Текущее время: 29 мар 2024, 07:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 12  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 25 сен 2013, 21:18 
В сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
елена писал(а):
ХиНа,нет ничего больше новенького? Все по новой перечитала....
Есть, и много. Но надо редактировать, хотя бы грубые ошибки исправлять. На работу вышла, времени пока не хватает. :(

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 11:22 
В сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Из истории п. Черниговского

Начало спецпосёлку № 1, который позднее стал называться Черниговский, как и многих других, положили сталинские репрессии. Зимой 1920 г. (по другим сведениям – 1929 г.) сюда пригнали под охраной милиции первую партию спецпереселенцев.
О тех событиях вспоминает очевидец Петр Павлович Бастраков (его воспоминания записала Ю. Симонова, жительница с. Иванцево Белохолуницкого района):
«Нас, лошадников, человек двенадцать, вызвали в сельсовет. Там наказали: чтоб завтра с полной выкладкой корма для лошадей и еды приехать в село Иванцево, мол, будете сопровождать спецпереселенцев, врагов народа, к месту их поселения. Возвращаясь, мы рассуждали: «Кто они, враги народа? Наверное, здоровые мужики-лодыри?» В нас кипела ярость против них. Но то, что мы увидели на следующий день, нас потрясло: на площади, на снегу и узлах, сидели изможденные женщины, дети, старики и старухи. Дети были закутаны в какие-то тряпки, плакали и просили есть.
Помочь мы им не могли, нам даже запретили разговаривать с ними. «Ну, какие же они враги? В чем виноваты старухи и дети?» – говорили мы. Но милиционеры и работники ОГПУ закричали на нас и предупредили, чтобы «с ними не якшались, иначе получите то же, что и они».
Нас построили на площади (там были подводы из многих деревень) и по списку зачитали, к какой подводе какие семьи закрепляются. За моей подводой закрепили семью, состоящую из женщины с ребятишками пяти, трёх лет, грудного младенца и 76-летней старухи. Все пятеро были истощены и плохо одеты. Когда мы тронулись в путь, детишки уцепились ручонками за юбку матери, которая несла на руках младенца, и пошли за ней. Не проехали и трёх километров, как ребятишки стали спотыкаться и падать. Сколько в их глазах было муки, боли и страданья!
На подъёме к деревне Высоково старушка упала и не могла подняться. Тогда я остановил лошадь, поднял на руки старушку и уложил на сани. Подскакавший на жеребце сопровождающий меня обругал, дважды ударил хлыстом и пригрозил арестовать, как пособника врагов народа.
Сопровождающих было много, а лютовал только он один. Когда он ускакал, я посадил в сани детей, достал краюшку хлеба и дал всем пятерым. Ребятишки взяли хлеб недоверчиво и прижали его к груди. Женщина плачет: «Три дня ничего не ели. Три часа дали нам на сборы. А что с ребятами соберёшь за три часа? И у меня молоко пропало – чем малыша кормить буду?»
Так и ехали всю дорогу. Я делился с ними хлебом, попросил малыша уложить в сено на сани, и вместе с женщиной Анной почти всю дорогу шёл пешком. Ночью в деревнях ночевали на улице. На третий день на привале нас, ездовых, собрал уполномоченный и сказал, что скоро прибудем к месту назначения, где задерживаться нам не следует, иначе лошадей отберут, а самих убьют. И добавил, что как только он ударит палкой по дереву, там и конец пути, надо сбрасывать узлы и быстрее уезжать.
Вечером раздался роковой удар палки. Полетели с саней в снег узлы спецпереселенцев, ездовые тут же развернули сани и поехали обратно. А у меня на санях ребятишки спят. Положил я на снег охапку сена, снял бабку, ребят и уложил на сено. Тут ко мне подлетает уполномоченный и давай мне угрожать. Бросился я сани и быстро уехал, самый последний. Ехал, а глаза застилали слезы. В голове не укладывалось: как можно детей оставить зимой, в лесу, без крова и хлеба?..
Прошло несколько лет. В тех местах, где были оставлены спецпереселенцы, начались лесоразработки, и каждую зиму туда направлялись извозчики. Направляли и меня, но я боялся вновь увидеть то страшное место – поселок № 1, посылал только туда несколько раз льняное семя и хлеб.
В 1936 году довелось мне ехать туда с сеном. Выехал я из леса и увидел поле. А за речушкой строения: бараки, магазин, баню и дворы. У барака ко мне подошла женщина. Посмотрела на меня пристальным взглядом и повалилась в ноги. Плечи её сотрясались от плача. Я поднял её, это была та самая Анна. «Дедушка Петр Павлович! Кабы не ваш хлебушко, все бы мы умерли от голода, – она улыбнулась сквозь слезы. – С твоим хлебом мы живы остались». «Все ли живы-здоровы?» «Нет, мать умерла через три дня. И своей смертью спасла внуков: на груди у нее был спрятан весь хлеб, который я давала ей. Этим хлебом я потом кормила ребят несколько дней. А вот малыша не сохранила. Сама почти не ела, молока не стало, и ребёнок умер».
Она показала, как они устроились в бараке со сплошными нарами и единственной печью, и рассказала, как они выживали: «Когда вы все уехали, мы долго ревели, думали, в первую же ночь все замерзнем и умрём. Но нашёлся среди нас старичок. Он нас поднял со снега: мол, скоро ночь, надо готовить место для ночлега. Расчистили мы площадку, развели большой костёр и собрали к огню всех стариков и детей. Избрали кострового и собрали в общий котёл все продукты. Общими усилиями построили несколько шалашей, утеплили их как могли и стали жить. Думали, с голоду умрём, но добрые люди помогали. Часто в лесу, рядом с бараками, находили мешки с хлебом. Так и прожили зиму. А весной ели в лесу зелень, корешки, летом – грибы, ягоды. Сначала жили в землянках, потом построили бараки. Люди у нас трудолюбивые, работящие, но инструментов почти нет. На второй год началась цинга, хоронили часто, иногда по несколько человек в день. Сейчас строим дома на одну-две семьи».
Со временем поселок № 1 превратился в самодостаточный населённый пункт. Спецпереселенцы возвели для себя всё, что нужно было для жизни: добротные жилые дома, магазины, больницу, школу-десятилетку, клуб, хлебопекарню, детский сад и ясли. Из лучших строителей создали бригаду, которая по разрешению комендатуры выезжала в другие населённые пункты района (в то время посёлок входил в состав сначала Поломского, затем Белохолуницкого района). Так, здания больницы и школы в деревне Полом, школа в деревне Огнево и мост в с. Троице построены этой бригадой.
Основным местом работы жителей стал образованный ими колхоз им. Чкалова, лесхоз и леспромхоз. Колхоз ежегодно разрабатывал дополнительные посевные и сенокосные площади, занимался животноводством, организовывал кустарное производство. Колхозники делали кирпич, телеги, сани, бочки, гнали дёготь, выжигали древесный уголь на продажу железоделательным и другим заводам, швейная и пимокатная мастерские шили одежду, обувь. Занимались разведением лисиц в лисятнике и держали пчелопасеку. На полях росли зерновые и овощи, имелись коровы, свиньи, овцы, птица. К земле и скотине поселенцы относились по-хозяйски, поэтому снимали высокие урожаи и получали высокие надои. Они вспоминали, что им повезло с комендантом Калмыковым. Это оказался хороший человек, который к ним относился по-человечески.
В 1943 году спецпереселенцев освободили, выдали документы и велели ехать в родные места. Многие уезжали с неохотой: они уже прижились здесь, не хотелось бросать нажитое. Но остаться никому не разрешили: посёлок должен был заселиться новыми людьми из прибалтийских республик: латышами, эстонцами и латвийцами. А в начале 1945 года туда привезли высланные семьи из Западной Украины. А три года спустя ещё прибыли граждане немецкой национальности.
Всех вновь прибывших распределяли на лесозаготовку или в колхоз. Надо заметить, что новые жители не снизили объемы лесозаготовок и урожаи на полях. И колхоз, и лесоучасток Черниговский посёлка № 1 по-прежнему славились высокими производственными показателями. В то время там проживало около четырех тысяч человек.
1956 год для посёлка № 1 оказался переломным. Колхоз ликвидировали, земледельцы переквалифицировались в лесозаготовителей. Часть полей пришлось забросить, но на оставшихся люди продолжали выращивать овощи. В этом же году посёлок перестал быть «номерным» спецпоселением, получил официальное название по лесоучастку Черниговский, и его передали на баланс вновь образованного Кирсинского леспромхоза.
Жители посёлка получили свободу, и начался массовый отток населения. Черниговский стал таять на глазах… Вскоре десятилетняя школа преобразовалась в «восьмилетку», а потом – в начальную. Перестали строить новое жильё. Чтобы решить кадровую проблему, леспромхоз стал приглашать на работу временных работников из близлежащих посёлков и деревень.
Более полувека электроэнергию в Черниговский давала местная дизель-электростанция, а в 1981 г. посёлок присоединили к линии электропередачи. Это положительно отразилось на строительстве объектов леспромхоза, который к тому времени «вырос» до головного предприятия объединения «Верхнекамсклес». За счёт предприятия там выстроили водонапорную башню, котельную, отремонтировали культурно-бытовые и производственные объекты, жильё, и стало активно развиваться подсобное хозяйство. Появились планы на возрождение посёлка.
Но планы не осуществились. Люди по-прежнему продолжали уезжать, молодёжь после учёбы или службы в армии не возвращалась в родные места. В 1989 г. там проживало полторы сотни человек, в основном, пожилых людей, которым уже некуда было податься. А «лихие» 90-е с безработицей и длительными задержками зарплаты в градообразующем предприятии «Верхнекамсклес», а потом и «нулевые» – с прекращением регулярного автобусного сообщения – поставили окончательный крест на существовании посёлка.
Сегодня п. Черниговского, удачно расположившегося в красивом месте на берегу речки Чернушки, по сути, нет, хотя он ещё числится в реестре населённых пунктов. Там живут-выживают лишь несколько человек из числа пенсионеров или не имеющих постоянного места работы. Но будущее посёлка предопределено. Его судьбу постигла участь многих лесных посёлков, где градообразующее предприятие или ликвидировано, или практически не работает, нет автобусного сообщения и перспектив на выживание.

Михаил Котлов.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 11:45 
В сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
По поводу Черниговского у нас возник спор. Сами старожилы посёлка считали годом его основания 1920-й (в 2010 году отметили 90-летие, приехав сюда со всех концов страны и из иностранных государств) - и, наверное, имели на то основания.
Но по другим источникам годом рождения спецпосёлка № 1 считается 1929-й.
Кого выселяли в 1929 г. - понятно, начиналась коллективизация, шло раскулачивание.
А кого могли сюда ссылать в 1920 году? Гражданская война ещё не закончилась. Мы решили, что, возможно, это были семьи белогвардейцев и их пособников, дворян и т.п. А может, мы ошибаемся?

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 сен 2013, 13:52 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Просто ужас, как они тогда выжили....


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 27 сен 2013, 08:23 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 окт 2012, 08:42
Сообщения: 2524
ХиНа,а про 2-й спецпосёлок что-то известно?у меня туда прадедушку с прабабушкой ссылали.там они и умерли.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 27 сен 2013, 08:43 
В сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
тутошняя писал(а):
ХиНа,а про 2-й спецпосёлок что-то известно?у меня туда прадедушку с прабабушкой ссылали.там они и умерли.
А где хотя бы примерно был этот спецпоселок № 2? Я, честно сказать, немного запуталась с этими спецсовхозами, спецпоселениями, спецпоселками (с учетом того, что границы района менялись, а населенные пункты неоднократно переименовывались).

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 27 сен 2013, 10:51 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 окт 2012, 08:42
Сообщения: 2524
ХиНа писал(а):
тутошняя писал(а):
ХиНа,а про 2-й спецпосёлок что-то известно?у меня туда прадедушку с прабабушкой ссылали.там они и умерли.
А где хотя бы примерно был этот спецпоселок № 2? Я, честно сказать, немного запуталась с этими спецсовхозами, спецпоселениями, спецпоселками (с учетом того, что границы района менялись, а населенные пункты неоднократно переименовывались).


перед Троицей повёрка идёт налево на Каменное и за Каменным км 6.получается от1-0го посёлка на юг 20км и от 1-ого посёлка туда была прямая дорога.посёлок находился в верховьях р.Чернушки .оттуда сплавляли лес по Чернушке через 1-ый посёлок в Вятку.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 27 сен 2013, 19:08 
В сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
тутошняя писал(а):
перед Троицей повёрка идёт налево на Каменное и за Каменным км 6.получается от1-0го посёлка на юг 20км и от 1-ого посёлка туда была прямая дорога.посёлок находился в верховьях р.Чернушки .оттуда сплавляли лес по Чернушке через 1-ый посёлок в Вятку.
Похоже, что спецпоселок № 2 располагался в Белохолуницком районе - к их архиву у меня нет доступа. Мы и про спецпоселок № 1 знаем только потому, что Черниговский позднее отошел к нашему району.
Но я ещё повыясняю.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2013, 12:40 
В сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21273
Откуда: п. Рудничный
Здесь царила старина

В марте 1956 года я после окончания Кировской культпросветшколы приехала в Кай работать завклубом. Здесь я увидела такую глубокую старину! Серые, покосившиеся домики. Где две избы, то вход в дом по приставной лестнице, а то и просто без неё, прямо в сени, – никакого крыльца. Население со своими обычаями, нравами, диалектом в разговоре. Здесь я впервые увидела учеников в лаптях. Лапти носили и взрослые. Многие жители в то время были неграмотны.
Был на окраине села один кирпичный двухэтажный дом, в котором располагалась больница. Сельский Совет находился в центре села, куда я сразу же и зашла по приезду в Кай на почтовой лошади. Меня определили на квартиру к Льву Николаевичу Утробину. Поселилась я в маленькой комнатушке с одним окном.
Клуб располагался в доме бывшего лесопромышленника Шутова. В одной половине была начальная школа, в другой – клуб. Отопление печное. Освещение – керосиновые лампы. Узкоплёночные фильмы показывали на аппаратуре под названием «Украина». В зале был отгорожен для неё уголок. Фильмы демонстрировал киномеханик Александр Леонтьев. Обычно было два сеанса: детский с 18 часов и взрослый с 20 часов.
Поскольку электричества в селе не было, то в метрах тридцати от клуба стояла будка с движком, вырабатывающим электроэнергию. На нём работал моторист по имени Леонид.
Танцы в клубе проходили под патефон. Крутили пластинки с мелодиями вальсов «Амурские волны», «Дунайские волны» и др. Реже, когда приходили гармонисты, танцевали под гармошку. Кайскую кадриль в 12 колен «Принудиловку» играл только один гармонист – Александр Владимирович Утробин. Молодёжи в селе было много. В больнице работали молодые специалисты, в сельпо в бухгалтерии – девушки и парни. Они, а также учителя школы принимали участие в художественной самодеятельности. К праздникам готовили концерты без музыки. Ходили с концертами в другие населённые пункты – Пушью и Южаки.
Библиотека в это время располагалась в доме-музее имени Дзержинского. Библиотекарем работала Тоня Синцова. Мы вместе с ней выпускали листки-молнии, в которых отражали работу работников сельского хозяйства. Ходили на ферму, оформляли плакаты о надоях молока по каждой доярке и т.д.
Летом проходили массовые гуляния на берегу Камы, где раньше была запонь. Там стояла баржа с каютами (бывший дом сплавщика). Здесь хорошо было организовывать торговлю. Было море веселья. Проводились соревнования на лошадях. Наиболее активными были зоотехник Михаил Ступников и Иван Егорович Маркин из соседней деревни. Победителям вручали призы, например, вожжи.

Вскоре меня избрали секретарём комсомольской организации села, и в 1957 году по путёвке райкома комсомола я ездила в Москву на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Здесь я впервые увидела темнокожих.
Комсомольцы и молодёжь активно помогали колхозу. Косили траву для подкормки коров и лошадей, копали картошку, вязали снопы после конной жатки-лобогрейки, которую запрягали в пару лошадей. Помогали и на обмолоте хлебов. На конце села, там, где сейчас разрушенный первый коровник, стояла молотилка. В движение её приводили двигателем внутреннего сгорания мощностью 18 л. с. А мы, молодёжь и колхозники, затаривали зерно в мешки. Молотилку и двигатель таскали прямо по полям гусеничным трактором, который всё время ломался. Один трактор МТС из района обслуживал несколько колхозов, он тоже часто выходил из строя.
Молодёжь занималась и заготовкой дров для клуба. Собирали недоплав по берегам Камы, на лошадях возили к клубу, пилили пилой-поперечкой, кололи. Всё делали бесплатно.

Дорог не было, машины не ходили. Да их и не было после войны. Весь транспорт – лошадь. Кругом по селу непролазная грязь. Света нет. Сидим с керосиновой лампой или зажжённой лучиной. Во двор к скоту ходили с фонарём, который назывался дворовым. У более зажиточных селян был другой фонарь, более современный – «Летучая мышь». Радио и телевидения не было. На почте телеграфистка работала на оборудовании с ручным приводом.
Пищу селяне готовили на таганке, гладили бельё паровым утюгом, куда накладывали раскалённые угли. Нижняя одежда была в основном из тканых льняных холстов. А верхняя, более тёплая, шилась из ткани, называемой «пониток». Основа – льняная, уток – из овечьей шерсти. Повседневная и выходная одежда молодёжи и взрослых состояла из фуфайки и большой шали.
В домах не было никакой мебели. В переднем (красном) углу стояли стол, лавка. Спали на полатях. Редко у кого была кровать, чаще – топчан из досок, матрац, набитый соломой, тканое льняное одеяло и портяные наволочки на подушках. Печи были в основном глинобитные. Посуда – глиняная и деревянная. Ели деревянными ложками. Чашки, кринки, корчаги были из глины, обвитые берестой. В банях мылись из деревянных шаек. Мыла не было. Делали щёлок из древесной золы и им мыли голову, тело парили берёзовым веником.
Поскольку население Кая было тёмным, неграмотным, многие верили в разные суеверия, гадания. Была в селе бабушка-лекарка Евдокия Григорьевна Собенина. Она лечила детей и взрослых разными наговорами, массажем.
Селяне справляли и религиозные праздники. По церковным праздникам село было разделено на три части: в одном конце отмечали Фролы и Лавры (31 августа), в другом – Преображение (19 августа), в третьем – Воздвижение (27 сентября). Самым большим праздником в селе считается Семик (Троицкая суббота). В этот день ходят на кладбище (Кашину гору), поминают усопших. С утра тянулись люди семьями, приезжали родственники издалека. Несли большой рыбный пирог в скатёрке и другую снедь: варёные яйца, блины, селянку. Несли и бураки с овсяной бражкой и пивом. Всё это раскладывали на могилах и поминали усопших.

У кайцев существовал хороший обычай помогать друг другу, делать какую-нибудь работу вместе с соседями. Например, садить картошку, заготавливать сено, дрова и т.д. Картошку садили грядками, бороздки прогребали лопатами. А после работы – обед. Хозяйки старались поставить на стол всё лучшее, что сохранилось до весны: солёную капусту, сало. Варили гороховую кашу, уху, делали творог, пекли пироги с черёмухой, горохом. Всё это укладывали на стол горкой. Ели из одной чашки. Овсяную бражку подавали одной кружкой.
У многих селян были прозвища, не всегда обидные. Например, жён называли по мужу: Ваниха, Петиха, Васиха, Аркашиха и т.д. Значит, муж Иван, Пётр, Василий, Аркадий и т.д. Были прозвища: Ваня Гроза, Тиша Горбатый, Саша Калина, Гриша Жизнь, Ваня Ворона, Коля Зайчик, Саша Гусь, Дуня Догада и др.

Были в Кае свои мастера. Жестянщик Терентий Ильич Соснин делал печные трубы из железа, вёдра, дойники и прочую домашнюю утварь. Николай Романов изготовлял сани, телеги, колёса к телегам. Степан Иванович Шанцын был кузнецом. Ремонтировал конные плуги, бороны, конные косилки, подковывал лошадей. Николай Петрович Стрелков был мельником и кузнецом. Мельница располагалась на конце Кая, в деревянном помещении. Жернова приводились в движение двигателем. Егор Матвеевич Леонтьев – специалист по изготовлению печей из глины. Гончар Иван Семёнович Тарасов делал утварь из чёрной глины. Михаил Иванович и Иван Васильевич Тарасовы делали посуду из красной глины. Портнихи Афанасья Семёновна Шанцына и Калиста Ивановна Тарасова шили одежду для селян.

Женщины на праздники надевали блузки с длинным рукавом, юбку в клетку и обязательно повязывали голову платком. Носили фартуки-запоны. Зимой носили валенки-самокатки с чулком из овечьей шерсти, а летом шерстяные носки и калоши.
Почти в каждом подворье держали коров, овец и свиней, реже кур.
Свадьбы в селе проводились по своеобразному обычаю с пением свадебных песен и плясок под эти песни. На вечеринках в праздники пели песни «Дождь идёт», «Сегодня воскресенье», «Во пиру-то была», «Распрягайте, хлопцы, коней», «По Муромской дорожке», «Розочка алая» и другие.
Село не было озеленено. На мой вопрос: «Почему нет деревьев?» селяне отвечали: «И так кругом лес, воздух чист». Только у Аркадия Михайловича Шанцына росли сирень, красная черёмуха и берёза. Большие тополя и акации росли у больницы, они сохранились до настоящего времени.
Врачом в больнице тогда работала Тамара Михайловна Орлова (Солодилина), впоследствии переведённая на работу в посёлок Камский. Вместо неё стала работать молодой врач Наина Алексеевна Лузянина.
Председателем колхоза в то время был приезжий Ивонин. После него стал работать Николай Романович Орехов, окончивший Тимирязевскую сельхозакадемию.
Заведовала детским садом Зоя Степановна Новосёлова. В садике была одна смешанная группа детей.

В пятидесятых годах прошлого века дети учились в старой деревянной школе, построенной ещё в 1930-е годы. Учеников было много. Здесь учились дети с посёлков Порыш, Перерва, Камский. Все не вмещались, поэтому объединяли: 3-5 классы, 2-6 классы, учились в две смены при керосиновых лампах. Было по 2 – 3 лампы на класс, они дымили и выходили из строя. Приезжие школьники жили на квартирах у селян.
В 1960-е годы появились первый колхозный радиоузел и электричество. На радиоузле работал Михаил Иванович Комоликов, на электростанции Аркадий Прокопьевич Найданов.
В начале 1980-х годов в село пришли телевидение и газ, протянулась нитка водопровода, в 1986 году в Каю построили новую кирпичную школу, в 1987-м был проложен асфальт, в 1988 году построен новый Дом культуры. В 2011 году водопровод капитально отремонтировали, в 2013 году в селе появилась сотовая связь.

В.Н. Кенина, с. Кай.
«Моё Верхнекамье».

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2013, 12:59 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Хина, как-то не очень верится,что автор описывает жизнь кайцев после 1956 года. Электричество когда в Кай провели.? Смотрела сейчас старые фотоодно с похорон найдановской прабабушки,хоронили в Каю ,так там столб электрический виден. В конце первой половины 50-х она умерла. надо у дяди уточнить. И среди родственников никто в лаптях не стоит, мужики в сапогах,женщины в калошах,и одежда на них явно не домотканная. Да вот, сами смотрите.
Вложение:
б-img759.jpg
б-img759.jpg [ 136.35 КБ | Просмотров: 3781 ]
Вложение:
б-img756.jpg
б-img756.jpg [ 151.23 КБ | Просмотров: 3781 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 12  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB