Загадочный Гурий
Этот удивительный человек родился в 1550 году в Мезенском крае (ныне Архангельская область). В юные годы жил в Великом Устюге, работал по найму на разных работах. Во владениях Строгановых в Пыскорском монастыре в возрасте 22 лет стал иноком. В течение 10 лет жил одиноко. В глухой тайге, летом во мхах, а зимой подчас в снегу, отказался от всего мирского, от женщин. Он носил на себе железные вериги большого веса. В период пребывания у купцов Строгановых исцелил от тяжелой болезни их сына Максима, а также избавил от тяжких недугов нескольких подданных купца, за что получил в народе славу как чудотворец. У своих соседей остяков он имел громадный авторитет. Трифон остяцкие племена, исповедовавшие языческую веру, в короткое время обратил в христианство. По приглашению знатных хлыновцев он прибыл на вятскую землю, где в 1580 году основал Успенский Трифонов монастырь. Совершая путешествие от Строгановых на Вятку, Трифон посеял семена, из которых стали возникать новые обители. Нашлись люди, которые решили использовать авторитет. Ими были черный священник Павел и старец Гурий. Их биографические данные пока остаются неизвестными. Они сделали святыми места, где был преподобный. Выбор пал на место, где, изнуренный тяжелым переходом по безлюдной местности от Кайгорода, он вышел на реку Вятку и, как пишет летописец, мучимый жаждой, испил воды вятской, показавшейся ему «яко мед сладкою».
В знак благодарности богу, ниспославшему ему столь хорошей воды, Трифон собирает хворост и делает из него шалашик. Это место и выбрали Павел и Гурий для основания своей обители. На месте шалашика старцы срубили крохотную деревянную церковь. Она была настолько мала, что только алтарь помещался в ней, народ же должен был стоять вне ее. Церковь была названа «Преображения Спасова и Великой Христовы мученицы Екатерины». Вокруг нового поселения стали селиться люди. Чтобы предохранить ее от разрушения, еще при жизни строителей был сооружен «болдахин» – часовня, срубленная одним топором, без пилы. Это сооружение простояло века, до 60-х годов нашего столетия, когда было сломано. Одна скромная дощечка от наличников окна часовни хранится в Слободском краеведческом музее.
Обосновавшись на святом месте, Гурий пешком отправился в белокаменную столицу с челобитной к самому царю, с целью отвода новой обители земель по берегам р. Вятки. Выслушав ходока, Федор Иванович в грамоте от 1 декабря 1595 года от Рождества Христова дает вятскому городовому приказчику Федору Рязанцеву следующие указания: «Били челом с Вятки, Слободского волоку из дикого из пустого места, из новой пустыни Преображенского монастыря строитель черный священник Павел да старец Гурий с братьею, и сказали в 90 де году (1582 от Р.Х.) поставили они на Вятском волоку, в пустом месте, в лесу, в дичи, церковь Преображения Спасова и великия Христовы мученицы Екатерины и монастырь устроили, и трудников собрали 10 человек, а жалованные руги, денег и хлеба, и пашни, и иных никаких угодий нет, питаются они о Христе прося милостыни…». Велено было Рязанцеву «дозрить пустые места», которые просили старцы. «И буде те пустые места по Вятке реке до Белой речки, дикое место, лес, да под их пустынькою, на пустом месте, железная руда да на Василькове речке к пустыньке соляная вода, да на другой стороне Васильковой речки горка лежат впусте, с них никаких податей в государеву казну нейдет, и на Вятке реке речки и озерка дикие и наволочки от Высокова озера вверх по Вятке реке по обе стороны до Колодмского озерка, бобровая и рыбная ловля и лесные угодия пустые…». Рязанцеву было велено: «отдать к пустыньке к церкви Преображения Господня строителю черному священнику Павлу, да старцу Гурию с братией безоброчно».
А впоследствии за оброк монастырь получает официальный статус и название – Верхневятский Преображенский, Екатерининский монастырь. Предполагается, это был второй после Успенского Трифонова монастыря. До середины 16 века на вятской земле всего их было 8. Проходящий в окрестностях обители Сибирский тракт был единственной дорогой, соединяющей центральную Русь с Сибирью и далеким Китаем. Проезжающие по нему купцы, путешественники и простые люди были гостями у деловых старцев. Для удовлетворения своих желаний Гурий еще трижды отправлялся в Москву, и каждый раз московские цари удовлетворяли просьбу старцев, выдавая им грамоты. Так, например, грамота Бориса Федоровича Годунова от 1598 года, грамота Василия Ивановича Шуйского от 1606 года, грамота Михаила Федоровича от 1614 года. Указанные выше грамоты вятские исследователи относят к числу древнейших вятских грамот, а первая, царя Федора Ивановича, в числе уникальных. Подобных древних документов дошло до нашего времени единицы.
На землях монастыря стали селиться люди, разрасталось и само село, получившее название Екатерининское. Люди, едущие и идущие пешком по тракту, оставались при пустыни. Проводивший в 1615 году перепись населения князь Звенигородский писал: «Да на Вятском волоку пустыня стала ново ж, от Слободского пригородка 170 верст, над рекою над Вяткою, а в пустыне церковь теплая с трапезою Преображения Господа нашего Иисуса Христа, да церковь деревянная ветха, святой мученицы Екатерины, а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и всякое церковное строенье собранье тое пустыни старца Гурия з братьею. А келей в пустыни четыре кельи, да за пустынею дворец конюшей. Да тое же пустыни вотчинные земли: починок от пустыни вниз по Вятке, вверх речки Туюса, а на починке дворец скотей, а пашни того починка пашут старцы собою… Починок на речке Туюсе: двор монастырский крестьянин Максимко Лузянин… Починок выше пустыни, за Холуем, над рекою Вяткою: двор Екатерининской пустыни крестьянин Ивашко Ортемьев, двор Оничка Осколков, двор Степанко Осколков, двор Васка Осколков, двор Лунка Ортемьев, двор бобыль Гришка Новоприходец… Починок на Слудке над рекою Вяткою против Котловского озера: двор Екатерининской пустыни крестьянин Ивашко Емельянов, двор Степанко Онтонов… Починок над рекою Вяткою: двор Павлик Анфимов, двор Карпик Падерова… И всего у Екатерининской пустыни вотчинных земель пять починков».
Обитель крепко стала на ноги, надо бы жить-поживать в обустроенном в глухой тайге месте. Но Гурия тянет на подвиги, чтобы приложить свою неувядаемую энергию. Собрав сподвижников, он отправился вниз по р. Вятке. На берегу реки Малая Холуница в живописном месте старцы срубили теплую церковь с трапезой. Новая обитель получила название Живоначальной Троицы. И отсюда с Холуницы Гурий дважды отправлялся пешком в столицу и добивался от царей грамот на отвод и закрепление угодий в 1594 году, 1596. И наконец, в 1606 году, находясь в Москве, решив все вопросы по Верхневятскому Преображенскому монастырю, он остается в столице. Через месяц добивается у царя В.И. Шуйского возвращения ему земель, отобранных у пустыни Живоначальной Троицы в период деятельности «ростриги Гришки Отрепьева», крестьянином Сырьянской волости Слободского уезда Куземкой Кулаковым.
Таким образом вотчины старца Гурия и трех основанных им монастырей простирались от речки Белой в низовье реки Вятки, по ее течению вверх до впадения в Вятку р. Чепцы. Вотчины монастыря граничили с вотчинами Успенского Трифонова монастыря, интересы которого были средняя часть р. Вятки и ее низовья вплоть до села Монастырских Полянок; то есть практически до самого устья реки Вятки. Между тем не дремал и Павел. Когда Гурий заботился об основании новых пустынь, т.е. и о привлечении наибольшего числа прихожан, Павел устремил свой взор в верховья р. Вятки и от имени своего монастыря добивается от Бориса Годунова «земель пашенных, рыбной ловли, бобровые гоны, железные руды вверх по р. Вятке и по речкам Лекмы и Черной» (под Песковкой). Борис в своей грамоте от 16 июня 1598 года разрешает эти земли на оброк. При новом царе Павел вновь обращается в столицу о подтверждении владения землей. Василий Иванович Шуйский в грамоте от 3 июля 1606 года подтвердил просьбу Павла. По-видимому, в это время началось освоение земель по р. вятке выше Кирса вплоть до окрестностей современной Песковки. Именно там более чем в другой местности встречаются ныне фамилии жителей, зарегистрированных переписчиком кн. Звенигородским в 1615 г. на р. Туюсе (по современному, речке Туеске), что под селом Екатеринино. Чем объяснить столь активную деятельность старцев? Чем они могли так привлечь людей в эту дремучую нежилую тайгу? Наверное, на этот вопрос дает ответ декабрист М.А. Фонвизин: Монастырские архиерейские вотчины «управлялись почти всегда умными добросовестными старцами и были в самом удовлетворительном положении: крестьяне платили умеренный оброк или занимались необременительными работами, для доставления продовольствия в монастыри. В этих вотчинах хранились всегда огромные запасы всякого рода хлеба, оставшегося лишним; в неурожайные годы житницы вотчинные открывались для многих тысяч бедного народа, которому без отказа раздавался хлеб взаимообразно, а беднейшим как милостыню. Екатерина же, отобрав вотчины от архиерейских домов и монастырей, большую часть из них раздала своим любимцам». (На Вятской земле монастырские земли перешли не к помещикам, а государству. – Е.О.). Дальнейшее развитие мелких монастырей прекратила Екатерина II своим указом от 8 августа 1764 года. Все мелкие обители в Вятской губернии были упразднены.
Верхневятский Преображенский монастырь в 1764 году был преобразован в обычную приходскую церковь. Семь раз обращался лично Гурий в Москву. Два века росли семена, посеянные старцами Гурием и Павлом. Они дали толчок к освоению людьми безлюдных территорий северо-востока губернии и не только ее. Люди с берегов Камы и Вятки вслед за Ермаком были одними из первых, кто осваивал безбрежные просторы Западной Сибири.
Екатерининская пустынь
…Проходили годы, десятилетия. Обласканная многими московскими государями Екатерининская пустынь жила спокойной, не бедной жизнью: монастырские крестьяне, поселившиеся вблизи пустыни в пяти деревнях (Шутовской, Короли, Монастырской, Дедовской и Богатырево, а также в ряде починков) расширяли свои наделы, отбирая куски плодородной земли у вековой тайги. Место деревень предки выбирали умело – с высоких возвышенностей , у подножия которых текла лесная речка Туюса (Туеска), были видны далекие просторы монастырской вотчины. …Все обители, основанные Гурием, не имели оборонительных сооружений. Вятскую землю не постигла участь опустошительных набегов степняков, которым подвергалась центральная Русь. Ей была уготовлена другая роль.
По предположению, а также по рассказам стариков, Екатерининская пустынь в период первых лет ее деятельности исполняла волю центрального правительства по предотвращению влияния Строгановых на население, жившее в глубине Вятской земли. Она была расположена на стратегическом в то время месте, вблизи оживленного тракта, у границы с Пермью Великой, где полновластными хозяевами были купцы Строгановы. На производстве соли они нажили несметные капиталы и были владыками восточных земель Руси. Строгановы обжили территории средней Камы, продвинулись в ее верховья, основали в 1558 году и укрепили Кайгород. (Одновременно заметим, что есть мнение, что Строгановы лишь укрепили населенный пункт под названием Кай, существовавший и ранее). В связи с успешными походами в Сибирь дружины Ермака, снаряженной Строгановыми, с ними необходимо было считаться. Как предполагается, пустынь выполнила свою миссию; далее Кайгородка влияние купцов на Вятскую землю не распространилось. Судьба, вернее, история, предрешила будущее Екатерининского монастыря. Со временем значение его упало. Границы Русского государства отодвинулись далеко за Урал…
Дорога из Великого Устюга на Кай обезлюдела, стала запускаться, зарастать. Чтобы продлить жизнь населенных пунктов, расположенных на старом тракте, где еще сохранились органы местной власти и ямские станции, Петр Первый вынужден дать указание всем купцам России ездить некоторое время по старой дороге. В это же время стала более использоваться внутренняя губернская дорога из Кая через Волосницу, Тихово, Екатерининское, Воронье, Холуницу, Хлынов, или как ее называли кирсинцы – Воронинская дорога. Она была ухожена, поддерживалась силами крестьян в проезжем состоянии; еще совсем недавно, лет 40 назад, были видны на обочине дороги верстовые столбы высотой 3 и более метра из кондовых деревьев, даже страшный пожар 1938 года не мог уничтожить вековых «ветеранов». Монастырь остался в стороне от большой дороги, стал хиреть, число паломников из числа проезжающих резко уменьшилось, доходов стало меньше, его обитатели стали беднеть. Прозорливые старцы предвидели неблагоприятное будущее, своевременно начали развивать при пустыни ремесла. Этим самым пополнять скудеющую монастырскую казну. Особое внимание они уделяли разработке железных руд, в изобилии встречающихся почти по всей территории вотчины, у самой пустыни вплоть до верховья реки Вятки и ее притоков…
Вскоре на базе местных руд на монастырских землях капитально обосновался хлыновский купец I гильдии Г.М. Вяземский, основавший в 1729 году Кирсинский железоделательный завод, который положил начало строительству целого ряда доменных и железоделательных заводов… В 16 веке трагический рок, нависающий над обителью, четко еще не прослеживался, и старцы усиленно принимали посильное участие в развитии своей вотчины. Но и соседи не дремали, наведывались в монастырские владения люди с низовьев Вятки, кайгородцы; то рыбу половят, то бобра в силки загонят, лес сплавят, траву покосят и другую пакость мирным пустынникам преподнесут. Обстоятельства вновь заставили старцев обратиться к Московскому государю…
К этому времени при монастыре к существующим церквям Великомученицы Екатерины и Преображенья строится третья деревянная церковь во имя Дмитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца. В старинном источнике сохранилась краткая опись имущества церквей. Точную дату описи установить пока не представляется возможным, но по всем данным она относится к середине 17 века. В документе весьма путано объясняется, что первые две церкви в 1628 году сгорели, а образы сгоревших церквей «стоят в пустой келье». Далее идет перечисление вещей, по всей видимости, спасенных от гибели.
…Определенный интерес у современного человека вызвали бы «письменные книги». Надо полагать, это были рукописные книги, уникальные в наше время. В результате невежества наших предшественников в 20-30-е годы нашего столетия эти шедевры безвозвратно погибли. В описи отмечается, что в обители были образы местные. Видимо, их писали свои живописцы. Право писать образа получали люди, которые имели свидетельство высших духовных лиц. В числе их был житель с. Екатерининское Тимофей Плотников. Он постиг это искусство в период его нахождения в доме Вятского преосвященства. Иеродиакон дома Климентий Чаховский в 1777 г. свидетельствовал Плотникова. Плотникову было дозволено писать образа в селе Сырьянском, Всесвятском в Богородской церкви, ныне Белохолуницкий район.
Е. Осколков. «ПН», 1993 г.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|