Текущее время: 29 мар 2024, 01:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 249 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 25  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 03 апр 2012, 19:02 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Владимир писал(а):
Хина, это он был директором ГПТУ?
Все фамилии там указаны, но мне не хочется грязь разводить. Мне интересна судьба рукописи. Сейчас идет подготовка к выпуску книги об истории района, а судя по всему, глава об истории Кирса была написана еще 20 с лишним лет назад - человеком, которого я считаю лучшим из всех наших местных краеведов.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 09:53 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Сразу после перестройки были такие настроения: развенчивать советское прошлое, идеализировать прошлое дореволюционное. Начался бум различных переименований, не обошедший и наш район стороной.
В 1992 г. районная газета опубликовала такую заметку:


Не заслужил Вяземский памяти

Весной в «Прикамской нови» была статья «Возобновим традиции», в которой совершенно правильно ставился вопрос о благоустройстве, очистке улиц районного центра, о том, чтобы приурочить эти мероприятия к дате основания завода и Кирса. Но почему-то речь идет об апреле. Однако обратимся к архиву древних актов, где хранится запись о Кирсе: «Оный Кирсинский завод построен по Указу сибирского Обер-бергамта, данному заводчику Григорию Вяземскому 4 марта 1729 года, который строением начался с получением того указу мая 2 числа и строена плотина».
К тому же я не согласен с предложением назвать одну из площадей Кирса именем «патриота России Григория Вяземского», а также увековечить его имя в названии лучшей улицы города. У нас в городе лишь две улицы выглядят получше – это Ленина и Кирова. Какую из них переименовать? Площадь же всего одна – 1-е Мая. Уж не её ли назвать именем Вяземского? За последнее время меняют названия улиц, площадей, которые носят имена руководителей, но площадь названа в честь праздника солидарности трудящихся. И стоит ли менять название в честь человека, который строил завод на костях и крови наших предков.
Обратимся к некоторым историческим документам. «Получив Указ 4 марта 1729 года, Вяземский начал размещать в снегу под деревьями пригнанных крепостных крестьян. Они обязаны были в неурочное время строить для себя шалаши, а весной рыть для себя «чадовки» – земляные норы без окон и дверей. А неурочное время их было после 14-16 часового рабочего дня, да и за этот срок не могли выполнить задание. За невыполнение подвергались публичному телесному наказанию». П.Ф. Плетенев пишет, что наступила весна, подвоз хлеба совершенно прекратился, рабочие, их семьи питались болотными травами, древесной листвой и всякой гнилью и привезенной на 20 возах гнилой рыбой пикшей.
Среди рабочих вспыхивает эпидемия дизентерии, больницы не было, а смотритель и лекарь-самоучка (деревенский коновал) объявили о холерных заболеваниях и начали вывозить больных в «изолятор» за речку Ждановку. Сколько людей погибло.
Правда, это было уже после смерти Вяземского, но порядки были те же, что при нем.
Еще один пример о строительстве канала от Волосницкого пруда в Большой Кирсинский. Непосильная работа, голод, желудочно-кишечные заболевания. Строительство было прекращено, хозяин послал для проверки лекаря, и он пишет хозяину: «Рабочие обнаглели, чтобы избавиться от работы, они вместо хлеба едят древесную кору, опилки, а вместо щей хлебают болотную воду». Хозяин издает указ: «Водохлебство запретить и за оное сечь розгами».
Вот почему у меня не вяжется, чтобы именем Вяземского назвать площадь или улицу.

А. Волков.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 11:24 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Владимир писал(а):
Хина, это он был директором ГПТУ?
Не сразу поняла вопрос. Вы про Е. Осколкова? Да, Евгений Николаевич много лет был директором СПТУ-24.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 12:14 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Читая об истории завода, все время задавалась вопросом: как рабочие узнавали, что им пора на завод – часов-то в ранешнее время ни у кого не было.
Ответ отыскался в подшивках районной газеты за 1992 год. Оказывается, еще не так давно в Кирсе были солнечные часы Мальцева, по которым на Кирсинском заводе определяли время. Они стояли в городском саду.

Вот что сказано в газете: «Для справки: «Выписка из «Горного производства в России, 1810 год» И. Германа. «Регламент о звоне при горных и плавильных заводах от февраля 23 дня 1725 года». «Подобно тому, как во всех делах содержать добрый порядок, ако душа каждому делу, надлежало б иметь верных часов, которыми поныне еще скудеет, того ради сделать между тем солнечные часы, для познавания времени и устанавливать по оным прочие часы. Сей регламент утвержден Берг-Коллегиею за подписанием советника Михайлова».
Таково свидетельство об уникальном историческом памятнике. И тут возникает вопрос: кому же помешали в 60-х годах эти часы, зачем их было уничтожать? Может быть, для плана по металлолому не хватило?»

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Последний раз редактировалось ХиНа 16 апр 2012, 16:22, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 13:44 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Никто не станет спорить, что Покровская церковь – настоящее украшение Кирса. Но перед тем, как её возродить, было много споров. Часть их в 1990 году вылилась на страницы районной газеты. Некоторые письма горожан сейчас довольно странно читать. Приведу выдержки из них.

«Духовенство располагает немалыми средствами, поступающими от тех же верующих. Так вот, пускай на эти деньги на месте молельного дома (церкви) построят свой храм, а нам оставят клуб в том виде и в состоянии, в каком он есть в настоящее время…
Кто хочет молиться, помолится и в той церкви, что есть, ну, а мы прожили свою жизнь без молебнов и доживем остатки без храма. Так считают все или большинство наших сверстников.
Клуб нам нужен всегда, ежедневно. Считаю и знаю, что наши дети и внуки, их друзья и товарищи не испытывают никакой нужды и желания в новой церкви и никогда туда не пойдут… Честный человек проживет и без церковного наставничества, а рвачам и хапугам она тоже не нужна, разве что для разграбления…»

«Церковь сейчас переоборудована и украшает Кирс, центр особенно. Но подумайте хорошо. Будет служба в церкви, а там школа, магазин, дом культуры… Куда потянется молодежь? А ведь церковь служит вечером, звон колоколов, пение попа, отпевание покойников, похороны. Все это на глазах народа…
Нам кажется, если строить новую церковь, то на окраине, не позорьте Кирс и наш район…»

«Если мы отдадим клуб, то лишим сотни детей места для проведения кружков, т.к. здание районного дома пионеров не приспособлено для подобных мероприятий…»

Но в процессе проведённого опроса жителей города 5982 человека всё-таки высказались за возвращение здания церкви верующим. На заводе «Кирскабель» в голосовании приняли участие 2576 человек, из них за передачу клуба церкви проголосовало 1772 человека, против – 763.
В итоге совет трудового коллектива завода постановил передать здание клуба церковному приходу с 1 августа 1990 года.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 14:13 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Как бунтовали в Кирсе

В ноябре 1859 года крестьяне Нагорской волости (работавшие по найму на Кирсинском железоделательном заводе) обратились к вятскому губернатору с жалобой: заводоуправление вопреки контракту платит за работу мало и почти совсем не снабжает провиантом. Не дождавшись ответа и принятия мер, крестьяне взбунтовались и оставили работу, чтобы уйти в свои деревни.
Слободской исправник Данилевский в тот момент получил предписание губернатора срочно найти авторов жалобы и привести их к покорности. У деревни Воронинской (в 47 километрах от Кирса) он встретил толпу крестьян и потребовал вернуться на завод. С большим трудом, применив уговоры, Данилевский добился, чтобы «беглецы» изменили свое решение.
Нагорцы возвращались на завод с той целью, чтобы дать показания о произволе администрации. Исправник обещал бороться за правду и защитить обиженных крестьян, но обещание скоро «забыл», рассчитывая на то, что в процессе следствия крестьяне побоятся угроз и признают собственную вину. А те, как стало известно позднее, твердо стояли на своем, вынудив власти перейти к карательным мерам.
На заводе было временно создано отделение земского суда, по решению которого группа непокорных в январе 1860 года попала в Вятскую тюрьму, а затем в Слободскую. Семерых крестьян били розгами, остальным объявлено «строжайшее внушение». Наказанных снова отправили на завод, чего и добивались управители.

«Прикамская новь», 1990 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 14:17 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2012, 15:58
Сообщения: 1268
ХиНа писал(а):
Некоторые письма горожан сейчас довольно странно читать.

Ничего странного в подобном восприятии сложившейся ситуации нет. Я очень хорошо помню институтские курсы диалектического материализьма и атеизьма.

_________________
Щас спою... А теперь точно спою... (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 05 апр 2012, 13:15 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
В названиях улиц - память

Двоеглазов Василий Васильевич (30.7.1893 – 1.5.1919), уроженец деревни Малые Чертаки Нолинского уезда. В 1914 году его призвали в царскую армию. По окончанию Омской школы прапорщиков направлен на фронт. В 1917 году добровольно вступил в ряды Красной армии. Принимал участие в установлении Советской власти в Москве. В 1918 году возвратился в Вятку, где включился в борьбу с контрреволюционными силами на территории Вятской губернии.
Потерпев неудачу в боях на Глазовском направлении, белогвардейцы в начале 1919 года повели наступление на северо-восток Вятской губернии. Остановить врага могли лишь части, посланные в район Кирса.
В районе села Дубровское к этому времени закончилось формирование 3-го Кайского батальона, состоявшего из рабочих Кирсинского завода и крестьян Слободского уезда. В апреле 1919 года командиром его был назначен В.В. Двоеглазов.
На рассвете первого мая белые пошли в наступление на позиции батальона.
– Усилить огонь! – передал комбат по телефону приказ в каждую роту.
Не выдержав шквального огня, белогвардейцы откатились назад. Потом, сгруппировавшись, снова пошли в атаку. Третью, четвертую… восьмую… Ничто не могло сломить мужество красноармейцев. Но вот кончились боеприпасы. И тогда…
– Батальон, вперед! – поднялся над окопами Двоеглазов. Красноармейцы с криком «ура!» бросились за своим командиром. И белые дрогнули, начали отступать. В этом бою командир был смертельно ранен.
Именем В.В. Двоеглазова названа улица Кирса.

"ПН", 1990 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 06 апр 2012, 08:15 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Планер над Кирсом

Началось все с того, что в 1957 году, может быть, даже раньше, в Кирсе был организован кружок по спортивному планеризму. Чтобы необычное для кирсинцев начинание не угасло, с помощью руководства кабельного завода был приобретен настоящий тренировочный планер. Его отвезли на аэродром, что у поселка Торф, и оставили там в сарае, а потом и забыли о нем.
Но вот нашелся человек, из бывших летчиков, В.Я. Зараменских, который и взялся воскресить «планерное дело», заинтересовал этим учащихся строительного училища Сергея Бычкина, Геннадия Четвертных, Геннадия Корепанова и других.
Отыскав в сарае тот самый планер, ребята подклеили материей крылья, усилили фюзеляж, посадочную лыжу, тросовые расчалки. После ремонта в кружке начались занятия по курсу – теоретическая подготовка будущего планериста.
9 июля 1961 года состоялись пробные полеты сразу на двух планерах, второй профтехучилище получило в Кировском аэроклубе. Кружковец Бычкин пролетел 140 метров, по 110 метров пролетели Коробенко и Четвертных.
Стремление к авиационным видам спорта появилось и у тружеников кабельного завода, СМУ-9, у кирсинских школьников. Прошло два года, и жители Кирса наблюдали прыжки ребят с самолета. Правда, отбор был очень строгий, право парить в воздухе получили наиболее натренированные. И то под непосредственным руководством кировского инструктора.
-------
В предвоенные годы в нашей стране существовали и действовали организации Осоавиахима, которые готовили молодых к службе в армии. В Кирсе такой организацией руководил К. Шиляев, по инициативе которого и был создан у нас планерный кружок.
Вначале кружком руководил П.К. Шиляев, а после ухода его в армию из аэроклуба г. Кирова был послан инструктором Виктор Бакулин. Он вел теоретические и практические занятия с планеристами.
В кружке было примерно 25 человек. Планеродром находился в заречной части Кирса на берегу пруда, где был и планер «УС-4». Занятия проходили интересно и поэтому пропусков их без уважительных причин не было. Всем кружковцам были выданы гимнастерки защитного цвета, на практические занятия они ходили строем и с песнями.
После учебы у планеристов первого набора были приняты экзамены по теории и практике и выданы документы на право летать на планерах определенных типов.
Первыми планеристами, окончившими кружок в 1938 году, являются: Василий Смехов, Владимир Запольских, Александр Маракулин, Николай Барышников, Нина Казаринова, Екатерина Лещенко, Ольга Горшкова, Ольга Грехова, Евгений Рылов, Дмитрий Езерский, Василий Шулятьев, Николай Шиляев, Александр Цалов, Михаил Горшков, Владимир Смехов, Николай Шильников, Владимир Буров, Александр Одяков, Николай Кленов.
Часть планеристов при призыве в армию направляли в авиачасти. После окончания Отечественной войны многие из них не вернулись, некоторые и по сей день проживают в Кирсе, такие как Василий Смехов, Николай Барышников, Екатерина Лещенко и другие.

«ПН», 1994 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История Кирса
СообщениеДобавлено: 07 апр 2012, 13:42 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
На круги своя…

(история церкви г. Кирса)

В 1750 году на берегу Большого Кирсинского пруда силами прихожан вознеслась ввысь на 25 метров деревянная церковь с каменным фундаментом, который для прочности еще укрепили крицами с железоделательного завода. На звоннице повесили два колокола. Освятили ее в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
С годами церковь ветшала, и ее часто приходилось ремонтировать. Все работы производились силами прихожан. Кто не хотел участвовать в ремонте, должен был внести определенную плату в церковную казну. Поселок рос, и церковь, особенно в большие праздники, не вмещала всех желающих. Поэтому возникла необходимость строить новую, больших размеров, в кирпичном исполнении.
Строительство начали в 1911 году по чертежам итальянских архитекторов. Стройка велась по-старинке – «народным методом», с привлечением всех трудоспособных прихожан Кирса. Кирпич делали сами на кирпичном заводе, который стоял некогда на берегу Нижнего пруда. Мешки с известью привозили на лошадях из Яра. Кроме кирсинцев на строительстве работали также жители других волостей. В основном это были татары, чуваши, мордва и даже узбеки. Некоторые из них обзавелись здесь семьями и остались навсегда.
На строительной площадке стоял большой деревянный ящик для раствора. В нем замешивали глину, потом в раствор бросали сырые яйца, которые для этого богоугодного дела на добровольной основе собирались со всего поселка и близлежащих деревень.
В 1915 году церковь, высотой 50 метров, выстроили. Её венчали 10 куполов (5 шатровых и 5 барабанных) с крестами. При освящении сохранили за ней прежнее название. Священнослужители переехали в новое здание, а старое, деревянное, осталось служить мирским целям.
Материалом для крестов служила осина. К ней предъявлялись строгие требования: чтобы заготовка не имела ни одного сучка. Заготовленный материал долго – около двух лет – сушили на воздухе и в сушилке. Кресты обшивались медными листами. Каждую весну, к пасхе, их чистили сухим речным песком. Если поперечник креста начинал шевелиться, его немедленно меняли.
Колокольня венчалась шпилем, на котором стоял самый большой крест. На звоннице висели семь колоколов. Главный из них – вестовой – весил 49 пудов. Звон его был глухой, но разносился очень далеко: в хорошую погоду его слышали даже в Песковке. Звонарь бил в вестовой колокол с частотой один удар в минуту.
После Октябрьской революции на православную веру начались гонения. Служителей церкви стали репрессировать, а храмы, построенные руками народа, уничтожать. Только по Кировской области полностью или частично были разрушены 277 церквей. В том числе и старая деревянная церковь в Кирсе, которая служила клубом. Там размещались государственные службы: лесная биржа, отдел кадров железоделательного завода, библиотека; в большом зале смотрели кинофильмы, устраивали танцы, занималась самодеятельность. Разобрали церковь, сейчас на этом месте стоит районный центр «Досуг».
С приходом к власти «отца всех народов» И. Сталина (имевшего, кстати, духовное образование) гонения на религию усилились. В 1936 году в Кирсе встал вопрос о клубе. Инициатором выступила местная комсомольская ячейка, насчитывающая в своих рядах около 30 членов (комсорг Л.Д. Шевеко). И принимается решение: с церкви убрать кресты, снять и отправить на переплавку колокола, на центральном шпиле установить звезду – символ Советской власти, а здание отдать под заводской клуб.
О дальнейшей судьбе святых колоколов ходило разные легенды. Первая: их отправили на переплавку на Песковский завод, но туда они не доехали – их где-то «схоронили до лучших времен». Вторая: на барже по Вятке отправили в Нолинск, а по пути утопили. Кое-что из церковной утвари, часть икон удалось спасти, остальное было безжалостно сожжено в клубном саду. Разграбление церкви происходило сразу после 18 съезда ВКП(б), поэтому клуб назвали в его честь.
Народная молва гласит, что снимал иконостас некий коммунист Рудаков. И одна из больших икон, падая, убила его. После этого трагического случая разные слухи поползли по Кирсу – мстит, мол, церковь за своё поругание.
Тумбы на крыше церкви, где стояли кресты, ничем не прикрыли. И природа внесла свои изменения… Там выросли березки – символ России. Так и стояли они, в противовес звезде, до самого момента обратной передачи храма народу; некоторые из берез выросли до полутора метров.
Началась реконструкция. В зале, где шла служба, сделали сцену. Позади неё оборудовали запасник для хранения декораций. На сцене, которая закрывалась занавесом из простых простыней, поставили рояль и фортепиано немецкого производства, конфискованные у управляющего заводом. В других помещениях оборудовали комнаты для хорового пения, занятий художественной самодеятельностью, духового оркестра, драмкружка, радиоузла и другие.
Танцевальный зал граничил со зрительным. Если шел хороший фильм и народу было много (до 250 человек набиралось), стулья занимали часть танцевального зала; шли танцы – стулья сдвигались в зрительный зал. Сначала фильмы демонстрировались из кинопроекционного аппарата, стоящего в зале, потом построили для него кинобудку. В 1965 году завод приобрел кинопроекционные насадки, и кирсинцы смогли смотреть широкоформатные фильмы.
Под куполом сделали второй этаж, где разместился спортзал и работали различные спортивные секции. В подвале находился штаб гражданской обороны и столовая с буфетом.
Наступил 1990 год – время горбачевской перестройки, начало новой эпохи возрождения православных храмов. В кабинете председателя завкома «Кирскабеля» идет заседание трудового коллектива. Неожиданно в кабинет заходит человек в рясе, протоиерей Алексий (А.Г. Никулин), настоятель молельного дома по улице Широнина. Извинившись за вторжение, он всех пригласил спуститься в актовый зал заводоуправления, где «вас ждут ваши матери и отцы».
Зал был переполнен и пожилыми людьми, и работниками завода. Перед ними выступает священнослужитель из Вятской епархии протоиерей Алексий (А. Сухих). Он рассказал аудитории о тяжелом былом времени, которое пережила православная религия, и нынешнем, когда все возвращается на круги своя. Цель его визита была – убедить заводчан вернуть Покровскую церковь ее хозяину, народу. Выступали также оставшиеся в живых свидетели строительства церкви, рассказали, как она строилась, на чьи деньги.
Администрация завода оказалась не готова к такому вопросу. Если здание отдать – где разместить клуб? Один из руководителей задал А. Сухих вопрос: «Где вы были раньше? Не надо было отдавать церковь, и все». Ответ прозвучал достойный: «Мы были в лагерях, на Беломорканале, где нас даже не хоронили. Умерших бросали в жидкий бетон». И он назвал имена известных священнослужителей, которых таким изуверским способом «предали земле».
После жарких дебатов поступило предложение провести опрос жителей г. Кирса о передаче церкви верующим. Отец Алексий попросил присутствующих распределить между собой улицы, дома и обойти всех жителей.
Результаты опроса – более 70 % высказались за возвращение церкви. И ее вернули. 2 августа 1990 года протоиерей Алексий провел там первую службу.
Опять началась реконструкция. Все, что было построено при советской власти, убрали. По старым, чудом сохранившимся фотографиям восстановили прежний вид снаружи и внутри. Многие из жителей пожертвовали церкви кое-что из церковной утвари, подарили иконы, несли деньги на восстановление.
Автор этих строк и Юрий Аркадьевич Рудаков отдали колокол. История его такова… Однажды, году в 1975-1976, краеведу Е.Н. Осколкову стало известно, что из Кая в Омутнинск в машине среди металлолома везут на переплавку колокол весом два пуда. И Евгений Николаевич отправил меня, чтобы этот колокол выкупить. Его привезли в училище и поставили в кабинете директора. Сейчас колокол на звоннице.

М. Кудрук, г. Кирс.
«Прикамская новь», 2002 год.


Вложения:
Ремонт Покровской церкви.jpg
Ремонт Покровской церкви.jpg [ 54.23 КБ | Просмотров: 5348 ]
покровский на ММ.jpg
покровский на ММ.jpg [ 144.1 КБ | Просмотров: 5348 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 249 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 25  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB