Царский кабак в Каю
Начало 17 века. В селе Кайгородском проживало местных жителей чуть побольше 300 человек. Но по тем временам такого количества хватало для того, чтобы называться малым городком. Как известно, при преобразовании Вятского наместничества в губернию мелкие города типа Кайгородского были лишены своего статуса. Кай был снижен до ранга села. Основную массу населения Кайгородского составляли купцы, мещане, крестьяне, а из ремесленников – кожевенники, посудники, скорняки, хлебники, а также извозчики, рыбаки и т.д. Заглядывали сюда офицеры и всякого звания и чина служилые люди. Ведь Кайгородское стояло в те годы на Большой Сибирской дороге, по которой ездили из Москвы в Сибирь и из Сибири в Москву. Ехали всегда через Хлынов – административный центр Вятского края. Были здесь и ямщики, и торговцы, что везли груз от Соли Камской, Верхотурья – туда и обратно. Досаждал кайгородцам кабак, или питейный дом, как исстари называли такого рода заведения. Шумно было и в самом кабаке, и возле него. Публика здесь обитала весьма разношерстная и возраста разного, от стариков до молодых. Случались здесь и потасовки между своими и чужими, а также и промеж собой. Вот, изрядно выпив, сцепились проезжий краснорожий купец и кайский мещанин в лапотках и кожушке в заплатках. – Так-то ты мне платишь за добро, за то, что я тебя угостил, – по-медвежьи взревел купеческий детина с бычьей шеей. – Много мы от вас добра видели, только притеснять умеете, – не остался в долгу супротивник купца. – К кайгородским женщинам пристаешь, да и нас, мужиков, не уважаешь. Слово за слово – и в ход пошли кулаки. – Ты зачем мещанина бил? – спросили купца. – Сам не знаю, – понуро отвечал тот, лишь изредка бросая взгляды на свой основательно порванный кафтан. – Он был пьяный, я тоже пьян, а тут и до греха недалеко. К кабаку с неохотой шли кайгородские женки, желая пораньше прогнать отсюда мужей, пока они совсем не упились. – Что деется, что деется на белом свете! – горевали по пути к кабаку. – Кабак виноват, весь разор от него пошел. – А про недород забыла? – вяло возражала товарка. – От него тоже с сумой по белу свету бродят. – Недород не каждый год, а пьянка если не каждый день, то через день. – Оба горя хороши, лучше некуда, – подводили итог. – Господи! – ахала одна из женок. – У мово мужа все портки в грязи. Где тебя, черта, носило? – Грязь не сало, потер и отстало, – пытался тот отшутиться на гнев жены. – А блевотину в избе мне опять убирать? – задала она ему непростой вопрос. – Изба у нас по-черному, не хоромы, – не сдавался муж. А рядом неслись другие причитания. – Напился. Греха на тебя нет. Пеший не дойдешь. Хоть волоком тащи. Не подводу же тебе подавать. Ведь не князь ты и не боярин. – Когда молодкой выходила за тя, думала: «Дай, господи, мужа справедливого да милосердного, не пьющего да любящего». – А вышло не то, что желала. Брюха только умеешь делать и в полный стакан глядеть. Тут ты мастер. – В съезжую избу его, тетка, или в острог, – говорил не то в шутку, не то всерьез кто-то из публики… Но оставим в покое эти скорбные диалоги. Обратимся к конкретному документу, к «Трудам Вятской архивной комиссии» (Вятка, 1913 г.). Вот о чем в нем речь. В мае 1619 года от имени кайгородских посадских и уездных людей земский староста Савка Семенов направил челобитную царю Михаилу Федоровичу. В ней указывалось, что в 1614 году по царскому указу в Кайгородке был заведен государев кабак. Это привело к тому, что многие кайские посадские и уездные люди, по словам того же земского старосты Савки Семенова, испортились, то есть «зело пристрастились к пьянству» и материально оскудели. Да и духовно тоже, добавим мы, исходя уже из печального опыта распространения пьянства в 70-80-е годы нашего столетия. Сказалось открытие кабака и на выполнении кайскими людьми сибирской ямской гоньбы, с помощью которой возили хлебные запасы кайгородцев в Верхотурье и далее в Сибирь. И без того были невмоготу непосильные царские сборы и повинности, а тут еще свалился на голову кайгородцев, как среди лета снег, царский кабак. Удружил государь, так удружил, и пошла от кабака великая нужда и бедность. «Царь, государь, – обращался кайгородский староста, – смилуйся, пожалей нас, людишек», впредь «кабаку быти не вели», ибо «от кабака стала нам, сиротам твоим, бедность и оскудели и разбрелись розно». Известно, что царь внял этому крику души кайгородцев и велел кабак с 1 июня 1619 года закрыть.
А. Зиновьев. «Прикамская новь», 1988 г.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|