Текущее время: 28 мар 2024, 21:44

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 мар 2015, 15:38 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 14:42
Сообщения: 121
Откуда: Чёрная Холуница / Пещёра / Киров
Сибирей было несколько в Вятском крае, это достаточно распространенное название. Ответа о причинах такого названия у меня нет, вот обсуждение этой темы: http://rodnaya-vyatka.ru/forum/83170

_________________
Краеведческий портал "Родная Вятка"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 17 май 2015, 15:06 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 14:42
Сообщения: 121
Откуда: Чёрная Холуница / Пещёра / Киров
На сайте "Родная Вятка" опубликован список населённых пунктов Кировской области за 1939 год.
Новость об этом: http://rodnaya-vyatka.ru/blog/2570/97714
Сам список: http://rodnaya-vyatka.ru/snp1939

_________________
Краеведческий портал "Родная Вятка"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 17 май 2015, 20:03 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 фев 2013, 23:09
Сообщения: 196
Спасибо ,Данко! Очень интересно , пишите еще.

_________________
всем спасибо


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 17 май 2015, 21:56 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2012, 10:40
Сообщения: 23108
ещё бы панорамами разбавить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 10 июл 2015, 08:26 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
И закончилась новая жизнь…

30 лет назад д. Петухово покинул последний житель

В XVII веке часть Сибирского тракта пролегала через с. Гидаево на Кайгород и далее в столицу Перми Великой г. Чердынь. В те времена по обе стороны дороги между Гидаево и Кайгородом было много селений, находящихся в нескольких километрах друг от друга, и среди них – деревенька в одну улицу под названием Петухово. Здесь жил мой прадед Иван Васильевич Петухов, родившийся в 1880 году.
Он взял себе в жёны девушку Марию из той же деревни. Молодой семье выделили земельную долю и лесной участок. Позже молодые поставили себе избу и отошли от родителей. Землю они обрабатывали деревянной сохой, рожь жали серпами, зерно из колосьев выбивали вручную.
Иван и Мария были неграмотными, ведь в их деревне не было школы. И церкви не было, но в те годы у всех была вера в Бога, поэтому в каждой избе в светлом углу обязательно стояла иконка, а то и не одна.
Вместо электричества деревенские жители пользовались лучиной. Летом носили холщовые рубахи и длинные сарафаны, на ноги обували лапти, под которые наворачивали холщовые тряпки. Зимой носили тулупы из шкур животных и зипуны.
Родителей в семьях почитали, отца звали тятей, а мать – мамой. Стариков уважали, величали по имени-отчеству. Важными чертами характера у людей были честность, добрососедство, трудолюбие.
Иван и Мария были такими же трудолюбивыми людьми. Иван сам мастерил все деревянные вещи в доме, что-то делал на заказ. Мария пряла, ткала, шила. Их хозяйство считалось крепким. В семье рождались дети, которых с малых лет приучали к труду.
В то время жили единолично, но в каждой деревне был свой уполномоченный, к которому обращались с просьбами, за разъяснениями и новостями.
И вот грянули революция и гражданская война. Волна страха хлынула на крестьян: что будет дальше? Утром уполномоченный собрал народ и объявил, что царя больше нет, и теперь начнётся другая, новая жизнь.
И вскоре новая жизнь началась. Каждое крепкое крестьянское хозяйство посчитали кулацким. Раскулачили и семью Ивана Петухова: лошадь и корову увели в колхоз, забрали землю, оставив лишь участок для ведения домашнего хозяйства. Так создавался колхоз имени Энгельса. Людям пришлось приспосабливаться к новой жизни.
В семье Ивана и Марии подрастали дети. Землю в деревне делили «по едокам» (привёл в дом «едока» – земли прибавят), и как только первому сыну исполнилось 16 лет, его женили, но молодые прожили вместе всего две недели, и после их развода землю отобрали. Сына Алексея (моего деда – Алексея Ивановича Петухова, 1907 г. р.) женили в двадцатилетнем возрасте на девушке Анне, которая была старше его на четыре года.
Сначала молодожёны жили с родителями, а затем начали строить свою избу – в самом начале деревни, немного в стороне от других строений. Построили, причём без единого гвоздя, избу, большой двор с поветью для сена, баньку в конце огорода, постепенно обзавелись лошадью и коровой. В хозяйстве имелись прялка и ткацкий станок. Алексей Иванович, многое перенявший от отца, мастерил своими руками всё – от веретена до саней.
Время шло, подрастали дети, а их в семье было восемь. В то тяжёлое время коллективизации в деревнях стали появляться нищие, которые бежали от разорённых селений, разрушенных церквей. Их называли скитальцами.
В один из дней шёл по деревне скиталец, в каждой избе просился на ночлег, но везде получал отказ – семьи у всех большие, своих едоков хватает. Осталась последняя изба, стоящая в стороне. Он постучался, и его пустили, накормили, напоили, оставили переночевать, а утром ещё и сухарей с собой в дорогу положили. Скиталец поблагодарил хозяев – Анну и Алексея, перекрестился и ушёл. Одному Богу известно, кем он был – скитальцем или святым.
В 1930-е годы в Петухово насчитывалось до 70 дворов. В колхозе построили ферму для содержания скота, кузницу, мельницу. Поля засевали зерновыми культурами, поэтому в колхозе имелся свой гуменник для обмолота снопов. Была и сортировочная машина, которую вручную крутили женщины. После сортировки лучшее зерно сдавали государству, а то, что похуже, шло на корм скоту. Ещё сдавали государству мясо и молоко. На трудодни колхозникам выдавали зерно.
Алексея Ивановича в колхозе поставили работать кузнецом, а Анна Алексеевна работала на ферме.
В деревне Овчинниково, расположенной в четырёх километрах от Петухово, со временем открыли школу, туда дети ходили пешком. В деревне появились керосиновые лампы, и у учеников появилась возможность по вечерам читать и писать.
В 1938 году на северо-востоке Кировской области образовалось несколько спецпоселений под общим названием Вятлаг. Сюда стали ссылать осуждённых со всех концов страны, и много среди них было людей, просто неугодных власти да и ни в чём не повинных. Осенью того же года, когда все взрослые были в поле, вдруг всё кругом потемнело, подул сильный ветер. Жители Петухово подумали, что начинается гроза, но это была беда пострашнее: со стороны Вятлага на деревни Попонино и Петухово шёл верховой пожар. Люди спасались, кто где мог, прятались в банях, овощных ямах, реке. Пожар закончился, когда сменился ветер и пошёл дождь. От двух деревень остались только два дома да баня, но сохранился склад с зерном и колхозные дворы, где жил скот.
Пожар чудом обошёл избу Алексея Ивановича и Анны Алексеевны (не тот ли «скиталец» помог?). На другой день в деревне вновь началась новая жизнь. Жизнь после пожара. А пока люди ночевали в избе Петуховых – на полу, в сенях, на повети…
После пожара жители д. Попонино стали строиться в Петухово – по одну сторону улицы. И не успели деревенские жители отстроиться, как новая беда – война.
Мужчины ушли на фронт, в деревне остались старики, женщины, дети. Мой дед служил на передовой, но по болезни был переведён в тыл, перевозил с поля боя раненых. Позже из-за болезни его комиссовали совсем. Его братья Матвей и Всеволод с войны не вернулись.
Несмотря на трудности, в годы войны колхоз не развалился. Пахали, сеяли, убирали хлеба, сохранили поголовье скота. После победы не все мужики вернулись домой, некоторые пришли с войны инвалидами. Рабочей силы поубавилось, но деревня стояла. Молодые люди женились, оставались в родной деревне, работали в колхозе.
По соседству с дедом жили его родные братья с семьями, а далее – Дмитрий Андриянович Попонин, Егор Лукич Попонин с семьями, вдова Варвара Петухова с дочкой, Дмитрий Алексеевич Петухов (его семья жила в Петухово, а он работал председателем сельсовета в д. Овчинниково), Анна Михайловна Петухова, в доме которой часто собиралась на праздники молодёжь.
Главным летним праздником в деревне считали Петров день (12 июля), на который приглашали гостей из других деревень. К празднику обязательно готовили свежее пиво, брагу, резали барана, варили уху. Праздновали один вечер, пели, плясали, веселились от души, а наутро все вновь шли на работу.
В 1946 году, вскоре после Петрова дня, днём в избу Алексея Ивановича, постучав, вошли двое неизвестных мужчин. Дома были только две девочки: дочь Анна 13 лет и её двоюродная сестра Тамара 10 лет. Они поняли, что эти мужчины – беглые осуждённые из Вятлага, и пока пришельцы что-то спрашивали у Тамары, Анна незаметно выбежала из избы и побежала за мужиками. Мужики пришли с ружьями, закрыли беглецов в бане и охраняли их всю ночь, пока не приехали охранники и не увезли беглых из деревни.
В том же 1946 году каждому взрослому и подростку был отведён участок дороги, помеченный колышками. Этот участок необходимо было оканавить по обе стороны дороги, то есть копать канаву вручную, поднимая землю на дорогу, а земля на Петуховском волоке тяжёлая, глинистая. Так строили дорогу от Петухово через д. Рубеж на тракт Кай – Пушья – Бутино – Лойно.
В 1950-е годы деревни объединили, и центром стала деревня Лёзиб. Председатель объезжал на лошади вверенные ему деревни. Жизнь в Петухово легче не становилась. До четвёртого класса детей возили на лошади в школу д. Овчинниково, а с пятого класса они учились в с. Гидаево и жили там в интернате.
Женщины из Петухово ездили на работу в Овчинниково, где была ферма. Труд на ферме был очень тяжёлый. Воду носили с речки большими шайками, вручную пилили дрова, чтобы нагреть для скота воду в котлах, разносили сено – весь день на ферме. Вечером не всегда удавалось уехать домой на лошади, часто приходилось идти домой пешком за четыре километра. Зимой идёшь – и волки воют.
В деревне преобладал ручной труд. Летом траву косили конной косилкой, но в болотистых местах и неугодьях женщины косили вручную. У каждой был план – 30 соток, но некоторые старались перевыполнить норму и выкашивали до 90 соток за день. Косы-горбуши точил мой дед Алексей Иванович. Он садил на лошадь своего пятилетнего сына Виталия, привязывал, чтоб ребёнок не упал, и лошадь начинали водить по кругу, чтобы она крутила барабан, который приводил в движение точильный круг. Рано утром, к 7.00 надо было выточить до 30 кос, и так каждый день, пока не закончится сенокос.
В 1950-е годы колхозникам начали выплачивать зарплату деньгами. Деду за заточку одной косы платили 5 копеек, коногону – 3 копейки. Рабочие получали по 30 руб. в месяц. На производстве зарплата была значительно выше, чем в колхозе, и люди стали понемногу уезжать из деревни. К тому же, тем, кто пошёл на производство, выдавали паспорта, а колхозники этого документа не имели. И поехали деревенские жители в Лойно, Чус, Созимский, Рудничный – туда, где есть производство и школа для детей.
В 1960-е годы в колхозе им. Энгельса появился первый комбайн для уборки зерновых. На полях тогда выращивали рожь, ячмень, овёс, лён. Пробовали садить кукурузу, но она не вызревала. Развели уток, но и они себя не оправдали. В те годы в Петухово ещё насчитывалось до 60 дворов. Но школа, почта, медпункт, клуб, магазин были построены в Овчинниково.
В 1967 году колхоз им. Энгельса вошёл в состав совхоза «Минеевский». Зарплата повысилась до 50 руб. в месяц, люди стали жить получше. Появились деньги – появилась возможность что-то покупать в магазине, и мужчины начали понемногу выпивать (в магазине стали торговать вином).
В начале 1970-х совхоз имел комбайн, трактора, автомобиль ГАЗ-51, бензовоз. Зерно и корма с полей стали вывозить тракторами, поэтому поголовье лошадей сократили до 30 голов. Мужчины пересели на технику. Для содержания телят был построен новый двор на 200 голов, а другого скота в совхозе не было. Все полевые работы проводились при помощи шефов.
К началу 1980-х годов в д. Петухово осталось всего пять жилых домов. Резко сократились площади для посева зерновых культур, сенокосные угодья стали раздавать производственникам, лошадей уже не осталось. Всю технику перевели на центральную усадьбу – в д. Лёзиб.
С появлением в Гидаево и Минеево колоний-поселений поля лишь частично засевались зерновыми культурами, большая часть была отведена под сенокос – сено требовалось для скота, который принадлежал колониям.
В 1985 году деревню Петухово покинул последний житель – Егор Иванович Попонин. Несколько старых, покосившихся изб остались доживать свой век уже без хозяев. Никогда уже не будет новой жизни на земле наших дедов и прадедов, вместе с которыми умерла и деревня. Дорога, ведущая в Петухово, поросла бурьяном. Здесь тишина, такая тишина, что кажется – и не было той деревенской жизни.
Последний раз я была в Петухово летом 1976 года. Жизнь из деревеньки уже уходила: лишь стрёкот кузнечиков в траве да редкий лай собаки нарушали тишину. Возле деревни ещё колосилось поле ржи вперемешку с васильками. Изба моего деда уже покосилась, а сам он сидел на старой скамейке возле завалинки, сделал самокрутку и курил махорочку. Я смотела на его жилистые руки, обросшее бородой лицо и думала о том, какая же у него порой тяжёлая, порой страшная, но такая интересная жизнь…

Людмила Карпова, с. Лойно.
"Прикамская новь", 2015 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 11 июл 2015, 22:49 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
ХиНа писал(а):
И закончилась новая жизнь…

30 лет назад д. Петухово покинул последний житель

Людмила Карпова, с. Лойно.
"Прикамская новь", 2015 г.


Удивительная статья. В масштабах одной деревни и одной семьи весь драматизм истории Кайского края...сколько важнейших мелочей и деталей собрано...такова наша история... Наконец-то понял, почему на картах была показана прямая дорога из Овчинниково в Лойно, а в старых дореволюционных справочниках расстояние до этой деревни было указано в объезд. Прямую дорогу, значит, проложили после войны. Спасибо большое за статью!

ХиНа писал(а):
а земля на Петуховском волоке тяжёлая, глинистая

так вот чему обязана деревня Петухово своим происхождением... осталось понять, что связывал Петуховский волок...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 15 июл 2015, 14:52 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Вложение:
image (8).jpg
image (8).jpg [ 62.2 КБ | Просмотров: 6376 ]
Вложение:
image (6).jpg
image (6).jpg [ 49.63 КБ | Просмотров: 6376 ]
Вложение:
image (5).jpg
image (5).jpg [ 64.45 КБ | Просмотров: 6376 ]
ХиНа, нашла еще несколько фото найдановской детворы.... где-то была тема д.Найданово... помещу здесь... это все дядя снимал в 1959 году...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 15 июл 2015, 14:55 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Вложение:
image (10).jpg
image (10).jpg [ 42.05 КБ | Просмотров: 6375 ]
Вложение:
image (9).jpg
image (9).jpg [ 41.04 КБ | Просмотров: 6375 ]
На фото с мальчиками Вася Найданов вроде есть.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 15 июл 2015, 22:54 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
елена писал(а):
Вложение:
image (10).jpg
Вложение:
image (9).jpg
На фото с мальчиками Вася Найданов вроде есть.
Вася - казак.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 17 июл 2015, 08:30 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
елена писал(а):
нашла еще несколько фото найдановской детворы.... дядя снимал в 1959 году...
Интересно, как сложились судьбы этих детей.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB