Текущее время: 29 мар 2024, 08:15

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 07:56 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Из мглы столетий

Одним из древнейших населённых пунктов на земле Перми Великой, а впоследствии земли Вятской, можно считать Кайгород, который, судя по истории, оставил много загадок.
До нашего времени в архивах дошло мало документов, чудом сохранившихся на протяжении столетий.

Вот такими словами оценивает данное положение видный исследователь Пермской земли и Зауралья Александр Дмитриев, живший во второй половине прошлого века, написавший 8-томный труд по освоению Прикамья и Западной Сибири.
«Только во второй половине 17 века мы получаем возможность, наконец, отдельно говорить о загадочном Кайгороде и его особом уезде Перми Великой, к которой относился он с самого своего возникновения в 16 веке или ранее. такой темной, малоразработанной истории не имеет ни одна часть Великопермской страны. (Ведь не один Кай, а много н/пунктов имеет подобное. О.Е.).
Куда могли деваться местные кайгородские старинные акты – вот вопрос давно и одинаково занимавший как пермских, так и вятских историков. Именно к древнему Каю приложима наша местная пословица: «Канул, как в камский мох!»

Тем более замечательна судьба кайгородских исторических актов, что их вовсе не оказывается и в богатых строгановских архивах, хотя судьба Кая долго была связана с судьбой «именитых людей». Нет их и в большинстве центральных архивов Москвы и Петербурга, и только в богатейшем собрании документов Московского архива Юстиции каким-то чудом уцелела одна подлинная переписная книга дворов и людей в городе Кай и окологороднем стане и в волостях: Волоснице, Зюздинской и Колыше, переписи 1678 года Никиты Даниловича Глебова и подъячего Тимофея Антропова»!..
Причина, на мой взгляд, одна. До 18 века Кайгород входил в подчинение Перми Великой, а затем уже вошел в подчинение Вятской администрации. Так что древние акты по передаче Кайского края просто были выброшены «в корзину».
Но между тем многочисленные караваны с товарами из Сибири, Китая проходили этим путем, который назывался по-разному (Сибирский, Московский, Государев). Он был оживленной транспортной артерией.

В разное время неучтенное количество пеших путников, купцов, иностранных послов не могли миновать этот древний сухопутный путь. Я в своей статье, которая выходит из рамок обычной по размеру, привожу воспоминания нескольких иностранных очевидцев.
В частности, дипломата Сигизмунда Герберштейна, посетившего Москву по поручению европейских императоров Максимилиана и Карла V 1517 и 1525 гг. Он пишет: «… область Вятки за рекой Камой лежит почти в 150 милях на восток от Москвы; кратчайшая дорога к ней идет через Кострому и Галич, но она трудна, ибо кроме болот и лесов, которые затрудняют путь, между Галичем и Вяткой еще разбойничают там (черемисы)…
Поэтому в Вятку едут через Вологду, в Устюг путем более долгим, но зато более легким и безопасным… Страна получила свое название от реки, на берегу которой находятся Хлынов, Орлов и Слободской. Страна болотиста, бесплодна и служит как бы убежищем беглых рабов, изобилует медом, дикими зверями и белками…».

Надо, видимо, полагать, что это была действительно единственная сухопутная дорога в Сибирь, которая не пересекала на всем протяжении крупных рек, других преград, шла еще по местам и в 1500 году, где официально был зарегистрирован в истории год основания Кая – 1558. Действительно, на протяжении 400 лет эта дорога на Кай меняла свое направление три раза.
Воспоминания шведского дипломата Петрея Де Ерлезунда, изданные в 1620 году на немецком языке:
«Княжество Вятка – большая страна, очень изобильная медом, дичью и рыбой, можно поставить ее наряду с самыми лучшими краями. Но там не очень хлебородная земля, потому что она мшиста и болотиста, орошается множеством рек и речек и поросла густым кустарником и лесом… По этой области текут две большие реки: одна называется Вятка, от которой страна получила свое имя… Другая река называется Кама и граничит с Сибирью. Жители области платят великому князю дань, большей частью мехами».

Интересное воспоминание о своем путешествии оставил для нас голландец Ебергард Избраннидес, который для налаживания торговых связей с Китаем проезжал в Китай через Кайгород.
«Когда великие государи Иоанн и Петр Алексеевич вознамерились послать посольство к китайскому Балдыхану, имел я такую честь, что от их величеств в посланники к помянутому двору избран и любопытен был видеть Сибирь и Китай».
Далее он описывает свои впечатления при путешествии от Москвы до гор. Устюга. «…город Устюг лежит к самому устью реки Сухоны… оттудова 1 апреля приехали в Зырянскую землю (Коми республика, Е.О.), называемую Усчи волость.
Язык сего народа от российского весьма отличается, а с ливонским имеет некоторое сходство: ибо некоторые из моих людей, кои ливонского языка искусны, имея с тамошними обхождение, разумели, и они взаимно их речи понимать могли. В домах же они живут таким же образом, как и российские… Я чинил иным от них разные вопросы, но отвечали, что о роде своем ничего не знают, что предки их пришлые, а из каких стран не знают…»
«6 апреля приехали в Кайгород, который хотя и небольшой, но хорошо укреплен. Посольство планировало сухим путем дальше следовать до Соликамска, через гор. Чердынь. Но весна разрушила снежную (санную) дорогу. Лед растаял, реки разлились. По этой причине вся посольская делегация была вынуждена остановиться и жить в Кайгороде до тех пор, пока не пройдет ледоход и не установится надежный водный путь по Каме на Урал на лодках».
Избраннидес приводит любопытнейший случай встречи кайцев с разбойниками:
«Приобщаю при сем некоторую печальную притчину, которая, по словам тамошнего коменданта, в Кайгороде недавно, в бытность прежнего воеводы приключилась…
В воскресный день по полудни явились у пристани оного города некоторые суда, наполнены людьми, которые в барабан били, на дудках играли и многие иные радостные оказательства показывали… а поскольку в провинции про войну было не слышно, кайгородские жители не опасались от пришедших никакого злого умысла, думая, что соседи или приятели приехали в их город повеселиться и пустили их в город, плясая с ними по их музыке. Но радость была не долговременна, ибо разбойники, рассмотрев местность, подожгли город с полуденной стороны, а с полуночной стороны напали на жителей города, побили их и разграбили без всякого оборонения.
Воевода сам от разбойников обойден не был, они, разломав его ворота, поступили с ним неприятельским и непотребным образом, все деньги и продукты взяли…».
Организованная кайгородцами погоня за разбойниками успеха не имела. Но впоследствии злоумышленники, собравшись в «стаю» из разных «стран», были найдены, арестованы и по важности дела были наказаны.

Впечатляют воспоминания китайских послов Ту-Ли-Шана и Но-Яна, которые были направлены китайским богдыханом (правителем Китая) – Калмыцкому хану Аюку, кочевье которого располагалось вблизи города Царинына.
Посольство выехало из Пекина в 1712 году, в его составе было 6 человек, которое сопровождала охрана из 26 рядовых служивых. Их путь пролегал через гор. Тобольск, Тюмень, Верхотурье, Соликамск, Кайгород, Хлынов, Казань.
Послы оставили истории свои впечатления. Например: «Кайгородок от Соликамской лежит на расстоянии больше чем 400 ли, река Кама пришла здесь с северо-западной стороны и, окружив часть города, продолжает свое течение в южно-восточную сторону. По дороге находятся ровные и небольшие горы, которые покрыты великим и дремучим лесом, а из дерев находится лиственник, сосняк и березник.
Небольших сел мы проехали около 7, в которых живут русские люди и народ Бермиги (пермяки). Поблизости сел везде пашут пашни. В Кайгородке проживает оных русских более двухсот семей, имеются два молитвенных храма, войска не имеется.
Народ Бермиги лицом и видом подобны русским людям, но говорят своим особым языком, которого русские не разумеют и имеют они свои жилища по берегам реки Камы».
В гор. Хлынове, столице Вятской провинции, посольство было встречено торжественно, был выстроен местный военный гарнизон с «большими и малыми знаменами».
Воевода взял нас к себе в дом, подчивал всех богатым «кушаньем». Здесь, простояв два дня, запаслись съестными припасами, отправились дальше в путь».
Китайские послы оставили для истории зловещие ее страницы о действующих в ту пору законах в России. Они пишут:
«По установленным в Российском государстве гражданским законам, изменников, бунтовщиков и дерзностных злодеев, которые противятся власти, казнят рассечением их тела на четыре части. Если кто в бою от неприятеля побежит, также грабителям и разбойникам, когда они повредят кого или убьют до смерти, тем всем секут голову.
Кто в драке промеж собою убьет кого до смерти, того казнят голову за голову, кто оружием каким кого умертвит, а буде он повредит только, то секут руки.
Кто казенное что похитит, тому чинят наказание, смотря по количеству похищенного, а именно иным режут носы и уши, а иным учиняя битием жестокое наказание и пожечши их тела каленым железом, ссылают в ссылку.
Кто воровски делает деньги (по современному фальшивомонетчики), у тех растопивши медь заливают в горло. Кто корчемствует вином, пивом и табаком, тех учинив на теле жестокие наказания и отобрав пожитки на государя ссылают в ссылку»… и т.д.

Небезынтересны почти мало кому известные факты приводит знаменитый на весь мир английский писатель Даниел Дефо, автор знаменитого романа «Робинзон Крузо»…
Во втором томе Даниеля Дефо о робинзоновых странствиях (этот том II, как мне сообщили из областной научно-технической библиотеки им. Герцена, является библиографической ценностью и читателям не высылается) автор пишет: «На пути из гор. Тобольска, где их застала зима и караван прожил там 8 месяцев, на Сибирском тракте у реки Камы – цитата из воспоминаний:
«… по дороге пришлось им выдержать нападение большого отряда разбойников. И вот они – купец-шотландец, шкипер-португалец, сын русского вельможи (В.В. Голицын) и моряк из Йорка.
Робинзон Крузо, а также проводники – где-то в лесу за Камой готовились вступить в схватку.
Все это бывалые люди неробкого десятка. Но как люди дела, они, по выражению Робинзона, не хотели драться ради драки.
Поэтому, когда проводник (наверное, кайгородец, кто же еще мог претендовать на роль проводника – О.Е.) предложил им уйти тайной тропой, они так и сделали.
Несколько слов о разбойниках, терзавших в далекие от нас времена почти всю Россию. Вспомним хотя бы про былинного Соловья Разбойника. Или вполне натурального русского мужика Ермака Тимофеевича, который, приняв «мирный договор» с владельцами уральских солеварен Строгановыми, поступившим на службу, в их вотчине сформировал войско, которое на голову разбило беспокоившего русские границы в Предуралье сибирского хана Кучума, и освободивший Сибирь от иноверцев.

А кто же сам Ермак Тимофеевич? «… Он промышлял этим грязным делом на берегах р. Волги, на Самарской дуге…».
Особенно этот вид «промысла» усилился во времена правления царевны Софии и молодых царевичей братьев Иоанна и Петра Алексеевича (Петра Первого).
Когда массы крепостных крестьян, безземельных и прочих обездоленных людей устремились в необжитые дремучие леса России и Сибири, это было стихийное передвижение людей. Подавляющее большинство из них в глухой необжитой тайге отвоевывали огнем и обрабатывали землю метр за метром, стали заниматься земледелием на наших почти непригодных землях, обзаводиться скотом, заниматься рыболовством и охотой.
Но среди переселенцев нашлись и другие люди, считавшие труд ненужным делом, как говорят старинные документы, «буйные головы», а попросту разбойники.

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1994 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 07:59 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Из мрака тысячелетий

Как доказали многие ученые, прародителем индоиранцев, соответственно и большой семьи индоевропейских народов, к которым относимся и мы с вами, были таинственный «арии». Более 100 лет обсуждается вопрос, связанный с их происхождением и ранними этапами расселения, но и сегодня научные споры не утихают.
Авторы некоторых книг подробно освещают освоение полуострова Индостан, тщательно анализируют древний эпос Индии «Махабхарату» с ее увлекательными сказаниями. Они особо останавливаются на явлениях природы, описанных в поэме, которые характерны только для северных областей нашей планеты. Это описания неподвижной Полярной звезды, созвездия Большой медведицы, северного сияния, холодной и долгой полярной ночи и т.д.

В «Махабхарате» есть миф о приготовлении хмельного освященного напитка из кислого молока путем перегонки. Эта технология в древние времена была известна почти по всей Сибири и в Приуралье многим скотоводческим народам. Ученые делают вывод: значит, в памяти коллективного автора этого мифа, носителей индо-арийских языков, хранились традиции, связанные с эпохой кочевых скотоводов, проживавших тысячелетия назад на огромных просторах между Днестром и Уралом. Возможно, именно в северном Причерноморье и степях, прилегающих к северу от Каспийского моря, произошло разделение массива индоевропейских племен на несколько ветвей. Возможно также, что предки скифов были первыми из тех, кто стал оседать на землях уже в Причерноморье; другие, сохраняя образ жизни кочевников скотоводов, двинулись на Восток и на Юг.

На карте древнего мира появляется страна, известная в наше время под названием Иран. Корень «ир» ученые соотносят со словом «арья», в переводе с санскрита, благородный, чистый, высокий. Заселив Иран, значительная часть ариев осела здесь надолго, создав своеобразную культуру. Другая часть, покоряя встречающиеся на пути племена, расходилась по многим соседним и дальним странам от Средней Азии до далеких западных регионов Европы – до берегов Атлантического океана. С этого времени в памятниках древней литературы начинает встречаться название «Арьяварта», т.е. страна ариев. Именно под этим именем чаще всего появляется древняя Индия, в частности, Север и Северо-запад ее современной территории.
Существенным доказательством связи в культуре предков ариев служат взаимно родственные по языку этносы индийской и иранской литературы «Ригведа» и «Авеста». Исследуя и сопоставляя их, ученые уходят в глубь веков, постепенно выявляя звенья давних, забытых людьми связей между народами, разделенными сейчас огромными просторами, между предками славян и предками индийцев.

Постепенно арии стали продвигаться на Восток и юг Индии. По мере встреч с другими народами они смешивались с ними, теряли элементы своей культуры, изменялся их язык. Солнце южных широт в течение долгих веков вырабатывало новую для них пигментацию (смуглую) кожи, темную окраску глаз и волос. Забывалось все, что было связано с древней родиной. Только легенды, предания, поверья и суеверия долго оставались в памяти.
Факты родства славянских, в том числе русского языка, с индоиранским, особенно санскритом, поразительны. В современном русском языке имеются сотни слов почти неотличимые от санскритских... Арии создали свой религиозный культ, важное место в нем занимал символ, изображающий 4-конечный крест (свастику), знак, обозначающий благополучие…

Особый интерес представляет вывод о связях древнейших ариев с финно-уграми. К этой группе народов относятся финны, эстонцы, карелы, марийцы, удмурты, коми, манси, ханты, венгры и т.д. Предки их обитали в лесных районах Северо-Восточной Европы и Урала, в наших краях. Особое внимание в этой связи привлекают древнеиндийские предания, где преобладающее значение отводится легендам о фантастическом звере Шерабха, который обладал огромной силой, быстротой, был неуязвим для смертоносных стрел охотников. Согласно описанию, он похож на нашего северного оленя, но с более крупным телом. Еще в начале 20 века ученым В. Мункачи было высказано мнение, что древнеиндийское слово «шерабха» соответсвует названию лося у угорских народов Зауралья – манси и хантов.

Много схожего между современными народами Севера и религией ариев в шаманском религиозном культе с применением опьяняющего напитка «сома», вызывающего после его принятия безумные танцы…
Примечательный факт сообщает Н. Гусева, автор книги «Индия: тысячелетия и современность», когда приводит фотографии – глиняные игрушки из индийского штата Бенгали и из нашей Дымковской слободы. Игрушки, изготовленные в далекой Индии и на Вятской земле, фигурки животных и людей имеют сходство во всем: в технике изготовления, внешней форме, цвете раскраски. Даже способ украшения фигурок кружочками из драгоценных металлов одинаков.
Кировский писатель и краевед Е. Петряев еще в 1972 году высказывал мнение, что технологию изготовления глиняных игрушек мог передать вятичам вятский путешественник Филипп Сергеевич Ефремов, который девять лет прожил в Хиве, Персии и Индии. Вернувшись в 1782 году в Россию, он, возможно, посетил Вятку и мог привезти и индийские фигурки, которые явились прототипом дымковской игрушки.

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1992 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:01 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Лихие набеги кайгородцев

Начало бурного 16 века, насыщенного большими и малыми событиями в государстве, отразилось и на жизни Кайгородского уезда.
Непомерные хлебные поборы для кормления «служивых людей» в Сибири, хлопоты по содержанию Сибирской дороги, идущей по краю преимущественно по низким местам и болотам, восстановление после каждого весеннего паводка многочисленных мостов, отсутствие твердой местной власти, бесчинства чердынских посадских людей и наступившее так называемое «смутное время», дали толчок к проявлению в Кайском крае разбойных нападений на своих южных соседей.
Время и история сохранили события тех лет в документах.

Проявлению «боевого» настроения у кайцев способствовало, вероятно, поведение чиновников из Чердыни, прибывших в Кай по поводу разбирательства причин большой смертности среди населения уезда.
Московский царь Лжедмитрий в своей грамоте от 1606 года в Пермь Великую (о рассмотрении жалобы кайгородского земского старосты Степанко Яковлева) пишет, что чердынские посадские люди «обыскивали» мертвых людей, обвиняя кайцев «в моровом поветрии», и что кайцы не сообщили об этом в Чердынь. На самом деле по заявлению земского старосты, опасных переносных заразных заболеваний в уезде не было. «Люди мерли голодом».
Чердынцы грубо обошлись с кайцами, «били их батогами, не по делу в тюрьму метали, обиду и насильство им кайгородцам чинили. …Выхватили земских сборных денег 150 рублев, 19 алтын, 4 деньги… и теми деньгами корыстовались: те деньги собраны были на сибирские отпуска и мирские расходы… а всего грабежу убытка 203 рублев, 12 алтын, 5 денег».
Царь приказал чердынскому воеводе всех виноватых в бесчинствах чердынцев поставить перед собой вместе со старостой «с очей на очи, …сыски всякими сыскали, да по суду своему и по сыску меж ими управу учинили по нашему указу безволокитно». (Чем закончился конфликт, автор официальными данными не располагает).

Это обстоятельство, по-видимому, обозлило кайцев и они в свою очередь решили вымести обиду на своих соседях, что вынудило крестьян и жителей соседних волостей обратиться за помощью к самому царю. Сохранилась копия интересной грамоты царя Василия Ивановича Шуйского от 10 марта 1607 года, которую царь направил своему наместнику в Чердыни князю Семену Юрьевичу вяземскому для принятия мер.
«Бил нам челом Пермского уезда, с верх Камы, Зюздинской волости крестьянин Васка Игумнов, а сказал: живут де они от пермских городов, от Кайгородка верст за 200 и более… дворишки де они ставили на диком на черном лесу и люди все пришлые; и приезжают де к ним в волость кайгородцы посадские и волостные люди и правят на них тягло себе в подмогу и животы (имущество) де их грабят насильством, и самих их бьют, жен, детей их бесчестят, волочат их в поклепных делах в пашенную пору, и им де зюздинцам в тех их насильствах чинятся продажа и убытки великие и впредь от их насильства прожитии не мочно. И нам за все работы, сибирские службы, рыбные ловли и бобровые гоны, платить в казну минуя Кайгород, и судью выбрать у себя на погосте, и въежати кайгородцам к нам в Зюздинский погост ни по что не велели».
Царь Василий Иванович челобитную зюздинцев полностью удовлетворил. Он поручил Вяземскому: «За всякие в царскую казну денежные доходы платить в Москве, на срок на Евдокеин день, по 60 рублей в год, минуя кайгородцев». В грамоте указано, чтобы князь Зюздинскому погосту крестьянам в судьи для их волостного дела «велел выбрати у себя в погосте человека добра, кого они меж себя излюбят и выбор за выборных людей руками дадут и к крестному целованию его привел, как иных судеек, а кайгородцам в Зюздинский погост ни по что въежати не велел».

Как видно из текста грамоты, почти 400 лет назад у людей было стремление обрести свою самостоятельность, и зюздинцы своего добились. Царь повелел им все житейские дела решать самим под руководством ими же избранного судейки, минуя былую власть Кайгорода.
Потеряв в владениях уезда свое влияние, а также возможность удовлетворения возникших противозаконных желаний, кайгородцы обратили свое внимание на юго-западную окраину своего обширного края.

В ту пору на Вятской земле бурно развивался древнейший на Вятке, второй после Успенского Трифонова монастыря – Верхо-Вятский Преображенский, Екатерининский монастырь. Он был обласкан московскими государями. Они видели в нем надежный форпост против распространения на Запад государства растущего хозяйственного и политического влияния быстро взлетевших в число имущих на продаже соли купцов Строгановых.
Цари не скупились на просьбы руководителей пустыни и давали ей обширные угодья, которые распространялись на территорию реки Белой, что в Омутнинском районе, до озера Высокое (это почти в Нагорском районе) и почти до с. Волосницы; что важно для истории, монастырь, который не просуществовал и два века, выполнил эту важную в тот период миссию, не распространив славу Строгановых после их «самочинного» покорения Сибири Ермаком дальше реки Вятки на Запад.

Но наступили времена, когда монахи были вынуждены вновь обращаться к царю. На этот раз не по увеличению земельных угодий, а по не совсем благовидным делам своих северных соседей.
Необходимо заметить, что челобитчики, в том числе и знаменитые в то время монахи, ходили в Москву пешком.
На сей раз старца Гурия толкнули в дальнюю дорогу частые нашествия жителей Кайгородского уезда. Смысл просьб в челобитной к царю был более скромен, чем у соседей на Верхней Каме (зюздинцев). «Что в угодия монастыря насильно приезжают крестьяне Волосницкой волости, насильно у них в угоди рыбу ловят, сенокосы лошадьми травят и травы топчут, и угодья пустошат, а они, служители монастыря, с тех рек и угодий оброк платят в царскую казну».
Вникнув в дело, уже новый царь Михаил Федорович в своей грамоте от 21 апреля 1614 года дает указание вятскому воеводе Жемчужникову.
«Волосницкой волости от крестьян берегли (жителей монастыря), чтобы их угодья, что за ними по даче на оброк ничем не владели и рыбы насильством не ловили… и списать с грамоты список слово в слово, отдали бы нашу грамоту Преображенского монастыря чернецу Гурию с братьею, впредь для иных наших воевод и приказных людей.
Писан в Москве 7122 году (1614) апреля в 21 день. Дьяк Василий Семенов».
Молодое Российское государство порядок поддерживало на уровне.

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1992 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:03 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Пушья старше, чем считают

Село Пушья, как и Кай, – это древнейшие поселения Верхнекамья, исторические сведения о Пушье уходят в глубокую старину. Многочисленные архивные материалы, которые встречались мне, позволяют предположить, что село возникло более 300 лет назад, а древнее население той местности (чудь) заселяло Верхнюю Каму почти тысячу лет назад.
История сел Верхнекамья начинается с того времени, когда вместе с аборигенами на свободных землях стали селиться русские люди. Это было в 16-16 веках. С этого времени в исторических источниках встречаются такие населенные пункты, как Кайгород, Волосница, Пушья, Гидаево и т.д.

Привожу несколько архивных данных. В бесценном рукописном памятнике, который оставил для истории некий подканцелярист Гаврил Блинов, в хронологическом порядке скупо зафиксированы многие события, происшедшие на Вятской земле за период с 1700 по 1778 год, значится: «В 1735 году Пушейской волости заказчику Тихоновской церкви иерею Симеону о исследовании погоревшей в городе Кайгороде Спасской церкви с приделом…». В этой рукописи село Пушья упоминается несколько раз. Если уже в 1735 году Пушья была центром волости, то история ее возникновения должна, безусловно, уходить в более далекие времена.
Вот еще одна запись о Пушье: « В 1741 году выдана Пушейской волости Тихоновской церкви заказчику священнику Симеону для збору с венечных памятей лазаретных денег шнуропечатанная на 8 листах…».

Академик Лепехин в своих путевых заметках пишет подробно о Кайском крае. Он, следуя из Сибири в Архангельск в конце 18 века, сообщает: «Кайгородок самое беднейшее местечко составляет в Казанской губернии…главный в городе бургомистр, а жителей 336 купеческих душ, которые по бедности места или в Сибири, или в окольных городах и селах питаются… Главнейшим промыслом Кайгорода почитают дровяной. Дрова они гоняют до Соли-Камской на Дедюхинские и Ново-Усольские солеварни».
Далее он продолжает: «В 4-х верстах от Кая городка была деревня Каптол, от которой в 3-х верстах находилась речка Кычим, впадающая в Каму, оную переехав по берегу, около версты пробиралися до села Ушейского… от села в 2-х верстах стояла деревня Копотки, а в полуверсте от оной были два двора под именем деревни Зобовой. В пяти верстах от Зобовой находилась деревня Боровикова из 7 дворов, сошедшая с нею смежно была деревня Першина…».
Под селом Ушейским академик Лепехин отмечал, что это название носило в те времена село Пушья. Называли его в народе Ушейское – вместо Пушейское.

Исследователь вятских древностей Н. Спасский в календаре Вятской губернии за 1882 год пишет: «Старые деревянные церкви в Кайском крае в 1868 году находились: 1) в селе Пушейском, 2) Лойнском, 3) Егорьевском, 4) Гидаевском, 5) дер. Ольковской, 6) Афанасьевской, 7) в Сретенской пустыне, 8) в Кичановском и 9) в самом Каю».
И, наконец, исследователь Сорокин в своей крохотной книжке «Чудь Кайского края», изданной в 1895 году, отметил: «Время основания стариннейших из здешних церквей едва ли можно относить за много лет до возникновения города Кая. Церкви эти находятся в следующих местностях: Верхосысольском обществе – Сретенская пустынь, Гидаевском церковь, дер. Гущиной (по черному, с печкой без трубы, Е.О.), в Кичановском, в Кайском – с. Кая, в Пушейском в дер. Тихоновской, сгоревшая и ныне не существующая…».
Надо заметить, что Сорокин упоминает ту церковь, о которой писал в 1722 году подканцелярист Блинов. По всей вероятности, эта церковь была приписана городу Кай.

Е. Осколков. «ПН», 1993 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:06 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Загадочный Гурий

Этот удивительный человек родился в 1550 году в Мезенском крае (ныне Архангельская область). В юные годы жил в Великом Устюге, работал по найму на разных работах. Во владениях Строгановых в Пыскорском монастыре в возрасте 22 лет стал иноком. В течение 10 лет жил одиноко. В глухой тайге, летом во мхах, а зимой подчас в снегу, отказался от всего мирского, от женщин. Он носил на себе железные вериги большого веса.
В период пребывания у купцов Строгановых исцелил от тяжелой болезни их сына Максима, а также избавил от тяжких недугов нескольких подданных купца, за что получил в народе славу как чудотворец. У своих соседей остяков он имел громадный авторитет. Трифон остяцкие племена, исповедовавшие языческую веру, в короткое время обратил в христианство.
По приглашению знатных хлыновцев он прибыл на вятскую землю, где в 1580 году основал Успенский Трифонов монастырь. Совершая путешествие от Строгановых на Вятку, Трифон посеял семена, из которых стали возникать новые обители. Нашлись люди, которые решили использовать авторитет. Ими были черный священник Павел и старец Гурий. Их биографические данные пока остаются неизвестными. Они сделали святыми места, где был преподобный.
Выбор пал на место, где, изнуренный тяжелым переходом по безлюдной местности от Кайгорода, он вышел на реку Вятку и, как пишет летописец, мучимый жаждой, испил воды вятской, показавшейся ему «яко мед сладкою».

В знак благодарности богу, ниспославшему ему столь хорошей воды, Трифон собирает хворост и делает из него шалашик. Это место и выбрали Павел и Гурий для основания своей обители. На месте шалашика старцы срубили крохотную деревянную церковь. Она была настолько мала, что только алтарь помещался в ней, народ же должен был стоять вне ее. Церковь была названа «Преображения Спасова и Великой Христовы мученицы Екатерины». Вокруг нового поселения стали селиться люди. Чтобы предохранить ее от разрушения, еще при жизни строителей был сооружен «болдахин» – часовня, срубленная одним топором, без пилы.
Это сооружение простояло века, до 60-х годов нашего столетия, когда было сломано. Одна скромная дощечка от наличников окна часовни хранится в Слободском краеведческом музее.

Обосновавшись на святом месте, Гурий пешком отправился в белокаменную столицу с челобитной к самому царю, с целью отвода новой обители земель по берегам р. Вятки. Выслушав ходока, Федор Иванович в грамоте от 1 декабря 1595 года от Рождества Христова дает вятскому городовому приказчику Федору Рязанцеву следующие указания:
«Били челом с Вятки, Слободского волоку из дикого из пустого места, из новой пустыни Преображенского монастыря строитель черный священник Павел да старец Гурий с братьею, и сказали в 90 де году (1582 от Р.Х.) поставили они на Вятском волоку, в пустом месте, в лесу, в дичи, церковь Преображения Спасова и великия Христовы мученицы Екатерины и монастырь устроили, и трудников собрали 10 человек, а жалованные руги, денег и хлеба, и пашни, и иных никаких угодий нет, питаются они о Христе прося милостыни…».
Велено было Рязанцеву «дозрить пустые места», которые просили старцы.
«И буде те пустые места по Вятке реке до Белой речки, дикое место, лес, да под их пустынькою, на пустом месте, железная руда да на Василькове речке к пустыньке соляная вода, да на другой стороне Васильковой речки горка лежат впусте, с них никаких податей в государеву казну нейдет, и на Вятке реке речки и озерка дикие и наволочки от Высокова озера вверх по Вятке реке по обе стороны до Колодмского озерка, бобровая и рыбная ловля и лесные угодия пустые…». Рязанцеву было велено: «отдать к пустыньке к церкви Преображения Господня строителю черному священнику Павлу, да старцу Гурию с братией безоброчно».

А впоследствии за оброк монастырь получает официальный статус и название – Верхневятский Преображенский, Екатерининский монастырь. Предполагается, это был второй после Успенского Трифонова монастыря. До середины 16 века на вятской земле всего их было 8.
Проходящий в окрестностях обители Сибирский тракт был единственной дорогой, соединяющей центральную Русь с Сибирью и далеким Китаем. Проезжающие по нему купцы, путешественники и простые люди были гостями у деловых старцев.
Для удовлетворения своих желаний Гурий еще трижды отправлялся в Москву, и каждый раз московские цари удовлетворяли просьбу старцев, выдавая им грамоты. Так, например, грамота Бориса Федоровича Годунова от 1598 года, грамота Василия Ивановича Шуйского от 1606 года, грамота Михаила Федоровича от 1614 года.
Указанные выше грамоты вятские исследователи относят к числу древнейших вятских грамот, а первая, царя Федора Ивановича, в числе уникальных. Подобных древних документов дошло до нашего времени единицы.

На землях монастыря стали селиться люди, разрасталось и само село, получившее название Екатерининское. Люди, едущие и идущие пешком по тракту, оставались при пустыни.
Проводивший в 1615 году перепись населения князь Звенигородский писал:
«Да на Вятском волоку пустыня стала ново ж, от Слободского пригородка 170 верст, над рекою над Вяткою, а в пустыне церковь теплая с трапезою Преображения Господа нашего Иисуса Христа, да церковь деревянная ветха, святой мученицы Екатерины, а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и всякое церковное строенье собранье тое пустыни старца Гурия з братьею. А келей в пустыни четыре кельи, да за пустынею дворец конюшей.
Да тое же пустыни вотчинные земли: починок от пустыни вниз по Вятке, вверх речки Туюса, а на починке дворец скотей, а пашни того починка пашут старцы собою… Починок на речке Туюсе: двор монастырский крестьянин Максимко Лузянин… Починок выше пустыни, за Холуем, над рекою Вяткою: двор Екатерининской пустыни крестьянин Ивашко Ортемьев, двор Оничка Осколков, двор Степанко Осколков, двор Васка Осколков, двор Лунка Ортемьев, двор бобыль Гришка Новоприходец… Починок на Слудке над рекою Вяткою против Котловского озера: двор Екатерининской пустыни крестьянин Ивашко Емельянов, двор Степанко Онтонов… Починок над рекою Вяткою: двор Павлик Анфимов, двор Карпик Падерова… И всего у Екатерининской пустыни вотчинных земель пять починков».

Обитель крепко стала на ноги, надо бы жить-поживать в обустроенном в глухой тайге месте. Но Гурия тянет на подвиги, чтобы приложить свою неувядаемую энергию. Собрав сподвижников, он отправился вниз по р. Вятке. На берегу реки Малая Холуница в живописном месте старцы срубили теплую церковь с трапезой. Новая обитель получила название Живоначальной Троицы.
И отсюда с Холуницы Гурий дважды отправлялся пешком в столицу и добивался от царей грамот на отвод и закрепление угодий в 1594 году, 1596. И наконец, в 1606 году, находясь в Москве, решив все вопросы по Верхневятскому Преображенскому монастырю, он остается в столице. Через месяц добивается у царя В.И. Шуйского возвращения ему земель, отобранных у пустыни Живоначальной Троицы в период деятельности «ростриги Гришки Отрепьева», крестьянином Сырьянской волости Слободского уезда Куземкой Кулаковым.

Таким образом вотчины старца Гурия и трех основанных им монастырей простирались от речки Белой в низовье реки Вятки, по ее течению вверх до впадения в Вятку р. Чепцы. Вотчины монастыря граничили с вотчинами Успенского Трифонова монастыря, интересы которого были средняя часть р. Вятки и ее низовья вплоть до села Монастырских Полянок; то есть практически до самого устья реки Вятки.
Между тем не дремал и Павел. Когда Гурий заботился об основании новых пустынь, т.е. и о привлечении наибольшего числа прихожан, Павел устремил свой взор в верховья р. Вятки и от имени своего монастыря добивается от Бориса Годунова «земель пашенных, рыбной ловли, бобровые гоны, железные руды вверх по р. Вятке и по речкам Лекмы и Черной» (под Песковкой). Борис в своей грамоте от 16 июня 1598 года разрешает эти земли на оброк.
При новом царе Павел вновь обращается в столицу о подтверждении владения землей.
Василий Иванович Шуйский в грамоте от 3 июля 1606 года подтвердил просьбу Павла. По-видимому, в это время началось освоение земель по р. вятке выше Кирса вплоть до окрестностей современной Песковки. Именно там более чем в другой местности встречаются ныне фамилии жителей, зарегистрированных переписчиком кн. Звенигородским в 1615 г. на р. Туюсе (по современному, речке Туеске), что под селом Екатеринино.
Чем объяснить столь активную деятельность старцев? Чем они могли так привлечь людей в эту дремучую нежилую тайгу? Наверное, на этот вопрос дает ответ декабрист М.А. Фонвизин:
Монастырские архиерейские вотчины «управлялись почти всегда умными добросовестными старцами и были в самом удовлетворительном положении: крестьяне платили умеренный оброк или занимались необременительными работами, для доставления продовольствия в монастыри. В этих вотчинах хранились всегда огромные запасы всякого рода хлеба, оставшегося лишним; в неурожайные годы житницы вотчинные открывались для многих тысяч бедного народа, которому без отказа раздавался хлеб взаимообразно, а беднейшим как милостыню. Екатерина же, отобрав вотчины от архиерейских домов и монастырей, большую часть из них раздала своим любимцам». (На Вятской земле монастырские земли перешли не к помещикам, а государству. – Е.О.).
Дальнейшее развитие мелких монастырей прекратила Екатерина II своим указом от 8 августа 1764 года. Все мелкие обители в Вятской губернии были упразднены.

Верхневятский Преображенский монастырь в 1764 году был преобразован в обычную приходскую церковь. Семь раз обращался лично Гурий в Москву. Два века росли семена, посеянные старцами Гурием и Павлом. Они дали толчок к освоению людьми безлюдных территорий северо-востока губернии и не только ее. Люди с берегов Камы и Вятки вслед за Ермаком были одними из первых, кто осваивал безбрежные просторы Западной Сибири.


Екатерининская пустынь

…Проходили годы, десятилетия. Обласканная многими московскими государями Екатерининская пустынь жила спокойной, не бедной жизнью: монастырские крестьяне, поселившиеся вблизи пустыни в пяти деревнях (Шутовской, Короли, Монастырской, Дедовской и Богатырево, а также в ряде починков) расширяли свои наделы, отбирая куски плодородной земли у вековой тайги. Место деревень предки выбирали умело – с высоких возвышенностей , у подножия которых текла лесная речка Туюса (Туеска), были видны далекие просторы монастырской вотчины.
…Все обители, основанные Гурием, не имели оборонительных сооружений. Вятскую землю не постигла участь опустошительных набегов степняков, которым подвергалась центральная Русь. Ей была уготовлена другая роль.

По предположению, а также по рассказам стариков, Екатерининская пустынь в период первых лет ее деятельности исполняла волю центрального правительства по предотвращению влияния Строгановых на население, жившее в глубине Вятской земли. Она была расположена на стратегическом в то время месте, вблизи оживленного тракта, у границы с Пермью Великой, где полновластными хозяевами были купцы Строгановы. На производстве соли они нажили несметные капиталы и были владыками восточных земель Руси. Строгановы обжили территории средней Камы, продвинулись в ее верховья, основали в 1558 году и укрепили Кайгород. (Одновременно заметим, что есть мнение, что Строгановы лишь укрепили населенный пункт под названием Кай, существовавший и ранее).
В связи с успешными походами в Сибирь дружины Ермака, снаряженной Строгановыми, с ними необходимо было считаться. Как предполагается, пустынь выполнила свою миссию; далее Кайгородка влияние купцов на Вятскую землю не распространилось. Судьба, вернее, история, предрешила будущее Екатерининского монастыря. Со временем значение его упало. Границы Русского государства отодвинулись далеко за Урал…

Дорога из Великого Устюга на Кай обезлюдела, стала запускаться, зарастать. Чтобы продлить жизнь населенных пунктов, расположенных на старом тракте, где еще сохранились органы местной власти и ямские станции, Петр Первый вынужден дать указание всем купцам России ездить некоторое время по старой дороге.
В это же время стала более использоваться внутренняя губернская дорога из Кая через Волосницу, Тихово, Екатерининское, Воронье, Холуницу, Хлынов, или как ее называли кирсинцы – Воронинская дорога. Она была ухожена, поддерживалась силами крестьян в проезжем состоянии; еще совсем недавно, лет 40 назад, были видны на обочине дороги верстовые столбы высотой 3 и более метра из кондовых деревьев, даже страшный пожар 1938 года не мог уничтожить вековых «ветеранов».
Монастырь остался в стороне от большой дороги, стал хиреть, число паломников из числа проезжающих резко уменьшилось, доходов стало меньше, его обитатели стали беднеть. Прозорливые старцы предвидели неблагоприятное будущее, своевременно начали развивать при пустыни ремесла. Этим самым пополнять скудеющую монастырскую казну. Особое внимание они уделяли разработке железных руд, в изобилии встречающихся почти по всей территории вотчины, у самой пустыни вплоть до верховья реки Вятки и ее притоков…

Вскоре на базе местных руд на монастырских землях капитально обосновался хлыновский купец I гильдии Г.М. Вяземский, основавший в 1729 году Кирсинский железоделательный завод, который положил начало строительству целого ряда доменных и железоделательных заводов…
В 16 веке трагический рок, нависающий над обителью, четко еще не прослеживался, и старцы усиленно принимали посильное участие в развитии своей вотчины. Но и соседи не дремали, наведывались в монастырские владения люди с низовьев Вятки, кайгородцы; то рыбу половят, то бобра в силки загонят, лес сплавят, траву покосят и другую пакость мирным пустынникам преподнесут.
Обстоятельства вновь заставили старцев обратиться к Московскому государю…

К этому времени при монастыре к существующим церквям Великомученицы Екатерины и Преображенья строится третья деревянная церковь во имя Дмитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца.
В старинном источнике сохранилась краткая опись имущества церквей. Точную дату описи установить пока не представляется возможным, но по всем данным она относится к середине 17 века.
В документе весьма путано объясняется, что первые две церкви в 1628 году сгорели, а образы сгоревших церквей «стоят в пустой келье». Далее идет перечисление вещей, по всей видимости, спасенных от гибели.

…Определенный интерес у современного человека вызвали бы «письменные книги». Надо полагать, это были рукописные книги, уникальные в наше время. В результате невежества наших предшественников в 20-30-е годы нашего столетия эти шедевры безвозвратно погибли.
В описи отмечается, что в обители были образы местные. Видимо, их писали свои живописцы. Право писать образа получали люди, которые имели свидетельство высших духовных лиц. В числе их был житель с. Екатерининское Тимофей Плотников. Он постиг это искусство в период его нахождения в доме Вятского преосвященства. Иеродиакон дома Климентий Чаховский в 1777 г. свидетельствовал Плотникова. Плотникову было дозволено писать образа в селе Сырьянском, Всесвятском в Богородской церкви, ныне Белохолуницкий район.

Е. Осколков. «ПН», 1993 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:07 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Храмозданная грамота

После долгих поисков в архивах, библиотеке области передо мной копия храмозданных грамот на построение в Вятской губернии церквей. В данном случае, документ на постройку в селе Верховятском (так тогда называлось с. Екатерининское) Слободского уезда вместо трех деревянных церквей (Преображенской, Димитриевской и Екатерининской) вновь каменного храма во имя Преображения Господня с приделом в честь великомученицы Екатерины.
Грамота подписана Вятским преосвященным Серафимом 16 марта 1805 года. Текст грамоты:
«…Слушав мы поданное нам прошлого 1804 года ноября 14 дня Слободской округи, села Верховятского, Екатерининской церкви от священника Иоанна Шибанова прошение с приложением тоя церкви приходских людей приговора о дозволении оным приходским людям, вместо имеющихся в показанном селе Верховятском трех деревянных пришедших в ветхость церквей, состоящих каждой по себе, 1-ой Преображения Господня, 2-й Димитрия Прилутского и 3-ей великомученицы Екатерины, строить одну каменную в проименование Преображению Господню с приделом великомученицы Екатерины. Благословили оную каменную церковь с приделом в означенныя именования на восток строить по архитектурному плану и фасаду, утвержденному нами, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием… И когда та церковь всем принадлежащим строением и украшением в совершенство приведена будет, тогда о освящении оной просить благословения особым доношением.
Дана сия храмозданная грамота с приложением нашей архиерейской печати в богоспасаемом граде Вятке при нашем архиерейском доме. Марта 16 дня 1805 года № 588».
Новая каменная церковь строилась за счет пожертвований прихожан 20 лет. Она была освящена в 1825 году.

Ниже помещается фотография, разысканная автором. В ней навечно «глазом» фотокамеры Кировским исследователем А.И. Шерниным в 1926 году зафиксирована Екатерининская церковь со стороны Воронинской дороги (левого берега р. Вятки).
Левее храма отчетливо видна деревянная часовня, предохранявшая столетия от разрушительных сил стихии природы и времени шалаш Трифона и первую крохотную деревянную церковку старцев Гурия и Павла. Как известно, простояв почти 4 века, часовня, а также церковь совсем недавно, в наше время, перестали существовать.
На оригинале фотографии около церкви по обе ее стороны раскинулась панорама древнейшего на Вятской земле Екатерининского Верховятского села. На переднем плане паром, являвшийся в то время средством переправы через реку Вятку. К сожалению, в газете эта часть снимка отсутствует.

Е. Осколков. «ПН», 1993.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:11 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Конец древних обителей

18 век. Нерадостная перспектива ожидала население Кайского края и всего северо-востока Вятской губернии. Вливавший живительные силы в этот медвежий угол Руси Сибирский (Московский) тракт стал пустеть. Движение по нему отечественных и чужеземных путников стало уменьшаться, а в первой четверти 18 века почти прекратилось, переместившись в южные уезды.
Первыми это почувствовали на себе монастыри и пустыни, черпавшие доход с оживленной дороги. Сначала непоправимый экономический удар получила одна из древнейших, но так и не окрепшая Сретенская пустынь, находящаяся на Кажимской дороге на берегу реки Чюквы, приток р. Сысолы. В 1723 году она была присоединена к Кайскому Успенскому монастырю. Сам монастырь был не в лучшем положении. Из-за недостатка средств и хлеба его служители влачили жалкое существование. В обеих обителях было 4 церкви, 2 колокольницы, все деревянные строения. В штате находилось 9 монахов, 2 псаломщика, 12 трудников. Всего 23 человека. Кроме этого 178 крестьян. Из-за бедности и скудности жалования им не полагалось.
Такую безрадостную картину описали чиновники (духовные), производя опись обители в 1725 году.

«А на церковные потребы и на протчия монастырские нужды исходило в расход вышеозначенные сборные деньги, что збираются на Юшневском (?) волоку (вероятно, писец подразумевал юксеевский волок. – Е.О.) по 7 рублев, також исправлялись и от христолюбивых людей подаянием, а записки оным деньгам не бывало и впредь оного приходу познать невозможно».
Неплодородные земли давали мизерный урожай, поэтому своего хлеба не хватало на год. Летописец продолжает: «И оный хлеб наперед сего держан в расход, займучи у разных людей».
В самом Каю в это время было две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Преображения. Убранство их было скромным. Наибольшую ценность представляли Евангелие с серебряным окладом и небольшой образ Николая Чудотворца, тоже в серебряном окладе. При церквях было три колокола весом 8, 2, 1 пуд. Часть инвентаря (по переписи) перенесена в строящуюся Воскресенскую церковь.

Указом императора Петра Первого Кайский Успенский монастырь с бывшей Сретенской пустыней в 1724 году был присоединен к Плесскому монастырю. Этот монастырь был на землях и располагался вниз по Каме в 80-100 верстах от Кая.
По этой же причине пришел в полный упадок и захирел Верховятский Екатерининский монастырь. В 1725 году он был присоединен к Слободскому Богоявленскому монастырю. В тот период в нем имелось две действующие церкви. В штате были 1 иеромонах, 1 казначей монах, 4 рядовых монаха. В числе светских служителей: 1 конюх, 1 коровник, 1 хлебник, 1 повар, 8 вклачиков, трудников, которые работали на разных монастырских службах – 14 человек. Всего светских 26 человек. А всего 32 человека.
На эту братию, кроме зерновых продуктов, в год расходовалось: «На всякую одежду и на обувь, на братскую пищу и на работных людей, церковные потребы и постройки… 26 руб. 24 коп. …в расход не доставало денег в год по 9 руб. 60 коп. и хлеба 27 четвертей; и те деньги и хлеб держаны в расход займучи у разных людей».

Сохранилась копия интересного для истории документа об упразднении Верховятского монастыря. Указ Екатерины Второй от 9 августа 1764 года № 1129 готовился заранее. В марте того года вятскому духовному начальству было дано указание: «…Велено из самых лучших безвотчинных и на своем содержании состоящих… выбрать пять монастырей и пустынь таких, кои бы нескудное к содержанию довольство от мирского подаяния иметь могли без отводу к тем вотчинным монастырям земель и протчих угодий, а протчие упразднить, из оных монахов и монахинь вывести в другие монастыри, а в оные упраздненные определить по одному священнику и по 2 церковника. …землю же отвести из вотчинных земель по пропорции против писцового наказа… Какие за оными монастырями были лавки и харчевни, при них оставить.
По определению епископа Вятского и Великопермского Варфоломея в число нерентабельных обителей попал и Верховятский Преображенский Екатерининский монастырь, и он перестал существовать. В числе бесперспективных на Вятской земле оказались еще 9 монастырей, в том числе Кайгородский Успенский.

В Верховятском монастыре было оставлено для службы, но уже в приходской церкви 1 поп, 1 дьячок, 1 пономарь, остальные служители были переведены в Слободской Богоявленский монастырь.
Монастырские церкви в этот период были оснащены довольно богатым инвентарем. По описи имущества, проведенной в 1768 году, например, Преображенская церковь имела: образ Христа в серебряном окладе, венец и гривна серебряные под золотом чеканные, в них 12 камней в серебряной оправе. 5 образов святых с чеканными золотом венцами, образ Николая Чудотворца с серебряным окладом, венец и гривна серебряная чеканная золотом… крест кованый из серебра – в нем золота 94 золотника …образ великомученицы Екатерины в серебряном окладе, венец и гривна серебряная под золотой чеканкой и т.д.

Церковь во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого имела тоже несколько икон, отделанных драгоценными металлами, а образ Казанской богородицы в серебряном окладе под золотом, отдельная ее деталь (цата) нанизана мелким жемчугом.
Так закончили своё существование три пустыни: Екатерининская, Троицо-Холуницкая (бывшая Живоначальной Троицы) и Верхо-Чепецкая Крестовоздвиженская, основанные соответственно в 1582, 1594 и 1614 годах неутомимым Гурием.
Крестовоздвиженскую пустынь постигла другая участь: в 1764 году она была возведена на степень 3 класса, вскоре сгорела, иноки были переведены в гор. Слободской. Эта пустынь находилась на правом берегу р. Чепцы вблизи села Игумнова.

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1993 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:14 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Нераскрытые тайны

В продолжении столетий среди местных жителей из поколение в поколение передавались легенды о таинственных колоколах, якобы покоящихся в дремучей тайге на территории современного Верхнекамского района.
Разговоры о них особенно усилились в конце пятидесятых годов, когда на одном из притоков речки Березовки, впадающей в Вятку, обосновался лесной поселок «Мосэнерго». Здесь был создан большой коллектив работающих, были изыскатели из Москвы, останавливались охотники, которые ходили за боровой дичью в безлюдную тайгу.
Люди вновь стали натыкаться на колокола, кем-то заброшенные в этот медвежий угол. Пошли разговоры, строились догадки, но тем все и кончалось.

Первые сведения дали жители Кирса, ныне уже покойные, Ольга Михайловна Шиляева и бывший егерь Михаил Филиппов, которые рассказывали о виденных ими больших колоколах, лежащих в лесу в бассейне речки Березовки.
С расширением деятельности «Мосэнерго» и Лосевского лесоучастка количество очевидцев стало резко возрастать: бывший механик «Мосэнерго» Владимир Алексеевич Калабин, рабочие лесоучастка Овчинников, Гордеев, Палкин, Забегаев, работники из Лоевки Колбин, Сведенцев, Шутов, Чупин, Зотов, Никулин, лесник из-за озера Высокого Мануилович и десятки других очевидцев, многих из которых уже нет в живых.

В результате анализа рассказов людей, подавляющее большинство из которых никогда не знали друг друга, живших в разное время и в разных местах, приходишь к выводу, что колоколов в районе бывших Лоевского лесоучастка и «Мосэнерго» находится в пределах 7-8 единиц, некоторые из них особо крупных размеров.
Например, О.М. Шиляева где-то в 1915 году видела колокол, и его же обнаружил в 1962 году рабочий из Лоевки Алексей Михайлович Никулин, проживающий в городе Нолинске. Они, не зная друг друга, говорили об одном и том же. По их словам, колокол лежит в земле, нижняя часть его видна на полметра, а боковая сторона выступает над землей метра на полтора. А рядом, как дополняет Никулин, были видны следы трактора.

В 60-70-е годы группа энтузиастов из Кирса и Кирова неоднократно организовывала походы в эти места. Но поиски не увенчались успехом. тайга и буйная растительность, болота крепко хранят вековую тайну. Но в результате кропотливой работы круг предполагаемой территории «залегания» колоколов сузился до 2-3 квадратных километров.
Возникает вопрос: как они могли попасть в глухой угол? А дело в том, что в 15-17 веках он жил бурной и полнокровной жизнью. Ее дал пролегавший по этим местам сухопутный Великий Сибирский путь, соединявший столицу России с Сибирью. В наших местах он проходил через села Шестаково, Высоковцы, Гидаево, Кай и далее шел в столицу Перми Великой город Чердынь, а там в Сибирь, Китай…

Известно, что Петр Первый, воюя со шведами за выход к Балтийскому морю, для изготовления пушек повелел снять колокола с церквей и перелить их на пушки. Это доказательство имеется во многих учебниках по истории.
Рядом с трактом процветал Верхневятский Преображенский монастырь, расположенный в селе Екатеринино. Предполагается, что некоторые наиболее ценные колокола монахи решили припрятать на будущее, так как тракт, по которому их везли, был недалеко от монастыря.
Но история распорядилась иначе. В 1754 году по указу царя тракт прекратил своё существование, потому что была сделана новая, более короткая дорога в Сибирь, которая пошла через Казань. А оставшийся без колоколов монастырь в 1764 году был закрыт. Люди стали разъезжаться, но легенда о колоколах, как видим, дошла до наших дней.
Согласно случайным находкам крупная россыпь колоколов находится в кайских лесах. В Каю, например, еще с 15 века действовал Успенский монастырь, ликвидированный в том же году, что и Преображенский в Екатеринино.

Мы располагаем свежими свидетельствами. Борис Степанович Забегаев, рабочий лесоучастка «Мосэнерго», бывший кирсинец, а теперь кировчанин, вспоминает: «…Мы, начальник лесоучастка Щелчков, инженер из Москвы Валентин Иванович (фамилии не помню) и я, шли по заросшему лесом Сибирскому пути, делая засечки для трассы проектируемом линии электропередач, пользуясь старинной картой, где этот путь был обозначен, и случайно наткнулись на колокол, что на берегу лесной речушки». В письме приводится подробное описание предмета и автор даже сделал рисунок торчащей из земли верхней части колокола. Он предлагает обратиться в архив на поиски карты, на которой они сделали пометку местонахождения колокола и сделать копию карты нового Сибирского тракта, что значительно облегчит разгадку тайны. «А колокол, – пишет он, – лежит на новом Сибирском тракте. Помню, на берегу лесной речушки. Юбка его вся увязла в земле, наверху три отлива для подвешивания».

А вот выписка из заметки, опубликованной в 133 номере газеты «Кировская правда» за 1948 год, автор Ф. Безгачев. Копия получена из областного краеведческого музея. В заметке сообщалось: «Старожилы Кайского района рассказывают, что когда-то в наших местах проходил тракт, связывающий Казань с Вологдой. Много лет назад по тракту на Кажимский завод везли большой церковный колокол: его тянули 40 лошадей, однако до места назначения доставить так и не смогли. Остался колокол в лесах Верх-Сысольского сельсовета. Колокол сохранился до наших дней. Он весь ушел в землю. Видно лишь одно ухо. О размерах можно судить по тому, что в котловину, образовавшуюся под ухом, свободно входит пять ведер воды. При осадке колокола в землю остался след, диаметр окружности которого равен 8 метрам. Вероятно, колокол имеет большой вес и вылит из ценного металла. По-моему, следует достать его из земли и отправить на металлургический завод».

О находящихся в кайских лесах колоколах говорили жители деревень Козицыно и Гидаево Прокопий Алексеевич Козицын и Иван Степанович Помосов, которые видели колокол неподалеку от деревни Караси. Жители деревень Нелысово, Толкуново, Петухово Анатолий Федорович Винокуров, Иван Михайлович Малков, Виктор Ерофеевич Петухов тоже видели колокол на так называемой Ульяновской грани.
Видели колокола на берегу речки Керес у вышки в урочище Тылога в бору, а также на речке Аньва, который якобы затонул в Северном болоте. Вот несколько разноречивых сообщений, но не дающих представления о фактическом их местонахождении. Вывод напрашивается один: На верхнекамской земле покоится несколько колоколов, оставленных, по-видимому, по каким-то причинам в разных местах одного и того же тракта.

В связи с этим возникают многие, пока неразрешимые вопросы. Поднятую в статье проблему можно решить только с помощью общественности, очевидцев.
Находка будет большим событием. Утерянные древние шедевры вновь можно вернуть народу, создавшему их столетия назад. Поэтому мы обращаемся к жителям района с просьбой ответить на вопросы:
Кто, где и когда в лесах видел колокола?
Кто может указать местонахождение 77 квартала бывшей Поломской лесной дачи по нумерации кварталов 1950-1960-х годов?
Кто видел в тайге следы забытой людьми древней трассы Великого Сибирского пути?

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1990 г.


Из статьи «Звон невидимых колоколов»

… На стук в калитку долго никто не отвечал, но потом в окне показалось знакомое лицо, а через минуту я уже был в избе.
Хозяин стоял у плиты и пек блины. От сковороды почему-то шел густой чад.
– Одиннадцатый день хлеба не ем. Нет денег! Четвертый месяц пенсию не дают, – с горечью сказал он, разгоняя дым руками. – Хорошо еще, что немного муки удалось найти, но вот беда – масла почти нет, поэтому блины пригорают. А просить в долг уже стыдно, да и бесполезно – сейчас все сидят без денег.
Когда Е. Осколков узнал о цели моего прихода, он преобразился. Глаза ожили, движения стали быстры…
…У Евгения Николаевича в архиве есть несколько десятков аккуратно записанных в разное время рассказов разных людей и зарисовки лежащих или полузарытых колоколов. Эти материалы он собирает с 1962 года, когда работал начальником цеха торфоразработок, всерьез заинтересовался слухами о колоколах, якобы где-то покоящихся в лесу.
– В этих рассказах обмана нет, – твердо сказал Е. Осколков, перебирая записи и письма (в ответ на публикации о колоколах откликнулось много людей, воочию видевших их). – Ведь прежде чем записать очередной рассказ очевидца, я выяснял: где, в каком месте он видел колокол, как он лежит, просил нарисовать. Для этого встречался лично или переписывался с таким человеком. И если место расположения и другие приметы совпадали, я этот рассказ записывал.
Мы просмотрели эти записи. Некоторые из очевидцев, заблудившись в лесу, садились на высокую кочку или приваливались на нее, а когда мох с гладкой бронзовой поверхности съезжал и обнажался металл, – удивлялись такой странной находке в глухой чащобе. Другие натыкались на колокол иным образом. перечислять – не имеет смысла! Отмечу лишь, что все это были люди, мимоходом, случайно увидевшие старинные реликвии, и никому из них не приходило в голову как-то отметить место находки (прихватить с собой многопудовую тяжесть они, естественно, тоже не могли). Лишь однажды у с. Гидаево большой колокол прицепили к трактору и попытались привезти в село, но обломили ухо, за которое он подвешивается на колокольне. Не имея возможности как-то зафиксировать тяжелый предмет, его бросили «до следующего раза», который, как водится, до сих пор и не наступил.
По предположениям Евгения Николаевича у нас в районе есть пять точек местонахождения колоколов. Первая – у деревни Караси, недалеко от с. Гидаево. Там же еще можно увидеть контуры древнего тракта. Вторая – в районе бывшего Рудниковского лесоучастка. Третья точка, наиболее часто упоминаемая людьми, находится в районе бывшего лесоучастка «Мосэнерго», недалеко от Барановки, вниз по течению Вятки, в 12 километрах по узкоколейке от бывшего поселка лесозаготовителей Лоевки. Недалеко от того места текут правые притоки Вятки Березовка и Лебяжье.
Евгений Николаевич показал мне карту, по которой они когда-то вели поиски. По его предположению, там несколько колоколов в квадрате 5х5 километров. Четвертая точка находится на территории бывших лесоразработок Кайского леспромхоза, где-то у Северного болота (так старожилы и охотники кличут это место), там, где речка Аньва впадает в речку Утьву. Пятая – на берегу речки Чудовка, недалеко от бывшего села Екатеринино. Есть еще шестая точка – у пос. Кажым. Кстати, по словам свидетелей, которые собирали там бруснику, – это сравнительно недалеко, с того места они слышали шум работающих тракторов в поселке. Но Кажым, увы, расположен не в нашем районе…

--------

…К Е.Н. Осколкову, как к исследователю истории нашего края, часто приходят письма. Не так давно к нему обратился с просьбой приехать Аскольд Павлович Кирилловых из Лойно. Он писал, что на его огороде в течение нескольких лет после очередной весенней вспашки на поверхности земли часто попадаются человеческие кости, черепа и разные мелкие вещицы.
Собираясь поехать в Лойно, я пригласил Е. Осколкова с собой, но он не смог поехать и поручил навестить этого человека мне.
Дом Аскольда Павловича находится почти в самом центре села, на высоком берегу Камы. Мы прошли с ним в огород.
– Целое кладбище распахал, – сказал он. – Аж жуть берет. Но я все останки каждый раз беру и в отдельную могилу закапываю. Чтоб по-христиански, в земле были.
Мы прошли с ним на край огорода, и мне показалось, что лучшего места для кладбища найти трудно. Здесь было практически самое высокое место в округе. Это сейчас кладбище могут построить где угодно, а раньше к этому делу относились очень серьезно и место выбирали не только высокое, но и красивое. Сразу за огородом пологий обрыв скатывался почти до самой Камы. Очень хорошо просматривался на многие километры весь противоположный берег.
– В старые времена здесь рядом находилась церковь. Высокая, каменная, – говорил А. Кирилловых. – А рядом с ней, как водится, и кладбище было. Хотя из ныне живущих стариков никто этого не помнит. Лишь одна старушка говорила, что на месте каменной когда-то стояла деревянная, а еще раньше эту местность населяли «чучки». И жили они на пологих склонах Камы в землянках.
Мы прошли с Аскольдом Павловичем к месту, где когда-то стояла Никольская церковь. Ее сломали в 1937 году якобы потому, что срочно понадобился кирпич. Теперь на ее месте стоит какая-то кирпичная несуразица, непонятно для каких целей построенная…

М. Котлов. «ПН», 1996 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:18 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Свыше трёхсот лет назад при Екатерининском – Преображенском монастыре, а затем на Трапицинском заводе, построенном на одном из притоков реки Чудовой, местное население занималось выделкой железа из руд.
Из истории известно, что верховья Камы заселены людьми более двух тысячелетий назад. В глубокой древности появились племена под названием «чудь». И сейчас можно услышать о так называемых «чудских ямах». Историк Сорокин установил, что сведения о чуди вполне достоверны. Жили эти люди в деревнях Юркинская, Лозиб, Тихово, Трушниковская…
Могильники чуди – в деревнях Довыдовская, Баталовская, Пестриково, Волосница, окрестности Лойно, Рубежа, Малый Каптол, на веретье Павлинова полоса. Около села Гидаево на Бурковой горе до сих пор заметны следы шести землянок, расположенных под крутым южным склоном. Рядом находится колодец…
По данным П. Сорокина, на территории района от Тихово до Романихино есть 17 мест обитания этих племен, девять их захоронений – «могильников»… Точно установить месторасположение древних поселений и взять их под сохранность – это наша задача…
Кто назовет сейчас поселения первых жителей в окрестностях села Екатерины: неких Лунки Ортемьева, Максима Лузянина, Омелки Микитина, Климушки и Гришки Новоприходцевых, Ивашки, Онички, Степанко и Васьки Осколковых. Или поселение на Слудке против Колтовского озера, где жили некие Ивашко Емельянов и Степанко Онтоков, а также Павлин Анифлов и Карпик Падеров. В дозорной книге автор ее Звенигородский утверждает, что уже в 1615 году эти люди проживали в тех местах.
Совсем недавно, лет 10 – 12 назад, безвозвратно снесен шатер, сделанный топором, в бывшем селе Екатерине, который стоял триста лет, являясь защитой от стихийного разрушения так называемого «Храма» святого Трифона, посетившего эти места в 1582 году. Кусок огромного наличника от окон этого шатра демонстрируется в Слободском музее. Не найти и курной избы, что в далекие времена была основным жилищем…
Е. Осколков,
«ПН», август 1977 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:19 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
«Монахи Екатерининского монастыря занимались и врачебной деятельностью. Для всякой хвори было своё «лекарство». Страдающим зубной болью предлагали зубами грызть берёзовый двухметровый крест. От простуды и многих болезней предлагали, невзирая на время года, искупаться в речке и таким образом изгнать болезнь, то есть исцелиться. Поэтому так и окрестила народная молва протекающие недалеко от села речки Малая и Большая Чудовки, «приносящие» людям чудо – исцеление грешного тела от всех недугов».

(Из статьи Е. Осколкова «Быль старинного села и его возрождение», «Кабельщик», 1981 г.)

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB