Текущее время: 03 мар 2021, 05:51

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12 апр 2012, 12:35 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19780
Откуда: п. Рудничный
Возродить бы деревни

Родился я в первый год войны в деревне Гонцово Гилевского сельсовета (сейчас Гидаевский). В семье были кроме меня мать, дед, бабка, моя старшая сестра. Отца не было, он ушел на войну и не вернулся. После двух его писем домой пришло сообщение – «пропал без вести». Так что отца мне не пришлось видеть.
В деревне нашей в то время был 31 двор. Все жители имели свое хозяйство – коров, свиней, овец, кур. Налоги приходилось платить немалые. Масла с одной коровы брали 9,4 кг, 75 шт. яиц, шерсть.
Огороды были по 40 соток. Трудились в колхозе и дома от зари до зари. Мужиков мало, да и те были калеки. И весь нелегкий крестьянский труд взвалили на себя женщины. Пахали, сеяли, косили, убирали выращенный урожай… Ну и, конечно же, пекли душистый хлеб.
Механизации в то время не было. Первым другом и помощником человека была лошадь. А их в деревне было до сорока голов, не считая молодняка. Да еще держали двух жеребцов.
Мать моя в то время работала конюхом, забот ей хватало. Иногда поесть было некогда. Придет домой, скотину нужно кормить, поить. За работу была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.».
Дед был участником первой мировой войны. В Отечественную находился в трудармии, работал на кладке печей на Омутнинском металлургическом заводе. А когда вернулся домой, тут же впрягся в колхозную работу. Был в основном кузнецом, делал даже телеги, сани. Вечерами при свете керосиновой лампы мастерил кадушки на продажу, чтобы рассчитаться с сельхозналогом.
Денег колхоз не платил, а на заработанный трудодень выдавали зерно. Да еще насильно подписывали на заем народного хозяйства с 1947 по 1957 годы.
Бабушка у нас была инвалид (хромала), но пряла, ткала, вязала, готовила на кухне, в колхозе иногда в уборку дергала лен.
Мы с сестрой учились в школе, а в летние каникулы помогали колхозу, как могли. Я погонял лошадей при пахоте, боронил, а на жатве работал на лобогрейке, греб сено на конных граблях. И другие наши сверстники тоже трудились. Труд познали рано.
Молодежи в то время было много, деревня от ребячьих голосов звенела. Отдых проводили весело – играли в лапту, городки, в чехарду, а в религиозные праздники собирались ребята из других деревень, было еще веселее. Зимой же катались с горки на лыжах, санках.
Но вот начинался призыв – и всей деревней весело провожали ребят в армию. Домой они редко приезжали на житье после того как повидали городскую жизнь. Девчата тоже уезжали, кто замуж, а кто и в няньки нанимался.
В конечном счете деревенька наша год от года пустела. К середине восьмидесятых в Гонцово не осталось ни одного жителя. А ведь стояла она на красивом пригорке, кругом поля, луга. Эх, восстановить бы там жизнь заново молодым да задорным людям!

Г. Гонцов, п. Созимский.
«ПН», 1993 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 14 апр 2012, 20:05 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19780
Откуда: п. Рудничный
Южаки, земля родная

Не желаю, чтобы о нас, жителях Южаков, говорили как о Иванах, не помнящих родства. Поэтому и хочу рассказать о том, как и когда появилась наша деревня. На точность претендовать не могу – все сведения были почерпнуты из рассказов родных и знакомых.
Без отца я остался восьми лет от роду и, естественно, ничего узнать не мог. А мама, Наталья Степановна, родословной своей не интересовалась. Не до этого ей было: пятерых воспитывала. В Южаках по линии матери я остался один. И вообще, в деревне осталось очень мало коренных жителей, живут, в основном, приезжие из других мест.
Династия по линии матери. Пестриков Карп (служил в царской армии 25 лет), Пестриков Илья Карпович (служил 10 лет), Пестриков Яков Ильич, Пестриков Кузьма Яковлевич. Его сестра Татьяна Яковлевна была моей бабкой, вышла замуж за Степана Дмитриевича Южакова. Мария, Ирина, Наталья, Семен – Степановичи. Из них Наталья вышла замуж за Василия Егоровича.
Династия по линии отца. Южаков Федор, Южаков Федор Федорович, Южаков Егор Федорович – мой дед. Южаковы – Егор Егорович, Василий Егорович (мой отец, родился в 1899 году в д. Южаки Кайского уезда Слободской волости), Яков Егорович, Мария Егоровна.

Из предания

Говорили, что когда-то эти места занимали «чучки». Именно так их называли все жители (вероятно, это местное название чуди – народности, которая занимала обширнейшее пространство – от северные области от Волги до Урала – ред.). Километров семь к северу от Южаков местность в лесу называется «первая Фролова пашня» и «вторая Фролова пашня». На почве, если присмотреться, хорошо заметны борозды. Значит, когда-то здесь землю пахали. Сейчас растет вековой лес.
Находят и заросшие ямы разных размеров. Глубокие и узкие, вероятно, служили для охоты на зверя (яму маскировали, на дно вбивали острые колья). Другие – неглубокие и обширные, находящиеся на возвышенности, - для жилья. Рассказывают, что «чучки» так в этих землянках и хоронили себя: хозяин выбивал центральную опору (стойку), которая поддерживала тяжелую крышу из бревен и дерна, и вся семья гибла. У деревни Захарово, на высоком месте, такое захоронение сохранилось до сих пор.
По рассказам людей, первыми в этих местах поселились девять семей – Федоровский род, Тихоновский, Тимичевы, Пестриковы и другие. Что вынудило их уйти в глухую тайгу, подальше от людей – никто толком не знает. Может быть, уходили от «барщины», от крепостного права. Выжигали леса, распахивали землю и селились. Я склонен думать, что наши предки пришли сюда с северо-запада – из Великого Устюга, Вологды, Каргополя. Уж больно похожи наши обычаи, жилища. Продвигались по самому удобному пути: по Северной Двине и ее притокам, по старому сибирскому тракту, который проходил через Лальск и Кай. Эти городки были торговыми центрами, которые притягивали не только купцов, но и разбойников. Были слухи, что в логу у деревни Каптол лихие люди когда-то спрятали клад с золотом. А слухи на пустом месте не возникают.
Этот древний торговый путь проходил в наших местах через деревни Копчиково, Кибаново и дальше вниз по течению Порыша и Камы на восток. В деревне Кибаново в свое время стояла известная в этих краях часовня. 14 сентября, в Семенов день, туда на молебен съезжались люди из разных мест: из Коми-Пермяцкого округа, из пермской губернии и всего Кайского края. Сейчас часовня разрушена, деревни нет, дорога заброшена.

На своей земле

Мой прапра… прадед Карп, отслужив 25 лет, вернулся домой. Зашел в избу, сел в куть (угол у входа) на лавку и развязывает котомку. Его жена сказала: «Пройди, служивый, в передок (в передний угол), садись за стол», а сама, испугавшись, сбегала за соседом Лаврухой. Мол, какой-то мужик пришел, не знаю, кто и что ему надо. Заходят они в избу, Карп и говорит: «Ну, беда совсем. Старуха родного мужа не узнала». У Карпихи и ведро из рук выпало…
Пожил он недолго, так и не дождался сына из армии. Не видел его ни разу – когда уходил служить, жена еще не родила. Илья, вернувшись домой, женился на девчонке из Кая. После свадьбы теща приехала навестить дочь и сильно удивилась, что дом топится по-черному (то есть вместо трубы в потолке было отверстие – «продуха» для выхода дыма). Когда топится печь, все с полатей слезают, потому что вверху скапливается дым. Вскоре теща привезла из Кая кирпич и печника. Так в Южаках появилась первая изба по-белому. Жили в селе бедно. До 1900 года одежду носили домотканую, а из обуви – лапти да валенки.
Но, по сравнению с нынешним временем, с протянутой рукой перед заграницей не стояли. Земля была кормилицей. Землей дорожили, гордились, она не зарастала бурьяном, как сейчас. Егор Федорович, мой дед, отслужив положенный срок и вернувшись домой, стал обзаводиться хозяйством. Когда дело дошло до дележа земли, даже разодрался с родным братом. Я, говорит, вшей в окопах кормил на японской войне, а ты мне земли не даешь! Кое-как разделили.

До революции

Население Южаков год от года росло. У Егора Федоровича семья выросла до 17 человек. Три сына с невестками и внуками и он с женой занимали две избы: в одной жили летом, в другой – зимой. Чтобы прокормиться, разрабатывали еще землю: выжигали участки леса и прямо в пепел сеяли рожь. И, по рассказам стариков, на плохой урожай не жаловались. Потом участок распахивали под пашню, покосы.
Ближе к нашему времени появилась механизация, а то все на лошадях управлялись. У Степана Федоровича были своя молотилка, жнейка на конной тяге, две шерстобитки, кирпичный заводик (точнее, небольшой производство кирпича). Дом для себя построил двухэтажный: первый этаж кирпичный, второй деревянный. Дом – игрушка: винтовая лестница, точеные перила, наличники – подобные сейчас в основном не на свои деньги строят. Все умел делать. Приступил к строительству второго дома для старшего сына, но вскоре призвали обоих на первую мировую войну. Погибли оба в 1914 году. Его внук приготовленный кирпич продал («проел»), дом выстроил деревянный.
До семнадцатого года некоторые крестьяне жили неплохо (относительно послереволюционных событий, конечно). У многих водилось золотишко. Слыхал, что у моего дедушки, Степана Дмитриевича, золота было – целый горшок! Все трудом тяжелым нажил. Куда все потом делось – неизвестно! При Советской власти он под раскулачивание не попал, хотя имущества у него было больше, чем у других. Он вовремя сдал все, что имел, в колхоз и этим спасся. Жалко было отдавать нажитое добро, но ничего не поделаешь – жить-то хочется. Другой мой дедушка по линии матери имел хорошее, крепкое хозяйство: несколько лошадей, шесть коров и много другой живности. До Советской власти, то есть до обобществления имущества, не дожил. Не все, конечно, жили зажиточно в Южаках. Некоторые ездили за зерном, на заработки вниз по Каме в Гайно. Там работали на лесозаготовках.
За свою долгую жизнь много старых домов отремонтировал и везде в верхней части в углу год постройки – 1910, 1911. Думаю, в эти годы не только село, но и Россия бурно развивалась. В деревне сами катали валенки, шили из овчины полушубки, плели лапти. Другую, не домотканую одежду, можно было купить у торговцев, которые приезжали из Слободского и Вятки, или в Кае у Охапкина. Он до революции держал там свою лавку – магазин и трактир. Люди, когда приезжали в Кай, шли к нему.
Дом у Охапкина был большой, не знаю – сохранился ли сейчас? Там можно было и товар купить, и выпить-закусить. Старики байки рассказывали, что по четверти водки там выпивали, до своей деревни доезжали и еще сил хватало коня распрягать. На здоровье не жаловались. На медведя с вилами ходили. Однажды Федот из деревни Захарово с медведем в рукопашную схватился. На охоте выстрелил в зверя, да не убил – ранил. Он на мужика кинулся. Хотел ударить мишку топором, но он зацепился за ветку и выпал из рук. Они схватились и покатились по траве. Одолел-таки Федот зверя, только медведь глаз ему зацепил. Пришел домой, а глаз висит на жилах, сам отрезал его ножницами. С той поры остался кривой.
Сейчас расскажу о своих родителях. Оба родились в 1889 году. Отец участник трех войн: Первой мировой, Гражданской и Отечественной. Погиб в 1942 году под Калугой, похоронен в братской могиле. Все тяжелые работы ложились на плечи матери. Сенокосила, пахала, ухаживала за скотом. Вечерами ходила на посиделки, где при лучине или керосиновой лампе ткали и вязали одежду, плели лапти. И ходила молиться в Екатерининский монастырь. Встанет до зари и старым волоком до Тихово, а это, считай, 70 с лишним километров. Там переночует, и еще 40 верст до Екатерины. Утром переоденет лапти на ботинки и идет в церковь. На следующий день обувает новые лапти (старые за длинный переход разваливаются) и обратно, домой.

После революции

Во время гражданской войны отряд колчаковских лыжников стоял на постое в дер. Копчата. После боев они, при отступлении, в речке Кибановка утопили пушку. Рассказывали люди: зайдет в избу соладт, винтовкой выше головы стукнет прикладом об пол: «Запрягай лошадь. Поехали!» Хозяин: «Куда?» - «Не твое дело. Пошевеливайся!» И приходится отвозить солдат – никуда не денешься. Откажешься, со двора лошадь уведут – до Уксеево или аж до Кудымкара.
О церкви. Раньше люди богобоязные были, без благословения и молитвы ни одно дело не начинали. Как говорится, без батюшки не родишься и не умрешь. Крещение и отпевание были обязательные обряды. В праздники ходили в Кай молиться, там большая церковь была. В 1938 году ее сломали – разобрали на кирпичи, якобы на строительство какой-то гидроэлектростанции. Я малолетним парнишкой с матерью ходил в Кай за горшками (были там три мастера известные, которые занимались этим ремеслом), и видел это варварство. Зачем ломали православные храмы? Разве нельзя было сделать новые кирпичи? Люди Веру потеряли. Было слава Богу, стало слава КПСС. Зачем людей в колхозы сгоняли и имущество отбирали? Точнее, не отбирали, а заставляли крестьян самим отдавать все. Попробуй – не отдай!.. Как, наверное, тяжело было расставаться со своей скотиной, которую забирали в общее стадо. Мои родители последними вошли в коммуну, вошли потому, что обложили «единоличников» огромными налогами.
В колхозе работали от зари до зари, без выходных и отпусков. За работу начисляли трудодни, расчет только в конце года – «натурой» (зерном, овощами) и немного денег. А выразить недовольство нельзя – репрессивный аппарат работал на полную катушку. Картошку сажали так: вспашут, колышком ямку сделают, бросят туда семя и землей чуть-чуть присыпят.
Военные годы были голодные и тяжелые. Хлеб пекли наполовину с травой. Пахали и боронили на себе: человек десять тащили плуг, трое-четверо борону. Я, тогда школьник, тоже наравне со взрослыми впрягался.
В Южаках была только начальная школа, дети из ближайших деревень ходили туда пешком – это 4-5 км. С 5 класса учились в Кае, жили на частных квартирах. В понедельник в 4 часа утра мать соберет котомку продуктов на неделю (в основном хлеб), и топаешь в школу, она тогда называлась школой коммунистической молодежи. Помню, в шестом классе, осенью, послали нас теребить лен. Холодно, моросит дождь. Сбежал я с такого «урока» и всю зиму больше не показывался в школе. Работал в колхозе, вечерами плел лапти. Мои ровесники многие не закончили учебу.
Сельхозналог крестьяне платили очень большой: мяса 36 кг, масло топленое – 9 кг, яиц – 76 штук, еще картошку, шерсть и деньги сдать надо. Налог не осилишь – со двора уведут корову на колхозную ферму. Деньги, которые приходились на трудодни, все забирал налоговый инспектор в счет налога и займа. Осенью все зерно из закромов выгребали. Доходило до того, что уполномоченный выкладывал наган на стол председателя колхоза и требовал все до последнего зернышка. «Иначе, - говорит, - поедешь со мной!» Председатель: «Чем кормить буду колхозников?» - «Не мое дело!». Люди зимой пухли от голода. Когда совсем невмоготу было – ходили «сбирать», то есть просили милостыню, так и выживали.
После войны уже не голодали, но колхозники по-прежнему оставались рабами на своей земле. Уехать из деревни было нельзя – паспортов не давали. Люди старались любыми путями выйти из колхоза: был случай, когда молодая девушка вышла замуж за старика, который работал в леспромхозе. Только тогда получила паспорт. Вот тебе и «свобода».
В леспромхозах люди жили лучше, чем колхозники. Даже когда отменили трудодни и стали выплачивать деньги, социальное положение не выравнялось. Многие наши женщины ходили из Южаков в Камский за 18 километров торговать луком, овощами, вязаными вещами.
Много лет с той поры прошло, а люди в самой глубинке российского Нечерноземья так и не пожили хорошо… Хотя наши предки, хоть и неграмотные были, но себя кормили и с протянутой рукой не стояли.

И.В. Южаков, д. Южаки.
«ПН», 2000 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 25 июн 2012, 12:23 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19780
Откуда: п. Рудничный
Из истории Пушейской библиотеки

Селу Пушья более трёхсот лет, а Пушейской библиотеке около ста. В летописях упоминается, что публичная изба-читальня действовала уже в 1908 году. В 1918 году библиотека находилась в помещении бывшей церкви, а заведовал ею секретарь Пушейской партийной ячейки Ф.Л. Леонтьев. Библиотечный фонд включал в себя не более пятидесяти экземпляров. В 1939 году библиотека закрылась, так как церковь решили разобрать – был нужен материал для строительства. В 1947 году под библиотеку отдали бывший поповский дом, там же открыли сельский клуб. Хозяйкой библиотеки являлась К.Е. Леонтьева. Все книги, которые предлагались для чтения, помещались в одном шкафу – их насчитывалось около двухсот экземпляров. Большинство жителей села были неграмотными, поэтому читали мало. В 1979 году библиотеке присвоили название «Пушейская», она стала филиалом районной, улучшилось снабжение литературой.

«ПН», 2002 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 04 июл 2012, 14:17 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 9848
[quote="ХиНа"]Из истории Пушейской библиотеки

Селу Пушья более трёхсот лет, а Пушейской библиотеке около ста. В летописях упоминается, что публичная изба-читальня действовала уже в 1908 году. В 1918 году библиотека находилась в помещении бывшей церкви, а заведовал ею секретарь Пушейской партийной ячейки Ф.Л. Леонтьев. Библиотечный фонд включал в себя не более пятидесяти экземпляров. В 1939 году библиотека закрылась, так как церковь решили разобрать – был нужен материал для строительства. В 1947 году под библиотеку отдали бывший поповский дом, там же открыли сельский клуб. Хозяйкой библиотеки являлась К.Е. Леонтьева. Все книги, которые предлагались для чтения, помещались в одном шкафу – их насчитывалось около двухсот экземпляров. Большинство жителей села были неграмотными, поэтому читали мало. В 1979 году библиотеке присвоили название «Пушейская», она стала филиалом районной, улучшилось снабжение литературой.

«ПН», 2002 г. [/quote До войны Пушья, по-видимому, была большим селом. Старые довоенные фото нашей семьи сделаны именно в Пушье. А какие чудные окрестности у Пушьи, ничуть не уступают по красоте Каю.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 15:08 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19780
Откуда: п. Рудничный
История создания деревни Плотниковы

(часть 3)

С Богом в душе и честью по жизни


Согласно записей из дневника Василия Филипповича Плотникова, народ в деревнях жил, с одной стороны, малограмотный либо вовсе неграмотный, но, с другой стороны, очень трудолюбивый, бережливый, доброжелательный, уважительный и отзывчивый. В «стародавние» времена, когда все работы делались вручную, без отзывчивости и взаимопомощи крестьянину было не прожить. Часто вместе – «всем миром» ставили срубы, убирали хлеба, сенокосили и метали стога. Вместе было и веселей, и сподручнее выполнять большую работу. Большие православные праздники тоже отмечались всем селом-деревней. К старшим относились очень уважительно. Повысить голос на старого человека считалось недопустимым, за это могли «за грудки взять» и побить, если прощения не попросит. Сыновья и дочери, даже становясь взрослыми, слушались отца и мать во всём, в том числе и по вопросам создания брака. «Ослушаться – грех, это даже в мыслях не допускалось», – писал Василий Филиппович.
А еще отмечалось, что до революции 1917 года народ в Верховье проживал верующий, православный. Верить в Бога, ходить в церковь, соблюдать посты и отмечать православные праздники было естественной потребностью крестьян. Бога боялись, аморальные поступки – незаслуженные оскорбления, воровство, причинение вреда людям, не говоря уже о более тяжких преступлениях, – считались за большой грех. Если в деревне появлялся человек, неоднократно совершавший аморальные поступки, его могли побить, устроить самосуд и даже изгнать с позором из деревни, чтобы он не бросал тень на односельчан. Так и жили: с Богом в душе и с честью по жизни.

Праздники

Рождество. Оно отмечалось по старому стилю 25 декабря. Но в 1918 году специальным декретом В.И. Ленина Юлианский календарь сменился на Григорианский, и февраль в том году длился всего 15 дней (после 31 января началось сразу 14 февраля). И праздник стал приходиться на 7 января. Но смена календаря не изменила отношения людей к празднику. Рождество – это игры, забавы, катание на ледяных горках, шум и смех. Накануне праздника, в Сочельник, малые дети и подростки ходят по домам и поют перед хозяевами религиозные песни. За это хозяева угощают их стряпнёй, пряниками, куличами. Иногда детям дают мелкие (медные) деньги. Девицы на выданье в ночь перед Рождеством гадают в овине или бане.
Масленица. Этот самый весёлый, разгульный, особенно среди молодёжи, весенний праздник справлялся всю неделю. Масленица – объедение. Хороша, вкусна! Праздничное застолье обязательно было с блинами, причём пекли их из разной муки. Блины обычно стояли в центре стола, а по бокам расставляли плошки со сметаной, мёдом, вареньем, маслом. Взрослые ходили или ездили в гости на лошадях, украшенных нарядной сбруей, в дуге – колокольчик, запряжённых в праздничные сани. Гостям в масляну неделю всегда были рады, им старались угодить и накормить досыта. Праздник объединял все деревни в округе. Молодёжь из Плотниковы, Шумайлово, Ванино, Кочкино и деревень нижнего конца Верховья – Раменье, Чурши, Колегово, Симоново, Лазаревская, Яровская днём собиралась на угоре-увале близ Кочкино и устраивала катания на салазках или ладейках (толстая закруглённая спереди доска), смазанных жидким коровяком, по направлению к речке Сосновке. Молодёжь из деревень с верхнего конца Верховья – Баранниково, Макарихины, Семёны, Силкины, Пещёры катались с угоров на речке Бурчага. Шуму, смеху и веселья было предостаточно. Причём катались с горки и стар, и млад. А вечером молодёжь собиралась на «вечёрки» (обычно в доме одинокого человека), там общались, пели песни и танцевали. Позднее, когда не было ещё клуба, собирались в школе.
Заканчивалась Масленица и начинался Великий пост. В это время старались не только не есть скоромную пищу (мясное и молочное), но и не браниться, даже если был повод.
Пасха. Накануне этого главного православного праздника взрослые и молодёжь старались посетить Кирсинскую церковь и совершить вокруг неё крестный ход. Долгое время на берегу Большого Кирсинского пруда стояла деревянная церковь, и люди посещали только её. Но она не вмещала всех прихожан. И появилась потребность в большом каменном храме. Строительные работы по возведению кирпичной церкви закончились в 1911 году. Одновременно с богослужением там художники занимались росписью стен и потолка. Строили кирпичную церковь за счёт сборов с населения (2-5 копеек в месяц с одного работника) и пожертвований. А когда в церкви закончили роспись, она превратилась в настоящую красавицу.
Если Рождество и Масленица – это катание с ледяных горок, то Пасха – это качели. Взрослые ходили в гости, а молодёжь собиралась на гуляния, водила хороводы, качалась на качелях. Близ Плотниково на увале заранее готовили несколько качелей. Ребята качались на привязанной к перекладине широкой доске и крутились на «вертужке» (на вершине вертикально вкопанного в землю бревна закреплялся свободно вращающийся железный диск с крючками, к которым привязывались верёвки). На Пасху обязательно готовили свои угощения: красили яйца, пекли куличи, колобки, пироги, шаньги. К празднику, как правило, уже поспевала брага и пиво. К вечеру собирались за общим столом, называлось это празднование – питухи. Многие гуляли всю пасхальную неделю. И всю неделю звенели церковные колокола.
Троица. Этот праздник отмечался три дня. Накануне его жители деревень убирали улицы и территорию у домов от мусора, вывозили навоз на поля, дочиста подметали двор. Считалось зазорным оставить мусор на праздник. Избы в деревнях украшались веточками берёзы — это любимое дерево на Троицу. Праздник начинался с родительской субботы. В первой половине дня принято было ходить на кладбище в посёлок Кирс. Многие перед этим посещали либо Кирсинскую церковь, где совершалась поминальная служба, либо кладбищенскую часовенку. На кладбище с собой приносили домашнюю стряпню, в том числе обязательный для таких случаев рыбник, и в «бурачке» (бурак, бурачок – ёмкости из бересты и дерева) домашнее пиво, квас или бражку, чтобы посидеть у могилки и добрым словом помянуть усопших родственников. Некоторые приносили с собой самогонки, но таких было мало. Считалось, что напиваться допьяна – грех вообще, а на кладбище – это ещё и оскорбление усопших.
Во второй воскресный день отмечался праздник Святой Троицы. Утром все жители деревень старались обязательно посетить Кирсинскую церковь. После обеда взрослые обычно ходили в гости, а молодёжь собиралась «на гулянье». Праздники отмечались не только всей деревней, но и всей округой. Ребята и девчата из нижней части верховья собирались в деревне Колегово, из срединной части – в Плотниковы, а нижней части – в деревне Симоново, на поляне. Одевались, естественно, по-праздничному, у девушек на головах венки из ярких цветов, в руках у всех обязательные для этого дня веточки берёзы. Массовое гуляние продолжалось целый день до позднего вечера. Веселились как могли: водили хороводы с песнями, танцевали под бубны (они иногда были с колокольчиками), а позднее под гармонь. Основной танец был «ланце» (четыре пары из парней и девушек стояли друг против друга и исполняли 10 разных танцевальных па). Танец со стороны смотрелся очень красиво, благородно. Танцевали также краковяк, сербиянку, падиспань, барыню. Взрослые не отставали от молодёжи, тоже веселились от души, часто собирались за единым столом, пели песни и танцевали «кадрелочку» (кадриль) или «топотуху».
На третий день, в понедельник, отмечали день Святого Духа. Считалось, что в этот день нельзя работать на земле – грех, потому что Земля – именинница. Но к тому времени обычно все земляные работы давно закончены, и не грех было лишний раз навестить родственников или собраться всей деревней за общим столом.

Досуг

По праздникам, в зимнее вечернее время по выходным дням молодёжь нашей деревни Плотниковы, а также Кочкино, Ванино, Бартово, Шумайлово собиралась на вечёрки. Обычно собирались в доме Павла Митькина (хозяину дома платили по 5-10 копеек с человека). Там пели песни, частушки под гармошку или балалайку, водили хороводы. На таких посиделках частыми гостями были свахи, которые высматривали будущих женихов и невест.
Позднее, в советское время, в деревне Кочкино появилась изба-читальня. Там можно было почитать газеты, журналы, книги или послушать радио (радиоприёмник работал на батарейках). В конце 1920-х годов летом иногда приезжала передвижная киноустановка. Прямо на улице расставляли скамейки, табуретки и всей деревней смотрели кино.

Посты

Их соблюдали обязательно. В это время питались только постной пищей. Из круп варили щи, кашу; из репы – репницу, из лука – луковицу, из гороха – гороховицу. Из овса делали толокно и ели его с квасом. Почти все продукты для питания крестьяне производили сами. Что растили – то и ели. Бережливость в еде была в крови, ведь всё выращено своими руками, обильно полито потом. Особенно ценили хлеб, обычно его пекли в воскресение на всю неделю. Хлеб был мягкий, душистый и вкусный. Каждая хозяйка знала свой способ приготовления хлеба.
Заботились об урожае заранее. Ежегодно в конце июня богослужение проводилось прямо в поле. По просьбе жителей деревни к ним приезжал священник из Кирсинской церкви с переносными иконами. Его встречали, и вместе с переносными иконами из часовни деревни Чурша все колонной шли в намеченное место в поле. Там заранее устанавливали стол, покрытый скатертью. Такие богослужения проводились в каждой деревне. Цель: чтобы Господь Бог поспособствовал обильному урожаю.

М. Котлов, по материалам дневника В.Ф. Плотникова.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 19:38 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Насколько все-таки все в этом мире относительно. Кто-то наверняка посчитает эти простые человеческие будни и радости примитивными, но настоящие человеческие ценности примитивными не бывают. Спасибо авторам - каждый раз, как окунаюсь в дореволюционное прошлое, сердце наполняется теплом.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 05 ноя 2012, 21:58 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 9848
Пестриков писал(а):
Насколько все-таки все в этом мире относительно. Кто-то наверняка посчитает эти простые человеческие будни и радости примитивными, но настоящие человеческие ценности примитивными не бывают. Спасибо авторам - каждый раз, как окунаюсь в дореволюционное прошлое, сердце наполняется теплом.
У меня тоже тепло на душе становится... Многое из того уклада еще застала, семья деда и бабушки была для меня примером, и сейчас остается.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 янв 2013, 13:37 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19780
Откуда: п. Рудничный
Елена Ивановна Шипицына заведует Пещёрской сельской библиотекой более 35 лет – с самого открытия этого культурного учреждения. Для местных жителей библиотека – дом родной, место встреч и проведения досуга.
При помощи старожилов Е.Н. Шипицына составила летопись родного посёлка – краткий рассказ о взлётах и падениях, о знаменательных событиях и лучших людях.


ЛЕТОПИСЬ ПЕЩЁРЫ

Посёлок Пещёра входит в состав Кирсинского городского поселения. Расположен при железнодорожной станции Пещёра.
Расстояние до районного центра – 16 км. Дата основания – 1931 год. Пещёра - самый южный населённый пункт Верхнекамского района, посёлок находится на пересечении шоссейной и железной дорог, в верховьях реки Вятки.
Если вы едете по железной дороге из Кирова в Кирс, то не минуете маленькую станцию с загадочным названием – Пещёра. У нашего лесного посёлка, как и у множества населённых пунктов необъятной России, своя судьба – история, которую не прочтёшь ни в одном издании, которую свято хранит лишь человеческая память.

Год 1928-й. В дремучем лесу, богатом зверем и птицей, застучали топоры. Началось строительство железной дороги «Яр – Фосфоритная». В окрестных деревнях пошёл слух об «огненном звере». Старые бабки крестились, предсказывая пришествие антихриста. А железнодорожная насыпь, благодаря усилиям мастеровых, продвигалась всё дальше и дальше сквозь леса и болота. На 124-м километре был построен разъезд, который назвали по близлежащей деревне – Пещёра. По мнению очевидцев, деревня была названа Пещёрой из-за своего расположения. Соседние деревни, Силкины и Баранниковы, располагались на возвышенности, а Пещёра – в низине.

Год 1931-й. С вводом железной дороги в этом глухом краю затеплилась новая жизнь. Всё чаще жители ближних деревень: Пещёра, Силкины, Баранниковы и т.д. приходили к единственному бараку, в котором жили железнодорожники, обслуживающие разъезд, чтобы посмотреть на «железку». О чём думали и что загадывали наши прадеды? Наверно о будущем, о чём-то новом и светлом. И предвестником этого нового стало то, что на открывшемся разъезде началось строительство жилых домов. Это были первые дома будущего посёлка. Они возводились беспорядочно, не образовывая улиц.
Первой улицей посёлка, по воспоминанию старожилов, была улица Таганская. Она располагалась вдоль речки Таганки и состояла из одного дома и двух землянок. В одной из этих землянок в течение семи лет (с 1939 года ) жила со своим мужем Волоскова Наталья Саватеевна, которая оказала неоценимую помощь в составлении летописи истории посёлка.

С 1940 по 1957 годы Пещёра была Лесным Отделом Омутнинского металлургического завода. В то время (до 1965 года) посёлок входил в состав Омутнинского района.
Основным занятием жителей посёлка и близлежащих деревень была добыча древесного угля для нужд Омутнинского металлургического завода. До сих пор в окрестностях посёлка встречаются ямы, похожие на медвежьи пещеры. Это ямы от «кучонков» - тех самых приспособлений, в которых жгли (томили) древесину, получая древесный уголь. Заготовляли не только уголь, но и древесину. Не имея механизмов, все лесозаготовительные работы вели вручную. Лес вывозили из делянок на лошадях. Для этих целей была построена узкоколейка, связывающая делянки с железной дорогой. По этой узкоколейке на вагонетках, которые тянули лошади, вывозили древесину к железной дороге и вручную грузили в вагоны. Из объектов соцкультбыта в 50-е годы в посёлке функционировали: пекарня, магазин, почту доставляли из Кирса на лошадях. Клуб и медпункт располагались в одном из бараков.

1957 год. Посёлок Пещёра стал одним из лесопунктов Кирсинского леспромхоза. Сразу же началось строительство эстакад для разделки леса, на смену ручному труду пришли механизмы. В 1957 году в делянках появились первые тракторы. Внешний вид посёлка менялся на глазах. Как грибы росли щитковые дома по улицам Октябрьская, Первомайская, Ленина…

Главным событием 1959 года стало новоселье поселкового клуба. Клуб переехал в новое типовое здание по улице Ленина. А после того как была поставлена киноустановка, спрос на это учреждение культуры ещё больше возрос. Ежедневно показывали два киносеанса: с 18 часов для детей и с 20 часов для взрослых. Бывали случаи, что 150-ти местный зрительный зал не мог вместить всех желающих, некоторые приносили с собой стулья из дома. Каждый фильм «крутили» по два дня, чтобы все имели возможность его посмотреть. В одной из комнат клуба был поставлен бильярд, который тоже пользовался спросом.

1960 год. Пещёрскому лесоучастку выделен первый автобус для перевозки бригад лесорубов к месту работы. Почётное право управления новым транспортным средством выпало Михалёву Виталию Ивановичу.
По-ударному трудились в эти годы бригады лесозаготовителей. Слух об их рекордах донесся до Москвы. На Выставку Достижений Народного Хозяйства были приглашены ударник Коммунистического труда Бандаков Юрий Фёдорович и бригадир лесозаготовительной бригады кавалер ордена Ленина Едигарев Иван Васильевич.

1961 год. В посёлке открывается восьмилетняя школа. Этого знаменательного события с большим нетерпением ждали все. Теперь ребятишкам не надо бегать в школу за 7 километров в Верховье. А в 1968 году для учащихся младших классов распахнулись двери нового здания начальной школы. Всего учащихся в это время насчитывалось более 260 человек. Уроки проводились в две смены. Наполняемость классов была очень высока. Вскоре при школе построили интернат для учащихся из Верховья и школьную столовую, в которой было организовано горячее питание.

1965 год. Посёлок Пещёра передан в Верхнекамский район.

70-е годы - годы успешного процветания посёлка. Полным ходом ведутся лесозаготовительные работы: валка леса, чокеровка, трелёвка, обрезка сучьев, погрузка на МАЗы, подвозка хлыстов, разделка на нижнем складе, погрузка в вагоны. В ударные месяцы водители на вывозке не глушили машины даже на пересменке, в три смены работал нижний склад. Не хватало рабочих, поэтому были задействованы сезонные рабочие из Молдавии, с Украины.
В посёлке появилась ещё одна новая улица – Лесная.
Функционируют объекты соцкультбыта: магазины Кирсинского ОРСа (продуктовый, промтоварный, хлебный), столовая, фельдшерско-акушерский пункт, комплексно-приёмный пункт бытового обслуживания населения, почта, клуб с передвижкой от библиотеки Кирсинского леспромхоза, баня, прачечная, детские ясли, детский сад, восьмилетняя школа с интернатом для учащихся из Верховья. Численность населения в посёлке в эти годы превышала 1500 человек.

1977 год. 3 октября «Кировлеспром» издаёт приказ о передаче Пещёрского лесопункта Песковскому леспромхозу «Кировлеспрома». И начинаются реорганизации - одна за другой… В культурной жизни посёлка – событие: 17 ноября открыла для своих читателей двери Пещёрская сельская библиотека. Она расположилась в одной из комнат клуба – бывшей бильярдной.

Год 1978-й. Сдано в эксплуатацию новое здание в центре посёлка. В нём разместились ФАП (фельдшерско-акушерский пункт) и КПП (комплексный приёмный пункт).

В 1979 году Песковский леспромхоз реорганизован в объединение «Песковсклес». Качество жизненного уровня населения посёлка значительно снизилось. Заработная плата работников леса оставляла желать лучшего. Всё это повлекло за собой резкое уменьшение количества населения. В 1982 году в поисках лучшей жизни посёлок покинули не один десяток семей: Лисины, Лебедевы, Воробьёвы, Зубаревы, Козины, Бандаковы… И в последующие годы отток населения из посёлка продолжался.

В 1990 году были закрыты детские ясли, ясельная группа соединена с младшей группой детского сада. Прекратила своё существование поселковая баня.
Год 1992-й. В посёлке не стало детского сада. Объединение «Песковсклес» закрыло детский сад - ввиду финансовых проблем не стало возможности содержать его.

Год 1993–й. Объединение «Песковсклес» реорганизовано в АООТ (Акционерное общество открытого типа) «Песковсклес». Ветшает жилфонд посёлка. Руководство объединения предлагает желающим строить жильё хозспособом. И буквально на глазах в посёлке вырастает ещё одна улица – Новая. В девяностые годы в посёлке построено более 20 новых домов.

1994-й год отмечен далеко не радостными событиями в истории посёлка: сгорел клуб – место, куда любили приходить целыми семьями не только в праздники, но и в будни, чтобы посмотреть интересный фильм. Когда-то здесь был даже свой ВИА, который радовал своими выступлениями не только жителей Пещёры, но и Верховья, Барановки…
АООТ «Верхнекамье» закрыло поселковую столовую, в которой кормили горячими обедами школьников, да и жители посёлка любили вкусные и недорогие обеды местных поваров, а уж их выпечка всегда расходилась на «ура». Прекратил своё существование и КПП - как нерентабельный. Хотя жители посёлка с удовольствием пользовались услугами парикмахера, телемастера, химчистки, ателье… В помещение КПП переехала библиотека и отметила своё новоселье.

1995-й год порадовал тем, что отдел культуры Верхнекамского района открыл в Пещёре клуб (в помещении бывшей бани) и принял его на своё финансирование. Вряд ли это бы произошло, если бы пещёрская молодёжь во главе с Ю.О. Мышкиным не проявила активность и инициативу в этом деле.
Ещё одно приятное событие этого года – АООТ «Верхнекамье» открыло в помещении бывшей столовой местную пекарню. Теперь жители посёлка имеют возможность покупать горячий хлеб прямо из печи. В этом же помещении открыт ещё и бар для любителей выпить и весело провести время.

Год 1996-й. На базе начальной школы открылась смешанная группа детского сада, филиал Верховского детского сада «Рябинка».
1997 год. На месте исчезнувшей деревни Сёмины установлен памятник исчезнувшим деревням Верховского сельского Совета: Пещёра, Силкины, Сёмины, Макарихины, Баранниковы. Автор и исполнитель памятника - бывший житель деревни Сёмины Осколков Геннадий Михайлович. Одной из этих деревень, деревне Пещёра наш посёлок обязан своим названием.

1998-й год. В связи с ликвидацией АООТ «Верхнекамье» в посёлке закрыты пекарня и бар. В пустующем здании, в котором когда-то размещался хлебный магазин, ЧП Борзоногова Н.В. открыла магазин смешанных товаров.

Год 1999-й. АООТ «Песковсклес» прекратило своё существование, и Пещёрский лесоучасток стал частью ОАО «Леснополянский комбинат».

Год 2000-й. Руководство ОАО «Леснополянский комбинат», оставив в своём составе лесозаготовительные бригады, продаёт нижний склад и гараж ООО «Борлес». Новые хозяева – новые порядки. В гараже осталось две машины: один лесовоз да самосвал.

Год 2001-й. В 21 век посёлок вступил со следующими количественными показателями: количество населения – 437 человек, учащихся – 49, пенсионеров – 144, безработных – 31.
Впервые в истории поселка жители отметили его 70-летний юбилей.
Заведующая клубом Анна Фёдоровна Узун организовала настоящий праздник! День рождения посёлка был приурочен к Дню железнодорожника неслучайно, ведь именно представители этой профессии были первыми жителями железнодорожного разъезда Пещёра, с которого и началось строительство посёлка.

2003-й год. Прекратила своё существование Пещёрская неполная средняя школа. Причина банальная – некого учить. Наполняемость классов - в среднем 3-4 ученика. С нового учебного года школьники учатся в Верховской средней школе. Добираются туда и обратно ежедневно рейсовым автобусом.

Новый 2004-й год жители посёлка Пещёра встречали в кромешной темноте. В канун Нового года произошла авария на линии электропередачи. Пять дней посёлок был оторван от внешнего мира: без электричества и телефонной связи. Бесхозные электролинии нуждаются в регулярном обслуживании, им нужен хозяин.

Год 2005-й. Вся страна отмечает 60-летие Великой Победы. В честь этой знаменательной даты в посёлке открыта мемориальная доска «Никто не забыт – ничто не забыто. 1941 – 1945 г.г.» - дань памяти землякам - участникам Великой Отечественной войны. Автор идеи открытия этого святого места – глава Верховской сельской администрации А.Б. Семакина. Сварочные работы выполнил Волынец В.Н., установка и оформление - Князев В.В.
Февраль 2005 года. ООО «Борлес» признано банкротом. В посёлке открылся производственный участок с новой вывеской - ООО «Лесной Бор», но и он просуществовал недолго. В октябре этого же года у предприятия вновь сменилось название - ООО «Пещёралес». Передача лесоучастка из рук в руки негативно сказалась на качестве жизненного уровня населения. Главным образом - это задержки выплаты заработной платы, сокращение рабочих мест, бесхозный жилой фонд, отсутствие уличного освещения… В феврале 2005 года местные жители супруги Токаревы купили у торгового объединения «Верхнекамье» помещение бывшей столовой и открыли частную пилораму. Таким образом, шесть человек получили рабочие места. Ещё одно приятное событие этого года – в посёлке появилась сотовая связь – МТС. Её качество оставляет желать лучшего, ведь чтобы дозвониться до нужного абонента владельцам мобильных телефонов порой приходится залезать на крышу собственного дома или идти на Волковский угор.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 янв 2013, 13:45 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19780
Откуда: п. Рудничный
ЛЕТОПИСЬ ПЕЩЁРЫ

(продолжение)

С января 2006 года посёлок Пещёра вошёл в состав Кирсинского городского поселения.
Краткая социально-экономическая и демографическая характеристика посёлка:
Количество населения –390 человек;
Промышленность – лесная;
Предприятия: ООО «Пещёралес», пилорама ИП Токаревой О.В,
Станция Горьковской железной дороги;
Объекты соцкультбыта: магазины (Верхнекамское райпо, ИП Борзоноговой Н.В.); школа начальная (1-4 класс) - филиал Верховской средней школы, учащихся – 10 человек; детский сад - филиал Верховского детского сада. 1 смешанная группа – 13 человек; фельдшерско-акушерский пункт; почта; клуб; библиотека.
Передача посёлка Кирсинскому городскому поселению положительно отразилась на бытовом уровне: в зимний период стали расчищать дороги на улицах посёлка, возобновлено освещение улиц в вечернее время, построена новая автобусная остановка. В этом году жители посёлка испытывают проблемы с телефонной связью. Кирсинский участок электросвязи закрыл в посёлке коммутатор, место, где можно было подать телеграмму, заказать переговоры. Теперь эти услуги населению не предоставляются вообще. Немного улучшилась мобильная связь.
К оператору МТС добавился Мегафон, но всё же качество связи оставляет желать лучшего. Событием культурной жизни посёлка стал его 75-летний юбилей, который отмечали дружно. В центре посёлка, у конторы ООО «Пещёралес» было весело и многолюдно. Выступали артисты из РЦ «Досуг», заведующая клубом Ольга Евгеньевна Осколкова проводила развлекательную программу.
Прошедшая сельскохозяйственная перепись показала, что из 171 хозяйства – 10 абсолютно заброшены. В собственности у населения 16 голов КРС (крупного рогатого скота), около 30 поросят, есть овцы, куры и даже утки.

Год 2007-й. В районе гаража появилась перевалочная база ООО «Силикатлеспром». Доброй новостью для жителей посёлка стала установка таксофона. Его поставили в центре, у здания медпункта. Теперь каждый желающий в любое время суток может воспользоваться услугами связи. Событием культурной жизни посёлка в этом году стал 30-летний юбилей Пещёрской сельской библиотеки, которой все эти годы со дня основания заведует Елена Ивановна Шипицына.
На сегодняшний день в посёлке 11 улиц: Железнодорожная, Южная, Советская, Октябрьская, Первомайская, Таганская, Нижняя, Ленина, Северная, Лесная, Новая. На некоторых из них осталось по 2-3 дома. Асфальтированная дорога связывает посёлок с районным центром – городом Кирсом. Организовано движение рейсовых автобусов по маршруту «Кирс – Пещёра» три раза в день.
В Пещёре живут замечательные люди. В первую очередь это вдовы участников Великой Отечественной войны – Беляева М.С., Рябова Л.С., Силкина М.А. Ветераны трудового фронта – Силкина Л.А., Голованкова Т.И., Бисерова М.И., Мышкин А.А. и другие… Ветераны труда – Будина А.А., Багин И.П., Носкова И.И., Волынец Н.И. и другие. Активно работают общественные объединения: Совет молодёжи под руководством Мышкина Ю.О., женсовет под руководством Судневой Н.А., Совет ветеранов под руководством Киселёвой Р.А.

2008-й год. Закрыт филиал начальной школы, теперь школы в посёлке совсем нет. Всех учащихся, с первого по одиннадцатый класс, в школу (Верховскую) доставляет школьный автобус, выделенный по программе реорганизации малокомплектных школ.
Прекратило существование ООО «Пещёралес». Железнодорожный тупик с краном взяло в аренду ООО «Русь НВ». Производственная деятельность новых арендаторов заключается в погрузке древесины, закупаемой у ИП (индивидуальных предпринимателей), в вагоны.
Магазин, принадлежавший Верхнекамскому райпо, передан в аренду ИП Гонцовой Л.Г.

2009-й год. На фоне мирового финансового кризиса жизнь в посёлке осложнена безработицей. Рабочих мест, за исключением объектов соцкультбыта, практически не осталось. ООО «Русь НВ» уволило всех работников. Контора лесопункта закрыта на замок.

Год 2010-й. Промышленных предприятий в посёлке нет. Действующей остаётся лишь пилорама ИП Токаревой О.В. и станция Горьковской железной дороги.
Из объектов соцкультбыта: магазины: ИП Гонцова Л.Г., ИП Борзоногова Н.В.; детский сад - 1 смешанная группа - филиал Верховской средней школы; ФАП; почта; клуб; библиотека
В помещении бывшей леспромхозовской конторы ИП Шипулина С.Н. открыла парикмахерскую. Сюда же переехала почта, т.к. старое здание почтового отделения уже непригодно для эксплуатации. В этом же помещении отремонтирован кабинет для специалиста Кирсинской городской администрации, который принимает население по личным вопросам каждую среду. Должность специалиста занимает Людмила Ильинична Плотникова.
По инициативе администрации Кирсинского городского поселения и Центра занятости населения в посёлке создана бригада, выполняющая общественные работы. Рабочие этой бригады занимались ремонтом общественных колодцев, разбирали ветхие дома, наводили порядок в посёлке. Благодаря деятельности этой бригады в посёлке стало намного лучше и чище.

2011-й год. Численность населения посёлка с каждым годом становится всё меньше и меньше. Всего зарегистрировано 356 человек, а фактически проживает 278. В основном, это люди пенсионного возраста. Год юбилейный - 80-летие посёлка. По традиции, в первое воскресение августа жители отметили это событие.

2012-й год. В марте, в связи с тем, что помещение филиала Верховского детского сада «Рябинка» не прошло лицензирование, в посёлке закрыта смешанная группа детского сада. Детей теперь возят на школьном автобусе в д. Кочкино. По результатам голосования на выборах Главы администрации Кирсинского городского поселения победу одержал Ушаков Александр Николаевич.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 янв 2013, 14:10 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19780
Откуда: п. Рудничный
ХиНа писал(а):
1995-й год порадовал тем, что отдел культуры Верхнекамского района открыл в Пещёре клуб (в помещении бывшей бани) и принял его на своё финансирование. Вряд ли это бы произошло, если бы пещёрская молодёжь во главе с Ю.О. Мышкиным не проявила активность и инициативу в этом деле.
mouse, это тебе тогда сколько лет было? :shock:

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB