«Моя бабушка Юлия Николаевна и дедушка Александр Маркович – из деревни Каптол. Бабушка очень весёлая, разговорчивая, всегда приветливая, а дед, наоборот, замкнутый, неразговорчивый человек. Иногда бабушка шутит: «И как я на такого глаз положила? Пень настоящий, а не дед!» Дедушка любил рыбачить, а главным делом его жизни было валять валенки. К нему ехали со всего района. Валять валенки его научил дед, который был кулаком, и, как ни странно, со стороны моего папы прадедушка тоже был зажиточным крестьянином. До сих пор Аверинские поля в селе Пушья самые большие. Но их всех раскулачили и выслали, никто не знает куда. Остался только сын. По старым документам, а также из рассказов стариков, в старые времена из царской армии от тяжёлой и длительной службы бежали солдаты (пушкари) по верховью Камы, туда, где их было трудно разыскать. Пристанище назвали Пушкари. Местность здесь была занята лесами, где занимались промыслом пушнины. Коми-пермяки это промысловое место на берегу Камы называли Пушнина. Поскольку пушкари были русские, а охотники – пермяки, впоследствии население стало помесью русских и пермяков, а название села Пушья, возможно, произошло от объединения слов «пушкари» и «пушнина». В 1844 году в Пушье была построена каменная церковь с одним куполом и колокольня. Построили также церковно-приходскую школу, первыми учителями в которой были священники Троицкий и Кислицин. Основными занятиями местных жителей были хлебопашество, выработка леса и сплав его по найму лесопромышленников. Кроме того, многие занимались звероловством, рыболовством, собиранием ягод. В основном население до революции жило спокойно. События, происходящие в центре России, до этих глухих мест не докатывались. Жизнь селян оживилась в 30-е годы 20 века. В 1936 году в Пушье была сломана церковь. Одновременно уничтожили церкви в Лойно, Кае – нужен был кирпич для строительства тепловой электростанции на реке Нырмыч. Для этого строительства от людей потребовались невозможные усилия. Многие не выдерживали и умирали. Впоследствии эта ТЭЦ была признана ненужной стройкой. Население здесь было бедное, хлеб закупали в других районах. Избы строились высокие, на сваях. Многие дома были без дымоходов, дым выходил через дырку в стене. Спали на полатях, находившихся на высоте 2 м от пола. Матрасы были из сена. Более бедные нанимались на работу к зажиточным крестьянам. Руками бедняков были построены мельницы зажиточных крестьян Пальшиных. Во время Гражданской войны через эти места бежал Колчак, а за ним шли отряды красноармейцев под руководством Мрачковского. Многие из мужского населения Пушьи в порядке мобилизации вошли в этот отряд. В 30-е годы началось массовое строительство жилых домов. Те, кто во время войны побывал на западе, строили дома более усовершенствованные, стали иметь достаточно скота, а вместе с этим и удобрять поля навозом. Урожай начали получать более устойчивые. Но были и такие жители, кто не хотел обзаводиться своим хозяйством. Летом кое-как перебивались, зимой нужда гнала работать на Кирсинский завод и на фосфоритный рудник. Когда в 1929 году вышел указ о коллективизации, в Пушье создали первую коммуну «Ленинская искра», в которую вошла ? часть населения села, самые бедные, кому было нечего терять и нечего объединять. В середине 30-х пошла массовая коллективизация оставшегося населения. Для проведения её приехали передовые рабочие из промышленных городов, их называли бригадирами. Население было необразованным, поэтому управлять им было легко. В период коллективизации была создана партийная организация, а в 1931 году в Пушейской начальной школе появилась пионерская организация. Поскольку партийная организация была малочисленной, создали крупную комсомольскую организацию. Но в 1936 году был арестован председатель колхоза, якобы, за упущения в колхозной работе. Комсомольцы активно вели работу в колхозе, занимались производственной и общественной деятельностью. Народ верил и в Ленина, и в Сталина, и в Бога – втихомолку. В 1950-е годы была страшная засуха, рожь не всходила, и тогда старушки пошли к часовне, которая была переоборудована под склад, и молились несколько часов. На другой день пошёл дождь. Люди верили в наговоры. Если какая-то «икотница» напустила болезнь, то нужно было достать кровь этой икотницы и сжечь её. Несмотря ни на что, жили весело. Все праздники проходили с песнями. Из одной деревни переходили веселиться в другую. Меньше друг другу завидовали потому что завидовать было нечему. Жили дружно, без вражды, хотя было очень тяжело. Женщины и девушки нередко собирались у кого-нибудь, пряли пряжу, вязали и пели…»
Рассказала Л. Аверина. (по материалам Рудничной библиотеки).
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|