Текущее время: 28 мар 2024, 20:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 621 ]  На страницу Пред.  1 ... 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 25 сен 2014, 23:37 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
ХиНа писал(а):
Разбойники Кайского края.
Кто они были на самом деле?


Итак, Сибирь до 1775 года не принадлежала Романовым и не входила в состав России. Этим объясняется появление иностранцев среди разбойного люда в Кайском крае, упомянутых в источниках, изданных ранее подавления «восстания» Пугачёва. Слово «восстание» я беру в кавычки, поскольку это, по сути, было не восстание, а попытка вернуть территории, захваченные Россией у Тартарии.

Юрий Масленников, с. Кай.
Использованная литература (кроме приведённой в тексте): «Каталог древностей Вятского края».

"Моё Верхнекамье".


Не соглашусь. Первые московские ставленники начали править на Верхней Каме намного раньше - в 1505 году, причем одновременно в некоторых провинциях - в Чердыни, Шестакове и прочих. Территории отошли под контроль Москвы мирным путем за счет дипломатического таланта Ивана III. До 1505 года территориями не только управляли местные ставленники, но и русский язык здесь был еще большой редкостью. Попытка разделить Русь на Московию и Тартарию тоже неточная, потому что существовала еще третья сила. Та самая сила, которая без участия Московии сожгла древний Боглар, после чего право столицы Тартарии отошло к Казани. Сами булгары в своих летописях перекладывают вину гибели Болгара на Чердынь, но анализ летописных походов чердынцев 17 века показывает тот факт, что ни в один военный поход чердынцы без кайгородцев не выступали. Эта неизвестная нам война объясняет очень многое, в частности, быстрое распространение христианства как противовес мусульманству Булгарии, быструю ассимиляцию населения Верхней Камы и вытеснение коренного языка русским.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 04 дек 2014, 11:45 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
елена писал(а):
Волосница,Волосница- а мне так и хочется сказать,как бабушка говорила- "Волоснича"... :) Она,наверное,еще застала,когда эта деревня была процветающей и пристань эта функционировала..,ведь она была с 1888 г.р..... там,наверное,главная церковь в округе была.... :?

В своих архивах нашел небольшой отрывок. В конце видео попали, скорее всего, часть пристани с амбаром на Волоснице.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 05 дек 2014, 12:24 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Рецепт кайской бражки от Нины Лузяниной.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 06 дек 2014, 19:33 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
О КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ КАЙСКОГО КРАЯ - ЗЫРЯНАХ
Из сочинения Клавдия Попова "Зыряне и зырянский край". 1874 год.

Не подлежит ни малейшему сомнению, что обрусевшие теперь жители Сольвычегодского уезда, были некогда те же Зыряне, остатки которых в Усть-Сысольском и Яренском уездах до сих пор сохранили свой язык; потому что самые достоверные памятники древней письменности, каково напр. Житие св. Стефана, называют их одним именем – Пермь, и не делают между теми и другими никакого этнографического различения. Между тем Сольвычегжане не отличают Зырян от Чуди.
Зыряне называют Русских «Ротчь», т.е. хитрый, а Русские их в старину называли Чудью.
Зыряне все более и более расширяющимися шагами идут по пути к окончательному обрусению. Не говоря уже о том, что каждый год, если не каждый день, на многие десятки и даже сотни единиц сокращается и без того не многочленная сумма зырянской народности, и что то-там, то-здесь, одна вслед за другой, стираются племенные черты ее,-даже прирожденный цвет, лежащий на целой совокупности зырянского народа, постоянно и быстро линяет под влиянием многообразных и со всех сторон дружно действующих причин; - и уже не за горами то время, когда слово «Зыряне» лишится живого содержания и будет достоянием истории.
Несмотря на суровость климата и крайности его, ни на болотистое свойство местности, ни на часто повторяющиеся неурожаи, когда Зыряне питаются вместо хлеба, пихтовою корою, мохом, рябиновым листом и т.п., народное здоровье находится в удовлетворительном состоянии: от перевеса числа рождений над числом смертных случаев, население зырянских уездов увеличивается гораздо сильнее, нежели население русских. Статистика смертных случаев показывает, что Зыряне сравнительно с русскими их соседями вообще долговечнее. Такое явление обыкновенно объясняют влиянием климата и воды. Сами Зыряне удовлетворительность своего здоровья приписывают баням, к которым имеют сильное пристрастие. Кроме того, они знают и многие специальные средства против болезней, и с замечательным искусством, умеют в этом случае пользоваться тем, что дает им окружающая природа.
Болот в Зырянском крае нет возможности перечислить: гораздо легче поименовать суходолы, которые представляются островами среди огромного болотистого моря. Можно сказать вообще, что сухие места находятся только по берегам больших рек, которые здесь имеют значение естественных осушительных каналов.
Все население Зырянского края размещено исключительно по берегам больших рек. Селения преимущественно большие и иногда тянутся на несколько верст.
Следуя к месту охоты, промышленники останавливаются в так называемых пывзянах, которые рассеяны по всему пространству Зырянского края, один от другого на расстоянии 7, 10 и 15 верст. Пывзянь буквально значит баня. И действительно, они устраиваются, как бани: это бревенчатая избушка в 5-6 рядов, покрытая на один скат досками; на крышу насыпается земля; в углу кладется каменка, как в черных банях; по стенам, у самого потолка устраиваются нары, которые заменяют банный полок; двери прорубаются низенькие и плотно притворяющиеся. Таким образом пывзяны служат и местами ночлега и банями. В них так тепло, что охотники спят, раздевшись донага и просушивают намокшую одежду.
При пывзянах, в стороне, для хранения добычи устраиваются щамьи, т.е. особые чуланы или кладовые в виде голубятни, иногда на четырех, а иногда и на одном столбе, подтесанном внизу в виде конуса. Цель щамьи предохранить добычу от хищных зверей; потому-то они и устраиваются иногда на одном, внизу стесанном столбе: иначе росомаха может попасть в кладовую.
Этот народ, строящий свои дома где и как попало, для охотничьих пывзянов всегда выбирает места живописные. Зырянский охотник проводит на промыслах около 100 дней. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени, которые называются лесованиями. Первое начинается в конце сентября или в начале Октября, т.е. когда зверь и птица вылиняют и выспеют, и когда последнюю можно бить, не опасаясь порчи, и продолжается до декабря, когда открываются ярмарки, на которых добыча сбывается. Второе лесование начинается в январе и продолжается до тех пор, пока не покажутся признаки весны, когда зверь начнет линять, птицу нельзя будет бить в прок и пути начнут портиться. На охоту Зыряне отправляются партиями от 2 до 12 человек. Многие уходят на охоту за 500 верст и более. На белку нужно всегда идти вдвоем, так как она очень искусно прячется от охотника в гуще ветвей, и ее необходимо одному человеку выколачивать, т.е. стучать по дереву, на котором она скрывается, топором, а другому следить ее, когда она, испуганная, перепрыгивает на другое. Кроме того, один охотник, всегда должен пораньше забраться на место остановки, чтобы приготовить пищу. Зыряне употребляют винтовочные ружья, преимущественно изделия местных мастеров-самоучек. Меткость стрельбы Зырян, кроме навыка и бесспорного искусства, объясняется и тем, что они всегда целятся с прикладу, т.е. с сошек, которые и носят с собою, или с сука дерева. Заряжаются ружья следующим образом: прежде всего всыпается порох; потом внутренность ствола натирается наверченною на шомпол сальною тряпкою; затем на отверстие дула кладется пуля несколько большего, чем оно калибра, придавливается сперва осторожно, чтобы на ней образовались выпуклости, соответствующие нарезкам винтовки, и наконец догоняется до пороха. Пули Зыряне делают сами. Для этого они носят с собою род свинцовой проволоки, спирально свернутой и продетой за ремень, на котором висит пороховница. В то время, когда, сделав выстрел, охотник снова ищет зверя или птицу, он откусывает от проволоки небольшие кусочки и округляет их зубами. Литых пуль Зыряне не употребляют.
Зырянские охотничьи собаки некрасивы на вид, но легки, отличаются необыкновенной неутомимостью, тонким чутьем и отлично распознают зверя. Хороший охотник отправляется на промысел с двумя собаками.
Еще необходимая принадлежность Зырянского охотника матка, т.е. компас для определения пути в лесных трущобах. Хотя охотники по разным приметам умеют определять направление пути, и днем и ночью распознают стороны света по коре деревьев, по сучьям и иглам, но все-таки берут с собой и матки. Это маленькая круглая деревянная коробочка, в которой на тоненьком стержне обращается магнитная стрелка, а сверх стержня положен кружек с разноцветными полосками от центра к окружности. Такие матки получаются из Архангельска.
Приготовив все нужное для промысла, охотничьи партии отправляются в путь водою в маленьких и легких лодочках, которые можно перетаскивать через пороги и мели, и даже через волока и перевалы.
В случае, если их застигнет в пути зима, они лодки оставляют, а припасы перегружают в нарты. Нарты – узкие и длинные, сажени в две санки, следующего устройства: берутся два тонкие полозка шириною вершка в два, передние концы которых выгнуты, как и у обыкновенных саней; полозья связываются четырьмя копылами, каждый в аршин; копылы переплетаются между собою тоненькими черемуховыми прутьями, сверх которых вдоль нарт кладется тоненькая дощечка, а к передним концам полозков прикрепляется в горизонтальном положении тоненькая черемуховая дуга, к которой привязывается поводок для таскания нарт. Нарты очень легки и поворотливы-качества, необходимые для того, чтобы таскать за собою значительный груз, без дороги, перебираясь через валежники, пни и колоды.
Лыжи делают из еловых досок длиною не более 3-х аршинов, шириною в четверть, а толщиною посредине, где утверждается нога, в четверть дюйма, к бокам же и концам еще тоньше. Передние концы округлены и выгнуты кверху; а средина – к ноге. Скользкости лыж способствует то, что они снизу подклеиваются кисами – шкурою, содранною с ног оленя, шерстью, разумеется, наружу. Отправляясь в лес на лыжах, охотник берет с собой посох, к нижнему концу которого прикрепляется обруч с переплетом внутри для того, чтобы он неглубоко тонул в снегу, а на верхний насаживается железный крючок, которым, при подъеме на горы, цепляются за сучья деревьев.
Одежда зырянских охотников выглядит примерно так: одетый в зипун из белого сукна с пришитыми к рукавам рукавицами из оленьих кисов, в лузане из полосатого зырянского сукна с наплечниками и карманами, охотник готов идти на промысел. На ремне, надетом поверх зипуна, висит охотничий нож; на спине к лузану особою скобкою прикреплен топор, в руках – винтовка. Не только рукавицы пришиты к лузану, но и шапка – четвероугольная прикреплена к воротнику лузана, чтобы не могла слететь с головы, когда он помчится на лыжах по снежной равнине. У него и чулки, и портянки принаровлены к этому способу передвижения, и на ноги, вместо лаптей, надел он льня-комь - особую обувь, употребляемую при лыжах.
После звероловства и птицеловства рыбачество составляет самое любимое занятие Зырян, и они столь же искусные рыболовы, как и охотники. Ловля рыбы производится главным образом весною. Только стерлядь и семга составляют исключение: первая ловится преимущественно в межень, а последняя , когда, выметав в реках икру, спускается в море, тоже в июле и августе. Еще с осени, по склонам речек и ручьям, в лугах и оврагах, заливаемых весеннею водою, делаются огороды из тонких прутьев, в переплет. Эти огороды всегда имеют вид ломанной линии, в каждом изломе которой оставляется окошко, и в каждое окошко ставятся кужи, т.е. надетые на кувшинообразный остов из прутьев мережи. В Зырянском крае большие реки весною образуют заливы, называемые курьями. В такие курьи спускаются крылены или крылачи. Это – двугорлые мережи, у которых каждое горло имеет приполки, которые растопыриваются, надеваясь на большие дуги. Крылены опускаются в воду или с камнем или притыкаются ко дну шестиками.
Есть курьи, имеющие очень узкие устья, через которые заливается в них речная вода. Когда вода начнет сбывать, рыболовы запирают выходы из таких заливов в реку заранее приготовленными ширмами из тоненьких дранок, перевязанных мочалами и с заостренными книзу концами. Таким образом выход из курьи почти мгновенно запирается, и рыба в ней дочиста вылавливается неводами. Если курья скатывается в реку руслом какой-нибудь речки, то вместо ширмы, устье ее запирается тычинами, вбиваемыми так, чтобы вершины их были наклонены в сторону реки, и с этой стороны подпираются упорами. На тычки надевается мережа.
Для закупки произведений местной промышленности разъезжают по деревням комиссионеры и приказчики разных торговых домов. Закупкой ржи, овса, льна, телячьих и других шкур занимаются преимущественно поверенные архангельских купеческих контор, но и они имеют дела не с непосредственными производителями, а с кулаками. Кулаками называем маленьких капиталистов, которые случаются почти во всякой деревне, и которые на наличные деньги закупают запасы всего нужного в семейном и охотничьем быту Зырянина, для раздачи нуждающимся в долг, с тем, чтобы ссуда была возвращена продуктами охоты, рыболовства и т.д. У подобных кулаков сосредотачиваются все произведения местной промышленности, и уже от них поступают в руки иногородных крупных торговцев, - всегда за наличные деньги.
Деревенские избы-керки отличаются массивностью и строятся всегда сосновые. Они кроются в два ската. Печь, всегда битая из глины, лежанкой упирается в противоположный переднему угол, который освещается особым окном – падчерь ошень. Расстояние между потолком и лежанкой так велико, что на последней можно свободно сидеть и работать. Потолок настилается из цельных бревен, а пол – из расколотых пополам.
Из железоделательных заводов три, самые незначительные в Зырянском крае, находятся в Устьсысольском уезде: Кажимский, Нючпасский и Нювчимский, а важнейшие: Кирсинский и Песковский – в Вятской губернии.
Хотя Зыряне четырьмя веками после Русских и от Русских приняли христианство, они религиознее своих просветителей. На перекрестках дорог повсюду виднеются деревянные кресты. Первая убитая утка жертвуется духовному отцу; после удачного исхода звериных и птичьих промыслов, часть добычи отдается в церковь. При посеве хлеба, при выгоне скота на подножный корм или же в случае каких-нибудь общественных бедствий, приносится в жертву домашнее животное иногда целым обществом, а иногда и отдельными лицами. В первом случае еще накануне жертвоприношения варится общее пиво. Животное колется и варится у церкви: мясо его делится на три части, из которых одна продается и вырученные от продажи деньги отдаются в церковь, другая-предоставляется в пользу притча, а третья – по освящении, раздается всем присутствующим и тут же съедается.
Леший, лешак, в зырянском переводе Ворса (лесной). Лешие живут в лесах, хотя очень часто выходят и на открытые места; у них есть домы и хозяйство. Это хотя и нечыстые силы, но в существе не злые: лешие любят только подшутить над человеком, правда, иногда зло. Таким шуткам подвергаются обыкновенно те, которые выходят из дому, особенно в лес, не перекрестясь. Случается, также, когда мать проклянет ребенка, то леший уносит его и вместо него оставляет другого, большеголового, уродливого.
Водяной, по-зырянски Куль. Постоянное место жительства – вода, и именно глубокие и темные омуты в реках и озерах. Это положительно злобные существа, которые пользуются всяким удобным случаем, чтобы погубить не только человека, но и животное. Особенно опасны они для тех, кто купается в позднюю пору и не перекрестясь, но и при последней предосторожности, зырянин не считает себя безопасным: когда пускается через реку в брод, бросает водяному какую-нибудь щепку или камешек.
Зыряне верят в домовых и суседков. Домовой живет в доме. Это существа, хотя и нечистые, но добрые. Перед каким-нибудь особенным несчастием в доме: перед пожаром, смертью они душат домохозяев и иногда делают очень явные предсказания. Суседки живут в скотских дворах. Они заботятся о домашних животных,-коровах и лошадях; но любят известный цвет и преследуют скотину других цветов. Если кто хочет выгнать суседку или домового, то употребляется трава плакун.
Банные злее всех нечистых. Людей, которые решаются мыться в бане одни, особенно вечером или ночью, или отправятся в нее не благословясь, они запаривают до смерти.
В Зырянском крае колдунов очень много: они предсказывают будущее; в случае какой-нибудь потери, указывают где найти потерянное; заговаривают болезни; напускают и выгоняют порчу; предохраняют свадьбы от заговоров своих собратьев; заговаривают ружья охотников, чтобы те хуже стреляли; не чувствуют боли при телесных наказаниях; привораживают девиц к молодым людям. Колдунов распознают по тому, что они не ходят в церковь и в глазах их все представляется вверх ногами.
На масляной неделе в каждом селении устраиваются ледяные горы, с которых катаются, обыкновенно попарно, причем молодой человек держит на коленях девицу и правит санками. В храмовые праздники молодежь веселится в хороводах. С осени и до святок молодежь собирается вместе, при чем девицы прядут. Эти посиделки у Зырян называются койтанами.
Братчина празднуется 1,2 и 3-го ноября. Несколько взрослых девиц делают складчину мукой, мясом, конопляным семенем, маслом, яйцами и картофелем, чтобы приготовить к празднику пиво и три обеда.
Поминовение усопших совершается в одни сроки: в Субботу на первой неделе Великого Поста, в Семик и Дмитровскую Субботу.
Вот некоторые приметы Зырян: хлеб родится хорошо, когда полотно зимней дороги ниже уровня снегу, и наоборот. Появление в большом количестве клестов или полевых тетерь предвещает неурожай. Если снег выпадет прежде, нежели опадут с деревьев листья, будет много больных. Если лед весною идет тихо, или истлевает на месте, весна будет тяжелая. Если на сырой лес выпадет кухта (снег) и останется на нем всю зиму, год будет тяжелый и для людей, и для скота. Если с осени реки покроются не гладким льдом, - будет урожай, и наоборот. Если вороны выкидывают из гнезда яйца, а иногда и детей, будет год зяблый. Если в начале весны у черных жуков передние ноги толще, то будет лучше ранний посев ярового хлеба; если средние, то – средний, если задние, то – поздний. Если тяжелее первое, снесенное курицею яйцо, то лучше будет ранний посев. Весенняя вода разливается до той высоты, до которой поднимаются на берег гирки (утки мелкой породы). Если у этой утки спина чиста и бела, то лето будет ясное; если бела, но с красными пятнами – не постоянное; если вся красная – дождливое; если передняя часть красна, то начало лета будет дождливое. Если с осени снег выпадает не один раз, то и весна начнется несколькими оттепелями. Появление в деревнях белок и выход из домов тараканов предвещают пожары. Если хозяин дома, проснувшись поутру, не найдет в рукомойнике воды, то наступающий день считает несчастным. Умерший с открытыми глазами предвещает нового покойника. Кометы предвещают войну.
По отзывам, Зыряне, живущие в глуши, растворяют настежь все двери, чтобы странник и без хозяев нашел в доме и приют и пищу. Зырянин не отпустит странника, не накормив всем, что у него есть лучшего, не возьмет за это платы. У Зырян существует поверье, что если кто воспользуется чужими зверем или птицей, тот навсегда лишится искусства стрелять. Зыряне честны в исполнении долговых обязательств. Они не знают никаких письменных условий и договоров: честное слово – «вот тэд веськид кыв»-заменяет у них всякие расписки и заемные письма.


Вложения:
Комментарий к файлу: Пывзянь под Каптолом
IMGP0982.JPG
IMGP0982.JPG [ 136.29 КБ | Просмотров: 3337 ]
Комментарий к файлу: Пывзянь под Каптолом
IMGP0998.JPG
IMGP0998.JPG [ 116.39 КБ | Просмотров: 3337 ]
Комментарий к файлу: Пывзянь под Каптолом
IMGP0986.JPG
IMGP0986.JPG [ 65.14 КБ | Просмотров: 3337 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 06 дек 2014, 19:36 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
ИЗ ЗАПИСОК ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ПО ЗЫРЯНСКОМУ КРАЮ. 19 ВЕК.

Из записок г. Ив.Кашперова, опубликованных в 1865 году:
«Отсюда (от Сереговского завода) мы должны были отправиться верхом: иначе ехать невозможно. Дорога или, лучше сказать, тропа извивается по правому и левому берегам р.Выми, через которую переправы делаются вброд или вплавь. Замечательно, что здесь расстояния считаются чемкосами, кои приблизительно имеют от 6 до 7 верст и в сущности означают какое-нибудь приметное место, как напр. речка, зырянский стан и т.п. Трудно было с непривычки проехать 130 верст без седла; но на другие сутки мы приехали на Турьинский погост, замечательный местоприбыванием князей Вымских. Здесь путешествие наше приняло другой вид. Запасшись в Турье съестными припасами на целую неделю, мы поехали на малых и крытых узких лодочках, управляемых Зырянами двумя шестиками, и ехали быстро, не смотря на быстрое течение рр. Выми и Елвы. Кроме порогов и комаров, осаждавших нас тысячами, мы не встречали других неудобств. При устье р.Пегыш увидели последний погост, и вступили потом в Елву. Отсюда взорам нашим представлялся один лишь дремучий лес; никакого населения не встречается на расстоянии более 300 верст. За то много здесь было рыбы и дичи. Зырянские винтовки, некрасивые на вид, и вмещающие заряд не более полкопейки, чрезвычайно метко поражали уток, гусей и рябчиков. Берега гористы, но не далее, как в полуверсте от берега начинаются обширные болота, поросшие изредка лесом. Не смотря на быстроту реки, мы проезжали до 50 верст в день, раза по три останавливаясь для отдыха. Через три дня приплыли к устью ручья Пегыш, изобилующего травою, подобною мокрецу и расстилающемуся по дну этого ручья. Трава эта вкусом похожа на редис и составляет у Зырян главное лекарство от простудной болезни.
Межи не доставляют Зырянам пользы. Потому-то они и не имеют о них понятия: не говоря о лесных угодьях, даже сенокосами каждый пользуется где угодно. Главное достоинство жителей честность. Здесь не знают замков; потому что воровства никогда не бывало; только амбары от животных запираются задвижками. Крестьяне вообще живут хорошо. Постройка их не отличается от обыкновенных деревенских изб и весьма удобна. Летняя одежда мужчин состоит из белой рубахи ниже колен, без пояса; на голове-мешок с волосяной сеткой от комаров и мошки, а на ногах – валяные коты и онучи, коими обвертываются ноги по колено. Зимнюю одежду составляет малица, длинная одежда, сшитая из оленьих шкур, шерстью вниз, вместе с шапкою и рукавицами, пришитыми к рукавам. Женщины носят сарафаны и круглые повойники. Пищу составляет преимущественно вяленая оленина, либо рыба, сухари и скоромное масло. Главный род хлеба ячмень. Сеется также рожь и отчасти пшеница и горох. Главное занятие Зырян звериные промыслы и скотоводство. Здесь весь скот комолый. Зырянин с Сентября по Март, и далее, живет в лесу, стреляя белок, рябчиков, лисиц, куниц, выдру, медведей и проч. Летом Зыряне каждый день вечером ходят париться в баню. Рыбы у них много: семга, лох и сиги - лучшая. Религиозное чувство в Зырянах очень развито; раскольников здесь нет; во всех деревнях, отдаленных от церквей есть часовни с колокольнями, наподобие церквей, куда каждый праздник собираются большие и малые; грамотные из них читают и толкуют из книг Священного писания, большая часть которых переведены на зырянский язык. Пробыв в селении Костланском несколько месяцев, я тем же путем возвратился на р.Вымь и из сел.Кераз, между Онежецким и Княжь-погостом, отправился пешком с 20 Зырянами в Синдорские селения, построенные после генерального межевания. Один из Зырян был проводником, и шел с компасом (маткою), по прямому направлению без всякого признака дороги.»
Из рассказов г. Фл. Арсеньева:
«Одно из примечательнейших мест на Щугоре – это Ульдор-Кырта, - Железные ворота. – Широкая река вдруг стесняется с обеих сторон каменными стенами, образующими настоящие ворота. Эти каменные стены длиною в несколько сот шагов, а высотою – от 100 до 150 футов, состоят из известняка, лежащего отвесными пластами. Когда проедешь через ворота и оглянешься назад, то увидишь, как, начиная от самого узкого места , каждый новый пласт отходит в сторону далее предшествующего, отчего ворота принимают такой вид, как будто они устроены из натуральных кулис. Самые пласты гладки, обнажены и ослепительно белы, но в тех местах, где они прилегают один к другому, в узких промежутках между ними, сбегают вниз по расселинам зеленые полоски дерна и кудреватого кустарника, как гирлянды бального убора; а на вершинах лес, высоко возносящий свои, зубчатые вверху, верхушки к небу. Сквозь эти каменные рамы видна по ту сторону ворот широкая, гладкая равнина реки с ее зелеными берегами, а в отдалении-хвойный дремучий бор, замыкающий ландшафт. Перед воротами расстилается такое-же великолепное водное зеркало.»

Из записок г. А.Попова:
«Мы пристали (в дер.Визябожъ) в первый от дороги нашей дом. С приходом нашим выступили на средину избы двое мужчин. Один из них, пожилых лет, был в рубашке из толстого холста с косым воротником, подпоясанной тканым из шерсти поясом, на котором спереди висел маленький кожаный кошелек. В него вкладывается суконный мешочек с несколькими отделениями для хранения огнива, труту, серных спичек и иголки с нитками. Принадлежность эта зырянского костюма, называемая у них «бива-вотлук» - от слова «би» - огонь и «вотлук» - мешочек, - у каждого порядочного Зырянина необходима. Рядом с ним стоял мужчина средних лет, одетый в короткий, суконный из белой шерсти кафтан, подпоясанный кожаною, в три пальца ширины, тесьмою, на коей с одного боку висел на железной винтообразной скобке топор, а с другого - длинный нож; в руках он держал, вместо шляпы, суконную четвероугольно сшитую ермолку; обувь у него состояла из суконных чулков и невыделанной кожи, обтянутой около ступней снурками; она спереди оканчивалась острым носком; обувь эта легка и покойна, а для того, чтобы она не принимала мокроты, ее напитывают смолистым раствором. По-зырянски, она нызвается чут-комь. После расспросов о городских новостях и о том, куда нас Бог несет, нам предложили закуску из рыбного пирога, самого деликатного угощения у Зырян. Потом немедленно отвели нам место отдыха, и мы расположились на оленьей шкуре под овчинною шубою. Однако вского рода насекомые не давали нам порядочно успокоиться. Поутру я спросил самовар, но получил отказ с объяснением, что у соседа Ошь-Васьки (Васька-медведь), хотя и есть медный чайник для этой надобности, да он никому не дает и сам не пользуется, и еда ли он не на пожне. «Так что?»,- сказала какая-то старуха,-«чайник-то ведь у него в клети, так не мудрено сходить бурь мортьясь понда (для добрых людей)».
Пройдя от места ночлега верст 6, мы подходили к дер. Додчзь. В этой деревне многие крестьяне прежде имели значительное состояние и производили мелочную торговлю, но, с переменою обстоятельств и счастия, лишились достатка, и стали в ряду с другими. Мы вошли в дом, но, выходив везде, никого не нашли, и расположились в комнате, довольно чистенькой, меблированной вокруг стен деревянными скамейками и тремя кожаными стульями. Вскоре пришла хозяйка, одетая в ситцевый изорванный сарафан, в матерчатом кокошнике на неубранной голове и чарках на босую ногу, запачканных свежими пятнами. Она заметно была вежлива, высказывала много такого, что обнаруживало, что она не деревенского поля ягода, и беспрестанно мешала русские слова с зырянскими.»


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 07 дек 2014, 21:27 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Летопись Сибирская краткая Кунгурская:
Год 7087 (1579). "Ермак же с дружиною с устья Чусовой, взявши у Максима запас на проеи 5000 человек, и ружье, и молитствова; в 87-м июня 12 день поидоша по Чюсовой вверх до Тагильского волока с боем. И вожи ему были Зыряне..."
там же:
"На городище же Ермаков с женами Зыряне. И книги их писарей и память жилья их, кто имены и отечеством домов и доныне у Строганова в казне взыскуется."

Кем были эти Зыряне в дружине Ермака?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 14 дек 2014, 00:50 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 14:42
Сообщения: 121
Откуда: Чёрная Холуница / Пещёра / Киров
Есть ли какая-либо информация о фельдшере по фамилии Карльсон, который, по некоторым сведениям, проживал в Кае в период нахождения там Дзержинского?

_________________
Краеведческий портал "Родная Вятка"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 14 дек 2014, 14:57 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Данко писал(а):
Есть ли какая-либо информация о фельдшере по фамилии Карльсон, который, по некоторым сведениям, проживал в Кае в период нахождения там Дзержинского?
О таком не слышала.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 14 дек 2014, 17:56 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2012, 10:40
Сообщения: 23108
Астрид Линдгрен о нём писала. ;)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кай - всему свету край?
СообщениеДобавлено: 14 дек 2014, 20:13 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 14:42
Сообщения: 121
Откуда: Чёрная Холуница / Пещёра / Киров
Камень писал(а):
Астрид Линдгрен о нём писала. ;)

Это другой)

Сейчас перепроверил - Карльсон не причём, я не про него хотел спросить.

Вот кто интересует: Маракулин Василий Константинович.

_________________
Краеведческий портал "Родная Вятка"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 621 ]  На страницу Пред.  1 ... 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB