёвки в осеннюю непогоду в кузове безнадёжно застрявших в дорожной трясине припозднившихся грузовиков.
Наконец в 1987 году при содействии тогдашнего первого секретаря райкома партии А.В. Буторина началось строительство автодороги Лойно – Гидаево с твёрдым покрытием. И 1992-м Гидаево увидело асфальт. Сначала было даже непривычно: сидишь и по привычке «вывихиваешь» свои мозги – на чём и как выехать в районный центр. А потом вспоминаешь, что хорошую асфальтированную дорогу-то уже сделали. В сарае стоит мотоцикл ИЖ, «седлай» его и дуй, куда хочешь!

Гидаевская колония-поселение с каждым годом всё больше хирела. Производственная инфраструктура, оставшаяся от бывшего совхоза, не обновляясь, ветшала. Новое строительство практически не велось. И в 2010 году колония выехала из села, оставив после себя руины. Вместе с колонией исчезли и последние рабочие места. Как жить без работы?
Хозяйственные, «с руками» мужики на селе, оставшись наедине со своими проблемами, очухавшись от «экономических» перемен, решили было заняться мясным скотоводством. Благо, в окру?ге пустующей земли немеряно. Но государство, как всегда, «позаботилось» о сельском производителе сельхозпродукции: запретило реализацию мяса от домашнего убоя. Дескать, гони, мужик, откормленную на личном подворье скотину на ближайший убойный пункт аж… в Слободской. И мясное скотоводство в личном подворье стало постепенно уходить в прошлое. Гидаевская молодёжь, не «расплавившая» мозги алкоголем, в поисках лучшей доли без оглядки покидает родные пенаты.

Завтрашняя перспектива Гидаево туманна. В селе пока ещё остаются пенсионеры и их великовозрастные детки, живущие на содержании пожилых родителей. И те, кому всё по фигу. Пофигисты живут за счёт случайных заработков и в летний сезон, обзаведясь металлоискателями, работают «рудокопами»: ищут в земле оставшийся от хозяйственной деятельности совхоза и колонии металлолом. Что делать в селе завтра, когда пенсионеров не будет и металлолом закончится?

Александр Безгачев, с. Гидаево.
«Прикамская новь», 2015 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB