Настоящий учитель
Посвящается Сергею Петровичу Клабукову
Школа влияет на нашу будущую жизнь даже больше, чем мы думаем. После выпускного бала все мысли устремлены на новое и неизвестное, но чем дальше от школы, тем чаще память выхватывает какие-то важные моменты из школьной жизни. Вспоминаешь свой класс и тех, кто учился в соседних классах, учителей и, конечно, своего классного руководителя, у которого всегда особая роль.
Нашим классным руководителем был учитель истории Сергей Петрович Клабуков, кировчанин, приехавший в наш посёлок по распределению. Мы были его вторым классом, но первым, который он провёл от 4 до 11 класса. Помню, при первой встрече нас, маленьких четвероклашек, поразил его рост. Сергей Петрович был очень высоким человеком, почти два метра. Заинтриговывало и то, что наш классный руководитель – мужчина. В дальнейшем этот факт стал нашим преимуществом. Например, с самого начала нашей традицией стали походы на природу. Как правило, в походы мы ходили на осенних и зимних каникулах. Разбить лагерь и приготовить сушняк, разжечь костёр и сварить еду, словом всему, что надо уметь делать в походе, научил нас Сергей Петрович. Осенью, когда лёд на пруду уже достаточно окреп, но ещё не засыпан большим слоем снега, мы всем классом играли в футбол. А зимой иногда уходили в самый конец пруда и на озеро. В одном из таких походов случилась история, которую я вспоминаю до сих пор. Мы с одноклассницей решили пойти домой пораньше, а так как местность была хорошо знакома, нам разрешили уйти одним. Возвращаться с конца пруда нужно было по натоптанной тропинке. Но мы, увидев широкую просеку с уезжавшим по ней мотоциклом, двинулись туда, почему-то решив, что этот путь будет короче. Всё оказалось наоборот. Лесная дорога никак не хотела заканчиваться. Когда мы, наконец, вышли на асфальт, был уже поздний вечер. Нас искали. Что пережили наши родители и наш классный руководитель, я хорошо представляю только сейчас. Этот случай стал уроком для всех, но ходить в походы мы не перестали. В дальнейшем мы так привыкли отдыхать на природе, что в старших классах ходили уже самостоятельно. В последний раз Сергей Петрович «сводил» нас в поход после выпускного.
Так же довольно часто у нас проходили вечера, на которых мы пили чай, играли и танцевали. Кроме этого, Сергей Петрович договаривался о совместных вечерах со сверстниками из соседней школы, водил к ним в гости, и мы учились принимать гостей. Сейчас я понимаю, что он учил нас общению, как сказали бы сейчас, осуществлял процесс социализации. Говоря современным языком, Сергей Петрович учил нас активно отдыхать, он же учил нас и трудиться. Мы участвовали в соревнованиях по сбору макулатуры, помогали колоть и складывать дрова у пожилых людей. Рисовали плакаты и огромные картины для новогоднего зала, создавали украшения для майских демонстраций. Мы даже делали постановки для кукольного театра, с которыми потом ходили к своим шефам – работникам заводоуправления. Мы всё делали сами, но наш учитель всегда был рядом, направлял, помогал, подсказывал. Даже к выполнению своих классных обязанностей нас приучали относиться не формально. Помню, как я подтягивала одноклассницу по математике, при этом сама не отличаясь блестящими знаниями по этому предмету, но тогда я впервые смогла объяснить задачу так, как нас и учили объяснять. Это занятие стало переломным моментом в моём отношении к математике, то есть в большей степени помогло мне самой.
Вспоминая то время, понимаешь, что у нас помимо уроков была активная внеклассная жизнь. Чего, к сожалению, лишены нынешние школьники, может, в силу того, что изменился государственный строй, может в силу глобальных изменений в образовании. Конечно, применение новейших достижений науки и техники существенно обогащает уроки, в то же время колоссально увеличившаяся бумажная нагрузка отнимает время учителя, которое он мог бы потратить на организацию воспитательной среды. Нам повезло вдвойне: Сергей Петрович был и «классным» руководителем нашего детского коллектива, и «классным» учителем истории. Память рисует картину: высокая фигура нашего учителя, вышагивающая перед доской, длинные руки, время от времени направляющие указку на карту, и как фон звучит его негромкий голос. Сергею Петровичу и не нужно было повышать голос, его слушали, «раскрыв рот», затаив дыхание, потому что, обладая большим багажом исторических знаний, будучи очень эрудированным человеком, он к тому же был и прекрасным рассказчиком с тонким чувством юмора.
В то время в образовании не существовало ныне популярных понятий – компетенции, системно-деятельностный подход, метапредметность, без которых в наше время, как уверяют чиновники от образования, не получить всесторонне-развитую личность. Но нас всё-таки учили думать, аргументировать, применять свои знания в новых обстоятельствах. Сергей Петрович часто в качестве дополнения к теме использовал литературу. Именно благодаря учителю истории мы познакомились с произведениями Пикуля, Ефремова и многими другими. Эта связь с литературой не случайна, Сергей Петрович очень любил читать, имел неплохую домашнюю библиотеку, и нередко на перемене его можно было застать за чтением свежей прессы. А ещё у него было очень хорошее для учителя качество – справедливость, «равность всех перед законом», оценка ставилась, как и полагается, за качество ответа. Он часто использовал забытую учителями, а для современных детей и вовсе неизвестную отметку – единицу. И это объяснимо, если ученик не может у доски сказать ни слова или на листе написать ни строчки, он достоин именно такого балла. Только ни тогда, глядя на эту отметку в своём дневнике, ни сейчас, спустя годы, ученики не держали и не держат зла на своего учителя. Те из нас, у кого сохранились дневники, имеют возможность вспомнить ещё одну отличительную особенность Сергея Петровича: оценки, поставленные его рукой, были огромны, на две строки, такой же была и его роспись.
Говоря о Сергее Петровиче, все отмечают, что он был тактичным, неконфликтным человеком, талантливым педагогом и хорошим семьянином. Совсем недавно я узнала, что Сергей Петрович из учительской семьи, его мама была завучем одной из кировских школ, что у него было музыкальное и спортивное образование. Вспомнила, как удивлял нас знанием английского языка. Приехав из города, он прекрасно вписался в нашу местность и стал ярким представителем сельской интеллигенции. Многие считают, что наш класс был очень дружным. И хотя сам Сергей Петрович скептически относился к нашим заверениям об обязательных встречах после школы, мы всё же спустя 15 лет собрались. К большому сожалению, в это время Сергея Петровича уже не было в живых.
25 февраля 2002 года он умер от сердечного приступа. Очень грустно от того, что этого человека больше нет на белом свете, но есть твёрдое убеждение в том, что у нас была настоящая школьная жизнь и настоящий учитель.
Инна Шевчук, п. Созимский. "Моё Верхнекамье".
Вложения: |
11 класс, 1993 г..jpg [ 69.97 КБ | Просмотров: 3147 ]
|
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|