Текущее время: 28 мар 2024, 16:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 17 июл 2015, 15:11 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
В группе "Кайский край" на "Одноклассниках" всех опознали... некоторые самих себя....


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 24 сен 2015, 13:11 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Прислон

Деревня Прислон находилась на высоком склоне правого берега р. Нырмыча в километре от реки. От Прислона до д. Козидвора было 2 км, до д. Баталово – 3 км, до Кирса – 58 км. Когда образовалась эта деревня – неизвестно.

В переписи населения 1711 года в Кайгородском уезде в Волосницкой волости упоминаются фамилии, которые дошли до наших дней – Мелехины и Сивковы. По переписи 1896 года, в Мордвинском сельском обществе Трушниковской волости Слободского уезда числится 18 дворов. В этой же переписи были указаны солдаты русской армии, которые начинали службу с 22 лет и служили 25 лет. В Прислоне тоже был такой солдат – Иван Иванович Сивков. По данным переписи 1926 года, в деревне было 34 двора и проживали 204 человека.
В Прислоне жили трудолюбивые, приветливые, гостеприимные люди. Богатых не было, но и бедняков было немного, в основном жители деревни относились к так называемым середнякам. Все трудились на земле, сеяли рожь, овёс, ячмень, лён, выращивали овощи, в каждом хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Часть населения занималась отхожими промыслами: работали в лесу, заготавливали и вывозили на плотбище лес, здесь делали плоты, которые во время весеннего половодья выводили на воду и сплавляли в города Поволжья.
В дореволюционные времена деревенское население почти сплошь было неграмотным. Женщин грамоте почти не учили, у них была одна участь – работа от зари до зари. Церковно-приходская школа находилась в с. Волоснице, в семи километрах от Прислона, и очень малая часть мужского населения её посещала, да и то только зимой.
Здесь же, в Волоснице, в церкви Святого Георгия, регистрировались крещения, венчания, отпевания.
Коллективизация стала серьёзным испытанием для деревенских жителей. Как вспоминает Иван Васильевич Сивков, ныне проживающий в Рудничном, Прислон и Козидвор вошли в состав колхоза имени 17 партсъезда с центром в д. Баталово. У крестьян-единоличников в созданный колхоз изъяли всех лошадей и сельхозинвентарь. Трое крестьян (двое из Прислона, один из Козидвора) отказались отдать лошадей, но животных конфисковали, а троих несогласных вместе с семьями выслали в Сибирь. Старожилы рассказывали, что во время проведения коллективизации в д. Баталово были убиты первый председатель сельсовета и его жена.
В Прислоне не было детских яслей, и когда уходили на колхозные работы, то ребятишек оставляли у престарелых бабушек. Не было в деревне и магазина, клуба, школы. За покупками ходили в Козидвор. В 1930-е годы в Козидворе появилась первая начальная школа, и туда стали ходить ребята из Прислона. Первым учителем в этой школе была А. Дымова (в замужестве – Юшкова).
В 1938 году по типовому проекту построили Баталовскую неполную среднюю школу. Она была деревянная, двухэтажная. После этого начальную школу в Козидворе закрыли, и ученики вместе со своей учительницей перешли в Баталовскую школу.
Прислон сильно пострадал от пожара, пронёсшегося по району в 1938 году. В деревне осталось только семь целых домов. Часть погорельцев поселилась на новом месте – так появился Новый посёлок. Но некоторые решили заново строиться на своих бывших дворах.
Вместе с новой властью появилась потребность в новых специалистах для колхозов – бригадирах полеводческих и животноводческих бригад, избачах-затейниках, ветеринарных работниках. Их обучали на курсах в с. Лойно.
Жительница Прислона Евгения Степановна Мелехина стала первым избачём-затейником. Она оказалась на своём месте: прекрасно исполняла русские народные песни и частушки, была хорошим собеседником и рассказчиком, мастерски играла на балалайке. Поскольку клуба не было, по договорённости с представителями власти и духовенства стали использовать для культурно-массовой работы помещение Козидворской часовни. Молодёжи разрешили проводить свои мероприятия после вечерней службы, с условием, что будет чистота и порядок. После того, как Евгения Степановна вышла замуж и переехала в Новый посёлок, она работала на молочной ферме в д. Бабиково младшим ветеринарным фельдшером.
Самое трудное испытание принесла Великая Отечественная война. Большая часть мужчин ушла на фронт, в деревне остались женщины, старики и подростки, которым пришлось пережить все трудности и всё горе, которые принесла война. Не радостные вести, а похоронки приносили почтальоны. Многие сельчанки успели выйти замуж до войны, имели детей, но стали молодыми вдовами. Женщины работали без праздников и выходных. Колхозные поля приходилось пахать на коровах, а свои огороды пахали на себе: сами ходили за плугом и сами его таскали.
После войны жизнь понемногу стала входить в нормальное русло. К 1950-м годам колхоз имени 17-го партсъезда был переименован в колхоз «Новая жизнь», но в 1956 году его ликвидировали и всё имущество передали совхозу № 3 – одному и сельхозподразделений Вятлага. Только коров перевели в Пушью.
Руководство совхоза делало всё возможное, чтобы облегчить жизнь колхозников. Вместо трудодней они стали получать зарплату, им предоставляли двухнедельный отпуск, а дети могли отдыхать в пионерском лагере. В 1960 году в Баталово, Мордвино, Новом посёлке, Бабиково появилось электричество. Но Прислон и Козидвор так и остались без «лампочек Ильича».
Немного расскажу ещё о некоторых жителях Прислона, оставшихся в памяти.
В дореволюционное время самой большой семьёй в Прислоне была семья кордонного лесника Василия Матвеевича Мелехина, в которой воспитывались 17 детей – 16 дочерей и сын Никита. Все женщины в этой семье были неграмотными, а Никита окончил четыре класса церковно-приходской школы в с. Волоснице. Во время военной службы он был артиллерийским наводчиком, за усердие получил звание унтер-офицера (младший офицерский чин в царской армии), а после революции стал красным комиссаром. После гражданской войны Никита Васильевич работал мастером леса в одном из лесных посёлков. Одна из его сестёр – Мария – моя бабушка по отцовской линии. Она была четырнадцатым ребёнком в этой большой семье.
Другая жительница Прислона, Валентина Степановна Мелехина, после войны с группой женщин была послана на восстановление Харьковского тракторного завода. После возвращения домой она до выхода на пенсию трудилась токарем в механическом цехе ВКФР.
Глеб Степанович Мелехин был токарем на рудниковском участке механизации (РУМ) ПМК-293. На старом токарном станке, он, будучи мастером-самоучкой, при помощи различных приспособлений выполнял фрезерные работы.
Василий Семёнович Мелехин был шахтёром на Донбассе, там и построил дом. Во время отпуска приезжал на родину и агитировал местных девчат ехать на Донбасс, рассказывая, что там много неженатых и хорошо зарабатывающих парней.
Юрий Максимович Сивков работал машинистом тепловоза в транспортном цехе ВКФР, возил из забоев фосфоритную руду.
Жительница Рудничного Фаина Григорьевна Филиппова родилась и какое-то время проживала в Прислоне. О своём дедушке Арсентие Максимовиче Сивкове она рассказала, что он был кадровым военным, прошедшим всю Великую Отечественную войну и после её окончания направленным на установление советской власти в Эстонии. Перед отправкой в Прибалтику он заехал домой, забрал с собой отца и младшего брата Юрия, которому было 15 лет (мать к тому времени умерла) и там и остался. Юрий после службы в армии вернулся домой, работал и жил в Рудничном, был машинистом тепловоза.
Жительница Прислона Анна Ивановна Мелехина обладала особым даром. Когда в начале войны мужчин отправляли на фронт, она каждого целовала и предсказывала судьбу – кто вернётся, а кто нет. Её предсказания сбылись.
Жизнь в деревне никогда не была лёгкой, и по возможности молодые люди старались покинуть родину, постепенно становились жителями рабочих посёлков и городов, а многие деревни постепенно пустели, пока не исчезли совсем.

Валентин Бабиков, п. Рудничный.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2015, 13:06 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
тутошняя писал(а):
ХиНа,а про 2-й спецпосёлок что-то известно?у меня туда прадедушку с прабабушкой ссылали.там они и умерли.
Во тут вроде бы про спецпосёлок № 2:

«В поселке № 2 магазин Троицкого сельпо в течение двух недель совершенно не работает, так как зав. магазином выехала с поселка. Люди лишены возможности купить для себя не только хлеба, но и других товаров. В поселке № 2 не торгуют керосином. Поселок не электрифицирован, поэтому школа во вторую смену занимается впотьмах, а ученики готовят уроки с коптилкой или лучиной...». Весьма своеобразное явление в системе спецпоселений — «Дом инвалидов». Он был предназначен для «обслуживания спецконтингента» трех северных областей. Содержались в нем инвалиды с очень тяжёлымй заболеваниями, совершенно непригодные к какому-либо физическому груду и (в большинстве своем) не имевшие родных. Располагался «Дом инвалидов» в сверхмедвежьем углу области - в Бслохолуницком районе, в 40 километрах от райцентра и в 86 километрах от железнодорожной станции. Главное средство сообщения — гужевой транспорт. Но даже этим способом попасть в «Дом инвалидов» можно было далеко не всегда. В период распутицы — весной и осенью, при полном бездорожье — добираться в эту «спецбогадельню» приходилось только пешим путем. Телефонной и телеграфной связи с районом здесь не имелось. Но «своя» спецкомендатура тем не менее неусыпно «бдила» за стоявшими на ее учете с трудом передвигавшимися, а то и совершенно неподвижными людьми.
http://www.istmira.com/istros/specposel ... s/page/56/

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2018, 18:32 
Частый гость

Зарегистрирован: 24 май 2011, 01:29
Сообщения: 20
У меня, возможно, глупый вопрос. Все деревни верхнекамского края относятся к какому-то крестьянскому обществу. Например Кизидворская, Мордвинская Прислонская и пр. относятся к мордвинскому обществу. Что это вообще означает? Что деревня Мордвинская была главной или что в этих деревнях народ мордва жила?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2018, 19:37 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
ponomaryov писал(а):
У меня, возможно, глупый вопрос. Все деревни верхнекамского края относятся к какому-то крестьянскому обществу. Например Кизидворская, Мордвинская Прислонская и пр. относятся к мордвинскому обществу. Что это вообще означает? Что деревня Мордвинская была главной или что в этих деревнях народ мордва жила?
Почему вы считаете, что перечисленные деревни относились к мордвинскому обществу? Эти деревни входили в состав Баталовского сельсовета, и Боталово - единственная из этих деревень, которая на сегодняшний день ещё "живая".

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2018, 23:05 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
ponomaryov писал(а):
У меня, возможно, глупый вопрос. Все деревни верхнекамского края относятся к какому-то крестьянскому обществу. Например Кизидворская, Мордвинская Прислонская и пр. относятся к мордвинскому обществу. Что это вообще означает? Что деревня Мордвинская была главной или что в этих деревнях народ мордва жила?
А может Вы и правы... моя бабушка до Баталова жила в д.Подкинской,но я помню хорошо,что она о себе говорила,что "мы мордвины". Даже и не знаю,что ее связывсло с этой деревней,фамилия у нее до замужества была Истомина.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2018, 23:48 
Частый гость

Зарегистрирован: 24 май 2011, 01:29
Сообщения: 20
ХиНа писал(а):
ponomaryov писал(а):
У меня, возможно, глупый вопрос. Все деревни верхнекамского края относятся к какому-то крестьянскому обществу. Например Кизидворская, Мордвинская Прислонская и пр. относятся к мордвинскому обществу. Что это вообще означает? Что деревня Мордвинская была главной или что в этих деревнях народ мордва жила?
Почему вы считаете, что перечисленные деревни относились к мордвинскому обществу? Эти деревни входили в состав Баталовского сельсовета, и Боталово - единственная из этих деревень, которая на сегодняшний день ещё "живая".


Тут указано, что это административное устройство на 1891 год, мордвинское общество: https://rodnaya-vyatka.ru/kvr/places/92 ... aces/92105. Вот у меня и вопрос, что это такое? И с чем связано название.


Вложения:
C84E1990-E1A1-483D-85C7-568E71BD7A59.png
C84E1990-E1A1-483D-85C7-568E71BD7A59.png [ 223.43 КБ | Просмотров: 5280 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2018, 06:10 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 сен 2010, 15:13
Сообщения: 6182
С учётом того, что указана и такая деревня, вероятно название группы деревень, принятое для удобства учёта чего-либо . К примеру, сейчас в состав Кирсинского городского поселения входит не только город Кирс, но ещё и несколько населённых пунктов. это и Барановка, и Черниговка, и Пещёра, и Гарь, Плотниковы, Верховье.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 19 фев 2020, 12:59 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Тихово

Деревня Тихово находилась между совхозом № 2 п. Старцево и п. Рудничным. От Старцева – в трёх километрах, от Рудничного – в десяти. Это была обычная русская деревенька.
Уже повзрослев, я спрашивала себя: «Почему деревня носит такое название?». Наверное, потому, что находилась она среди полей и лесов в тишине, которую нарушали только трели птиц.
Я родилась в 1959 году. В те годы в Тихово насчитывалось около 60 дворов.

Здесь жило много однофамильцев, самые распространённые фамилии: Губины, Перваковы, Старковы, Ашкановы, Бычкины, Фроловы, Чирковы, Нечаевы, Гурские. В железнодорожном бараке проживали ремонтники по фамилии Микрюковы, Ившины, Тресковы – приезжие удмурты.
Почти у каждого жителя было прозвище. Женщин звали по имени или фамилии мужа: Егориха, Жучиха, Мишиха, Абатуриха, было прозвище Паня Майор, Прокурор. У мужчин: Коля Халява, Пашка Пирог, Егор Шабарша, Генка Мягкий, Коля Чугуна, Коля Машин и так далее.
К Тихово примыкало несколько деревушек: Коляты, Бычкино, Макаровка и Берёзовка.
В деревне находилась начальная школа. Наша учительница Нина Романовна Губина учила ребятишек с 1 по 4 класс. Она одновременно вела урок для всех классов в одной большой комнате деревянной школы. Давала задание первоклассникам и начинала заниматься с остальными учениками. В морозные зимы в школе было холодно, даже чернила в чернильницах замерзали, и перьевыми ручками мы писать не могли. Тогда учительница брала в руки баян, и мы, сидя за партами в пальто и шапках, пели. Я до сих пор удивляюсь, как Нина Романовна сумела дать нам такие хорошие знания. В Рудничную среднюю школу из нашей деревни приходили сильные ученики, которые продолжали успешно учиться.

Был в деревне магазин от совхоза № 2, куда привозили все необходимые продукты.
Клуб располагался в большом щитковом доме. Здесь находились сцена, танцевальный и бильярдный залы, хорошая библиотека с читальным залом, где кроме книг было много газет и журналов. Заведующей клубом в 1960-е годы работала моя мама Нина Александровна Нечаева.
А сколько молодёжи собиралось после работы на танцы! Музыка воспроизводилась с помощью проигрывателя, танцевали и под аккомпанемент баяниста Валерия Хорошева. К каждому празднику деревенская молодёжь готовила концерты. Выступали с песнями и танцами, читали стихи. Вся деревня собиралась в клубе на концертную программу.
Обязательно после завершения посевной на одном из лугов проходило массовое гуляние. Организовывалась выездная торговля, жители Тихово и Старцево собирались большими компаниями, накрывали прямо на лугу коллективные столы, пели и плясали.

Отмечались в деревне и народные праздники. В декабре и мае праздновался Николин день, так как в деревне Николаев было много. В День Святой Троицы старушки наряжали в девичий сарафан берёзку, подвязывали её платком и несли через всю деревню с песнями и плясками. Обычно шествие с нарядной берёзой в руках возглавляла тетя Тоня Ашканова. В Духов день землю не трогали, на ней не работали, а организовывали общий стол прямо на земле посреди деревни. Хозяйки несли пироги, шаньги, холодец, квас, бражку, пиво – кто чем был богат.
В Тихово была довольно большая конюшня – более 20 лошадей. Лошади использовались на сельхозработах: летом – на посевной и сенокосе, а зимой на них возили сено, вывозили навоз с ферм на поля. В деревне находились большие фермы совхоза № 2.
Дети рано начинали помогать по хозяйству родителям, а во время летних каникул работали на полях. Набрав удобрение в ведро и подвесив его при помощи пояска на шею, мы носили на поля удобрения, раскидывая их горстями. Работали на прополке картофеля, а в сенокосную пору гребли сено и возили копны верхом на лошади.

Большая часть жителей деревни трудилась в совхозе № 2. Мужчины – механизаторами, шофёрами, трактористами, комбайнёрами в уборочную страду. Женщины – на фермах, в полях, теплицах, ремонтниками путей на железной дороге. Работали и в п. Рудничном, в основном на Верхнекамском фосфоритном руднике, и на станции Верхнекамской.
Пассажирский поезд, проходящий примерно в двух километрах от деревни, делал остановку для посадки и высадки пассажиров, остановка называлась «176-й км». На этом поезде мы ездили на учёбу в Рудничную школу. Вперёд на поезде, а обратно пешком по железнодорожным путям. Автобус в то время не ходил, да и дорога ещё не была построена. Она появилась ориентировочно в 1972-1973 гг., тогда совхоз приобрёл автобус и нас стали на нём возить в школу.
В 1970-е годы люди начали уезжать из деревни. Закрылись медпункт, клуб. Фермы были переведены на Старцево, там в то время были построены новые кирпичные скотные дворы. Молодые семьи поехали в Рудничный, ближе к работе, школе и садикам. В то время ВКФР был объявлен Всесоюзной стройкой, производство расширялось, в посёлок ехали специалисты горнохимики. Быстрыми темпами строилось благоустроенное жильё для работников фосфоритного рудника. Работающие в совхозе переезжали и на Старцево.
В деревне остались одни старики, но и они потихоньку разъезжались. Одни уезжали ближе к детям, другие покупали дома в Рудничном, Кирсе... Деревня постепенно умирала…

В последние годы там оставались две старушки: тетя Тоня Ашканова и бабушка Катя Абатурова. Продукты им привозили дети. Ориентировочно в 1978 году в Тихово не осталось ни одного человека, последней выехала бабушка Катя.
Крепкие дома, которые были в хорошем состоянии, перевозились в другие населённые пункты. Старые дома с годами либо сгнили, либо были сожжены в кострах пастухами.
На сегодняшний день на месте деревни нет ни одного дома. О том, что здесь совсем недавно была большая деревня с красивым названием Тихово, напоминают лишь черёмухи, что росли под окнами…

Л.Е. Якушева (Нечаева), районный исторический музей.


Вложения:
тихово2.jpg
тихово2.jpg [ 104.6 КБ | Просмотров: 4500 ]
тихово1.jpg
тихово1.jpg [ 74.76 КБ | Просмотров: 4500 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB