О КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ КАЙСКОГО КРАЯ - ЗЫРЯНАХ Из сочинения Клавдия Попова "Зыряне и зырянский край". 1874 год.
Не подлежит ни малейшему сомнению, что обрусевшие теперь жители Сольвычегодского уезда, были некогда те же Зыряне, остатки которых в Усть-Сысольском и Яренском уездах до сих пор сохранили свой язык; потому что самые достоверные памятники древней письменности, каково напр. Житие св. Стефана, называют их одним именем – Пермь, и не делают между теми и другими никакого этнографического различения. Между тем Сольвычегжане не отличают Зырян от Чуди. Зыряне называют Русских «Ротчь», т.е. хитрый, а Русские их в старину называли Чудью. Зыряне все более и более расширяющимися шагами идут по пути к окончательному обрусению. Не говоря уже о том, что каждый год, если не каждый день, на многие десятки и даже сотни единиц сокращается и без того не многочленная сумма зырянской народности, и что то-там, то-здесь, одна вслед за другой, стираются племенные черты ее,-даже прирожденный цвет, лежащий на целой совокупности зырянского народа, постоянно и быстро линяет под влиянием многообразных и со всех сторон дружно действующих причин; - и уже не за горами то время, когда слово «Зыряне» лишится живого содержания и будет достоянием истории. Несмотря на суровость климата и крайности его, ни на болотистое свойство местности, ни на часто повторяющиеся неурожаи, когда Зыряне питаются вместо хлеба, пихтовою корою, мохом, рябиновым листом и т.п., народное здоровье находится в удовлетворительном состоянии: от перевеса числа рождений над числом смертных случаев, население зырянских уездов увеличивается гораздо сильнее, нежели население русских. Статистика смертных случаев показывает, что Зыряне сравнительно с русскими их соседями вообще долговечнее. Такое явление обыкновенно объясняют влиянием климата и воды. Сами Зыряне удовлетворительность своего здоровья приписывают баням, к которым имеют сильное пристрастие. Кроме того, они знают и многие специальные средства против болезней, и с замечательным искусством, умеют в этом случае пользоваться тем, что дает им окружающая природа. Болот в Зырянском крае нет возможности перечислить: гораздо легче поименовать суходолы, которые представляются островами среди огромного болотистого моря. Можно сказать вообще, что сухие места находятся только по берегам больших рек, которые здесь имеют значение естественных осушительных каналов. Все население Зырянского края размещено исключительно по берегам больших рек. Селения преимущественно большие и иногда тянутся на несколько верст. Следуя к месту охоты, промышленники останавливаются в так называемых пывзянах, которые рассеяны по всему пространству Зырянского края, один от другого на расстоянии 7, 10 и 15 верст. Пывзянь буквально значит баня. И действительно, они устраиваются, как бани: это бревенчатая избушка в 5-6 рядов, покрытая на один скат досками; на крышу насыпается земля; в углу кладется каменка, как в черных банях; по стенам, у самого потолка устраиваются нары, которые заменяют банный полок; двери прорубаются низенькие и плотно притворяющиеся. Таким образом пывзяны служат и местами ночлега и банями. В них так тепло, что охотники спят, раздевшись донага и просушивают намокшую одежду. При пывзянах, в стороне, для хранения добычи устраиваются щамьи, т.е. особые чуланы или кладовые в виде голубятни, иногда на четырех, а иногда и на одном столбе, подтесанном внизу в виде конуса. Цель щамьи предохранить добычу от хищных зверей; потому-то они и устраиваются иногда на одном, внизу стесанном столбе: иначе росомаха может попасть в кладовую. Этот народ, строящий свои дома где и как попало, для охотничьих пывзянов всегда выбирает места живописные. Зырянский охотник проводит на промыслах около 100 дней. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени, которые называются лесованиями. Первое начинается в конце сентября или в начале Октября, т.е. когда зверь и птица вылиняют и выспеют, и когда последнюю можно бить, не опасаясь порчи, и продолжается до декабря, когда открываются ярмарки, на которых добыча сбывается. Второе лесование начинается в январе и продолжается до тех пор, пока не покажутся признаки весны, когда зверь начнет линять, птицу нельзя будет бить в прок и пути начнут портиться. На охоту Зыряне отправляются партиями от 2 до 12 человек. Многие уходят на охоту за 500 верст и более. На белку нужно всегда идти вдвоем, так как она очень искусно прячется от охотника в гуще ветвей, и ее необходимо одному человеку выколачивать, т.е. стучать по дереву, на котором она скрывается, топором, а другому следить ее, когда она, испуганная, перепрыгивает на другое. Кроме того, один охотник, всегда должен пораньше забраться на место остановки, чтобы приготовить пищу. Зыряне употребляют винтовочные ружья, преимущественно изделия местных мастеров-самоучек. Меткость стрельбы Зырян, кроме навыка и бесспорного искусства, объясняется и тем, что они всегда целятся с прикладу, т.е. с сошек, которые и носят с собою, или с сука дерева. Заряжаются ружья следующим образом: прежде всего всыпается порох; потом внутренность ствола натирается наверченною на шомпол сальною тряпкою; затем на отверстие дула кладется пуля несколько большего, чем оно калибра, придавливается сперва осторожно, чтобы на ней образовались выпуклости, соответствующие нарезкам винтовки, и наконец догоняется до пороха. Пули Зыряне делают сами. Для этого они носят с собою род свинцовой проволоки, спирально свернутой и продетой за ремень, на котором висит пороховница. В то время, когда, сделав выстрел, охотник снова ищет зверя или птицу, он откусывает от проволоки небольшие кусочки и округляет их зубами. Литых пуль Зыряне не употребляют. Зырянские охотничьи собаки некрасивы на вид, но легки, отличаются необыкновенной неутомимостью, тонким чутьем и отлично распознают зверя. Хороший охотник отправляется на промысел с двумя собаками. Еще необходимая принадлежность Зырянского охотника матка, т.е. компас для определения пути в лесных трущобах. Хотя охотники по разным приметам умеют определять направление пути, и днем и ночью распознают стороны света по коре деревьев, по сучьям и иглам, но все-таки берут с собой и матки. Это маленькая круглая деревянная коробочка, в которой на тоненьком стержне обращается магнитная стрелка, а сверх стержня положен кружек с разноцветными полосками от центра к окружности. Такие матки получаются из Архангельска. Приготовив все нужное для промысла, охотничьи партии отправляются в путь водою в маленьких и легких лодочках, которые можно перетаскивать через пороги и мели, и даже через волока и перевалы. В случае, если их застигнет в пути зима, они лодки оставляют, а припасы перегружают в нарты. Нарты – узкие и длинные, сажени в две санки, следующего устройства: берутся два тонкие полозка шириною вершка в два, передние концы которых выгнуты, как и у обыкновенных саней; полозья связываются четырьмя копылами, каждый в аршин; копылы переплетаются между собою тоненькими черемуховыми прутьями, сверх которых вдоль нарт кладется тоненькая дощечка, а к передним концам полозков прикрепляется в горизонтальном положении тоненькая черемуховая дуга, к которой привязывается поводок для таскания нарт. Нарты очень легки и поворотливы-качества, необходимые для того, чтобы таскать за собою значительный груз, без дороги, перебираясь через валежники, пни и колоды. Лыжи делают из еловых досок длиною не более 3-х аршинов, шириною в четверть, а толщиною посредине, где утверждается нога, в четверть дюйма, к бокам же и концам еще тоньше. Передние концы округлены и выгнуты кверху; а средина – к ноге. Скользкости лыж способствует то, что они снизу подклеиваются кисами – шкурою, содранною с ног оленя, шерстью, разумеется, наружу. Отправляясь в лес на лыжах, охотник берет с собой посох, к нижнему концу которого прикрепляется обруч с переплетом внутри для того, чтобы он неглубоко тонул в снегу, а на верхний насаживается железный крючок, которым, при подъеме на горы, цепляются за сучья деревьев. Одежда зырянских охотников выглядит примерно так: одетый в зипун из белого сукна с пришитыми к рукавам рукавицами из оленьих кисов, в лузане из полосатого зырянского сукна с наплечниками и карманами, охотник готов идти на промысел. На ремне, надетом поверх зипуна, висит охотничий нож; на спине к лузану особою скобкою прикреплен топор, в руках – винтовка. Не только рукавицы пришиты к лузану, но и шапка – четвероугольная прикреплена к воротнику лузана, чтобы не могла слететь с головы, когда он помчится на лыжах по снежной равнине. У него и чулки, и портянки принаровлены к этому способу передвижения, и на ноги, вместо лаптей, надел он льня-комь - особую обувь, употребляемую при лыжах. После звероловства и птицеловства рыбачество составляет самое любимое занятие Зырян, и они столь же искусные рыболовы, как и охотники. Ловля рыбы производится главным образом весною. Только стерлядь и семга составляют исключение: первая ловится преимущественно в межень, а последняя , когда, выметав в реках икру, спускается в море, тоже в июле и августе. Еще с осени, по склонам речек и ручьям, в лугах и оврагах, заливаемых весеннею водою, делаются огороды из тонких прутьев, в переплет. Эти огороды всегда имеют вид ломанной линии, в каждом изломе которой оставляется окошко, и в каждое окошко ставятся кужи, т.е. надетые на кувшинообразный остов из прутьев мережи. В Зырянском крае большие реки весною образуют заливы, называемые курьями. В такие курьи спускаются крылены или крылачи. Это – двугорлые мережи, у которых каждое горло имеет приполки, которые растопыриваются, надеваясь на большие дуги. Крылены опускаются в воду или с камнем или притыкаются ко дну шестиками. Есть курьи, имеющие очень узкие устья, через которые заливается в них речная вода. Когда вода начнет сбывать, рыболовы запирают выходы из таких заливов в реку заранее приготовленными ширмами из тоненьких дранок, перевязанных мочалами и с заостренными книзу концами. Таким образом выход из курьи почти мгновенно запирается, и рыба в ней дочиста вылавливается неводами. Если курья скатывается в реку руслом какой-нибудь речки, то вместо ширмы, устье ее запирается тычинами, вбиваемыми так, чтобы вершины их были наклонены в сторону реки, и с этой стороны подпираются упорами. На тычки надевается мережа. Для закупки произведений местной промышленности разъезжают по деревням комиссионеры и приказчики разных торговых домов. Закупкой ржи, овса, льна, телячьих и других шкур занимаются преимущественно поверенные архангельских купеческих контор, но и они имеют дела не с непосредственными производителями, а с кулаками. Кулаками называем маленьких капиталистов, которые случаются почти во всякой деревне, и которые на наличные деньги закупают запасы всего нужного в семейном и охотничьем быту Зырянина, для раздачи нуждающимся в долг, с тем, чтобы ссуда была возвращена продуктами охоты, рыболовства и т.д. У подобных кулаков сосредотачиваются все произведения местной промышленности, и уже от них поступают в руки иногородных крупных торговцев, - всегда за наличные деньги. Деревенские избы-керки отличаются массивностью и строятся всегда сосновые. Они кроются в два ската. Печь, всегда битая из глины, лежанкой упирается в противоположный переднему угол, который освещается особым окном – падчерь ошень. Расстояние между потолком и лежанкой так велико, что на последней можно свободно сидеть и работать. Потолок настилается из цельных бревен, а пол – из расколотых пополам. Из железоделательных заводов три, самые незначительные в Зырянском крае, находятся в Устьсысольском уезде: Кажимский, Нючпасский и Нювчимский, а важнейшие: Кирсинский и Песковский – в Вятской губернии. Хотя Зыряне четырьмя веками после Русских и от Русских приняли христианство, они религиознее своих просветителей. На перекрестках дорог повсюду виднеются деревянные кресты. Первая убитая утка жертвуется духовному отцу; после удачного исхода звериных и птичьих промыслов, часть добычи отдается в церковь. При посеве хлеба, при выгоне скота на подножный корм или же в случае каких-нибудь общественных бедствий, приносится в жертву домашнее животное иногда целым обществом, а иногда и отдельными лицами. В первом случае еще накануне жертвоприношения варится общее пиво. Животное колется и варится у церкви: мясо его делится на три части, из которых одна продается и вырученные от продажи деньги отдаются в церковь, другая-предоставляется в пользу притча, а третья – по освящении, раздается всем присутствующим и тут же съедается. Леший, лешак, в зырянском переводе Ворса (лесной). Лешие живут в лесах, хотя очень часто выходят и на открытые места; у них есть домы и хозяйство. Это хотя и нечыстые силы, но в существе не злые: лешие любят только подшутить над человеком, правда, иногда зло. Таким шуткам подвергаются обыкновенно те, которые выходят из дому, особенно в лес, не перекрестясь. Случается, также, когда мать проклянет ребенка, то леший уносит его и вместо него оставляет другого, большеголового, уродливого. Водяной, по-зырянски Куль. Постоянное место жительства – вода, и именно глубокие и темные омуты в реках и озерах. Это положительно злобные существа, которые пользуются всяким удобным случаем, чтобы погубить не только человека, но и животное. Особенно опасны они для тех, кто купается в позднюю пору и не перекрестясь, но и при последней предосторожности, зырянин не считает себя безопасным: когда пускается через реку в брод, бросает водяному какую-нибудь щепку или камешек. Зыряне верят в домовых и суседков. Домовой живет в доме. Это существа, хотя и нечистые, но добрые. Перед каким-нибудь особенным несчастием в доме: перед пожаром, смертью они душат домохозяев и иногда делают очень явные предсказания. Суседки живут в скотских дворах. Они заботятся о домашних животных,-коровах и лошадях; но любят известный цвет и преследуют скотину других цветов. Если кто хочет выгнать суседку или домового, то употребляется трава плакун. Банные злее всех нечистых. Людей, которые решаются мыться в бане одни, особенно вечером или ночью, или отправятся в нее не благословясь, они запаривают до смерти. В Зырянском крае колдунов очень много: они предсказывают будущее; в случае какой-нибудь потери, указывают где найти потерянное; заговаривают болезни; напускают и выгоняют порчу; предохраняют свадьбы от заговоров своих собратьев; заговаривают ружья охотников, чтобы те хуже стреляли; не чувствуют боли при телесных наказаниях; привораживают девиц к молодым людям. Колдунов распознают по тому, что они не ходят в церковь и в глазах их все представляется вверх ногами. На масляной неделе в каждом селении устраиваются ледяные горы, с которых катаются, обыкновенно попарно, причем молодой человек держит на коленях девицу и правит санками. В храмовые праздники молодежь веселится в хороводах. С осени и до святок молодежь собирается вместе, при чем девицы прядут. Эти посиделки у Зырян называются койтанами. Братчина празднуется 1,2 и 3-го ноября. Несколько взрослых девиц делают складчину мукой, мясом, конопляным семенем, маслом, яйцами и картофелем, чтобы приготовить к празднику пиво и три обеда. Поминовение усопших совершается в одни сроки: в Субботу на первой неделе Великого Поста, в Семик и Дмитровскую Субботу. Вот некоторые приметы Зырян: хлеб родится хорошо, когда полотно зимней дороги ниже уровня снегу, и наоборот. Появление в большом количестве клестов или полевых тетерь предвещает неурожай. Если снег выпадет прежде, нежели опадут с деревьев листья, будет много больных. Если лед весною идет тихо, или истлевает на месте, весна будет тяжелая. Если на сырой лес выпадет кухта (снег) и останется на нем всю зиму, год будет тяжелый и для людей, и для скота. Если с осени реки покроются не гладким льдом, - будет урожай, и наоборот. Если вороны выкидывают из гнезда яйца, а иногда и детей, будет год зяблый. Если в начале весны у черных жуков передние ноги толще, то будет лучше ранний посев ярового хлеба; если средние, то – средний, если задние, то – поздний. Если тяжелее первое, снесенное курицею яйцо, то лучше будет ранний посев. Весенняя вода разливается до той высоты, до которой поднимаются на берег гирки (утки мелкой породы). Если у этой утки спина чиста и бела, то лето будет ясное; если бела, но с красными пятнами – не постоянное; если вся красная – дождливое; если передняя часть красна, то начало лета будет дождливое. Если с осени снег выпадает не один раз, то и весна начнется несколькими оттепелями. Появление в деревнях белок и выход из домов тараканов предвещают пожары. Если хозяин дома, проснувшись поутру, не найдет в рукомойнике воды, то наступающий день считает несчастным. Умерший с открытыми глазами предвещает нового покойника. Кометы предвещают войну. По отзывам, Зыряне, живущие в глуши, растворяют настежь все двери, чтобы странник и без хозяев нашел в доме и приют и пищу. Зырянин не отпустит странника, не накормив всем, что у него есть лучшего, не возьмет за это платы. У Зырян существует поверье, что если кто воспользуется чужими зверем или птицей, тот навсегда лишится искусства стрелять. Зыряне честны в исполнении долговых обязательств. Они не знают никаких письменных условий и договоров: честное слово – «вот тэд веськид кыв»-заменяет у них всякие расписки и заемные письма.
Вложения: |
Комментарий к файлу: Пывзянь под Каптолом
IMGP0982.JPG [ 136.29 КБ | Просмотров: 3338 ]
|
Комментарий к файлу: Пывзянь под Каптолом
IMGP0998.JPG [ 116.39 КБ | Просмотров: 3338 ]
|
Комментарий к файлу: Пывзянь под Каптолом
IMGP0986.JPG [ 65.14 КБ | Просмотров: 3338 ]
|
|