Текущее время: 19 апр 2024, 09:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 17:21 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Вложение:
getImage.jpeg
getImage.jpeg [ 92.19 КБ | Просмотров: 3760 ]
Это наши родственники в д.Найданово


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 17:24 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Вложение:
в деревне.jpeg
в деревне.jpeg [ 47.8 КБ | Просмотров: 3757 ]
Все снимки только с родственниками, но и по ним можно судить, как выглядела деревня в конце 50-х годов.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 17:26 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 май 2012, 16:06
Сообщения: 2273
Откуда: Кирово-Чепецк
елена писал(а):
Вложение:
getImage.jpeg
Это наши родственники в д.Найданово

Елена, удивительно! Фото 1959 года - и не чёрно-белое)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 17:29 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Да. Но снималось на слайды. Дядя, автор этих снимков, долгие годы увлекался фотографией. Благодаря ему имеем хоть какое-то представление о предках ,которых и не видели никогда, и о деревнях, в которых никогда не были. И тем дороже эти снимки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 17:37 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
ХиНа, есть ли смысл еще выкладывать.? В 1959 году сделано много снимков жителей найдановских. Я помещала фотографии в группе Кайский край в Одноклассниках. Очень многие себя узнали. Конечно,было бы хорошо, если бы Вы сами посмотрели их там, и сами решаии бы, что публиковать-а что не обязательно. Но Вас ведь нет в Одноклассниках?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 17:40 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
елена писал(а):
ХиНа, есть ли смысл еще выкладывать.? В 1959 году сделано много снимков жителей найдановских. Я помещала фотографии в группе Кайский край в Одноклассниках. Очень многие себя узнали. Конечно,было бы хорошо, если бы Вы сами посмотрели их там, и сами решаии бы, что публиковать-а что не обязательно. Но Вас ведь нет в Одноклассниках?
Публикуйте, конечно, всё, что считаете нужным. Не одна я в "Одноклассниках" не зарегистрирована, пусть и другие посмотрят - может, тоже кого-то узнают.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 17:58 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Вложение:
getImage.jpeg
getImage.jpeg [ 57.12 КБ | Просмотров: 4749 ]
Больше пока не получается, Какие-то неполадки на Одноклассниках пошли, не удается оттуда фото скачать, а у себя, к сожалению отыскать не могу. Может позднее получится. Но там все родственники Тамары Найдановой, вернее ее мужа- Василия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 07:50 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
История создания деревни Плотниковы

(часть 4)

До и послереволюционная история верховских деревень

До 1917 года в Вятской губернии было 11 уездов, в том числе Глазовский и Слободской. Граница между этими уездами проходила по речке Котчиха (в этом месте ещё шла дорога – «грань» до двух саженей шириной). Посёлки Песковка и Омутная входили в Глазовский уезд, а Кирс, Кайгород, Нагорск, Белая Холуница, Мураши, Опарино, Луза и другие – в Слободской уезд.
В Кирсинскую волость в составе Слободского уезда входили все деревни Верховья и село Екатеринино. Центр волости располагался в посёлке Кирс. В управлении волостью тогда работали четыре человека: староста, волостной писарь, урядник-полицейский и уборщица. Но на местах всем и вся управляло земство. Оно строило и ремонтировало объекты, дороги, финансировало больницы, медпункты, школы, библиотеки.
Здравоохранение в Кирсинской волости находилось на низком уровне и состояло из единственной земской больницы на 10-15 коек, из них 2-3 – в родильном отделении. Медицинского персонала было мало: один врач и один фельдшер, несколько медсестёр и одна-две акушерки. В деревнях Верховья своего медпункта не было. В земскую больницу обращались только при серьёзном заболевании или травме, при обычной простуде старались лечиться народными методами. Роды принимали в избе, бане или на сеновале. Нередки бывали случаи родов прямо в поле или на покосе. Ребёнка обычно принимала бабушка: свекровь или мать роженицы. Она хлопала младенца по крохотной попке, вызывая крик: кричит, значит живой.
Просвещение тоже оставалось на низком уровне. В Кирсе была начальная четырёхклассная церковно-приходская школа. В Верховье до революции 1917 года находилась трёхлетняя школа, и только с 1920 года стала работать четырёхлетняя школа. Обычно для крестьянских детей учёба после начального образования заканчивалась. Но в исключительных случаях они могли поступить в семилетнюю гимназию, где учились в основном дети состоятельных людей. Окончившие гимназию молодые люди, по тем временам, считались очень образованными, высококультурными и могли поступать в высшие учебные заведения.
Телефонной связи до революции 1917 года не было совсем, но исправно работала почта. Почту (извещения, распоряжения властей, посылки, конверты) доставляли во все населённые пункты на лошадях. Пара лошадей, запряжённых в специальную повозку, в дуге – колокольчик, и понятно, что едет почта по трактовой дороге, на которой через каждую версту стоит полосатый верстовой столбик, а на нём прибита пластина с двумя цифрами – это расстояния до ближайшего населённого пункта в каждую сторону.
На трактовых дорогах через каждые 50-100 вёрст находились дорожные станции. Это был большой дом из нескольких комнат, в одной размещался станционный смотритель, в другой отдыхали ямщики, а третья – людская – предназначалась для кратковременного отдыха пассажиров. Во дворе находилась большая конюшня для лошадей. Станционный смотритель регистрировал в специальном журнале всех проезжающих через станцию людей, по его указанию ямщики меняли лошадей для спешащих пассажиров. А если пассажир не торопился, он мог попить чаю, перекусить или выпить немного вина, на этот случай у смотрителя в буфете всегда имелся запас.
Кроме государственных дорожных станций крупные промышленные предприятия имели ведомственные конные дворы для перевозки своих грузов. Например, ведомственный двор имелся у Кирсинского железоделательного завода, который своим гужевым транспортом отправлял заказчикам продукцию. Но если заказов было много, завод нанимал возчиков со стороны.

Отходничество

Кроме основной работы на земле многие верховские крестьяне в свободное время искали побочный заработок, называемый отходничество. Например, извоз. Лошадей, сани или телеги возчики должны были иметь свои. Они часто нанимались на Кирсинский завод для перевозки грузов. Для неленивого хозяина такая работа всегда находилась. В верховьях реки Вятки было много больших заводов: кроме Кирсинского ещё Омутнинский и Белохолуницкий – железоделательные; Песковский, Чёрнохолуницкий, Залазницкий, Климковский и Пудемский – чугунолитейные. На кусок хлеба, и не только, там всегда можно было заработать. Но с истощением рудных запасов и развитием металлургии на Урале работать на привозной руде стало невыгодно, и многие заводы стали закрываться. В 1914 году, перед Первой мировой войной, закрылись Залазницкий и Климковский чугунолитейные заводы. Вслед за ними постепенно стали закрываться и другие заводы.
Кроме извоза часть крестьян занималась лесозаготовками. Зимой они валили лес вблизи рек и при помощи лошади свозили его к берегам, а весной брёвна связывали в плоты и сплавляли их вниз по р. Вятке в города Слободской или Вятку, где продавали оптом лесопромышленникам.

Послереволюционное устройство

В первые же годы Советской власти произошло административное изменение Вятской губернии. Многие уезды укрупнились. В частности, из части Глазовского и части Слободского уездов образовался Омутнинский уезд. В него вошли п. Омутнинск с прилегающими деревнями, Залазнинская, Красноглинская, Кирсинская, Чёрнохолуницкая, Волосницкая, Кайгородская, Лойнская и другие волости. Кирсинская волость состояла из п. Кирса, верховских деревень, п. Песковки с деревней Волоковые и села Екатеринино. В центрах волостей и в крупных поселениях появились начальные четырёхлетние школы. В некоторых центрах волостей образовались и семилетние школы крестьянской молодёжи, имевшие популярность именно у крестьянских детей. Участковые больницы в Кирсе, Кайгородском, Гидаево и других местах увеличили количества коек до 15-25.
Управление волостями сразу же изменилось. Вместо упразднённых старосты и писаря появились председатель волостной управы и секретарь, вместо урядника – милиционеры.
С приходом Советов к власти жизнь на местах стала постепенно меняться к худшему. Большого изобилия продовольственных и промышленных товаров в купеческих магазинах уже не стало, и цены повысились. Особенно плохо стало с началом Гражданской войны.
Весной 1919 года в восточной части Вятской губернии уже шли бои. Белогвардейские войска под командованием Колчака наступали на губернию по всему фронту. После упорной обороны пали Омутнинск и Песковка. Расправившись с активистами и поставив там новую власть, белогвардейцы двинулись по тракту на Кирс.
Белые прошли все деревни Верховья, заходили в дома – искали боеспособных мужчин. Если таковые попадались, их насильно мобилизовывали и заставляли идти с собой. Отказаться было нельзя – могли тут же вывести за околицу и расстрелять. Из нашей деревни Плотниковы забрали несколько молодых парней, в том числе и моего крёстного дядю Павла. Он так и не вернулся домой – погиб в бою.
Пятеро белогвардейцев зашли и в наш дом, выпили стоявшие на столе две крынки молока, увели каравай хлеба со стола и, уходя, застрелили во дворе собаку, которая на них лаяла.
В конце апреля красноармейцы встретили наступление белых в четырёх верстах от Кирса, возле Ивкова болотца (там до сих пор видны остатки окопов). Завязался жестокий бой. Но остановить наступление белых красноармейцы не смогли и отступили до кладбища. С обеих сторон стали готовиться к решающему сражению.
На площади Кирса, у церкви, рабочие железоделательного завода записывались в ряды Красной армии и сразу отправлялись на оборонительные сооружения. Сражение за Кирс началось ранним утром 1 мая. Много раз белые начинали атаку, но каждый раз отступали назад. Силы красных были на исходе. Но, к счастью, на помощь им прибыл Путиловский полк из рабочих Петрограда, срочно переброшенный из Слободского. Под натиском частей Красной армии белогвардейцы стали отступать. Они бежали беспорядочно. Их преследовали красноармейцы и с ходу освободили Песковку.
3 мая состоялись торжественные похороны павших за оборону Кирса, их похоронили в общей могиле возле Кирсинской церкви, в церковной ограде.

В.Ф. Плотников,
подготовил М. Котлов.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 09:24 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 15:02
Сообщения: 3008
помощь им прибыл Путиловский полк из рабочих Петрограда, срочно переброшенный из Слободского.

А по какой дороге они пришли, раньше вроде только через Омутнинск добирались. Наверное была дорога северней.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 24 фев 2013, 18:25 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
История создания деревни Плотниковы

(часть 5)


Новая экономическая политика

После разрушительных войн (Первой мировой, или Империалистической, 1914-1917 г.г., Гражданской 1917-1920 г.г.) и засухи в 1921 году экономика в стране пришла в полный упадок. Повсеместно останавливались заводы и фабрики, национализированные, отобранные у помещиков земли частично пустовали: напуганные продразвёрсткой, крестьяне не желали засеивать дополнительные участки. Войны собрали свой страшный «урожай» - трудоспособных мужчин в деревнях не хватало, было много калек, в поле некому стало работать. Частная торговля была строго запрещена, магазины и лавки закрывались. В редких магазинах стояли огромные очереди, там отпускали хлеб по карточкам. На дорогах появились нищие, на паперти Кирсинской церкви скапливалось такое количество нищих и калек, что не пройти.
Разруха грозила стране полной катастрофой, и правительство России во главе с Лениным и Троцким 15 марта 1921 года на X съезде РКП(б), решив привлечь в народное хозяйство частный капитал, отказалось от сплошной национализации всего и вся и объявило новую экономическую политику (НЭП). Военный коммунизм Гражданской войны, когда у крестьян в ходе продразвёрстки отбирали большую часть выращенного урожая, отменили. Вместо продразверстки ввели продналог, который был вдвое ниже. Поверив в НЭП, на отобранные заводы, фабрики и земли вернулись капиталисты и помещики. Крестьяне, у которых появилась возможность самим продавать выращенный урожай, стали распахивать дополнительные наделы. Частная торговля тоже была разрешена.
НЭП дала поразительные результаты: за три года (с 1922 по 1925) хозяйство страны полностью восстановилось и достигло уровня довоенного периода (1913 г.). В Кирсе, на площади, вновь открылся большой мануфактурный магазин. Я со своим отцом Филиппом часто на лошади ездил в этот магазин. Отец, инвалид Первой мировой войны, уходил за товаром, а меня оставлял сторожить лошадь (она была молодая, тревожилась от заводских гудков и могла сорваться с места). Отец ходил медленно, и ждать приходилось долго. Когда отец окончательно возвращался из магазина (ему приходилось несколько раз туда ходить), он давал мне 5-10 копеек, и я покупал себе конфеты, пряники, карандаши, тетради. Денег, а они после денежной реформы стали очень «дорогими», хватало на всё.
Но через три года новая экономическая политика стала постепенно меняться на прежнюю, и от той свободы, которую почувствовали люди в 1922 году, не осталось и следа. Индивидуальный труд везде и вся был признан неэффективным — буржуйским, кулацким, направленным на собственное обогащение, в то время, когда надо думать о всенародном благе и строить социализм. Нэпманы-мироеды и кулаки всячески высмеивались и вновь превратились во врагов Советской власти. На всех митингах, собраниях и в газетах стали восхвалять коллективный труд.
Конец 1920-х годов характеризовался постепенным распадом деревни и прежнего, существовавшего на протяжении столетий, крестьянского патриархального уклада жизни. Наступила новая эра — тяжких испытаний на долю крестьянина. Вместе с патриархальной жизнью в прошлое ушел и свободный труд на своей земле.

Административные изменения


В 1930 году Вятская губерния (как и другие) преобразовалась в Вятскую область. При этом из губернии отошли Глазовский и Сарапульский уезды во вновь образовавшуюся Удмуртскую автономную область с центром в г. Ижевске. Города Воткинск и Сарапул с прилегающими деревнями вошли в Свердловскую область.
Уезды тоже исчезли, разукрупнились и преобразовались в районы. Из Омутнинского уезда образовались Кайский район с центром в с. Лойно, Афанасьевский - с центром в с. Афанасьево и Омутнинский - с центром в г. Омутнинске (посёлок Омутная получил статус города). В Омутнинский район входили в том числе посёлок Кирс, село Екатерининское и все деревни Верховья.
Волости тоже исчезли, вся власть на местах стала принадлежать советам: в Омутнинске - городскому Совету, в Кирсе - поселковому Совету, в деревнях - сельским советам.

Образование колхозов


В сентябре 1929 года из Омутнинска в нашу деревню Плотниковы приехали два уполномоченных по организации коллективных хозяйств. В летней просторной избе Василия Кондратьевича (Коньки) собрались все жители деревни. За стол, с одной стороны, сели уполномоченные, на лавки, напротив расположились крестьяне. Уполномоченные стали восхвалять преимущество коллективного хозяйства и агитировать крестьян вступить в колхоз-сельхозартель, обещали жизнь райскую. Говорили, мол, все вместе будете собирать такие урожаи, какие вы ещё и не видывали. Часть крестьян из числа активистов и бедняков в количестве 5-6 хозяйств тут же записались в колхоз, остальные отказались. На призывы отвечали, что, дескать, мы привыкли сами хозяйствовать на земле, нам объединение ни к чему. Тогда уполномоченные стали запугивать крестьян, утверждали, что для единоличников будут установлены большие налоги, часть земли у них отберут в колхоз. И даже говорили, что самых строптивых, которые заразились духом буржуазии, стали кулаками-нэпманами и не желают работать на благо родной страны, а хотят только обогащаться, будут раскулачивать за саботаж колхозного строя. С кулаками, мол, будет развёрнута борьба - беспощадная, до полного искоренения кулачества. После длительного раздумья, без всякого желания остальные крестьяне тоже стали подходить к столу и ставить свою подпись в списке колхозников. Исключение составили лишь несколько крестьян, которые, несмотря на угрозы, на свой страх и риск пожелали остаться единоличниками.
Так в Верховье образовались четыре небольших колхоза-сельхозартели. Одна артель состояла из крестьян нижнего конца Верховья: деревень Яровская, Лазаревы, Симоновы, Колеговы, Чурша. Вторая - из жителей деревень Кочкино, Раменье, Ванино. Третья - из жителей деревень Плотниковы, Бартовы, Шумайловы. Четвёртая - из жителей верхнего конца Верховья: деревень Баранниковы, Макарихины, Семёны, Силкины, Пещёры и хутора Медведи. При вступлении в колхоз крестьяне должны были внести свой пай в виде скота и сельскохозяйственных орудий.
С декабря 1929-го по январь 1930 года в правительство и ЦК ВКП (б) стали поступать многочисленные жалобы от крестьян о насильственной мобилизации в колхозы. В феврале 1930 года в печати появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», вслед за ней правительство издаёт постановление о роспуске колхозов, созданных насильственным путём. Там говорилось, что колхозы должны состоять только из тех колхозников, которые добровольно вступили в него. Вновь испечённые колхозники не заставили себя долго ждать и уже в марте чуть ли не массово стали покидать колхозы.
Через короткое время в четырёх колхозах остались единицы из числа голытьбы-лодырей — только шесть хозяйств, и встал вопрос о существовании коллективного способа труда на территории Верховья. Этого власть допустить не могла. И сбылись угрозы уполномоченных: оставшимся колхозникам выделили в достаточном количестве самые лучшие пахотные земли и сенокосы. А единоличникам отдали самые плохие, причём в гораздо меньшем размере, и обложили их непомерно большим продовольственным налогом. Таким большим, что после уплаты у крестьян ничего не оставалось для себя. И, тем не менее, крестьяне не желали вновь становиться колхозниками.

Раскулачивание

Летом 1930 года в Верховье раскулачили четыре единоличных хозяйства - самых крепких, зажиточных. По одному из деревень: Яровской, Симоновы, Плотниковы и Баранниковы. Самые богатые хозяйства были выбраны не зря - чтобы их имуществом пополнить скудные колхозные запасы. Да, раскулаченные крестьяне жили несравненно богаче, чем голытьба-лодыри, но они и работали больше, потому что имели по 5-7 коров, не считая другой скотины. Из нашей деревни Плотниковы раскулачили семью моего дяди (старшего брата отца) Константина Ивановича Плотникова (Костю Сенькина).
События разворачивались так. Сначала под конвоем увели взрослых мужчин, через день забрали подростков и молодых парней, в том числе и моего брата Павла в возрасте 17 лет. Ещё через день приехали на лошадях, запряжённых в рабочие телеги, за женщинами с детьми. Всех отправили в Омутнинск, где семьи воссоединились, и дальше они последовали под конвоем на станцию Яр, откуда их выслали куда-то в северные края, в спецпосёлки. Младшую дочь Константина Ивановича, 12-летнюю Марию, чтобы она не отправилась с родителями на спецпоселение, брат Николай забрал к себе в Чёрную Холуницу, где он работал лесничим.
Имущество раскулаченных: сельхозорудия (плуги, бороны, вилы), телеги, сани и многое другое перенесли на колхозный двор, скот отвели на скотный двор колхоза. Остатки продуктов, вещи (раскулаченным взять с собой много не разрешили), зерно, муку, а также домашний инвентарь с мебелью колхозники разделили меж собой. Дома раскулаченных из Баранниковы и Симоновы перевезли в деревню Кочкино, один приспособили под контору колхоза, другой - под сельсовет.
Конфискованный дом Константина Ивановича сельсовет взял на учёт. Позднее, в 1935 году, мой отец выкупил его у сельсовета и передал сыну Михаилу, моему старшему брату.
Двоих из четырёх репрессированных через два года реабилитировали, признали, что раскулачили их незаконно, и отпустили домой. Дядя Костя, вернувшись из спецпоселения, устроился на работу на лесоучасток в Пещёре. Там, в бараке, он и поселился с семьёй. Второй реабилитированный из деревни Симоновы после возвращения устроился работать печником в Омутнинске.
После раскулачивания крестьяне-единоличники стали один за другим записываться в колхозы. Выхода не было. Исключение составил лишь Иван Левкин, он, невзирая ни на что, продолжал жить единоличным хозяйством.
Четыре сельхозартели просуществовали немногим более года, потом они объединились в один укрупнённый колхоз «Маяк» с центром в деревне Кочкино. Из колхозников бывших сельхозартелей были образованы по 2-3 бригады.

В.Ф. Плотников.
(подготовил М. Котлов).

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB