Текущее время: 29 мар 2024, 12:42

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:21 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Из архива краеведа Е.Н. Осколкова

Многие в районе и особенно в Кирсе помнят краеведа Евгения Николаевича Осколкова, незаурядного и любознательного человека. Он очень много сделал для того, чтобы «белых пятен» в истории Верхнекамья стало меньше. В частности, вёл переписку с очевидцами событий, с архивами и музеями. Сейчас его личный архив, где есть уникальные документы, хранится в районном музее. Там всегда можно почерпнуть что-либо интересное из истории нашего края.
Вот одно из писем из переписки Е.Н. Осколкова с жителем Омска пенсионером М.И. Поткиным, который в гражданскую войну воевал за Кирс в отряде Мрачковского.


«5 февраля 1967 года. г. Омск.
Добрый день, Евгений Николаевич! Вчера получил ваше письмо, за которое благодарю и считаю своим долгом написать вам ответ, хотя я вас не знаю. Я чувствую, что в Кирсе ко мне относятся с недоверием, если не все, так некоторые. Вначале со мной переписывались Суслов А.А., Шулятьев Г.И., военком Чапаев, пионеры отряда имени Гайдара обещали выслать фото памятника и братской могилы, где захоронены в 1919 году герои гражданской войны. Это для меня было бы самым дорогим подарком.
Обещали также разыскать участника гражданской войны кирсинца Геннадия Гурова, моего близкого товарища, с которым мы шли вместе до реки Тобол в команде речной флотилии. Пока эти обещания остались на бумаге. Прервали переписку однополчане Суслов и Шулятьев. Теперь и вы пишете, что ничего не известно о госпитале в селе Екатеринино, в котором я лежал и лечился в 1919 году. Его нельзя назвать госпиталем в полном смысле слова, потому что раненые там лежали не на койках, а на полу, на чистой соломе в крестьянских избах. Мне кажется, я и сейчас бы нашёл этот дом, если он ещё сохранился. В этом полевом госпитале был единственный фельдшер с мизерным запасом медикаментов. Может, это отделение санчасти при обозе, но всё же оно было, и раненые, и обмороженные в бою лечились там.
Когда начался бой за Кирс, к нам тоже поступали раненые. Хорошо помню, как к нам привезли раненого в руку командира 2-й роты 2-го батальона Субботина, под началом которого я служил в Юксеевском походе. Он собрал всех нас и рассказал подробно о ходе кирсинского боя. Как нахально белые шли через огороды в атаку, как их подпускали близко наши солдаты, а потом сильным огнем скашивали, а остатки в штыковом бою добивали. Правда, штыки у нас были не у всех, но в рукопашный бой ходили все. Атаки беляков повторялись несколько раз, траншейное орудие вышло из строя, пулемёты накалились, на исходе были патроны. Однако силы неприятеля не иссякли, но беда в том, что еще свежий полк белых должен подойти со стороны Кая. После этого Субботин скомандовал раненым: «Кто может носить оружие, одевайтесь». В этом же селе стояла хозчасть нашего отряда, в ней был некоторый запас оружия, в большинстве своем однозарядные винтовки. Ими и вооружили нас. Вся хозяйственная часть и раненые пошли в лес занимать оборону, здоровые валили лес, убирали снег за укрытием и ждали атаки. Но враг не пришёл, говорят, задержался на переправах разлившихся речек.
В это же время к нам подошёл из вятки на помощь 9-й железнодорожный полк, но переправиться сходу не смог из-за сильного ледохода. Первый плот, на котором хотели доставить нам боеприпасы, раздавило льдом, и всё погибло. Больше рисковать не стали, ждали, когда пройдёт ледоход. На другой день бойцы стали понемногу переправляться на другой берег и сразу же пошли навстречу белякам, а нас, раненых, сняли с обороны.
После этого я вскоре был выписан из госпиталя, пришёл в роту. Командир роты был уже другой. Многих товарищей не стало, кого ранило, многие пали смертью храбрых. Фамилий их не помню, за исключением командиров отделения и взвода. Командир взвода был Глушков, отделения – Старостин; оба погибли в кирсинском бою.
С первых дней, как пришел в роту, услышал, что формируется речная флотилия на базе небольшого парохода. Комиссар батальона удовлетворил мою просьбу, перевёл и меня в эту команду. Он был моряк. К сожалению, его фамилию и командира батальона, который тоже погиб в кирсинском бою, забыл. Это был Двоеглазов, уточнил мне потом Шулятьев Г.И. Видите, как трудно все запомнить, многое стерлось в памяти. Забыл и такие вещи: полк, который пришел к нам на помощь, № 6 или № 9, забыл и тот лес, по которому прошел туда и обратно, то ли графа Строганова, то ли Шереметьева. Вот и хотелось мне через переписку с кирсинцами восстановить в памяти то далекое героическое прошлое, ведь из нас очень немногие дошли до Сибири.
Командир нашего отряда Мрачковский в 1920 году здесь, в Омске, был расстрелян. Не знаю, за что. Одни говорят, как меньшевик, другие, как троцкист. Потом всё, что было связано с его упоминанием, зачеркивалось. Даже мне, рядовому бойцу этого отряда, пришлось пережить кое-что в 1938 году. После войны выберут меня на партконференцию. Надо заполнять анкету, а там спрашивается о службе в армии, участии в гражданской войне. Я и писал: «Служил в отряде Мрачковского». Анкету бракуют. Пишу по-другому, без слова «Мрачковский», тогда порядок. Вот такие дела бывают, уважаемый Евгений Николаевич.

А теперь о Юксеевском походе 1918-1919 гг.
Первые годы для молодой советской республики были очень тяжелые. Огненное кольцо сжималось. Контрреволюция и интервенция всеми силами хотели задушить власть Советов, власть рабочих и крестьян. Пали Пермь, Глазов. Колчак двинулся на Вятку, пытаясь соединиться с северной контрреволюцией и интервенцией, против которой сражалась 6-я армия. Я и мой товарищ по Петрограду служили в г. Вятке добровольцами в конном запасе 3-й армии, ухаживали за раненными лошадьми. В это время, после сдачи Перми, в Вятку приехала партийная комиссия во главе со Сталиным и Дзержинским. Они устроили общегородской митинг, на котором мы узнали, что формируется лыжный батальон. Пошли в военкомат и перевелись в этот батальон. После двухнедельного обучения на лыжах выступили на фронт. Этот батальон назывался «Северный экспедиционный отряд Мрачковского».
Из отряда отобрали несколько лучших лыжников, куда входил и я, и выслали вперед отряда вдогонку за бежавшими офицерами-дезертирами из Вятского гарнизона. Гнались до самого Слободского, но безрезультатно. Большинство из нас до крови натёрли ноги. Со Слободского пошли на Кирс. Здесь к нам примкнуло много добровольцев. Далее уже двумя батальонами двинулись дальше на Кай. В селе объединились с Кажимским отрядом лыжников и пошли дальше через дремучий лес в пермскую губернию к селу Юксеево. Первый батальон завязал перестрелку у дачи графа Строганова. Это был первый бой, и появились первые жертвы. Наш второй батальон пошел влево в обход, захватил Иванческую волость. Население всё убежало с белыми. Говорят, они были напуганы слухами, что красные – это звери: отрезают уши, нос, выкалывают глаза.
Наша рота занимала заставу в деревне Москвино. Одна половина роты осталась на заставе, другая ушла на отдых в село Юксеево. Однажды поймали незнакомого красноармейца, который пытался перейти к белым через нашу заставу. Мы его сдали Субботину, и он отвез его в Юксеево, в штаб 1-го батальона, который расположился в поповском доме. Пока командир привязывал лошадь (было уже темно), задержанный скрылся. У него были связаны только руки. Сразу объявили тревогу, зазвонили в церковный колокол, все побежали на место сбора. Мы не успели даже раздеться и тоже пошли. Быстро оцепили село, сжимая кольцо. Брели по пояс в снегу и около бани в сугробе его обнаружили.
Оказалось, он приехал из штаба отряда с секретными документами, и поп сумел его уговорить перейти к белым – этот парень когда-то жил у него в работниках. Они были расстреляны оба: поп и дезертир.
Не успели обсушиться, снова тревога: белые заняли деревню Пармайлово и стали наступать на Юксеево большими силами. Так в непросушенном обмундировании и пришлось идти в поле, занимать свое место в цепи. Этот бой длился с раннего утра и до вечера. Тогда многие погибли. Был убит мой лучший друг Саша Потанин. Отчества у него не было. Он воспитанник детдома и не знал отца.
Многие из нас были обморожены, в том числе и я. Меня подобрали санитары. Вечером получили приказ об отступлении на Кай. Подвод нет, раненых везти даже не на чем. Не знаю, увезли ли всех раненых из Юксеево. Часть из них, наверное, осталась. Меня и еще одного раненого положили на розвальни, на которых было установлено ещё траншейное орудие. Нас часто в пути сбрасывало на поворотах; в какую сторону поворот, тот из нас и летит. Батарейцы ругались: надоело им нас подбирать. Примерно на середине волока стояли какие-то лачужки, часовня и баня. Нас затащили в баню, положили на полок и накормили горячей похлебкой. Отогрелись и поехали дальше до Кая, оттуда в Кирс, а затем в Екатеринино. Тяжелораненых успели переправить через вятку, а легкораненые и обмороженные остались в Екатеринино. Вот так и закончился Юксеевский поход нашего отряда.

Немного о дальнейшем. К нам пришел из Вятки пароход «Коммерсант», привез продовольствие, пулеметные ленты, обмундирование и боеприпасы. Прибыло и пополнение. Этот пароход влился в нашу флотилию. Был получен приказ: выйти на Каму для соединения с волжской флотилией. Но мы долго туда добирались с верховьев Вятки: озёрный пароход имел большую осадку, часто садился на мель. Это нас задержало. В Пермь пришли уже к «шапочному» разбору. Волжская флотилия пошла обратно на Волгу, а мы остались в Перми, тушили горящую нефть на деревянной барже. Затем пароходы сдали и пошли догонять свою часть, догнали её только в г. Чусовом. Через Уральские горы переходили пешком. По другую сторону Урала переправились через реку Туру и вошли в город Верхотурье. Второй город Туринск, где засели белые, брали с боем. Здесь находилось много пароходов, но все они были неисправны, хорошие угнал Колчак.
Здесь мы выполняли караульную службу, наводили порядок в городе. А нам в это время ремонтировали пароход. Как только он был подготовлен, пошли вниз по Туре в сторону Тобольска. Выйдя на Тобол, встретились с пароходом колчаковской флотилии «Александр Невский». Завязался бой, о котором, к сожалению, не могу рассказать – был ранен. Пришел в чувство в селе Покровка, в доме Григория Распутина. Там находился полевой госпиталь. Затем меня увезли в г. Тюмень, где я лечился.
Вы спрашиваете, кто был в составе экипажа. Всех назвать не могу, многое забылось. Помню начальника флотилии ленинградца Архипова, военного моряка Балтфлота, машиниста 1-й статьи Хлызова, кирсинцев – юнгу Геннадия Гурова (он у нас был за писаря) и матроса Якова Гурова.
Остальные военные моряки все были уроженцами Костромской и Ярославской губерний. С нами ехали три комиссара, во главе их находился некто Червонный. Он потом стал председателем Тюменского ревкома. Когда я вышел из госпиталя, он мне оказал большую помощь.

До свидания,
с уважением к вам Поткин».

«Прикамская новь», 2002 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:25 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Боевая маевка

Первая маевка в Кирсе была проведена в 1906 году. Вот что рассказал о тех событиях пенсионер Александр Алексеевич Суслов.
В апреле 1906 года состоялось заседание кирсинского кружка социал-демократов-марксистов. Присутствовали на нем члены кружка Александр Дмитриевич Буров, Василий Семенович Глухих и другие товарищи. Всего до 12 человек. По предложению руководителя кружка учителя местной школы Иванова Н.Д. было решено 1 мая провести маевку. Договорились к маевке собраться на Большом кирсинском пруду в лесу у Крутого берега. К первой маевке готовились тщательно. Место проведения маевки украсили красными флажками, которые укрепили на деревьях. Отправились туда утром на лодках по 2-4 человека.
На маевке говорили о подготовке рабочих масс к грядущим событиям, разучивали революционные песни.

Потом маевки стали проводиться ежегодно, вплоть до 1912 года. А в том году деятельность кружка ослабла, т.к. из Кирса выбыли многие активные члены его.
Особенно памятна кирсинцам маевка 1 мая 1919 года. К ней также много готовились накануне. Строили арки, площадь украсили флагами, зеленью. В этих хлопотах самое живое участие принимали красноармейцы. Штаб Особого экспедиционного отряда, расположенного в поселке, готовился к боям. Разведкой было доложено о готовившемся 1 мая крупном наступлении белых на Кирс. Приказ, подписанный Пепеляевым, гласил:
«Утром 1 мая, когда красные будут праздновать, приказываю перейти в наступление на Кирсинский завод и во что бы то ни стало уничтожить их там и, если удастся, перетопить их в реке Вятке».
За взятие Кирсинского завода и уничтожение отряда белогвардейскому командиру, командовавшему операцией под Кирсом, было обещано повышение по службе и выдан на это приказ.
Но, несмотря на опасность, праздничный митинг решили проводить. Начать его планировали в 11 часов дня. Однако нападение белогвардейцев расстроило праздник. Рабочим пришлось защищать свой завод, свои семьи. С 4-х часов утра и до 10 часов дня продолжалось жестокое сражение. Было отбито 10 атак белых, на отдельных участках дрались врукопашную. У некоторых наших бойцов не было на винтовках штыков, в дело шли приклады, подручные средства. Пулеметы накалились от непрерывной стрельбы.
Не в силах выдерживать мощный натиск защитников завода, белые беспорядочно отступили на Песковку, оставив на поле боя сотни убитых, раненых и много оружия. Так и не дождавшись повышения, нашел свой бесславный конец белогвардейский командир. Наконец преследование прекратилось, и бойцы вернулись в поселок. Все ликовали. Весело было на улицах поселка. Началось празднование 1 Мая. Песни и задорные плясовые мотивы улетали в небо.
Все население Кирса было на улице. На праздничном митинге выступали бойцы с почерневшими от пороховой копоти лицами, с белыми повязками, на которых алела кровь.
Быстрее освободить Вятскую землю и Урал от колчаковцев – такова была основная мысль всех выступающих.
Рабочие завода постановили соорудить на площади поселка памятник бойцам, погибшим в бою 1 мая 1919 года.
Е. Осколков («ПН», 30 апреля 1967 года).

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 мар 2015, 08:27 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Озеро Ад

Примерно в 20 километрах от дер. Южаки в глухой тайге раскинулось большое круглое озеро с таинственным названием Ад (Адово). До недавнего времени только редкие охотники да рыбаки посещали его, некогда богатое рыбой. В наше время, как и другие таёжные места, озеро легко доступно. В старину страх охватывал людей при одном лишь его упоминании, заставляя далеко обходить место, пользующееся дурной репутацией. Из поколения в поколение передавались различные легенды о происхождении названия этого озера.
Журналисты и любознательные люди пытались отразить в печати эту тему. Не исключением был и кировский журналист В.Н. Шачков. Он связывает происхождение названия озера с колдуном по имени Касьян, палача первого в Кировской области и вымышленного автором Черновского завода. А сам герой очерка Касьян родился и жил в нагорских краях в деревне Вобловице, о чем поведала газета «Ленинская правда» за ноябрь 1989 года в статье «Тайна озера Ад».
Другие известные мне легенды тоже связаны с отрицательными типами людей и обязательно с колдунами. И каждый рассказ, легенда о делах старинных, как народный фольклор, обязаны жить. Сопоставляя различные варианты, я склонен присоединиться к версии московского исследователя В.А. Фофанова, высказанной им в свое время. Я также основываюсь на своих личных впечатлениях, возникших во время бесед со знающими стариками.

Как известно, Верхне-Вятский Преображенский монастырь, располагавшийся в бывшем селе Екатеринино, еще в конце 16 века пытался выделывать кричное железо из местных железных руд, и в монастыре был человек «злообычен к новшествам».
Из-за распространившихся слухов о налаженном в монастыре греховном промысле высшими церковными властями производство металла было прекращено, а затем и забыто. О нем вспомнил купец, владелец винокуренного завода Аверкий Трапицин.
В 1689 году, согнав купленных в губернии несколько десятков мужчин в дремучий лес, он на одном из лесных притоков речки Б. Чудовка возводит плотину и скапливает воду. Место будущего завода обносится высоким забором – «крепостью» из вкопанных в ряд бревен. Загоняет в «крепость» рабочих, ставит стражу. Выход из неё под страхом самого жестокого наказания запрещён. С этого момента судьба рабочих полностью зависела от заводчика. Жилье сооружается простейшее – землянки размером до 2-х сажень на 2; сверху яму закрывают жердями, сучьями, засыпают землёй. В средней части «крыши» делается отверстие для выхода дыма, очаг располагается посредине. Узкая дверь-лаз устраивалась обычно с южной стороны. Жилище-чадовка готово.
В то время это был почти единственный распространённый в лесах тип жилья, в котором жили лесорубы, рудокопы, углежоги и другие рабочие. И теперь, спустя века, везде вокруг Кирса (и не только вокруг него) на многие километры в лесах видны уже заросшие не одним поколением могучих деревьев следы-ямы этих жилищ.

Для производства кричного железа сооружались домницы и горны, чем-то напоминающие кузнечные. Для обеспечения горения древесного угля в домницах и горнах изготавливались меха, приводимые в действие через водоналивные колеса. Для надежности горения топлива дутье поддерживалось ручными мехами.
Скопленная в небольшой запруде за весну вода использовалась и для обогащения железной руды путем ее промывки от породы. Направленная на кучу руды вода вымывала из неё землю, глину. Таким образом руда, освобожденная от породы, становилась однородной и пригодной для обработки в металл. Для обогащения применялся также ее обжиг, выветривание. Кричных дел мастера, обработав руду в домницах, нагревали ее в горне до красного цвета и подвергали ковке ручными молотами. Под ударами их удалялись излишние примечи в виде шлака, по рабочему называемые «соком».
После многократного нагрева и ковки загружаемой порции руды, обычно весом в один пуд, получался кусок железа-крица весом до 8,75 фунта. Путем дальнейшей ковки из крицы получали необходимые изделия: топоры, косы, ножи и т.д. Основным инструментом рабочих был молот, лом, корзины для подноски руды, угля, уборки отходов. Все необходимое исходное сырье (древесный уголь, дрова и железную руду) поставляли приписанные к заводу крестьяне окрестных деревень.

Преобладание ручного труда делало заводские работы сходными с каторжными. Трудовой день длился по 12 – 15 часов. Работами руководил жестокий человек с темным прошлым, из бывших разбойников. Его рода и имени никто не знал. Жестокость и безжалостное отношение к людям заставляло их думать, что их начальник, облеченный казенным титулом «приказчик», имеет связь с потусторонней черной силой, поэтому считали его колдуном.
Трапицин же не интересовался жизнью своих рабочих, сам жил праздно, стремясь извлечь из реализуемой на рынках продукции своего завода как можно больше прибыли. Если умрет рабочий, он без особых хлопот купит другого. Можно и поймать на рядом проходившем тракте одинокого путника и загнать его в крепость.
На каждый день рабочему давали «урок» – сколько произвести той или иной работы. За невыполненный «урок» пороли розгами, распаренными в соленой воде. При повторном невыполнении нормы несчастного бросали в яму. Заработную плату выдавать на руки не полагалось.

Пользуясь монопольным правом завоза продуктов, хозяин сам кормил рабочих, часто испорченными и низкого качества продуктами, цены на которые устанавливал тоже сам. Все, что выдавалось, учитывалось по особой книге и засчитывалось в счет зарплаты.
Темные и неграмотные рабочие не знали своего фактического заработка, их было легко обмануть. При такой системе ведения хозяйства рабочие всегда оставались в долгу у заводчика. Отсутствие какой-либо медицинской помощи влекло тяжелые заболевания: работая вблизи открытого огня, они подвергались тяжелым ожогам.

… Дела у Трапицина пошли плохо. Подневольный труд давал небольшую отдачу. Выкованное железо не выдерживало конкуренции с продукцией зарождающихся уральских заводов. Изделия были непрочные, железо было ноздреватое, хрупкое. Возникла проблема сбыта.
Через 4 – 5 лет после пуска завода положение еще более ухудшилось. Хозяин не стремился улучшить и изменить технологию производства. Эксплуатация и издевательства над заводскими рабочими, увеличение «уроков», наконец признаки грядущего голода стали причиной развала завода. На обитателей крепости напали непонятные болезни. Жизнь стала невыносимой.
Однажды летом, в день престольного праздника, Трапицин с надсмотрщиком ушел в монастырь, а стража перепилась. Отчаявшиеся рабочие решили бежать, захватив в качестве проводника колдуна. Взяв пригодные в пищу продукты, они пошли по тайге на север с тем, чтобы где-то там найти место для житья и на свободе провести остаток своих дней.
Шли они долго. Изредка встречавшиеся с ними кайские крестьяне делились с беглецами чем только могли.

Продираясь через лесную чащу, они вышли к большому круглому озеру. Оно было богато рыбой, прибрежный лес изобиловал дичью. Здесь было решено остановиться и перезимовать. Жилье (полуземлянки) строили для себя более надежно, верхние ряды делали срубом. На долгую холодную зиму запасались дарами леса.
Зажив по-человечески, рабочие забыли старые обиды, простили колдуна. Но в душе каждый желал ему смерти. Однако исполнить желаемое никто не решался. Смертный приговор колдун определил себе сам.
Воспользовавшись доверием общины, колдун решил бежать. Глубокой ночью он вскочил на стоявший у берега плотик и, отталкиваясь шестом, хотел переплыть озеро. Поднявшийся ветер плотик перевернул, ледяная вода сводила тело судорогами, он начал тонуть. Никто не хотел спасать страшного человека. Рабочие считали происходящее карой божией. Они кричали «В ад его, в ад!»
Вторая версия, в чем-то схожая с предыдущей, говорит, что организованная Трапициным погоня настигла беглецов у озера. Когда они спали, преследователи напали на них и устроили резню. Вырвавшийся из свалки один рабочий, видя умирающих товарищей, вскочил на плотик и, уплывая по озеру, кричал: «Это ад, ад!».
Согласно дошедших до начала 20 века слухов, через сто с лишним лет потомок этого рабочего поселился на основанном в 1772 году владельцем Кирсинского завода И.Я. Курочкиным Песковском чугунно-плавильном заводе. Не исключено, что это лесное озеро имеет и другие легенды.
Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1992 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 07:33 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Древние тайны Верхнекамья

Со школьных лет по урокам истории известно о существовании древних народов, населявших территорию северо-восточной Европы, вплоть до Урала и даже Зауралье – «чуди белоглазой», «чуди заволочской».
Летописец в житии Стефана Пермского, жившего в 15 веке, сообщал о народах, живших рядом с землями Перми Великой, перечислял их: «Двиняне, устюжане, южане, сырьяне, вятчане, лопь, корела, югра, печора, вогуличи, самоедь, пертасы. Пермь Великая, глаголемая «Чусовая».
Как видно из летописи, соседние в Пермью Великой земли носили название рек, на которых они жили. Чудь, как племя-народ, здесь не упоминается. Чудь как народ до нашего времени не сохранилась. По дошедшим из мглы веков легендам известно, что по мере освоения русскими этих территорий в 16-17 веках и распространения здесь христианской веры, чудь, бывшая до этого языческой, поклонявшаяся силам природы и священным деревьям, не захотела принимать новую веру и прекратила свое существование весьма таинственно и загадочно.
Исследователь Григорий Новицкий в своих трудах об остяцком и других народах писал еще в 1715 году: «Издревле вниз по Оби и всей страны жительствовании народ Чютский, что от него не осталось никаких следов, кроме курганов и чудских ям, в которых будто захоронились со всем богатством и погибли». Он продолжает: «Доселе же жители стран в тех ровищах и курганах находят премного золота, сосудов и серебра множество и прочая со всим имением своим убивахуся».

Легенды о гибели чуди повторяются почти одинаково у народов Приуралья и за Уралом. «Ушли в землю, подрубили столбы в своих подземных убежищах, ушли в лес».
По некоторым источникам, чудь является прародителем пермяков. «Чудики исчезли, а их место заняли пермяки». Как говорили в старину: «Много тоже ея в лес убежало. Мы вот теперь от этой чуди народились». Не исключено, что чудская народность растворилась с вновь пришедшими народами, то есть ассимилировалась. Нельзя игнорировать и тот факт, что осваивающие эти территории русские называли чудью все неизвестные им народы – «Чуждые народы». На протяжении почти двух веков ученые спорят в связи с этой загадкой древней истории.
Что же за таинственный народ – «чудь»? Он оставил после себя на больших территориях «чудские ямы», как в былое время скифы оставили свои знаменитые курганы в степях Причерноморья. Кто даст ответ?

В литературе, особенно дореволюционной, имеется немало предположений, мнений и доводов. Не касаясь научной стороны проблемы, мы в статье затронем доказанные ранее учеными факты о чуди, конкретно на территории Верхнекамья. К большому сожалению, они совершенно забыты современным поколением.
В последней четверти прошлого века казанский ученый Иванов на лодке-долбленке, спускаясь вниз по Каме от ее истока, детально исследовал прилегающую местность, как он предполагает, ранее населенную чудью.
У дер. Гордино (Кривецкое) он приобрел у крестьян найденные ими недалеко от деревни наконечники (громовых) стрел и нож из кремня. Тут же ему показали вспаханное поле, которое было бело от раздробленных трубчатых костей. Перед ним были кухонные отходы чудского или какого-то более древнего народа. Как они оказались тут, старики ничего не знали. У дер. Сергино, около реки в поле была заполненная водой яма, местные жители говорили, что тут жила чудь.
Чем дальше на север по Каме, тем меньше стали попадаться орудия из камня, но возросло количество чудских городищ. У дер. Некрасово житель местного починка ежегодно находил в поле медные и серебряные предметы, а около с. Бисерово крестьяне часто находили медные вещи. За с. Егорьевским на правом берегу Камы расположена высокая так называемая Чудская (Рудная) гора. Люди находили здесь медные предметы быта. Жилища чуди были на самой вершине горы. Иванов был изумлен, когда с горы открылись дали, видные по долине реки до сел Георгиевского и Бисерова. Он оценил, что чудь могла выбирать место для своего жительства, беспокоясь о своей безопасности.

Если чудь исчезла, то следы ее существования могли остаться, ведь не мог народ исчезнуть никуда. Она могла оставить в виде археологических находок предметы быта, оружие, клады, топонимические названия местности, предания, передающиеся из поколения в поколение, обычаи, сохранившиеся у местных жителей.
Частично эти обстоятельства натолкнули на мысль капитально обследовать Кайский край исследователя Сорокина. Он скрупулезно изучил все старинные населенные пункты края, ее северную Кайгородскую волость и южную Трушниковскую. Он тщательно проследил пути и время заселения их. Проходящая здесь главная дорога в Сибирь способствовала росту русских поселений. Большая часть их основана выходцами из Вологодской, Вятской, Пермской губерний в 17-18 веках.
У вновь пришедшего населения была еще свежа память о «чуждом народе». Русские селились рядом или почти вместе с их жилищами.

Из старых источников известно, что деревни Горская и Подгорская на севере Кайского края основаны Поспеловыми, согласно преданию сбежавшими от солдатчины. Дер. Тупысеву основал пермяк – зырянин по прозвищу Тупысь. В этих селениях не обнаружено следов пребывания чуди.
Исследователь приводит далее ряд деревень и починков: д. Мартюшевская, починки Рязанцевский и Корниловский явились выселками 18 века из деревни Смолиной и Пасютинской. Старинными являются деревни Лямытских, основанная выходцами из Вологодской губернии, деревни Ольковы, Шолохова, Половинкова, Пьянкова, Бардинская, основатели их тоже вологодцы. Дер. Овчинниковы основали люди, пришедшие сюда из Пермской губернии в 18 веке. Переселенцами из Великого Устюга основаны свыше 300 лет дер. Южаки, а также позднее д.д. Артюхинская, Коколева. Дер. Чудова основана почти 400 лет назад неизвестным Журавлевым.
Из-под Хлынова переселились основатели дер. Татариново, Трубниковская, Вятских. В дер. Вятских к овдовевшей старухе поселились беглецы и были ею приняты с обязательством «допоить и докормить». (Вероятно, основанное раньше самого Кая), Егорьевское, Великополье являются старейшими русскими поселениями. Д. Лозиб основана неким Шангиным лет 300 назад. Село Лойно (Лонья) возникло, по некоторым данным, в первой четверти 18 века. Оно дало жизнь дер. Трешево, Чежеговской, Родина, Кокорина, Угрюмовская, починок Прислонский, дер. Бельтюковская. От деревни Пушья пошли как выселки деревни Мазеина, Дятлово, Першина Гора и т.д.

Исследователь, шаг за шагом изучив название местности, селений, жителей, приходит к выводу, что до прихода русского населения в Кайском крае в таких деревнях как Козицыно, Кычаново, Лозиб, Чуднеская, Большой и Малый Каптол, Машковы и др. проживало население другой национальности, предположительно пермяки. Позднее у пришедших русских почти до настоящего времени сохранилась традиция поминать на могилах своих чудских «родителей». Этот обычай долго существовал в некоторых семьях таких больших сёл, как Гидаево, Лойно и др. Еще не в столь далекие годы некоторые жители ходили на «чудские ямы», могилки с брагой и пищей, говорили: «Вот, чудь, мы принесли тебе браги и хлеба, пришли пировать с тобой»; или говорили: «Помяни, Господи, чудского дедушку и чудскую бабушку».
Почти в каждом селении Сорокин находил следы пребывания здесь загадочной чуди. Наиболее значительные из них – могильники.

Необычный археологический памятник был обнаружен в конце прошлого века недалеко от села Лойно. Весенней водой размыло береговой склон лога и оттуда выкатилось несколько человеческих черепов. Местные жители рассказали: их оказалось 12. Покойники лежали рядом (постелью) головами в одну сторону. В могиле обнаружили куски дерева, оно служило, как предполагается, опорами земляной крыши в землянке. Опоры были подрублены и обрушившаяся земля стала последним прикрытием «семейной» могилы.

В деревне М. Каптол могильником и местом поминания чуди является так называемый «чучковник», это небольшой мыс (веретья по-местному) между двумя неглубокими логами. Это место называлось «Павликовой полосой». При дер. Юркинская сохранились остатки чудского жилья: ямы, печища. У дер. Зязевской видны ямы, дер. Зезяевская – ямы на берегу речки Комыся, в дер Романихина – ямы в 200 метрах от нее в обрыве речки Гудыся вышиной до 2 сажень, где чудь якобы сделала проход в гору к своим жилищам, где и похоронила себя. Им установлены места захоронения чуди и где местные жители их поминают: это деревни Юркинская, Зязевская, Захаровы, Дурничева, Чудова, Шанины, Кырсановская, Смолины, Реутово и другие.

Обнаружены могильники чуди около деревень 2-ой Пасютинской, Давыдовской, Лозибской, Юркинской, Дубковой, Феденистовой, Першина Гора. В д. Баталовской в урочище Семикин починок был колодец, в который ушла под «землю» чудь, также предполагается и в селе Волосницком. В д. Тихово, по преданию, жили разбойники и даже указывали их жилища. В д. великое поле в зыбучем месте в болоте, предание говорит, что тут похоронилась чудь. В селе Гидаево в древности, по всей вероятности, было большое чудское поселение. Следы ям, их жилищ, видны и сейчас.

Сохранилось интересное предание: «В день святого Ильи в определенный час к Бурковой горе прибегал олень, жители приносили оленя в жертву святому. Однажды олень не прибежал, и люди решили заколоть быка, но позднее олень все-таки пришел, но видя, что обряд закончен, постоял и убежал обратно в лес. И с тех пор больше не появлялся».
Предания говорят, что «у чуди (а по местному выражению «чучки») были вещи и предметы из золота и серебра. Но пришли русские, чудь испугалась, сделала ходы в землю, снесла все добро и зарылась. Нелегко докопаться до кладов, чудь стережет свои богатства. На Иванову ночь вся Буркова гора страшно колышится и ходуном ходит».

В Верхнекамье находили предметы каменного и медного веков. Например, в дер. Горской хорошо обделанный топор из песчаника, то же, но медный у устья реки Порыш. Медные предметы встречались почти везде вблизи чудских жилищ, а возможно, они попадаются и теперь, но на них никто не обращает внимания. Особенно много находок было около сел Гидаево, Козицыно, Ершово, кукушкиной горы. В дер. Лозиб был найден кинжал с медной узорчатой рукояткой, находки были у деревни Смолиной, Габовской, Козицыно, Габовой, Гонцовой.
Число археологических находок можно было бы продолжать, их много. Нельзя оставить без внимания сообщение, которое сделал в свое время видный исследователь конца прошлого века Д. Анучин. «Весной 1874 г. крестьянин д. Кытмановой Харинской волости Сюзев нашел серебряное блюдо с изображением на нем дракона. Блюдо весило 23,8 фунта». Сюзев за находку был щедро вознагражден. «В селе Зюздино были переданы губернскому чиновнику Рудакову медный литой идол, изображающий обнаженную человеческую фигуру, а также подвеска к серьге и браслет». В 1888 году вблизи села Кая при распашке новочистки крестьянином починка Воробьевского Масленниковым найдено большое серебряное кольцо-ожерелье; тут же год спустя найден неопознанный предмет из серебра весом 47 золотников.
Число ценных находок не ограничивается этими примерами, они были часты, но почему-то давно. В настоящее время что-то не слышно о таких ценных для науки археологических находках, являющихся достоянием народа.

Нельзя оставить без внимания рассказ, который был в ходу в верховьях р. Камы. Недалеко от дер. Подгорной находится так называемый «чудской камень» высотой до 4-х метров. Сюда старики в семик и в Иванов день носили яства для поминок. Один крестьянин якобы видел, как из-под камня вышел чудской человек, который сказал ему по-пермяцки: «Евсюк, а Евсюк! Сет мем юр сейс, таме куим крчага деньгаас выкасю» – то есть «дай мне человека съесть, так я тебе три корчаги денег выкачу».
Располагая столь многочисленными данными о пребывании на территории района и ближайшей территории нашей родной вятской земли людей, населяющих ее еще в древности, никто не ведет настоящие исследовательские работы.

Многие памятники старины исчезают на глазах. Ведется распашка земель в местах нахождения памятников истории народа. Они зарастают лесом. За годы деятельности (хозяйственной) человека местность преобразилась, помогают в этом деле и силы природы. Бесследно исчезли с лица земли многие населенные пункты; такая же участь ждет и другие. Местные жители, предки которых веками жили в Верхнекамье, разъезжаются кто куда.
Некоторые в памяти еще сохранили сказания далеких предков, историю своей малой родины.
Пора бы, наверно, нашим ответственным людям (а их немало), получающим приличную заработную плату, заниматься сохранением памятников истории, не на словах, а на деле взяться за настоящее изучение прошлого своего края.
Не опоздать бы, как стало у нас в порядке вещей.

(«Прикамская новь», 2 апреля 1992 г.)

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB