Конец древних обителей
18 век. Нерадостная перспектива ожидала население Кайского края и всего северо-востока Вятской губернии. Вливавший живительные силы в этот медвежий угол Руси Сибирский (Московский) тракт стал пустеть. Движение по нему отечественных и чужеземных путников стало уменьшаться, а в первой четверти 18 века почти прекратилось, переместившись в южные уезды. Первыми это почувствовали на себе монастыри и пустыни, черпавшие доход с оживленной дороги. Сначала непоправимый экономический удар получила одна из древнейших, но так и не окрепшая Сретенская пустынь, находящаяся на Кажимской дороге на берегу реки Чюквы, приток р. Сысолы. В 1723 году она была присоединена к Кайскому Успенскому монастырю. Сам монастырь был не в лучшем положении. Из-за недостатка средств и хлеба его служители влачили жалкое существование. В обеих обителях было 4 церкви, 2 колокольницы, все деревянные строения. В штате находилось 9 монахов, 2 псаломщика, 12 трудников. Всего 23 человека. Кроме этого 178 крестьян. Из-за бедности и скудности жалования им не полагалось. Такую безрадостную картину описали чиновники (духовные), производя опись обители в 1725 году. «А на церковные потребы и на протчия монастырские нужды исходило в расход вышеозначенные сборные деньги, что збираются на Юшневском (?) волоку (вероятно, писец подразумевал юксеевский волок. – Е.О.) по 7 рублев, також исправлялись и от христолюбивых людей подаянием, а записки оным деньгам не бывало и впредь оного приходу познать невозможно». Неплодородные земли давали мизерный урожай, поэтому своего хлеба не хватало на год. Летописец продолжает: «И оный хлеб наперед сего держан в расход, займучи у разных людей». В самом Каю в это время было две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Преображения. Убранство их было скромным. Наибольшую ценность представляли Евангелие с серебряным окладом и небольшой образ Николая Чудотворца, тоже в серебряном окладе. При церквях было три колокола весом 8, 2, 1 пуд. Часть инвентаря (по переписи) перенесена в строящуюся Воскресенскую церковь. Указом императора Петра Первого Кайский Успенский монастырь с бывшей Сретенской пустыней в 1724 году был присоединен к Плесскому монастырю. Этот монастырь был на землях и располагался вниз по Каме в 80-100 верстах от Кая. По этой же причине пришел в полный упадок и захирел Верховятский Екатерининский монастырь. В 1725 году он был присоединен к Слободскому Богоявленскому монастырю. В тот период в нем имелось две действующие церкви. В штате были 1 иеромонах, 1 казначей монах, 4 рядовых монаха. В числе светских служителей: 1 конюх, 1 коровник, 1 хлебник, 1 повар, 8 вклачиков, трудников, которые работали на разных монастырских службах – 14 человек. Всего светских 26 человек. А всего 32 человека. На эту братию, кроме зерновых продуктов, в год расходовалось: «На всякую одежду и на обувь, на братскую пищу и на работных людей, церковные потребы и постройки… 26 руб. 24 коп. …в расход не доставало денег в год по 9 руб. 60 коп. и хлеба 27 четвертей; и те деньги и хлеб держаны в расход займучи у разных людей». Сохранилась копия интересного для истории документа об упразднении Верховятского монастыря. Указ Екатерины Второй от 9 августа 1764 года № 1129 готовился заранее. В марте того года вятскому духовному начальству было дано указание: «…Велено из самых лучших безвотчинных и на своем содержании состоящих… выбрать пять монастырей и пустынь таких, кои бы нескудное к содержанию довольство от мирского подаяния иметь могли без отводу к тем вотчинным монастырям земель и протчих угодий, а протчие упразднить, из оных монахов и монахинь вывести в другие монастыри, а в оные упраздненные определить по одному священнику и по 2 церковника. …землю же отвести из вотчинных земель по пропорции против писцового наказа… Какие за оными монастырями были лавки и харчевни, при них оставить. По определению епископа Вятского и Великопермского Варфоломея в число нерентабельных обителей попал и Верховятский Преображенский Екатерининский монастырь, и он перестал существовать. В числе бесперспективных на Вятской земле оказались еще 9 монастырей, в том числе Кайгородский Успенский. В Верховятском монастыре было оставлено для службы, но уже в приходской церкви 1 поп, 1 дьячок, 1 пономарь, остальные служители были переведены в Слободской Богоявленский монастырь. Монастырские церкви в этот период были оснащены довольно богатым инвентарем. По описи имущества, проведенной в 1768 году, например, Преображенская церковь имела: образ Христа в серебряном окладе, венец и гривна серебряные под золотом чеканные, в них 12 камней в серебряной оправе. 5 образов святых с чеканными золотом венцами, образ Николая Чудотворца с серебряным окладом, венец и гривна серебряная чеканная золотом… крест кованый из серебра – в нем золота 94 золотника …образ великомученицы Екатерины в серебряном окладе, венец и гривна серебряная под золотой чеканкой и т.д. Церковь во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого имела тоже несколько икон, отделанных драгоценными металлами, а образ Казанской богородицы в серебряном окладе под золотом, отдельная ее деталь (цата) нанизана мелким жемчугом. Так закончили своё существование три пустыни: Екатерининская, Троицо-Холуницкая (бывшая Живоначальной Троицы) и Верхо-Чепецкая Крестовоздвиженская, основанные соответственно в 1582, 1594 и 1614 годах неутомимым Гурием. Крестовоздвиженскую пустынь постигла другая участь: в 1764 году она была возведена на степень 3 класса, вскоре сгорела, иноки были переведены в гор. Слободской. Эта пустынь находилась на правом берегу р. Чепцы вблизи села Игумнова.
Е. Осколков. «Прикамская новь», 1993 г.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|