Текущее время: 28 мар 2024, 19:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 23 мар 2012, 19:41 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 15:02
Сообщения: 3008
В семидесятых вроде.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 28 мар 2012, 13:15 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Мы вот тут пытаемся краеведением заниматься, что-то собираем. И раньше краеведение многих увлекало, а Ф. В. Пестриков по праву считается одним из лучших краеведов Верхнекамья.
Однако и его путь не был усыпан розами.

В 1978 г. районная газета опубликовала разгромную статью «Дзержинский в Каю» (по поводу неточностей, содержащихся в некоторых газетных публикациях и других материалах, посвященных кайской ссылке). Статья написана под руководством доцента Кировского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, кандидата исторических наук В. Суходоева.
Приведу её в сокращении.

«В Кайском музее Ф.Э. Дзержинского и в Кирсе до сих пор хранятся размноженные на машинке так называемые копии с копий воспоминаний старожилов, записанных якобы с их слов. Отдельные положения записей не совпадают с историческими данными.
Учитель Кайской школы Ф.В. Пестриков, по его словам, давно занимающийся «историей кайской ссылки», с недостаточной ответственностью отнесся к изложению сведений, собранных или полученных им из разных источников.
В некоторых книгах и газетах («Кировская правда», «Знамя юности» г. Минск) опубликованы корреспонденции, где авторы, ссылаясь на порой рассказанные самим Ф.В. Пестриковым «подробности», допустили ряд неточностей и домыслов, искажающих факты кайской ссылки Ф.Э. Дзержинского…
В письмах Ф.Э. Дзержинского из Кая, в воспоминаниях его родных и товарищей в исследованиях… не обнаружено ни одного факта, свидетельствующего о том, что Ф.Э. Дзержинский организовывал социал-демократические кружки в Кайгородском и Кирсе среди крестьян и рабочих, находясь в кайской ссылке.
В 1898-1899 годах ни в Вятке, ни во всей Вятской губернии не было ни одной социал-демократической организации.
О занятиях Дзержинского с местными крестьянами и изучении с ними работ Маркса, Энгельса и Ленина не могло быть и речи в тех условиях.
О побеге Ф.Э. Дзержинского через Кирс и Слободской в статье даны неверные сведения. Ни в Кирс, ни тем более в Слободской Дзержинский во время побега не заходил.
О побеге из Кая на лодке Ф.Э. Дзержинский написал в своей автобиографии в 1921 году. Кроме того, еще в 1913 году об этом побеге он рассказывал польскому публицисту Тадеушу Веняве-Длугошовскому, с которым тогда сидел в одной камере десятого павильона Варшавской Цитадели: «Я был очень измучен, – говорил Дзержинский, – на лодке проплыл верст 300 один, держась подальше от берегов и любопытных глаз. Нужно было отдохнуть. Пристал к берегу, лодку спрятал в укромном месте и пошел в избушку на берегу. Там жили рыбаки»…
В статье приводится неверный факт и о том, что Дзержинский дал одной крестьянке 10 рублей. Таких средств у ссыльного Дзержинского не было. Ему приходилось экономить каждую копейку, как это видно из его собственных писем.
Абсолютная выдумка также сообщение о посещении Дзержинского в Кае неизвестной женщиной.
Летом 1899 года в Кай из Нолинска приезжала к Дзержинскому ссыльная революционерка М.Ф. Николаева, испросив на это разрешение властей…»

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 29 мар 2012, 12:01 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Письма из Кая

Писем Ф.Э. Дзержинского, писанных в Кае, сохранилось немного. Вот выдержки из них:

«…Село Кайгородское довольно большое, пятьдесят лет назад было городом, в нем 100 домов и около 700 жителей – крестьян…»;

«…Кругом леса. Много здесь медведей, оленей, лосей, волков и различных птиц. Летом миллион комаров, невозможно ходить без сетки, а также открывать окна. Морозы доходят до 40 градусов, жара летом также достигает 40 градусов. Квартиру найти очень трудно, и стоит она очень дорого. Я живу вместе со вторым ссыльным. Белого хлеба здесь нет совсем. Мясо осеннее, замороженное. Жизнь не дешевле, чем в уездном городе, а пожалуй дороже. Сахар, чай, табак, спички, мука, крупа – все это дороже: дорого стоит перевозка. Мы здесь сами себе готовим обед: купили самовар. Хорошо здесь охотиться, можно даже кое-что заработать. Может быть, вскоре пришлют нам охотничьи ружья, тогда будем охотиться. Мы заказали себе лыжи. купили крестьянские тулупы…»;

«Наняли квартиру – целую избу, две комнаты и кухня, где Шор жил. Довольно чистая, да с нас слупили пять рублей с дровами и водой. Хозяйничать самим приходится. Пришлось всем заново обзаводиться…
Теперь до крещенья народ празднует – ходят постоянно к нам, как к новым… Но мы уже попросили некоторых без дела не заходить.
А интересные довольно здешние обыватели. Деревня для меня теперь прямо новость: так давно еще ребенком я жил в ней, а не то что теперь – «ссыльный»…
С крестьянами тоже немного познакомились. Сегодня у нас была здешняя пролетарка, хотела продать картошку. Муж ее четыре года тому назад помер, оставив ее с малыми ребятишками. Должна была отказаться от своей части (земли), усадьба только осталась, некому было обрабатывать. С обществом она не в ладах.
Ходят к нам постоянно, предлагая то то, то се, то ради «калякания». Ведь они большие охотники до этого.
Были у нас и степенные крестьяне – здешние судьи, любящие показать, что и они что-нибудь слышали, и узнать что-нибудь новенького.
Ходят к нам также и ребятишки попросить, нет ли что почитать и прямо из любопытства. Скоро напишем Сергею Александровичу. Может, мог бы нам книг легких прислать.
Ходили к нам также за советами, как лечить лошадь. Одним словом, двери почти закрывать не стоит…
Ходят к нам теперь почти каждый вечер ряженые. Первый раз я увидел такой маскарад. Смешно, пляшут здесь по-своему. Лицо закрывают платком или сажей мажут. Девушки в мужской, а ребята в женский костюмы переодеваются. Иной раз так и маски надевают, бороды, усы приделывают. До крещенья всякий вечер в деревне пляшут где-нибудь на игрище»;

«…Встретили мы сегодня похороны – сразу четырех хоронили. Везли их на худеньких лошадках, в санях, на гробах сидели мужики и везли покойников из церкви. Сзади ехали на других санях провожающие, родные. Попа не было. Встретили мы его катающимся с дьяконами. Народу было совсем мало и не получилось впечатления, что это везут люди своих матерей и родных хоронить. Мы провожали их. Ямы не были еще вырыты – земля замерзла почти на два аршина. Поднялась ругань, что не приготовили работники вовремя. Не было ни слез, ни жалоб на жизнь свою. Воспользовавшись минутой, мы спросили их, почему нет попа? «Да где нам, – ответили они, – платить по десять рублей…» И, действительно, поп здешний совсем разоряет народ. За свадьбу берет не меньше пятнадцати рублей, да еще тридцать аршин холста, водку, табаку, крендели. За отпевание два – пять рублей, за крестины – один рубль. Дерет, одним словом, неимоверно. Жаловались не раз уж на него, да ничего не выходит. Стал еще больше драть. Никто, абсолютно никто не уважает здешнего попа – пьяница прегорький, деньги всегда вперед берет.
Зарывши могилу, все уселись на ней (некоторые, конечно, из-за недостатка места стояли около нее) и начали поминать умерших. Здешний напиток вместо пива, брага, варят из ржи. Эта брага хмельная, вот и стали угощаться ею, закусывая блинами да рыбой. Должно быть, еще от язычества сохранился здесь этот обычай. Звали всех, кто только был, да мы отказались…
Более зажиточные ханжи приходят к нам и давай говорить, что православная вера – единственная верная, да православные что-то не стараются, что вера падает, что «не поступаем мы по евангелью. Ох!.. народ мы темный, грехи наши тяжкие!» Надоели порядочно этими причитаниями. Дали мы им раз острастку, чтобы не жаловались нам.
Заказывают нас всюду, да с визитами ни у кого еще не были. Однако надо будет походить, присмотреться, как живут. Думаем ходить на сходы и суды. В бытовом отношении это много интересного может дать.
Как видно, жизнь здешних крестьян довольно-таки тяжелая, хотя недоимок нет, кажется. Заработки здесь очень скудные: в лесу только рубить, пилить да возить дрова для лесопромышленников. Порядочно они уже здесь перевели леса. С лошадью вдвоем за всю зиму больше двадцати рублей на своем хлебе не заработаешь. Да и опасная эта работа при полной бесцеремонности и беспечности лесопромышленников.
Есть тут дорога одного купца в лес – упаси боже по ней ездить. На ней есть очень крутая гора, и редко, редко какой воз не перевернется… Людей прибивает до полусмерти. Вот одного мы знаем, мается теперь с головой страшно… А купцу все это безнаказанно проходит.
Обсчитывает народ на всякий лад. То привезут или спилят брак – не платит, то другим каким способом обирает. Горемычная поистине здесь жизнь полупролетариев. А купцы здесь наживают денежки. За все берут втридорога, а рабочим платят гроши.
Не знаю, как это народники могут увлекаться отсутствием капитализма… Действительно, присмотревшись к жизни, как она есть, можно порядочно на них негодовать, что философствуют и только философствуют, где нужны дела…
Здесь и инструменты-то употребляют первобытные, например, вместо кос – какие-то косули коротенькие, сохи вместо плугов, и как земство ни бьется, ничего поделать скоро нельзя, а все вводится понемногу, а что будет, когда всюду введется? Есть польская пословица: «Пока солнце взойдет, роса глаза выест». Так и тут…»;

«Тут в Кае есть такие хорошие места! Как бы они Вам понравились!..»;

«Есть тут один прогрессист. Он (заведует) земским складом. Складно говорит о невежестве мужиков. Тип, при поверхностном знакомстве, симпатичный, но в сущности тоже кулак. Он же здесь волостным судьей. Александр Иванович ходил сегодня (слушать дела в суде) и говорил, что он старается бедняка – должника запутать, а богатого лавочника, держащего здешний бедный люд в сетях, как должников, выгородить. Да и бедные в удобном случае стараются воспользоваться…
Нет, только не зная деревню, можно ее идеализировать…»

«Прикамская новь», сентябрь 1977 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 29 мар 2012, 12:33 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 янв 2010, 02:20
Сообщения: 3500
Я смотрю неплохо при царе ссыльным жилось. Даже ружье можно было иметь и на охоту ходить. Работать не заставляли и вроде даже жалованье платили за то что сослали.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 29 мар 2012, 15:01 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
В ссылке Дзержинский получал пособие 6 рублей в месяц. Работой его не напрягали.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 12 апр 2012, 12:33 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Насмешили чиновники…

Известно, что из села Кай Слободского уезда осенью 1899 года сбежал политический ссыльный Ф.Э. Дзержинский. Его сослали за революционную работу среди рабочих Литвы.
Когда доложили о побеге ссыльного вятскому губернатору, последний поручил вести поиски Дзержинского слободскому исправнику. Но у него ничего не вышло, так как кайские крестьяне сказали, что ссыльный уехал в Нолинск к подружке.
За поиски ретиво взялся чиновник по особым поручениям при губернаторе князь Гагарин. Ему случайно попал в руки рукописный отрывок статьи ссыльного Брюханова (содержался в Уржуме) о насущных задачах текущего момента, упоминались там и малоизвестные тогда Маркс и Энгельс. Князю Гагарину показалось, что в его руках нити крупного антигосударственного заговора.
Гагарин сфабриковал дело о существовании тайного общества Вятской губернии, к которому было также приложено письмо ссыльного Кудрявцева, сообщавшего о своем основательном знакомстве с трудами Маркса.
Уржумский исправник получил приказ точно выяснить местонахождение Маркса и Энгельса и их сторонника Дзержинского. Чиновники никак не соглашались с автором статьи Брюхановым, доказывающим, что лица, которых они ищут, давно умерли, а Дзержинский, небось, уже у себя на родине живет в свое удовольствие.
В архивных бумагах, как утверждает Н. Катков, сказано, что «дело Маркса и Энгельса» прекращено «за ненадобностью, ибо данные лица иностранного происхождения, а посему угрозы российскому государственному строю не представляют».

«ПН», 1993 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 22 май 2012, 13:13 
Гуру

Зарегистрирован: 19 авг 2011, 09:56
Сообщения: 327
Дзержинскому платили пособие 6 руб., потому что он был дворянин. Другим платили по 4 руб. известно. что ссыльные уходили на охоту или рубалку на 2-3 дня и больше. Для тех времен, когда крестьянин за зиму не заработает на лесозаготовках и 20 руб, получать 6 руб. - это солидные деньги. лежи на печи или рыбач на реке и занимайся политикой. Это было при "кровавом" Николае II, а при хороших и человечных Ленине и Сталине ссыльные жили в уже других условиях. И было не до политики!

_________________
михаил


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дзержинский в Кае
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2015, 19:00 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
В связи с тем, что неизвестно по чьей инициативе принято решение с 1.01.2016 переименовать музей истории села Кай в музей ссылки Ф.Э. Дзержинского, я поинтересовалась историей создания самого музей.
Об этом сказано в работе “Музейное дело в Вятской губернии – Кировской области в 1918 – 1940 гг.” Автор - Прозоров А.В.


Взяла оттуда выдержки. Выводы делайте сами.

1930-е годы это годы создания ряда музеев, посвященных политическим деятелям.
Несколько необычно появился на Вятской земле музей Ф.Э. Дзержинского. В 1936 году во время школьных каникул одна из учителей нашей страны решила сводить школьников в поход в Кировскую область. В маршруте числилось село Кай. Поразившись полному отсутствию памяти о железном Феликсе в селе, учительница пишет гневное письмо в ЦИК РСФСР. Соответственно, ВЦИК переслало это письмо для ответа и принятия мер в Кировский крайоблисполком. В Москву полетел ответ: “К XX-летию Великой Октябрьской социалистической революции в селе Кай планируется открыть музей” 26 октября 1936 года Крайисполком выделяет на организацию музея в селе Кай 5000 рублей. Но в решении не было сказано, кому же конкретно перевести эти деньги, кто ответственный за создание музея и к какому сроку создать музей. А тут еще преобразования. Ликвидировали Кировский край, создали Кировскую область. Вероятнее всего, деньги в Кайский район так и не поступили, а район и не думал создавать музей.

Только 8 октября 1937 года Кайский районный комитет партии принимает на своем заседании “Мероприятия по организации музея Ф. Э. Дзержинского”. В данных мероприятиях были следующие пункты: 1. Провести реставрацию здания. 2. Просить Облисполком выделить средства для реставрации и организации музея.
Конечно, были назначены сроки и ответственные, но что интересно, райисполком, то есть непосредственно советская власть в районе, молчала аж до 11 июня 1938 года. То есть прошел обещанный срок ХХ-летия революции, а потуг к созданию музея не было. Наконец, 11 июня 1938 года Кайский райисполком утвердил смету на создание музея, т. е. наконец было принято решение о его создании. Но, приняв решение тут же о нем забыли. Иначе чем же объяснить то, что 20 октября 1938 года, то есть через 4 месяца в районной газете “Кайский горнорабочий” появилась статья под названием “Почему забыли о музее Ф. Э. Дзержинского”
Наконец, дело стронулось с места. Был реставрирован к весне 1939 года дом под музей.

Торжественного открытия музея не было. Да и как его делать, если все сроки давно прошли, да и состояние дел неофициально открытого в начале мая 1939 года музея оставляло желать лучшего. Один из ответственных областных работников, побывав в эти дни в музее и вернувшись в Киров, карандашом на вырванных из блокнота листочках пишет записку зав. отделом пропаганды ОК ВКП(б) следующее: “Во время пребывания в селе Кай я познакомился с состоянием дел в музее Ф. Э. Дзержинского. Музей находится в запущенном состоянии. В течение ряда месяцев музеем руководит кандидат ВКП(б) т. Гунбин. Что он там делал, не известно, пожалуй, ничего не делал. По его приказу потолок музея был оклеен бумагой, а затем грубо побелен. Известь не была просеяна. Сейчас бумага с потолка отваливается, обои местами отваливаются, т. к. приклеены плохим клеем. Сами стены сильно запачканы этим клеем. И после такой побелки в одной из половин избы будут ложить новую печь, а потом белить. На стенах повешено несколько плакатов и фото, на этом оборудование музея считается законченным. Гунбина с работы уволили, но никакого партийного взыскания не объявили...” 4 июля 1939 года.
Сразу же в село Кай был направлен директор Кировского областного музея И. В. Царегородцев. Сохранился его отчет о поездке в Кайский музей. Из этого отчета мы узнаем, что “музей открыт в начале мая 1939 года, но организация его до сих пор не закончена. Располагается он в 2-х избах, там где жил Феликс Эдмундович. Одна изба восстановлена вновь в 1938 году. Подлинная же изба, в которой жил Дзержинский в настоящее время находится на другой улице. В музее кладется в настоящее время печь, красятся полы. Оказана помощь новому директору Утробину: составлен экспозиционный план, подобраны и систематизированы экспонаты. Какие же это экспонаты? Царегородцев сам ходил по селу, заходя в каждую избу и просил у хозяев старые лавки, столы, табуреты и т. д. Делать это ему было не так сложно, так как еще недавно он сам жил и работал в Каю. То есть ни одного мемориального экспоната с самого начала в музее не было. Потихоньку сгнил и был незаметно сломан настоящий дом, где некогда жил в ссылке Дзержинский. А музей официально назывался мемориальным.

16 января 1940 года в газете “Кайский горнорабочий” была помещена информация директора музея Утробина, сообщая о том, что из Московского музея пришли в Кай фотографии (читай репродукции), рассказывающие о жизни и деятельности Феликса Эдмундовича. 8 мая новая информация Утробина. За год работы музей посетило 1580 чел., проведено 8 экскурсий. В 1941 году Утробин ушел на фронт, но дела музея никому не передал, а сам музей остался без надзора на некоторое время. За это время жители растащили по своим домам ряд экспонатов.
Музейное движение в 1930-е – 1940-е годы имело ряд проблем… В то же время, появляется новое направление в музейной деятельности – это создание музеев партийных лидеров, как посмертно, так и при жизни. Создание ряда из них (таких, как музей В. М. Молотова и Ф. Э. Дзержинского) было нецелесообразным и неоправданным. Но их создания требовала идеология молодого советского государства. Таким образом, музейное дело было окончательно поставлено государством себе на службу. Музей становится одним из рупоров государственной политики. И здесь все должно было соответствовать этому - как экспонаты, так и люди, работавшие в музее.
http://2dip.ru/%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB ... 1%8B/8101/

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB