Древние тайны Верхнекамья
Со школьных лет по урокам истории известно о существовании древних народов, населявших территорию северо-восточной Европы, вплоть до Урала и даже Зауралье – «чуди белоглазой», «чуди заволочской». Летописец в житии Стефана Пермского, жившего в 15 веке, сообщал о народах, живших рядом с землями Перми Великой, перечислял их: «Двиняне, устюжане, южане, сырьяне, вятчане, лопь, корела, югра, печора, вогуличи, самоедь, пертасы. Пермь Великая, глаголемая «Чусовая». Как видно из летописи, соседние в Пермью Великой земли носили название рек, на которых они жили. Чудь, как племя-народ, здесь не упоминается. Чудь как народ до нашего времени не сохранилась. По дошедшим из мглы веков легендам известно, что по мере освоения русскими этих территорий в 16-17 веках и распространения здесь христианской веры, чудь, бывшая до этого языческой, поклонявшаяся силам природы и священным деревьям, не захотела принимать новую веру и прекратила свое существование весьма таинственно и загадочно. Исследователь Григорий Новицкий в своих трудах об остяцком и других народах писал еще в 1715 году: «Издревле вниз по Оби и всей страны жительствовании народ Чютский, что от него не осталось никаких следов, кроме курганов и чудских ям, в которых будто захоронились со всем богатством и погибли». Он продолжает: «Доселе же жители стран в тех ровищах и курганах находят премного золота, сосудов и серебра множество и прочая со всим имением своим убивахуся».
Легенды о гибели чуди повторяются почти одинаково у народов Приуралья и за Уралом. «Ушли в землю, подрубили столбы в своих подземных убежищах, ушли в лес». По некоторым источникам, чудь является прародителем пермяков. «Чудики исчезли, а их место заняли пермяки». Как говорили в старину: «Много тоже ея в лес убежало. Мы вот теперь от этой чуди народились». Не исключено, что чудская народность растворилась с вновь пришедшими народами, то есть ассимилировалась. Нельзя игнорировать и тот факт, что осваивающие эти территории русские называли чудью все неизвестные им народы – «Чуждые народы». На протяжении почти двух веков ученые спорят в связи с этой загадкой древней истории. Что же за таинственный народ – «чудь»? Он оставил после себя на больших территориях «чудские ямы», как в былое время скифы оставили свои знаменитые курганы в степях Причерноморья. Кто даст ответ?
В литературе, особенно дореволюционной, имеется немало предположений, мнений и доводов. Не касаясь научной стороны проблемы, мы в статье затронем доказанные ранее учеными факты о чуди, конкретно на территории Верхнекамья. К большому сожалению, они совершенно забыты современным поколением. В последней четверти прошлого века казанский ученый Иванов на лодке-долбленке, спускаясь вниз по Каме от ее истока, детально исследовал прилегающую местность, как он предполагает, ранее населенную чудью. У дер. Гордино (Кривецкое) он приобрел у крестьян найденные ими недалеко от деревни наконечники (громовых) стрел и нож из кремня. Тут же ему показали вспаханное поле, которое было бело от раздробленных трубчатых костей. Перед ним были кухонные отходы чудского или какого-то более древнего народа. Как они оказались тут, старики ничего не знали. У дер. Сергино, около реки в поле была заполненная водой яма, местные жители говорили, что тут жила чудь. Чем дальше на север по Каме, тем меньше стали попадаться орудия из камня, но возросло количество чудских городищ. У дер. Некрасово житель местного починка ежегодно находил в поле медные и серебряные предметы, а около с. Бисерово крестьяне часто находили медные вещи. За с. Егорьевским на правом берегу Камы расположена высокая так называемая Чудская (Рудная) гора. Люди находили здесь медные предметы быта. Жилища чуди были на самой вершине горы. Иванов был изумлен, когда с горы открылись дали, видные по долине реки до сел Георгиевского и Бисерова. Он оценил, что чудь могла выбирать место для своего жительства, беспокоясь о своей безопасности.
Если чудь исчезла, то следы ее существования могли остаться, ведь не мог народ исчезнуть никуда. Она могла оставить в виде археологических находок предметы быта, оружие, клады, топонимические названия местности, предания, передающиеся из поколения в поколение, обычаи, сохранившиеся у местных жителей. Частично эти обстоятельства натолкнули на мысль капитально обследовать Кайский край исследователя Сорокина. Он скрупулезно изучил все старинные населенные пункты края, ее северную Кайгородскую волость и южную Трушниковскую. Он тщательно проследил пути и время заселения их. Проходящая здесь главная дорога в Сибирь способствовала росту русских поселений. Большая часть их основана выходцами из Вологодской, Вятской, Пермской губерний в 17-18 веках. У вновь пришедшего населения была еще свежа память о «чуждом народе». Русские селились рядом или почти вместе с их жилищами.
Из старых источников известно, что деревни Горская и Подгорская на севере Кайского края основаны Поспеловыми, согласно преданию сбежавшими от солдатчины. Дер. Тупысеву основал пермяк – зырянин по прозвищу Тупысь. В этих селениях не обнаружено следов пребывания чуди. Исследователь приводит далее ряд деревень и починков: д. Мартюшевская, починки Рязанцевский и Корниловский явились выселками 18 века из деревни Смолиной и Пасютинской. Старинными являются деревни Лямытских, основанная выходцами из Вологодской губернии, деревни Ольковы, Шолохова, Половинкова, Пьянкова, Бардинская, основатели их тоже вологодцы. Дер. Овчинниковы основали люди, пришедшие сюда из Пермской губернии в 18 веке. Переселенцами из Великого Устюга основаны свыше 300 лет дер. Южаки, а также позднее д.д. Артюхинская, Коколева. Дер. Чудова основана почти 400 лет назад неизвестным Журавлевым. Из-под Хлынова переселились основатели дер. Татариново, Трубниковская, Вятских. В дер. Вятских к овдовевшей старухе поселились беглецы и были ею приняты с обязательством «допоить и докормить». (Вероятно, основанное раньше самого Кая), Егорьевское, Великополье являются старейшими русскими поселениями. Д. Лозиб основана неким Шангиным лет 300 назад. Село Лойно (Лонья) возникло, по некоторым данным, в первой четверти 18 века. Оно дало жизнь дер. Трешево, Чежеговской, Родина, Кокорина, Угрюмовская, починок Прислонский, дер. Бельтюковская. От деревни Пушья пошли как выселки деревни Мазеина, Дятлово, Першина Гора и т.д.
Исследователь, шаг за шагом изучив название местности, селений, жителей, приходит к выводу, что до прихода русского населения в Кайском крае в таких деревнях как Козицыно, Кычаново, Лозиб, Чуднеская, Большой и Малый Каптол, Машковы и др. проживало население другой национальности, предположительно пермяки. Позднее у пришедших русских почти до настоящего времени сохранилась традиция поминать на могилах своих чудских «родителей». Этот обычай долго существовал в некоторых семьях таких больших сёл, как Гидаево, Лойно и др. Еще не в столь далекие годы некоторые жители ходили на «чудские ямы», могилки с брагой и пищей, говорили: «Вот, чудь, мы принесли тебе браги и хлеба, пришли пировать с тобой»; или говорили: «Помяни, Господи, чудского дедушку и чудскую бабушку». Почти в каждом селении Сорокин находил следы пребывания здесь загадочной чуди. Наиболее значительные из них – могильники.
Необычный археологический памятник был обнаружен в конце прошлого века недалеко от села Лойно. Весенней водой размыло береговой склон лога и оттуда выкатилось несколько человеческих черепов. Местные жители рассказали: их оказалось 12. Покойники лежали рядом (постелью) головами в одну сторону. В могиле обнаружили куски дерева, оно служило, как предполагается, опорами земляной крыши в землянке. Опоры были подрублены и обрушившаяся земля стала последним прикрытием «семейной» могилы.
В деревне М. Каптол могильником и местом поминания чуди является так называемый «чучковник», это небольшой мыс (веретья по-местному) между двумя неглубокими логами. Это место называлось «Павликовой полосой». При дер. Юркинская сохранились остатки чудского жилья: ямы, печища. У дер. Зязевской видны ямы, дер. Зезяевская – ямы на берегу речки Комыся, в дер Романихина – ямы в 200 метрах от нее в обрыве речки Гудыся вышиной до 2 сажень, где чудь якобы сделала проход в гору к своим жилищам, где и похоронила себя. Им установлены места захоронения чуди и где местные жители их поминают: это деревни Юркинская, Зязевская, Захаровы, Дурничева, Чудова, Шанины, Кырсановская, Смолины, Реутово и другие.
Обнаружены могильники чуди около деревень 2-ой Пасютинской, Давыдовской, Лозибской, Юркинской, Дубковой, Феденистовой, Першина Гора. В д. Баталовской в урочище Семикин починок был колодец, в который ушла под «землю» чудь, также предполагается и в селе Волосницком. В д. Тихово, по преданию, жили разбойники и даже указывали их жилища. В д. великое поле в зыбучем месте в болоте, предание говорит, что тут похоронилась чудь. В селе Гидаево в древности, по всей вероятности, было большое чудское поселение. Следы ям, их жилищ, видны и сейчас.
Сохранилось интересное предание: «В день святого Ильи в определенный час к Бурковой горе прибегал олень, жители приносили оленя в жертву святому. Однажды олень не прибежал, и люди решили заколоть быка, но позднее олень все-таки пришел, но видя, что обряд закончен, постоял и убежал обратно в лес. И с тех пор больше не появлялся». Предания говорят, что «у чуди (а по местному выражению «чучки») были вещи и предметы из золота и серебра. Но пришли русские, чудь испугалась, сделала ходы в землю, снесла все добро и зарылась. Нелегко докопаться до кладов, чудь стережет свои богатства. На Иванову ночь вся Буркова гора страшно колышится и ходуном ходит».
В Верхнекамье находили предметы каменного и медного веков. Например, в дер. Горской хорошо обделанный топор из песчаника, то же, но медный у устья реки Порыш. Медные предметы встречались почти везде вблизи чудских жилищ, а возможно, они попадаются и теперь, но на них никто не обращает внимания. Особенно много находок было около сел Гидаево, Козицыно, Ершово, кукушкиной горы. В дер. Лозиб был найден кинжал с медной узорчатой рукояткой, находки были у деревни Смолиной, Габовской, Козицыно, Габовой, Гонцовой. Число археологических находок можно было бы продолжать, их много. Нельзя оставить без внимания сообщение, которое сделал в свое время видный исследователь конца прошлого века Д. Анучин. «Весной 1874 г. крестьянин д. Кытмановой Харинской волости Сюзев нашел серебряное блюдо с изображением на нем дракона. Блюдо весило 23,8 фунта». Сюзев за находку был щедро вознагражден. «В селе Зюздино были переданы губернскому чиновнику Рудакову медный литой идол, изображающий обнаженную человеческую фигуру, а также подвеска к серьге и браслет». В 1888 году вблизи села Кая при распашке новочистки крестьянином починка Воробьевского Масленниковым найдено большое серебряное кольцо-ожерелье; тут же год спустя найден неопознанный предмет из серебра весом 47 золотников. Число ценных находок не ограничивается этими примерами, они были часты, но почему-то давно. В настоящее время что-то не слышно о таких ценных для науки археологических находках, являющихся достоянием народа.
Нельзя оставить без внимания рассказ, который был в ходу в верховьях р. Камы. Недалеко от дер. Подгорной находится так называемый «чудской камень» высотой до 4-х метров. Сюда старики в семик и в Иванов день носили яства для поминок. Один крестьянин якобы видел, как из-под камня вышел чудской человек, который сказал ему по-пермяцки: «Евсюк, а Евсюк! Сет мем юр сейс, таме куим крчага деньгаас выкасю» – то есть «дай мне человека съесть, так я тебе три корчаги денег выкачу». Располагая столь многочисленными данными о пребывании на территории района и ближайшей территории нашей родной вятской земли людей, населяющих ее еще в древности, никто не ведет настоящие исследовательские работы.
Многие памятники старины исчезают на глазах. Ведется распашка земель в местах нахождения памятников истории народа. Они зарастают лесом. За годы деятельности (хозяйственной) человека местность преобразилась, помогают в этом деле и силы природы. Бесследно исчезли с лица земли многие населенные пункты; такая же участь ждет и другие. Местные жители, предки которых веками жили в Верхнекамье, разъезжаются кто куда. Некоторые в памяти еще сохранили сказания далеких предков, историю своей малой родины. Пора бы, наверно, нашим ответственным людям (а их немало), получающим приличную заработную плату, заниматься сохранением памятников истории, не на словах, а на деле взяться за настоящее изучение прошлого своего края. Не опоздать бы, как стало у нас в порядке вещей.
(«Прикамская новь», 2 апреля 1992 г.)
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|