Текущее время: 28 мар 2024, 19:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 870 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 87  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 12:10 
Гуру

Зарегистрирован: 04 апр 2011, 09:51
Сообщения: 360
А может кто-нибудь рассказать о несуществующей ныне д.Лезиб? Помню из рассказов своей бабушки, что в этой деревне "были очень красивые девки и из воровали".(!?) и где деревня находилась хоты бы приблизительно. Что-то я на карте не нашла.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 12:18 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
tatyana писал(а):
А может кто-нибудь рассказать о несуществующей ныне д.Лезиб?

Знающие люди говорят, что д. Лёзиб находилась за Гидаево - километрах в восьми. Там сейчас живёт только один мужичок - будто бы приглядывает за всякими строениями, оставшимися от совхоза "Минеевский" и выкупленными местным предпринимателем. А ещё, говорят, была деревня Лозиб - на горке между Чусом и Ожмегово - от неё сейчас и следов не осталось.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 12:34 
Гуру

Зарегистрирован: 04 апр 2011, 09:51
Сообщения: 360
спасибо.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 13:16 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Несколько лет назад начали составлять ЛЕТОПИСЬ Верхнекамского района. В этой работе принимали участие заведующая музеем истории с. Кай Т.И. Копчикова, корреспондент районной газеты М.Ф. Котлов и другие (кто именно - не могу сказать, надеюсь, эти люди откликнутся и дополнят меня). Летопись, конечно, не полная, но, видя, какой интерес вызывает история нашего района, пожалуй, опубликую эти материалы ( в том виде, в каком они имеются у меня).
Чтобы не перепутались тексты, материалы из Летописи буду выделять синим цветом (авторство потом укажем, если авторы откликнутся).

Откуда есть пошла Кайская земля

Самое древнее поселение не только Верхнекамья, но и всего северо-восточного и восточного регионов Кировской области, - это, без сомнения, с. Кай. Глядя на это небольшое село, не верится, что когда-то оно имело статус уездного города и по своему значению не уступало другим городам России 16-18 веков. Находящийся на большом водном пути и оживленной дороге из Москвы в Сибирь и далее, Кайгород в свое время был крупным торговым центром по продаже соли, «мягкой рухляди», железа. Здесь находились складские помещения, а с товаров взималась пошлина. Сюда стекались торговые люди с западной стороны: с Нижнего Новгорода, Великого Устюга, Хлынова; и восточной: Чердыни, Соли Камской и других.
Кай. Откуда пошло это название? Что оно означает?
Широко известно, что Вятская земля прародина пермских фиппов, предков коми-зырян, пермяков, удмуртов и других. К северу от них, в частности, в наших краях, жила чудь, предки вепсов и карел. Это была одна из самых многочисленных народностей. Чудь в летописных источниках встречается по всему северу от берегов Балтийского моря и до Урала.
Исследователь Вятского края Д.М. Захаров утверждает, что не случайно этот населенный пункт был назван именно так. Слово «кай» относится к древним волоковым терминам, наряду с «волосницей», «волькой» и т.д. Вятско-Камское и Камско-Сысольское междуречья, идущие по северным увалам, издавна использовались проживающими здесь народностями, в здешних краях они проложили волоки, по которым тащили свои лодки, струги, чтобы попасть, допустим, с Камы на Вятку или Сысолу (один из истоков Верхне-Двинского речного бассейна). На восток по Каме плыли на Каменный Пояс (Урал) и далее. Кстати, здесь волок сокращает сухим путем огромную камскую излучину, поэтому Кай и расположился чуть дальше от водоразделов.
Название Кай происходит от пермского Кайю, где «ю» – «река», значение же слова «кай» равнозначно глаголу движения «кайны», то есть «лезть, влезать, взобраться», «идти, пойти в на-правлении, противоположном течению реки, на подъем». Кайю, таким образом, означает «волоковая река, по ней на волок надо идти вверх по течению», «участок суши между двумя реками разных бассейнов, по которым волочат лодки».
Захаров также считает, что волоковой глагол «кайны» повлиял на булгарский язык (булга-ры занимали обширную территорию в низовьях р. Камы). По-чувашски, преемнике булгарского языка, «тащить волоком» будет «илсе кай» и «туртса кай». В частности, волоки, соединяющие ре-ки разных бассейнов, булгары именовали именно «кай».

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 13:20 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Чудь
В наших краях задолго до прихода первых русских поселенцев жил таинственный народ – чудь. Как только не называли эту народность. Соседствующие с ними люди – чудь белоглазая, чуждый народ; летописцы – чудь заволочская; у нас же сохранилось свое колоритное название – чучка и чучиха.
Археологические раскопки показывают, что чудь поселилась в здешних краях поздно, в эпоху полного преобладания железа в домашнем обиходе. Селения чуди были невелики и располагались на возвышенностях. Основное занятие – земледелие, охота, рыболовство, бортничество. В труде использовались водяные мельницы, в быту – колодцы. Жилища строили двух типов: срубно-столбовой и столбовой конструкции, прямоугольные и наземные. Было развито также кузнечное дело. Изготовлялись топоры, наконечники стрел и ножи. Орудиям обработки земли чудь придала характерную особенность, которая сохранялась в отдельных наших деревнях и селах длительное время. Язык был близок к зыряно-пермяцкому. Поселения находились по южным притокам Порыша и по Каме. В отдельных местах до последнего времени можно было обнаружить следы жилищ в виде ям.
Легенды и предания о «чужаках» сохранились у нас и по сей день. Еще совсем недавно, и многие старики об этом помнят, ежегодно в Семик (седьмой четверг после Пасхи) в некоторых деревнях и селах на кладбищах поминали «чучких родителей». Исследователь Д.К. Зеленин приводит пример такого почитания в Кае, когда «…просят помянуть «дедушку чучку и бабушку чучиху» и удивлялся, что это «не шутка, а факт» (Зеленин «Народные присловия»).
Исследователь П.М. Сорокин в труде «Чудь Кайского края» (17 июля 1895 г.) об этом пишет: «…у позднейших поселенцев чудских местностей обнаруживается такой мотив поминок: «Чудь жила до нас, место расчищала, как не помянуть!.. Опять же, – прибавляют крестьяне, – помянешь, так спокойнее для скота, а то теряться будет…» Он описывает также обычай жителей деревни Рубеж Трушниковской волости (южная часть Кайского края), получивший широкую известность. Близ деревни на поляне в Семик собирается большое количество людей, прибывших сюда из разных мест. Здесь находится так называемый «куст» – несколько старых елей и среди них сосна с раздвоенной верхушкой. Рядом небольшие ямы, с виду следы могил, захоронений. Каждый приносил, кроме обычной на поминках еды, бражку и восковую свечу. Свечи зажигаются и ставятся на ветки деревьев. Здесь же висит иконка, а раньше вешали старинный медный крест грубой работы. Люди поминают «чучких родителей», которые, по преданию, жили на этом месте. Некоторые также на чучковниках выкапывают ямки и выливают туда немного бражки и молока: «поят чучких родителей».
О внешности чуди он пишет следующее. «… По народным преданиям, наружность чуди была не очень привлекательна на русский вкус. Так, в с. Лонье (Лойно) рассказывали мне про старуху из чудской семьи. Удивительного, специально, так сказать, чудского в ней было – огромные зубы».
Куда и как исчезла чудь – никто не знает, – считает П. Сорокин. Он пишет: «Есть сказания о том, что «при перемене века, когда Русь осиляла» (то есть стала одолевать), чудь ушла в землю и заживо погребла себя, избавляясь от «крещеной веры». Другие полагают, что чудь была все же крещена, но по-своему. А православную веру принимать не захотела. Третьи, что чудь обрусела, то есть постепенно перемешалась с русским населением.
Он утверждает: «В деревне Баталовской Трушниковской волости, в урочище Семин Починок, есть колодец, через который «ушла под землю чудь». При селе Волосницком такой колодец тоже есть. При селе Великое Поле есть зыбучее, вязкое место, где, говорят, «похоронились чучки».
Считается, что ближайшие соседи кайгородцев, гидаевцы, инородческого происхождения. Вот что пишет о них в Трудах общества естествоиспытателей (Материалы Пермского края) Иванов:
«Я не мог не обратить внимание на иное, несколько отличное от общего местного русско-пермяцкого типа, поселение Гидаевского округа. Эта разница в окладе лица настолько велика, что невольно приходит мысль, что имеешь дело с новой племенной особью. И едва ли подобное изменение наружности, вместе с отличием некоторых черт народного характера, могло явиться результатом иных жизненных условий. Вглядываясь в лица гидаевцев, вслушиваясь в их речи, в их предания и сказки, вникая во весь склад их домашней жизни, я невольно приобретал убеждения, что передо мной не обрусевшие пермяки, не потомки новгородцев-завоевателей, а потомки когда-то сильной и великой чуди, сохранившей некоторые свои племенные черты в этой стране угоров и сплошных лесов, но совершенно утратившей свой язык».
О том, что некоторые жители северо-восточной части Слободского уезда не являются чисто русскими потомками, говорят и такие географические названия населённых пунктов, как Чудово, Татариново, Кирс (коми-зырянское и коми-пермяцкое названия), Чус (удмуртское), Лойно, Гидаево, Лезиб; и рек – Вольва, Кужва, Сейва, Сюзьва, Шорты («ва» – вода, «шор» – ручей, «ты» – озеро) и другие.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Последний раз редактировалось ХиНа 02 май 2011, 14:32, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 14:31 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Становление Кая и его основатели

Первое летописное упоминание о Кае относится к 1557 году, когда котельничского купца Кашу (Касьяна) Мартьянова во время возвращения из Москвы домой с жалованной царской грамотой ограбили разбойники из числа черемис (марийцев), подданных Казанского ханства. Эту грамоту на владение землями служилые вятчане Каша и его брат Тит Мартьяновы получили за участие в войне с Казанским ханством в 1551 году под командой воеводы Бахтеяра Зюзина. Тит стал владельцем земель в Котельничском уезде – остров Шабуров с Черным озером между Вяткой и Моломой, а Каша получил «луг ниже Котельнича, вниз по р. Вятке, и с озеры, и з бортным лесом и с ямы зверины» («Замечательные, но забытые вятчане», Вятка, 1895 г., стр. 8).
В копии, присланной купцу взамен похищенного у него подлинника, имеется следующая приписка: «А наперед того сего ж году в генваре дана была Каше на тот луг моя царя и великого князя грамота жалованная такова ж, и ту деи у него грамоту взяли Казанская черемиса за Устюгом на Кае на реке, тогды как Каша ехал с Москвы на Вятку с Бахтеяром Зюзиным».
Кстати, исследователи полагают, что ограбили Мартьянова не близ с. Кай, а на северо-западе Кировской области: на реке Кая, левом притоке Моломы. Эта речка с аналогичным волоковым названием соединяла через волок, который в древности здесь проходил, и р. Юг Северо-Двинский речной бассейн с Вятским бассейном.
Против этого расхожего мнения есть веский аргумент… Недалеко от с. Кай находится Кашина гора, на которой по преданию и был ограблен Каша Мартьянов. До недавнего времени рядом находилась и деревня с аналогичным названием. Если бы данные события здесь не происходили, откуда появились бы такие названия? Летопись, конечно же, серьезный факт, но и название, легенда не могут возникнуть на пустом месте. Об этом даже подумать невозможно. Более вероятна ошибка при составлении грамоты в далекой от наших мест Москве. Во всяком случае исследователям здесь есть над чем поработать и установить истину.
Как более-менее крупный населенный пункт Кай основали солепромышленники Строгановы в 1558 году. Но, одновременно, исследователи не сомневаются, что он существовал и ранее как вятское поселение, являющееся центром торговли с удмуртами, коми-зырянами, пермяками, хантами (остяками) и манси (вогулами). Сюда задолго до официального основания приезжали вятчане из Хлынова, Слободского и других городов за солью, пушниной и т.д.
Строгановы обратились к царю Ивану Васильевичу за разрешением осваивать земли по верхней Каме. «…на том месте пашни не пахиваны и дворы не стаивали и в цареву казну с того места пошлина никакая не бывала», - бил челом Григорий Строганов Ивану Грозному. Царской грамотой от 4 апреля 1558 года Строгановым дозволилось на землях по Каме и Чусовой ставить крепости, иметь снаряд огнестрельный, пушкарей и стрельцов, принимать к себе всяких людей вольных, ведать и судить их, независимо от пермских наместников и тиунов, заводить селения, пашни и соляные варницы и в течение 20 лет торговать беспошлинно рыбой и солью.
Строгановы укрепили Кай бревенчатыми стенами и земляным валом и превратили в крепость, чтобы обезопасить свои новые владения от нападения пока еще слабо подчиненных Москве нерусских племен. При организации управления в Приуралье он был отнесен к Великопермскому уезду, по-видимому, как входящий во владение Строгановых, хотя являлся вятским городом по своему происхождению и населению.
Во вновь приобретенной вотчине Строгановы наладили добычу соли и железорудное дело. Требовался новый торговый пункт для сбыта соляного и другого товара. Поэтому Никита Григорьевич Строганов в 1609 году приобрел место в Кайгороде для постройки «двора на приезд» и судовую пристань с амбаром. Землю в городке отводили дьяк Сарыч Шестаков и подъячий Второй Ильин, которые и выдали ему особую «выпесь» на эти места.
Кайгороду отводилась особая роль: Пермские городки (в основном Камское Усолье) добывали соль, а Кай – продавал.
Кто же были Строгановы, основатели Кайгорода? Начало их деятельности относится к 15 веку, когда четыре представителя этой фамилии – Спиридон, Кузьма, Лука и Федор, посадские люди из Соль Вычегодска, стали основателями могущественного торгово-промышленного дома, продолжавшего свою деятельность до революции 1917 года. Выйдя из разбогатевших поморских мужиков, Строгановы постепенно поднялись до звания гостей, стали в начале 17 века единственными в стране именитыми людьми, в 18 веке превратились в баронов, позже – в графов Российской империи. О богатстве их в народе ходили легенды, даже сложились поговорки «Богаче Строгановых все равно не будешь», «Не тряси берегом – Строганов соль весит».
Представители этой знаменитой на Руси фамилии активно участвуют в политической жизни государства, являются агентами царя по освоению Сольвычегодским и Пермским краями и Сибирских земель, организуют тысячный отряд и содержат его за свой счет во время Ливонской войны, посылают Ермака с людьми на завоевание царства Кучума, участвуют в обороне страны от польско-шведской интервенции в 1608-1613 годах. Они строят соляные варницы и церкви по далекой Коле, Вычегде, Каме, Чусовой, налаживают железорудное дело, занимаются и прочей торговлей с сибирскими народами, в трудные годы давали деньги на разные нужды Ивану Грозному.
Строгановы были первопроходцами. Они ускорили завоевание Приуралья, Урала и Сибири русскими людьми и подчинение местных языческих народностей Московскому княжеству. За свою деятельность Строгановы имели несудные грамоты, которые давали им огромные права.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Последний раз редактировалось ХиНа 02 май 2011, 18:41, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 17:03 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Вот спасибо,Наталья Вам, что поместили сразу так много материала. Поверите, читала,даже слезы на глаза наворачивались, а ведь почти все я уже в других источниках читала. Но все равно такая гордость берет за родной край, что когда-то он был так значим. Ну вот почему раньше-то мы ничего подобного и не знали,не было такой информации. У меня в школьные годы помнится книга была- "Родной край", о Кировской области, так ничего и близкого из истории не было в ней. А по поводу Кашиной горы,мы,помнится, уже вели о ней беседу, под Волосницей ведь тоже была такая гора. Думаю, что смысл в таком наименовании был другой,скорее связан он был с поминовением усопших. Не зря моя бабушка говаривала, что мол, вот помру-увезут м еня на Кашину гору, а она и в Каю-то никогда не была. И еще. Вот бы раздобыть побольше материалов о более раннем периоде нашего края, до строгановском. В разных источниках вст речается много отдельных описаний, но они все разрозненны и там как-то не упоминается названий поселений, такое впечатление,что в то время была просто сплошная тайга и река, по которой шли торговые пути.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 17:21 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
елена писал(а):
Вот спасибо,Наталья Вам, что поместили сразу так много материала... Ну вот почему раньше-то мы ничего подобного и не знали,не было такой информации.

Это только начало - Летопись вообще-то не маленькая (спасибо её составителям, которые собрали воедино разрозненный материал; все эти материалы и в ваше время были, просто сейчас, благодаря интернету, стало проще обмениваться информацией).

На большой дороге

В ХVI веке были окончательно проложены и освоены великие водные пути из Московской Руси в Сибирь. Самый удобный из них так называемый камский путь. Он шел от Великого Устюга на Соль Вычегодскую, отсюда по р. Вычегде до Усть-Сысольска (современный г. Сыктывкар) и по р. Сысоле до ее верховьев, близко подходящих к р. Каме у Кайгорода, затем через волок и по Каме до Соли Камской, далее на Верхотурье по р. Туре до р. Тобола, а из Тобола в реки Иртыш и Обь.
Исследователь А.В. Эммаусский считает этот открытый в 1597 году путь более удобным и коротким, чем использовавшиеся ранее морской, чрезкаменный и чердынский варианты, которые проходили по северным морям и рекам. Позднее вдоль камского водного пути был проложен сухопутный. Он шел от Великого Устюга на Кай, Чердынь, Верхотурье и далее в Сибирь и Китай. От Кайгорода шла также дорога на Слободской и Хлынов, известная под названием Воронинская, и далее через Орлов и Котельнич на Нижний Новгород.
Основное значение Кайгороду Строгановы придавали как крепости, необходимой для защиты соляного промысла и торгового пути от набегов вотяков, черемис и других инородцев. В городе кроме соляных складов до основания Кирсинского завода еще складировалось железо, очень дорогой по тем временам товар.
Но несмотря на укрепление, нахождение огнестрельных зарядов и пищалей, город часто подвергался нападению разбойников, инородцев и других лихих людей. Самое памятное из них произошло в 1581 году.
Незадолго до этого Строгановы пригласили к себе на службу Ермака с дружиной, для защиты своих пермских вотчин от нападений. Погрузившись в строгановские струги Ермак с людьми 1 сентября поплыл вверх по Чусовой. В тот же день произошло вторжение в Пермские земли войска в 700 человек пелымского князя Кихека.
Нападение Кихека было самым сильным ударом по владениям Строгановых в 16 веке. Сначала полчища князя обрушились на Чердынь. Но этот городок сумел защититься от врага. Пелымский князь, опустошив окрестности Чердыни, пошел на Кайгород, где «великию пакость учиниша». По пути следования его войско росло за счет недавно покоренных им народов манси, ханты и татар.
Погромив Кайгород и его окрестные деревни, Кихек обрушился на Соль Камскую и тоже сжег этот солеваренный строгановский центр. Много погибло тогда людей от вторжения язычников. Их похоронили в братских могилах. Память об этом страшном событии в Соликамске и Кай-городе хранилась более трех столетий спустя, установив с 1584 года ежегодный Крестный ход на братские могилы.
После опустошительного набега Кайгород стал укрепляться. Жители вновь обнесли его острогом, углубили земляной ров, со стороны дороги выстроили сторожевые башни. В городе усилили военный арсенал: пороховой погреб, медные пищали, чугунные и каменные ядра. Он превратился в крепость, но это от нападения его не спасало.
Нападения происходили в 1743, 1745, 1746, 1747 годах. Самое памятное из них произошло в 1743 году, когда были замучены служилые люди Кайгородской канцелярии Черницын и Репина, разграблена денежная казна соляного и питейного сборов. Нападению и разорению подверглись также многие окрестные деревни.
Кайгородцы тоже не оставались в стороне от грабежей. В челобитной царю Василию Ивановичу Шуйскому от 10 марта 1607 года крестьяне Зюздинской волости жалуются, что «…кайгородцы правят тягло на них себе в подмогу, животы их грабят насильством, сами их бьют, бесчестят, волочат их в поклепных в пашенную пору».
В повести о стране Вятской за 1690 год есть следующая летопись. «Лета 7198 генваря в 25 день на Москве родился благородный царевич Алексей Петрович всея России, на Вятке был с радостью стольник Григорей Облезов, молод, марта в 10 день. «А именины его марта в 17 день». Того ж году в мае месяце в Кайгородском уезде, у Георгия на Волоснице и по Каме реке, собрався разбойники у многих торговых людей животы отняли и побили до смерти, и Михайло Репин замучен.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 18:18 
Администратор
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 ноя 2010, 14:04
Сообщения: 736
Откуда: Кирс
Вот уж не знаю от чего, да слезу прошибает.
История земли родной всё же.
Благодарность огромная!
Ждём продолжения.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 18:51 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В писцовых книгах Яхонтова в 1579 году уже упоминается Кайгородский уезд, смежный с Чердынским и равноправный с Усольским. Он находился на западной окраине Перми Великой и занимал громадную территорию.
Его южная граница проходила южнее истока реки Камы, захватывая все верхние ее притоки, речки Порыш, Колыч, Лупью и другие. От устья Порыша восточная граница уезда пересекала Каму, шла на север до границы бывшего Пустозерского уезда и до реки Сысолы выше села Койгородского (бывший «выселок» Кайгорода, ныне районный центр Республики Коми); далее граница шла на юго-восток к истокам реки Кобры и до серединной ее части.
В административном отношении Кайгородский уезд подразделялся на собственно Окологородской стан, его центральную часть, по которой пролегал Сибирский тракт, и на три волости: Волосницкую, Зюздинскую и Колычскую, получившие свои названия от соответствующих притоков Камы. В 1678 году в уезде было 1017 дворов (для сравнения: в соседнем Чердынском – свыше 3000).
Благодаря торговле, Кайгород благополучно рос и развивался. Там была ратуша, много посадских людей и купцов. Но управлялся он пока великопермскими наместниками и воеводами, жившими в Чердыни. В самом городке из администрации находились только старосты и судьи.
Со вступлением на престол новой династии царей Романовых, в 1613 году, в Чердыни, Соликамске и Кайгороде были учреждены особые воеводства, и их статус соответственно вырос. Местные жители содержали воевод за свой счет и обеспечивали им высокие жалованья. Чтобы царские наместники не обживались на одном месте, не обрастали подхалимами, их через год и более, перемещали на другое место службы.
В 1636 году в Чердыни, оставшейся в стороне от Сибирского тракта, воеводство упразднили, а город и уезд подчинили Соликамску. Но в Кайгороде, стоящем на главном пути в Сибирь, как и в Соликамске воевода остался.
Кайгород, как и другие крупные населенные пункты России имел свой герб. В верхней части его был изображен герб г. Вятки (рука, держащая натянутый лук со стрелою), внизу – на голубом фоне – три скобки рыбьего клея, которым жители городка торговали («Гербы городов, губерний, областей Российской империи», С. Петербург, 1900).
Воеводы в Кае:
1613-1617 гг - Иван Редриков Меньшов
1617-1620 гг - Постник Андреевич Бельский
1620-1625 гг - Семен Федорович Обедов
1625-1630 гг - Мина Кириллович Грязев
1630-1631 гг - Моисей Осипович Зеленый
1631-1632 гг - Илья Васильевич Наумов
1632-1633 гг - Иван Никитич Пушкин
1633-1635 гг - Моисей Осипович Зеленый
1635-1636 гг - Смирной Воинович Демский
1636 г - Константин Михайлович Чириков
1640 г - Степан Вельяминов
1670-1671 гг - Леонтий Травин
1672-1673 гг - Гаврило Хрисанфович Волков
1674 г - Тихон Бестужев
1678 г - князь Яков Барятинский
1679 г - Михаил Андреевич Еропкин
1682 г - Иван Никитич Вельяминов
1709 г - Иван Степанович Радилов
В царствование Алексея Михайловича, во время учреждения Вятской епархии в 1658 году, Кайгород со своим уездом вместе с западными строгановскими владениями вошел в ее состав. До 1705 года торговля вятчан солью оставалась одной из главных статей дохода. Пунктом обмена и покупки соли были Кай, привлекавший к себе торговых людей не только из Вятки, но и других мест. Здесь они покупали соль большими партиями и сбывали ее потом в своих краях.
Первым официальным актом об административном составе Российского государства был Указ Петра I от 18 декабря 1708 года о разделении территории России на восемь губерний. Губернии делились на уезды, во главе которых стояли коменданты. Уезды, в свою очередь, на мелкие административные единицы: волости, станы, погосты, в которых ведали делами целовальники, старосты, сотские и другие. По этому Указу к 1710 г. Вятская земля и Кайгородский уезд Пермской земли вошли в состав Сибирской губернии, южная часть Вятского края – в состав Казанской губернии, северные волости – в Архангелогородскую.
По реформе 1719 г. губернии потом, для удобства взимания налогов, были разделены на провинции. Всего в России образовалось 50 провинций. Во главе каждой стоял воевода, сосредоточивший в своих руках все органы управления, кроме военных дел и суда по крупным процессам, которые оставались в ведении губернатора. Провинции делились на округа, получившие название дистриктов. Это название держалось недолго и вскоре округа стали именоваться по-старому – уездами. Уезды делились на волости, во главе которых стояли выборные старосты, сотские, десятские. Вятская земля и Кайгородский уезд образовали Вятскую провинцию Сибирской губернии. В Кайгородском уезде насчитывалось 1338 дворов.
По областной реформе 1719 года Сибирская губерния была разделена на три провинции – Вятскую, Соликамскую и Тобольскую. Вятская провинция состояла из семи округов: Хлыновского, Слободского, Котельничского, Орловского, Шестаковского, Кайгородского и Кунгурского. Южные вятские уезды отошли к Казанской провинции. По городской реформе 1720 года в четырёх городах Вятской провинции: Хлынове, Слободском, Кайгороде и Кунгуре были созданы магистраты, в которые посадское население избирало по два бургомистра.
В 1727 году магистраты в Хлынове, Слободском и Кайгороде, как и по всей России, были преобразованы в ратуши. Наконец, в том же году Вятская провинция из состава Сибирской губернии перешла в Казанскую, и лишь в 1775 г., по новой губернской реформе, на всей территории Вятского края было образовано единое Вятское наместничество, официально действующее с 1780 года. Оно делилось на 13 уездов: Вятский, Глазовский, Елабужский, Кайгородский, Котельничский, Малмыжский, Нолинский, Орловский, Сарапульский, Слободской, Уржумский, Царевосанчурский, Яранский. По четвертой ревизии 1782 года в Кайском уезде проживало 12601 человек.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 870 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 87  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB