ЧУДЬ КАЙСКОГО КРАЯ
Вопрос о существовании чуди по верховьям Камы, а в частности в Кайском крае, Слободского уезда, во времена, предшествовавшие занятию этой местности русскими, уже обсуждался в литературе (Проф. Смирнов, «Вотяки», «Пермяки», изд. 1890 и 1891 г.г.), но мы решаемся затронуть его снова, обставив новыми материалами, почерпнутыми из непосредственного ознакомления с краем. Как народность, чудь исчезла, но следы её существования могут отыскаться. Она могла выселиться, вымереть и, наконец, переродиться в другую народность, – в данном случае обрусеть. Исследование первого из этих путей её исчезновения невозможно за неимением данных; о вымирании чуди свидетельствует, кроме преданий, ещё преобладание чисто русского элемента над инородческим в составе населения местности, а исследование инородческих элементов населения уяснит вопрос о сохранившейся чуди. Кроме инородческого элемента среди жителей края, материалы для суждения о чуди доставляются ещё: названиями местностей, археологическими находками, преданиями современного населения о предшествовавшем и, наконец, теми обычаями, которые являются живым свидетельством или о прямом родстве исполнителей с инородческим племенем, или пережившими свой смысл обрядами последнего, усвоенными пришельцами.
Состав населения При выяснении этнографического состава населения следует отделить прежде всего части новейшего происхождения от старинных: для нас важны только последние. Память о происхождении сохраняется при обычных условиях среди крестьянского населения лет 200-250, даже 300. Этот возраст мы и должны принимать, как максимальный, у тех селений, где можно ещё найти память о месте жительства предков, если даже и нет никакой возможности выяснить прямым путём время возникновения селения. 300 лет – почти время существования Кая, как русского города (а затем села). Основание города дало прочную опору русским в чудском крае; с этого момента началось вытеснение русскими и ассимиляция инородцев, с этого же времени уже нельзя ожидать образования новых селений в местности – пришлою извне чудью. К этому времени она как-то исчезла: акты говорят о пермяках, остяках, вогуличах, татарах, вотяках и пр. соприкасавшихся с чудью народностях, о ней же нет речи. Таким образом, чудскую старину мы можем ожидать найти (хотя, конечно, и не исключительно) в той группе селений Кайского края, старинное возникновение которых несомненно, а происхождение жителей неизвестно. Впрочем, для уяснения, из каких элементов сложилось здешнее народонаселение и какими путями происходило заселение края, сделаем обзор новейших селений, т.е. существующих менее 300 лет, указывая первоначальное жительство основателей. Мне кажется, определяя те пункты (старейшие селения в крае, местности за его пределами), из которых шло население для занятия чудской страны, в позднейшую эпоху, можно дать понятие в этом отношении и о более ранней. Кайский край в настоящее время делится на две волости: Кайгородскую – северную и южную – Трушниковскую.
Кайская волость. Русские, прибывшие в край, увеличившись в числе, старались устраивать около своих селений церкви, а иногда и последние, устроенные одиноко, служили такими центрами, вокруг которых накопилось народонаселение, возникали деревни и починки. В таких пунктах находятся старинные сёла и ныне заброшенные церкви; оттуда вместе с русской народностью исходила и русская культура, преобразившая чудской край. Время основания стариннейших из здешних церквей едва ли можно относить за много лет до возникновения города Кая. Церкви эти находятся в следующих местностях: в Верхсысольском обществе – Сретенская пустынь, в Гидаевском – церковь д. Гущиной, в Кычановском – церковь села Кычанова, в Кайском – с. Кая, в Пушейском – д. Тихоновской (сгоревшая и ныне не существующая); затем в Трушниковской волости – церковь д. Великопольской. Погосты бывшего с. Бутинского, с. Лонья или Лоинского, Георгиевского ил Волосницкого, также с. Гидаева, Кайской волости, – возникли, судя по преданиям, не ранее начала 17 века и поэтому не имеют такого значения собирателей русской народности, как первые церкви. – Некоторые церкви, судя отчасти по преданиям, отчасти по несомненным свидетельствам, были основаны монастырями или монахами, как Сретенская пустынь. Об основании её имеется доныне очень живое предание. (Сохранившиеся здесь, ещё не записанные предания, сообщают следующее о возникновении обители в такой глуши. Основатель пустыни, старец Константин, шёл из Устюга по существовавшей в то время и ныне заброшенной устюжско-кайской дороге в «Великую Чердынь», с целью неизвестной. На берегу реки Чюкны, впадающей в Сысолу, он расположился на отдых под ветвистой рябиной. Место, где он уснул, находится значительно в стороне от старинной дороги, и никто не знает, что завлекло сюда старца. Быть может, тут проходила тропинка, сокращающая путь. Как бы ни было, он уснул и в тонком сне или полупроснувшись услыхал звон колоколов. Сочтя это за знамение свыше, он решил принять на себя подвиг устройства на месте такого явления церкви и обители. Неизвестно, какими путями собрал он необходимые средства, но пустынь возникла. Случилось это не ранее конца 16 века или начала 17. Во время процветания Кая она, кажется, служила странноприимным домом для проезжавших по утомительному устюжскому волоку, но никогда не была богатой. Не осталось у неё никаких угодий: ни деревень, ни покосов, ни мельниц. Братия жили только милостыней, царским жалованием и т.п., а потому при новых веяниях судьба её была скоро решена. Закрыт монастырь, вероятно, в 1764-71 г.г. вместе с прочими. Доселе ещё существует остаток старинной монастырской церкви – в виде полусгнившего сруба, длиною с. 5, шириною 2,5 – 3, совершенно свалившегося на бок. В нём по правую сторону указывают могилу основателя, Константина, который в поминовениях именуется строителем пустыни. В новой маленькой церкви хранится самое убогое имущество монастыря…. неразб… Над жертвенником я заметил резной деревянный позолоченный крест.) В д. Гущиной рассказывают, местная древняя церковь была по-чёрному, с печкой без трубы, устроенной в трапезе, из которой в церковь были «продухи». В трапезе жил какой-то монах. Заметим, что уже в 1750-х годах в д. Гущиной погоста не показывалось (имею в виду данные 3-й ревизии), следовательно, церковь не была самостоятельной. Селение из 4 дворов на месте Сретенской пустыни образовалось неизвестно когда, но не древнее первой. Из ближайшей группы селений, составляющих Верхсысольское общество, ни одно не образовалось ранее первой половины 17 века. Основателями деревень Горской и Подгорской были Поспеловы, бежавшие, по преданию, от солдатчины. Д. Тупысеву основал зырянин, прозвищем Тупысь, поднявшийся в лодке вверх по Сысоле из Вологодской губернии. Итак, самый северный пункт волости не заключает живых следов чуди. В ближайшем к этому Гидаевском обществе большая часть селений ничего не знает о своём происхождении, новейшими являются следующие: Мартюшевский (30-е годы), поч. Рязанцевский и Корниловский – вторая половина 18 века, выселки из д. Смолиной, д. Пасютинская 2 – из д. 1-й Пасютинской. Более старинными селениями, у жителей которых сохранилась, однако, память о своём происхождении, являются: д. Лямытских, основанная выходцами из Вологодской губернии, деревни с названием Ольковы – они основаны Ольковыми – выселенцами из той же губернии; деревни Безгачевы – Олькибская, Нелысова основаны переселенцами из местностей, находящихся в той же Кайской волости: из д. Безгачевой около Кая и с урочища П-н (неразб.) Яр. В соседнем с востока Кычановском обществе младшими селениями считаются: д. Овчинникова – выселенцы из Пермской губернии, с. поч. Часовенным, основанным в 18 веке, д. Наднырыбинская – выселок из д. Романихиной и выселки из села Кычана: старинные – деревни Потапова и Юркинская и новый – поч. Юркинский. Далее к востоку в Чакушском обществе д. Южакова основана выходцами из-под Устюга, лет 200 назад, д. Шанина – выходцами зырянского происхождения (Гоузорины) из Вологодской губернии, д. Саламатова в 18 веке – выселенцами из ближних селений. К югу от вышеозначенного находится Татариновское общество: часть его селений основана русскими выходцами из-под Вятки. Таковы д. Трубиновская, основанная, вероятно, не позже Кая, д. Вятских, куда явились «беглые» из-под Вятки и были приняты в дом жившей здесь овдовевшей старухой, с обязательством до смерти «допоить-докормить». Значительная часть жителей оказывается татарского происхождения. Так, в д. Татариновой сохранилось предание о том, что она основана татаркой с детьми, приехавшими сюда, вероятно, из Карина. В д. Путяшевой помнят о происхождении предков фамилии Масленниковых из Карина, тоже – фамилии Путяшевых. М-вы основали затем деревню Масленниковскую. Журавлёвы в д. Чудову приехали лет с 300 назад из-под Устюга; отсюда уже образовался выселок д. Дороничева (с поч. Артюхинским) в первой четверти 18 века. Д. Найданова основана позже Чудовой; д. Коколевская 3-я первой половины 18 века переселенцами из Верхсысольского общества. В Безгачевском обществе новейшими оказываются: д. Жиянова, коренные жители которой Жияновы вымерли, современные же родом из д. Падериной; д. Софьинская основана какой-то девицей Софьей; моложе её д. Падеринская, из последней выселились в поч. Широковы 18 в. Местного происхождения затем д. Долгополовская, поч. Михайловский. Д. Кычан основал Иван Чеченев, прозвищем Кыч. В крайнем западном обществе волости – Пушейском – большая часть селений местного происхождения, выселки из старинных деревень своей же волости. Так д. Мазеина дала выселок д. Дятлеву, эта – д. Чепуринскую, д. Селева – д. Першину гору, д. Габова – поч. С-в, д. Лупья в 17 веке – д. Башково, д. Тихоновская 200 лет назад – д. Лучинскую.
Трушниковская волость. Переходя к ближайшему обществу Трушниковской волости, Бутинскому, находим в нём: д. Трешева из с. Лоньи, д. Бурданинская из д. Кузовлевой, д. Горская из д. Бартовой, поч. Конохинский из д. Мазеиной. Местного же происхождения д. Реутова – Кулигинская, по преданию из с. Лоньи, и поч. Чижевский, или вернее, Чежеговский. Выселенцами из Вологодской губернии основана д. Шолохова, д. Половинкина. Южнее лежит Трушниковское общество. Только немногие селения этого общества являются старинными, неизвестного происхождения, остальные представляются выселками: с. Лоньи – деревни Родина и Кокорина, д. Угрюмовской – поч. Прислонский, д. Бельтюковская; д. Трушниковой – д. Слободка, Бисеровская, поч. Чащинский. К югу от Трушниковского общества, в 15 в. от д. Трушниковской, среди леса, можно заметить на карте отдельную деревню – это д. Лозибская, основанная «беглыми» с русскими фамилиями – Шаньгиными и Головиными лет с 200 назад. Она составляет отдельное общество.
В обществе Егорьевском, сгруппированном около села Егорьевского на Волоснице, сохранилась память о происхождении жителей д. Пьянковой из д. такого же наименования где-то в Вологодской губернии, д. Бардинской – с р. Лузы той же губернии, затем недавно основанными являются: д. Русанова, однако, более 150 лет, д. Истомина, первоначально Ванькина – первая четверть 18 века, тоже гора Кашина. В обществах: Мордвинском, Великопольском и Тиховском большая часть селений старинного происхождения. Исключение составляют: д. Ашканова – из Верховья, Кирсинской волости, более 100 лет, д. Макарова из д. Горшковой лет 200 назад, д. Бычкина – д. Тиховской, д. Волоковая – тоже 18 века.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|