Старинные кайские ремёсла
Согласно статистическому сборнику Н.А. Спасского, в 1882 году в селе Кай гончарным производством занимались двадцать человек, в то время как на весь Слободской уезд, куда входил Кай, горшечников было не более шестидесяти, а во всей Вятской губернии (вместе с Удмуртией) их насчитывалось не более восьмисот. Причём в Глазовском, Сарапульском и Уржумском уездах горшечников не было вообще. По этой причине специалисты в гончарном деле часто отправлялись на работы в те волости, где горшечников не хватало. Так, горшечники Вятского уезда, а их насчитывалось 510 человек, приезжали в соседнюю с Кайгородской Трушниковскую волость, а кайцы часто работали в Глазовском уезде (современный Афанасьевский район тогда входил в состав этого уезда). Из красной и белой глины изготавливали горшки, корчаги, чашки, тарелки, кружки, чайники и другие изделия. Для улучшения качества изделий кайские мастера использовали бадьяковскую глину. Бадьяковица – это сенокосные угодья, а в последствии пастбище на правом берегу Камы за посёлком Перерва. Как недавно рассказал мой брат Геннадий, стройучасток Перервинского леспромхоза начинал делать и обжигать кирпичи на Бадяковице. Но, видимо, эта глина не совсем подходила, и затем построили кирпичный завод около Кая, рядом с д. Феденистово. К сожалению, завод сгорел во время пожара в 1950-х годах. Хотя кайские глиняные изделия по качеству немного уступали вятским, но зато стоили дешевле, и вся посуда расходилась по многим местам губернии. Кроме того, свои изделия кайцы сплавляли по Каме в селения Пермской губернии. Из горшечников Кая мне часто приходилось встречаться с Андреем Михайловичем Тарасовым. В детстве он занимался горшечным делом вместе со своими родителями. В то время в селе этим ремеслом занимались около десяти семей, по сведениям музея истории села Кай, среди них были Тарасовы, Утробины, Покидкины и другие. Судя по воспоминаниям старожилов, горшечником и печником был житель Кая Иван Семёнович Тарасов, который жил на средней улице села (ныне это ул. Дзержинского), недалеко от автобусной остановки. Валентина Николаевна и Николай Николаевич Кенины вспоминают, что И.С. Тарасов построил на конце Кая зерносушилку и льносушилку, которые работали на дровах ещё в 1950-е годы. Н.Н. Кенин помнит и горшечников Михаила Ивановича и Ивана Васильевича Тарасовых, которые жили на верхней улице (ныне ул. Калинина). Про своего деда, горшечника Николая Ивановича Покидкина, который изготавливал кринки и горшки, жил на нижней улице Кая (бывшая ул. Набережная, ныне ул. Революции 1905 г.), вспомнила жительница Лойно Алевтина Ивановна Варнина. Сравнительно недавно, во времена раскопок на Кашиной горе, археологи нашли в селе Кай немало гончарных изделий. Они были увезены в Кировский краеведческий музей. Одна из членов экспедиции обратила внимание и на то, что крышки деревянных сундуков в Кае украшены интересными рисунками. Но кайцы занимались и другими ремёслами. Ещё совсем недавно во всех наших деревнях производили бураки (туеса), солонки, чашки для хлеба, пестери и прочие изделия из берёсты (коры берёзы). Во времена моего детства в жаркую сенокосную пору деревенский овсяно-ржаной квас в бураках оставался холодным до самого обеда, а ведь порой ездили на сенокос на расстояние до восьми километров вниз по Каме. Из коры липы плели лыковые лапти, верёвки, шнуры. Житель с. Лойно Анатолий Петрович Южаков рассказал, что его отец в германскую войну 1914-1918 годов служил в лапотном взводе. Оказывается, в то время лапти использовались для нужд русской армии. А рыбаки использовали ивовые прутья для изготовления специальных устройств для ловли рыбы – морд.
Юрий Масленников, с. Кай. «Прикамская новь».
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|