Они не должны лежать в безвестности…
В истории г. Кирса много «белых пятен», потому что многие подробности ушедших десятилетий уходят вместе с её очевидцами. Особенно много «белых пятен» о жизни тех, чья судьба была связана с церковью и служению Богу. Причина известна: эту тему в лучшем случае обходили стороной либо выискивали в жизни таких людей только отрицательные моменты. Шесть лет назад на похоронах прихожанки Кирсинской церкви Богомолки Татьяны, как называли её люди (Татьяны Ивановны Русских), я узнала, что на старом Кирсинском кладбище есть могилки репрессированных в советские годы священнослужителей. Нашла их… За пятьдесят прошедших лет могильные холмики осели, оградки пришли в неприглядный вид. Батюшка Анатолий Баталов (в те годы настоятель церкви) благословил привести могилки в порядок и заменить оградки. Там рядом находятся две могилки священников Аркадия и Ефима. Недалеко от них упокоились иеросхимонах Маврикий, игуменья Анна и монахиня Анфиса. Кто они? Откуда? Известно, что в советские времена многие попавшие под репрессии священнослужители, отсидев по печально знаменитой 58-й статье УК РСФСР, не могли уехать домой на родину, так как были невыездными и с поражением прав. До самой смерти они жили там, куда были сосланы. Заинтересовавшись их судьбой, я стала собирать материал. И «Журнале Московской патриархии» за 1965 год нашла некролог о священнике Аркадии. Это был протоиерей Аркадий Феодорович Соловьёв (1888 – 01.02.1965), он прослужил в священном сане 50 лет, умер от болезней. Своё взяли репрессии и выживание в тяжелейших условиях заключения. Об остальных ушедших из жизни и упокоившихся на Кирсинском кладбище священниках официальных сведений я не нашла. О них сегодня можно узнать только из воспоминаний кирсинских старожилов. По крупицам удалось узнать следующее. Священник Ефим последнее время служил в домовой церкви, которая находилась на углу улиц Боровой и Карла Маркса. Вспоминают, что «был он мал росточком, но стяжал своё тело верёвками от плеч до колен, чтобы плоть укротить». Игуменья Анна (Агния Ивановна Попова, 11.01.1887– 11.02.1972) и монахиня Анфиса (Анфиса Николаевна Никитинская, 09.08.1889 – 19.02.1967) запомнились кирсинцам очень хорошо. Они служили в женском монастыре в Архангельской области. В 1930-е годы были репрессированы, осуждены и отправлены в Вятлаг. Когда они отсидели там назначенный срок, их потом, видимо, определили на постоянное жительство в посёлок Кирс. Жили они в маленьком домике на три окна по улице Милицейской, дом № 4. Монахини занимались рукоделием, делали искусственные цветы, шили ватные одеяла. Этим жили и кормились. Кирсинцы вспоминали: «Когда монахини шли по улице, Анфиса всегда поддерживала под локоть игуменью Анну. Анфиса была пониже, симпатичнее, Анна ¬– высокая ростом, образованная». Иеросхимонах Маврикий в 1927 году был репрессирован, жил на спецпоселении, которое находилось на реке Рыте, в восьми километрах от заречной части Кирса, работал на лесоповале. В народе говорили, что среди охранников поселения находился хороший человек. Он по просьбе иеросмонаха, в свободное от лесозаготовки время, тайно отпускал его в Кирс. Отец Маврикий на подпольных квартирах отпевал, крестил и венчал, совершал Богослужения. Когда Маврикий умер (есть легенда, что по доносу за эту «незаконную деятельность» его арестовали, осудили и расстреляли), его тело не сбросили в общую могилу вместе с другими, а присыпали снегом рядышком (видимо, тот же охранник побеспокоился) и сообщили об этом монахиням Анне и Анфисе. Они отправились на Рыту и на саночках привезли тело иеросхимонаха в Кирс. На следующую ночь он был тайно похоронен на Кирсинском кладбище по обряду, соответствующему его священному сану. Говорят, эти монахини взяли на себя подвиг отыскивать расстрелянных и умерших в наших лесах священнослужителей, тайно привозили их в Кирс и хоронили. Есть предположение, что могила иеросхимонаха Маврикия – братская. В эту могилу монахини позднее подзахоранивали всех убиенных священнослужителей (по некоторым сведениям там лежат ещё тела шестерых человек). Инокиня Варвара (Варвара Сергеевна Перминова, 19.12. 1932 – 13.12.2004) духовным отцом игуменом Тихоном была рукоположена в инокини за силу молитвы и смирение. Много средств она жертвовала на Кирсинскую и Омутнинскую церкви. Блаженный Николай (Николай Афанасьевич Рыков, 22.05.1940 – 15.02.1986) был родом из Кирса, но первое время служил в церкви п. Рудничного, потом стал служить в Кирсинской Покровской церкви. Он наизусть знал псалмы, был чтецом, певчим, псаломщиком. Прихожане удивлялись, как он без псалтыри читает наизусть псалмы? Блаженный Захарий (1899 – 1965) родом был из села Кайгородского (ныне с. Кай), но последнее время жил в Кирсе. Нищенствовал у Кирсинской церкви, был неграмотным, но добрым: что ему давали прихожане, тут же раздавал детям. В церкви топил печь, для гостей пёк ломтики картошки на плите. Старожилы города вспоминают его добрым словом. В настоящее время инициативной группой прихожан, с благословения настоятеля Кирсинской церкви иерея Сергия Лобанова, на могилках иеросхимонаха Маврикия, протоиерея Аркадия, игуменьи Анны, монахини Анфисы, священника Ефима, блаженного Захария заменяются надгробные кресты и устанавливаются памятные таблички. Они не должны лежать в безвестности… В истории православного г. Кирса открываются новые страницы, надеемся, что «белых пятен» там будет меньше.
Алевтина Телёпина. «ПН», 2015 г.
Вложения: |
блаженный Николай чтец.JPG [ 25.63 КБ | Просмотров: 3962 ]
|
в нижнем ряду крайняя справа, предположительно, монахиня Анфиса.JPG [ 70.54 КБ | Просмотров: 3962 ]
|
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|