Текущее время: 29 мар 2024, 10:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 137 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 14  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 09 июл 2013, 22:24 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2012, 10:40
Сообщения: 23108
кстати. Хина, рекомендую изучать Распутина В.Г. он отшлифовал это стиль до состояния бриллианта. все ходы, конструктив, все литературные приёмы доведены до совершенства.
как образец например "Прощание с Матёрой"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 09 июл 2013, 22:27 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Камень писал(а):
кстати. Хина, рекомендую изучать Распутина В.Г. он отшлифовал это стиль до состояния бриллианта. все ходы, конструктив, все литературные приёмы доведены до совершенства.
Распутин, Белов, Астафьев - мои любимые писатели, так что опоздал с советом. Не собираюсь я художественной литературой заниматься. Хочу собрать исторические сведения (факты без домыслов), оформить их в читабельном виде. И всё.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 09 июл 2013, 22:28 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2012, 10:40
Сообщения: 23108
так у них художественного мало. больше описательного. как раз твой вариант.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 09 июл 2013, 22:31 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Камень писал(а):
так у них художественного мало. больше описательного. как раз твой вариант.
Они - писатели-деревенщики, писавшие о своём. У Астафьева вообще почти вся проза - автобиографическая. Можно ли писать, как "о своём", о деревнях, от которых остались одни названия и которых я в глаза не видела?

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 09 июл 2013, 22:34 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2012, 10:40
Сообщения: 23108
а как ты собираешься писать о том, чего не видела? только по моему варианту тогда. может не настолько хамскому и циничному, но и другого не придумаешь. разбавишь архивными данными - родилось/крестилось/крякнуло. приехало/пригнали. выпустили/напилили.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 10 июл 2013, 11:18 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Озеро Падун

Много загадок хранит земля Верхнекамья. Одна из них – озеро Падун. Долгие годы считалось, что озеро это метеоритного происхождения. Сейчас есть утверждения, что оно карстовое. Как известно, вода даже камень точит. Карстовые озёра образуются грунтовыми водами, которые постепенно размывают известняки, гипсы и другие породы, образуя провальные воронки. Они и могут стать котловиной озер. Надо сказать, что никто основательно не занимался изучением такого уникального места, как Падун. Озеро ещё ждёт своих исследователей. Возможно, когда-нибудь дойдут руки и ноги учёных до этого государственного памятника природы Кировской области. Кстати, в Верхнекамском районе к памятникам природы, помимо Падуна, отнесены ещё Большой и Средний Кирсинские пруды, обнажение верхнеюрских пород у села Лойно, Волосницкий пруд, озёра Дикое и Круглое.
Падун – второе по глубине озеро в Кировской области, после Лежнинского, что в Пижанском районе. Раньше глубина Падуна достигала, по рассказам старожилов, тридцати восьми - тридцати девяти метров. Это высота десятиэтажного дома! В 1939 году был сдан в эксплуатацию Кайский целлюлозный завод - Особый завод № 4. Для его нужд на реке Малый Созим была сооружена плотина, образовавшая обширный пруд. Видимо, воды и после этого не хватало. Чтобы поднять её уровень, в пятидесятые годы был прорыт канал к озеру Падун. Его протяжённость не больше полукилометра. После этого озеро стало чуть мельче, но всё же глубина его достаточна для того, чтобы поражать наше воображение.
По рассказам старых жителей Созимского, озеро очень богато рыбой. В прежние времена, говорят, зимой возили оттуда улов на лошадях. Водятся в Падуне щуки невероятных размеров. Случалось, рассказывают, поймать на жерлицу невиданные экземпляры хищниц, больше метра в длину. Не всякий раз удавалось поднять такую рыбину на берег. Многие даже и не пытались это сделать: себе дороже. Трудно сказать, чья возьмёт. Посмотрел на диковинку - и ладно! Потом долго рассказывай о невиданной удаче да шире разводи руки, показывая размеры пятнистой великанши! Рыбакам приходилось наблюдать и такую картину: спокойно скользившая по воде дикая утка вдруг бесследно исчезала в пучине озера. Оказывается, не только себе подобными могут лакомиться щуки-разбойницы.
Мне довелось однажды побывать на берегу Падуна. Сначала плыли на лодке от Кордона (есть такое место на берегу Созимского пруда в километре-двух от посёлка), потом - по неглубокому руслу речки. Добравшись до бывшего канала, соединявшего пруд с Падуном, оставили лодку и шли пешком по берегу этого канала, который оказался нешироким и к тому времени уже пересохшим.
Само озеро поразило меня какой-то неприветливостью. Может быть, потому, что дело было к вечеру, и уже смеркалось. Плотно к водной глади со всех сторон подступал угрюмый лес, местами хвойный, местами смешанный. Только маленький пятачок земли, не заросший деревьями, позволил приблизиться к тёмной воде, однако до неё было сложно добраться, потому что берег круто обрывался. Как мне показалось, не было на воде и привычной для озёр растительности, даже у самого берега, видимо, сказывается большая глубина.
Находится Падун северо-восточнее Созимского, примерно в пяти километрах от посёлка. Это левый берег Малого Созима. Озеро раскинулось между речками Великополкой и Полиусом. Форма Падуна округлая, диаметр окружности, как сообщают источники, 370 метров.
Считается, что название озера связано с наименованиями речек Великополки и Полиуса. Якобы, по-местному их называют «падучими речками», «падунами». А вот почему «падучими»? Объяснения этому нет. Мне приходилось слышать, что Полиус именуют в народе и Поляусом, и Полеусом, и даже Подляусом. «Выражается сильно российский народ!», - верно заметил Н.В. Гоголь.
Название Полиус режет слух русскому человеку. Думается, что смысл этого слова надо искать в языке коми. Следует сказать, что каждый язык развивается по своим законам и значительно изменяется с течением веков. Здесь ещё чувствуются явные наслоения русского языка. Поэтому до истины докапываться сложно. А ведь название порой может пролить свет на то, что считается загадкой. Вот если бы за дело взялись истинные знатоки языка коми! Но всё же попробуем разобраться. Существительное «пол (е, ё, э) м» переводится с коми как «страх», «боязнь», «испуг». Глагол «усьны» означает «падать», «свалиться». «Усь» - его форма («падает»).
Теперь о названии озера Падун. Есть в языке коми наречие «падуйон» («кувырком») и однокоренной глагол «падуйтчыны» («кувыркаться»).
Во времена В.И. Даля слово «падун» в некоторых русских говорах означало «падь», «пропасть».
Возникает вопрос, что это за падение такое, что вызвало страх и испуг и образовало пропасть? Так, может быть, всё же озеро Падун метеоритного происхождения?

Галина Ершова, п. Рудничный.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 10 июл 2013, 15:57 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
В 90-е годы, когда социаль ных сетей еще не было, в одной из газет была статья о местах, куда упали метеориты на территории России и была помещена карта со звездочками в местах падений. Одна такая звездочка стояла как раз на месте нашего района . Мне стало очень интересно и я написала в редакцию, что бы выяснить, мне позвонили,ответили, но со специалистами геологами,которые готовили материал, я не смогла потом связаться, какие-то обстоятельства помешали. Предки в всегда говорили, что это место падения метеорита. А вот в Одноклассниках один из созимцев, в свое время работавший в нашей геологоразведке, рассказал,что они несколько дней стояли на берегу озера. Пытались замерить глубину,но у них была веревка только 37 метров, до дна не достали. Он говорил,что оно карстового происхождения. Что якобы в хорошую погоду видны макушки деревьев под водой. Сейчас в нашей группе много фото этого озера. Мужики на рыбалку ездят туда. Меня в свое время папа летом водил на озеро,помню, что очень устала, и мне было неинтересно. Перед этим он изрядно меня по лесу потаскал.Шли берегом бывшего канала. Да, вода в свое время из него не пошла,т.к. его уровень оказался выше. Труд был затрачен напрасно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 10 июл 2013, 16:02 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Вложение:
getImage.jpeg
getImage.jpeg [ 54.68 КБ | Просмотров: 4618 ]
Одно из фото озера Падун


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 23 окт 2013, 07:14 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
У каждого была своя драма

28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Основными местами выселения российских немцев были определены Казахская ССР, Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская и Омская области. Вскоре к ним "присоединились" соплеменники из других мест: Причерноморья, Кавказа, Украины и т.д. К 1942 году «владениям» ГУЛАГа потребовалась «рабочая сила». И тогда на кремлевском уровне решили "снять" эту проблему за счет выселенных отечественных немцев: их объявили "трудмобилизованными", призвали через военкоматы в "трудармию" (мужчин - в январе-марте, женщин - в конце 1942 года), вновь посадили в эшелоны - и пошли немцы этап за этапом в лесные лагеря, в том числе и в Вятлаг.

В начале 40-х в наш посёлок было доставлено большое количество немцев, за что ту часть посёлка, где они проживали, называли «Малым Берлином». Формально их не считали заключенными, а фактически приравняли (по организации режима и внутреннего распорядка). Часть немцев разместили в только что построенном здании школы, где им пришлось жить до 1946 года. В одних классах жили бригады кочегаров-мужчин, в других – женщины, которые, преимущественно работали на лесобирже. Ни те, ни другие не допускались на основное производство целлюлозы. Работали немцы и в лесу на заготовке древесины, где жили во временных домиках – юртах. В те годы, даже если у трудармейца и была какая-нибудь специальность, она оказывалась невостребованной.

После войны многие из немцев в силу ряда причин не вернулись домой, наш посёлок стал для них второй родиной. Жители старшего и среднего поколения с любовью вспоминают Клавдию Альбертовну Шмидт, долгие годы проработавшую музыкальным руководителем в детском саду «Чайка». После войны она нашла свою сестру, съездила на свою родину в Азербайджан, но менять место жительства не стала.
Марии Карловне Рембольдт – долгожительница нашего посёлка. А ведь в молодости она не раз могла умереть. До депортации она проживала на Украине, когда их вывозили на новое место жительства, поезд подвергся бомбёжке. А в 1942 году она была откомандирована работать в Рудничный, где чуть не умерла от голода и холода. Суровая зима 1942 года - это время самого лютого голода в истории Вятлага, когда, по некоторым данным, погибло более трети находившихся здесь заключенных. Выжила чудом, а её будущий муж, немец из Одесской области, единственный из братьев пережил годы войны лишь потому, что записался в комсомольцы. Трудармейцы, вступившие в комсомол, получали дополнительные пайки. После войны ни она, ни сестра не вернулись на родину, долгие годы проработали на лесобирже целлюлозного завода. Земля, которая приняла их так негостеприимно, впоследствии стала для них родной. Жизнь в русскоязычном посёлке не помешала Марии Карловне сохранить свой национальный язык, в 90-е годы её диалект приезжали изучать языковеды из Кирова. А уже в наши годы Мария Карловна помогла исследователям из школы воссоздать картину первых лет жизни посёлка.

Так же, как К.А. Шмидт, по специальности, хоть и не сразу, стала работать Эльза Романовна Демидик, учитель, а впоследствии директор Созимской школы № 1. Эту женщину, несмотря на то, что её давно уже нет в посёлке, до сих пор помнят. И не просто помнят, а часто приводят в пример как образец настоящего педагога. Эльза Романовна родилась 27 января 1919 года в селе Хеленовка на Украине. Её отец был председателем колхоза. Как старшую, самую способную дочь, он послал её учиться в город Энгельс в учительский институт. Но в 1938 году отец был арестован и расстрелян как немецкий шпион. Так как Эльза Романовна не отреклась от отца, её исключили из института и послали работать в немецкую школу. В октябре 1941 года по приказу правительства советские немцы были высланы за Урал. Молоденькой девушкой она попала на Алтай, а оттуда в трудармию в Кайский район на лесоповал. В должности бригадира руководила военнопленными. В 1946 году после рождения дочери ей было разрешено поселиться в посёлке Созимском, где она и начала свою учительскую деятельность в школе учителем биологии, химии и немецкого языка. Уже, будучи матерью четверых детей она поступила в Кировский педагогический институт на заочное отделение, которое успешно закончила через три года. Эльза Романовна была строгим, требовательным, но справедливым педагогом и директором, умела видеть и замечать любую ложь. Особое внимания уделяла трудным детям, и была счастлива, когда получала письма от них, узнавала, что они встали на ноги. Много работала с родителями, она считала, что семья играет огромную роль в становлении человека. Серьёзное внимание уделяла коллективу, была убеждена, что только здоровый педагогический коллектив может правильно воспитать детей. Как руководитель, была хорошим хозяйственником, быстро реагировала на неполадки, умела находить помощников. Если ставила перед собой цель, то шла к ней через любые трудности, преодолевала их и достигала того, чего хотела. Во время её директорства был сделан капитальный ремонт школьного здания.

В благоустройство школы большой вклад внёс и муж Эльзы Романовны Дмитрий Дмитриевич Демидик. С его помощью в школу было проведено отопление. Заготавливать дрова и топить печи перестали. Гордостью Эльзы Романовны был пришкольный участок, который она превратила в школьный сад. Росли разные деревья и кустарники, красиво цвели яблони, было много черноплодной рябины. Сад был и перед её домом, наверно, это дань памяти далёкой родине. Школа была для неё и семьёй, и любовью. Всю жизнь Эльза Романовна следовала принципам и прививала их ученикам: уважать себя, тогда и другие будут к тебе с уважением относиться, не унижаться и не унижать других, не унывать. Она пользовалась большим уважением среди жителей посёлка. «Мама была учителем по призванию, по зову души», - так написала её дочь Валентина. У Эльзы Романовны четверо детей, все получили высшее образование и многого добились. В 1996 году она переехала к дочери в Германию, где умерла в 2008 году в возрасте 89 лет.

В посёлке Созимский находилась одна из самых больших немецких колоний. У каждого высланного была своя история, своя драма. Все без исключения, где бы ни работая, внесли свой вклад в развитие посёлка, потому что свои обязанности всегда выполняли «на совесть». Черты их национального характера – аккуратность и чистоплотность, трудолюбие и рачительность известны нам не понаслышке. Многие из трудармейцев создали здесь семьи. Их дети, внуки, правнуки и сейчас живут среди нас. Это наши соседи и друзья, одноклассники и коллеги.
Инна Шевчук, п. Созимский.
"Моё Верхнекамье".


Вложения:
М.К. Рембольдт.jpg
М.К. Рембольдт.jpg [ 49.07 КБ | Просмотров: 4395 ]
Э.Р. Демидик.jpg
Э.Р. Демидик.jpg [ 56.09 КБ | Просмотров: 4395 ]
К.А. Шмидт (крайняя справа).jpg
К.А. Шмидт (крайняя справа).jpg [ 162.64 КБ | Просмотров: 4395 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: п. Созимский
СообщениеДобавлено: 08 янв 2014, 16:02 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Старый открою альбом

Бывают в жизни такие минуты, или радостные, или грустные, когда вдруг почему-то захочется перелистать страницы фотоальбома. Здесь каждый снимок – это застывший кусочек неповторимого прошлого. Вот и сейчас, познакомившись с публикацией Инны Шевчук «У каждого своя драма» («Моё Верхнекамье», № 43), поторопилась взять в руки старый альбом. С большим уважением Инна рассказывает об Эльзе Романовне Демидик, о её нелёгкой судьбе. Захотелось и мне написать несколько строк об этой женщине. О коллективе, который она возглавляла и в котором мне посчастливилось работать четыре учебных года, с 1973 по 1977, сразу после окончания института.

Вот и нашлось нужное фото в альбоме. С волнением всматриваюсь в знакомые лица бывших коллег. Эльза Романовна - крайняя слева. Снимок сделан 1 мая 1974 года, после праздничной демонстрации и митинга, который проходил на площади, что в двух шагах от вокзала в посёлке Созимском. День выдался хоть и прохладный, но солнечный, яркий. Колонна учеников и педагогов пёстрой рекой лилась от средней школы через весь посёлок в сторону вокзала, по пути принимая всё новые нарядные ручейки людей. (Тогда в Созимском было две школы: десятилетка «на плотине» и восьмилетка в леспромхозе). Митинг окончен, но расходиться не хочется. Решили запечатлеть этот момент на фото.

Под руководством Э.Р. Демидик в коллективе трудились в то время и педагоги-стажисты, и те, кто делал первые шаги по учительской стезе. Однако не было разделения на «молодых» и «старых», а был единый коллектив, сплочённый директором. Принимали выпускников вузов и училищ радушно. Двухкомнатные апартаменты, к примеру, получили, благодаря стараниям Эльзы Романовны, я и учитель физкультуры Татьяна Владимировна Фофанова. Эльза Романовна позаботилась о том, чтобы обеспечить нас дровами, чтобы в комнатах были столы, стулья, кровати. А когда весной я страдала от сильного переутомления и авитаминоза, Эльза Романовна поддерживала меня домашним молоком и мёдом. Хорошие жилищные условия имели все молодые преподаватели: математики Нина Николаевна Шанцына и Тамара Валентиновна Даровских, учитель английского языка Римма Александровна Коровкина, учителя начальных классов Раиса Васильевна Марданова и Надежда Петровна Воробьёва. Молодёжь перенимала богатый педагогический и жизненный опыт коллег, которые делились им просто, без «учёного вида знатока». Заряжали энергией и бодростью учителя русского языка и литературы: вечный живчик Лидия Михайловна Филатова и подлинная хохлушка-хохотушка Галина Павловна Погорелова; учитель физкультуры, любимчик всех мальчишек посёлка Георгий Иванович Шуткин; преподававшая в начальных классах Алевтина Семёновна Соломина; душой компании, «развернув баян пошире», становился преподаватель музыки Виктор Леонидович Трушников. Теплом и семейным уютом делились с нами супруги Сырбачевы: грамотный учитель математики Мария Александровна и её муж, незаменимый и безотказный, мастер на все руки учитель физики Николай Николаевич. Рядом трудились историк от Бога Сергей Дмитриевич Новиков и его жена, классный учитель английского языка Альбина Сергеевна. Всегда были готовы помочь и словом, и делом преподаватель географии Лидия Ивановна Раменская и учитель химии Анна Ивановна Утёмова, супружеская чета Кузовлевых. Стоять горой за своих учеников умела преподаватель биологии Тамара Захаровна Касаткина. Поражало личное мужество учителя физики Николая Петровича Варанкина. Поучиться скромности и порядочности, вдумчивому, кропотливому отношению к делу можно было у Нины Сергеевны Фоминой. Учителя старшего поколения Елена Ивановна Ершова и Анна Григорьевна Наймушина примером показывали, как управлять детским коллективом и как держать дисциплину на уроках.

И, конечно же, образцом для всех являлась Эльза Романовна - генератор идей. У неё не было отдельного рабочего кабинета, трудилась она в уголке, отделённом перегородкой от учительской. Теперешним умом понимаю, что ей куда важнее было иметь в школе отдельные помещения для ребячьих органов самоуправления: пионерскую комнату, комитет комсомола, чем собственный кабинет. Школа занималась в две смены, и с раннего утра до позднего вечера Эльза Романовна была на посту.

Мне, девчонке с институтской скамьи, которой только-только исполнился двадцать один год, Эльза Романовна доверила должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и преподавание русского языка и литературы в 9-х классах (сегодняшние 10-е). И была я тогда старше своих учеников всего-то на пять-шесть лет. С большой теплотой в сердце вспоминаю моих «первенцев», благодарна и признательна им за понимание и отзывчивость. Жизнь и работа в Созиме – яркое и радостное пятно в моей жизни. И во многом это заслуга директора школы Эльзы Романовны Демидик.

Галина Ершова, п. Рудничный.
«Моё Верхнекамье».


Вложения:
Созмский , школа.jpg
Созмский , школа.jpg [ 65.94 КБ | Просмотров: 4191 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 137 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 14  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB