Текущее время: 16 апр 2024, 19:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 871 ]  На страницу Пред.  1 ... 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 ... 88  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 04:58 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
Пестриков писал(а):
елена писал(а):
а вот что такое- половничьи дворы?

бытует версия: мелкие, срочные арендаторы на чужой земле, батраки на готовом хозяйстве.
В интернете только такое объяснение, другого не нашла.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 07:18 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
ХиНа, а Вы вообще спите? В такую рань уже на сайте.... Или ложитесь рано? Ну,ладно,это не по теме. Я что-то искала в инете о половничьих дворах, ничего не нашла, может поделитесь? Очень интересно, это что, от - половина урожая отдается хозяину земли? А я уж подумала, что может от слова- половые, ну, с трактирами связанные.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 07:24 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
елена писал(а):
ХиНа, а Вы вообще спите? В такую рань уже на сайте.... Или ложитесь рано? Ну,ладно,это не по теме. Я что-то искала в инете о половничьих дворах, ничего не нашла, может поделитесь? Очень интересно, это что, от - половина урожая отдается хозяину земли? А я уж подумала, что может от слова- половые, ну, с трактирами связанные.
Сплю, конечно - мало, но качественно. А вставать приходится рано, потому что далеко до работы ехать, а дорога сейчас - ужас.

Про половничьи дворы вот здесь чуть-чуть сказано (видимо, и Пестриков на это сослался):
http://www.booksite.ru/reise/panov3/index.htm

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 апр 2012, 07:28 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Спасибо за ссылку. Почитаю позднее, текст большой а надо зарядку делать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 05 апр 2012, 09:54 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
Оказывается, и свой Илья Муромец у нас был!

В 1990 г. «Прикамская новь» опубликовала заметку «Один из вятских силачей», в которой в том числе говорилось:

«И вот Илья Башков. Родом он из Пушейского сельсовета нашего района. О нем не писали в центральной печати, не встречали мы его имени и в книгах, хотя легенд о нем сложено немало.
А почему легенд? Житель села Лойно Мизев в 1977 году писал в нашу газету, сетуя на то, что «напрасно мы умалчиваем о таком земляке, как Башков».
Ещё задолго до Великой Отечественной войны в районе часто говорили «о проделках Ильи», который был не против «пошутить», если сталкивался с несправедливостью. У одного земляка попросил вожжи и так их завязал в узел, что всей деревней развязывали. Был якобы и такой случай. Илья приподнял угол избы и положил под бревно шапку, сняв ее с головы какого-то пьяного забулдыги.
Сила у Ильи такая, что на десятерых хватит, рассказывали люди. На лесоучастке в Кересе (говорят, был такой), где Башков работал в зимнее время на лесоповале, для него не нашлось по размеру валенок. Ох и обиделся он на конторщиков! Ночью «взял» из штабеля толстенное бревно длиной больше шести метров и затолкал через открытую дверь в бухгалтерию. Утром начальнику пришлось вызывать бригаду из восьми рабочих, чтобы вытащить бревно…
По имеющимся данным в 1939 году Илью призвали на службу в армию, о дальнейшей его судьбе ничего неизвестно…»

Вскоре редакция получила письмо А. Леонтьева (п. Комендантский):

«Илью Ивановича звали все Башковым (по названию его родной деревни), хотя фамилия у него была Филиппов. Но неважно.
Он был двоюродным братом уже умершего моего отца Леонтьева Прохора Тихоновича, жившего в селе Пушья. Я помню, еще до войны, когда мне было лет восемь-девять, Илья приходил к нам в религиозные праздники.
В то время это был мужчина лет 37 – 40, высокого роста, крепкого телосложения, кривой на один глаз и немного заикался. В праздники, когда Илья подопьет, он ложился посреди пола, а мы вставали по одному ему на ладони, и он нас качал. А то прыгали у него на груди и на животе. Бывало, облепим его всего и он носил нас по селу. Он очень любил детей. Своих детей у него не было, хотя был женат.
Между мужиками в праздники случались драки. Илья этих драк всегда избегал. Работал он пильщиком, где велось строительство. Пилил тес дольной пилой, стоял всегда «вершинником», где тяжелее. Бывало за спор один без чьей-либо помощи на стропила накатывал бревно метров шесть длиной. Диаметром бревна были не тоньше 24 сантиметров.
Во время войны Илья был взят в трудармию. Работал он в Архангельске грузчиком в порту. С ним был мобилизованный из Пушьи Леонтьев Архип Тихонович. Он рассказывал, что около Ильи, когда он работал, часто крутились англичане, удивляясь его росту и силе.
Однажды А.Т. Леонтьеву грузом придавило ногу и он попал в больницу. Когда выписался, то Ильи не нашел, а люди из их бригады видели его в последний раз пьяным в группе англичан. Больше от Ильи не было никаких известий».

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 05 апр 2012, 11:38 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
Нераскрытые тайны

В продолжении столетий среди местных жителей из поколение в поколение передавались легенды о таинственных колоколах, якобы покоящихся в дремучей тайге на территории современного Верхнекамского района.
Разговоры о них особенно усилились в конце пятидесятых годов, когда на одном из притоков речки Березовки, впадающей в Вятку, обосновался лесной поселок «Мосэнерго». Здесь был создан большой коллектив работающих, были изыскатели из Москвы, останавливались охотники, которые ходили за боровой дичью в безлюдную тайгу.
Люди вновь стали натыкаться на колокола, кем-то заброшенные в этот медвежий угол. Пошли разговоры, строились догадки, но тем все и кончалось.
Первые сведения дали жители Кирса, ныне уже покойные, Ольга Михайловна Шиляева и бывший егерь Михаил Филиппов, которые рассказывали о виденных ими больших колоколах, лежащих в лесу в бассейне речки Березовки.
С расширением деятельности «Мосэнерго» и Лосевского лесоучастка количество очевидцев стало резко возрастать: бывший механик «Мосэнерго» Владимир Алексеевич Калабин, рабочие лесоучастка Овчинников, Гордеев, Палкин, Забегаев, работники из Лоевки Колбин, Сведенцев, Шутов, Чупин, Зотов, Никулин, лесник из-за озера Высокого Мануилович и десятки других очевидцев, многих из которых уже нет в живых.
В результате анализа рассказов людей, подавляющее большинство из которых никогда не знали друг друга, живших в разное время и в разных местах, приходишь к выводу, что колоколов в районе бывших Лоевского лесоучастка и «Мосэнерго» находится в пределах 7-8 единиц, некоторые из них особо крупных размеров.
Например, О.М. Шиляева где-то в 1915 году видела колокол, и его же обнаружил в 1962 году рабочий из Лоевки Алексей Михайлович Никулин, проживающий в городе Нолинске. Они, не зная друг друга, говорили об одном и том же. По их словам, колокол лежит в земле, нижняя часть его видна на полметра, а боковая сторона выступает над землей метра на полтора. А рядом, как дополняет Никулин, были видны следы трактора.
В 60-70-е годы группа энтузиастов из Кирса и Кирова неоднократно организовывала походы в эти места. Но поиски не увенчались успехом. тайга и буйная растительность, болота крепко хранят вековую тайну. Но в результате кропотливой работы круг предполагаемой территории «залегания» колоколов сузился до 2-3 квадратных километров.
Возникает вопрос: как они могли попасть в глухой угол? А дело в том, что в 15-17 веках он жил бурной и полнокровной жизнью. Ее дал пролегавший по этим местам сухопутный Великий Сибирский путь, соединявший столицу России с Сибирью. В наших местах он проходил через села Шестаково, Высоковцы, Гидаево, Кай и далее шел в столицу Перми Великой город Чердынь, а там в Сибирь, Китай…
Известно, что Петр Первый, воюя со шведами за выход к Балтийскому морю, для изготовления пушек повелел снять колокола с церквей и перелить их на пушки. Это доказательство имеется во многих учебниках по истории.
Рядом с трактом процветал Верхневятский Преображенский монастырь, расположенный в селе Екатеринино. Предполагается, что некоторые наиболее ценные колокола монахи решили припрятать на будущее, так как тракт, по которому их везли, был недалеко от монастыря.
Но история распорядилась иначе. В 1754 году по указу царя тракт прекратил своё существование, потому что была сделана новая, более короткая дорога в Сибирь, которая пошла через Казань. А оставшийся без колоколов монастырь в 1764 году был закрыт. Люди стали разъезжаться, но легенда о колоколах, как видим, дошла до наших дней.
Согласно случайным находкам крупная россыпь колоколов находится в кайских лесах. В Каю, например, еще с 15 века действовал Успенский монастырь, ликвидированный в том же году, что и Преображенский в Екатеринино.
Мы располагаем свежими свидетельствами. Борис Степанович Забегаев, рабочий лесоучастка «Мосэнерго», бывший кирсинец, а теперь кировчанин, вспоминает: «…Мы, начальник лесоучастка Щелчков, инженер из Москвы Валентин Иванович (фамилии не помню) и я, шли по заросшему лесом Сибирскому пути, делая засечки для трассы проектируемом линии электропередач, пользуясь старинной картой, где этот путь был обозначен, и случайно наткнулись на колокол, что на берегу лесной речушки». В письме приводится подробное описание предмета и автор даже сделал рисунок торчащей из земли верхней части колокола. Он предлагает обратиться в архив на поиски карты, на которой они сделали пометку местонахождения колокола и сделать копию карты нового Сибирского тракта, что значительно облегчит разгадку тайны. «А колокол, – пишет он, – лежит на новом Сибирском тракте. Помню, на берегу лесной речушки. Юбка его вся увязла в земле, наверху три отлива для подвешивания».
А вот выписка из заметки, опубликованной в 133 номере газеты «Кировская правда» за 1948 год, автор Ф. Безгачев. Копия получена из областного краеведческого музея. В заметке сообщалось: «Старожилы Кайского района рассказывают, что когда-то в наших местах проходил тракт, связывающий Казань с Вологдой. Много лет назад по тракту на Кажимский завод везли большой церковный колокол: его тянули 40 лошадей, однако до места назначения доставить так и не смогли. Остался колокол в лесах Верх-Сысольского сельсовета. Колокол сохранился до наших дней. Он весь ушел в землю. Видно лишь одно ухо. О размерах можно судить по тому, что в котловину, образовавшуюся под ухом, свободно входит пять ведер воды. При осадке колокола в землю остался след, диаметр окружности которого равен 8 метрам. Вероятно, колокол имеет большой вес и вылит из ценного металла. По-моему, следует достать его из земли и отправить на металлургический завод».
О находящихся в кайских лесах колоколах говорили жители деревень Козицыно и Гидаево Прокопий Алексеевич Козицын и Иван Степанович Помосов, которые видели колокол неподалеку от деревни Караси. Жители деревень Нелысово, Толкуново, Петухово Анатолий Федорович Винокуров, Иван Михайлович Малков, Виктор Ерофеевич Петухов тоже видели колокол на так называемой Ульяновской грани.
Видели колокола на берегу речки Керес у вышки в урочище Тылога в бору, а также на речке Аньва, который якобы затонул в Северном болоте. Вот несколько разноречивых сообщений, но не дающих представления о фактическом их местонахождении. Вывод напрашивается один: На верхнекамской земле покоится несколько колоколов, оставленных, по-видимому, по каким-то причинам в разных местах одного и того же тракта.
В связи с этим возникают многие, пока неразрешимые вопросы. Поднятую в статье проблему можно решить только с помощью общественности, очевидцев.
Находка будет большим событием. Утерянные древние шедевры вновь можно вернуть народу, создавшему их столетия назад. Поэтому мы обращаемся к жителям района с просьбой ответить на вопросы:
Кто, где и когда в лесах видел колокола?
Кто может указать местонахождение 77 квартала бывшей Поломской лесной дачи по нумерации кварталов 1950-1960-х годов?
Кто видел в тайге следы забытой людьми древней трассы Великого Сибирского пути?

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1990 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 05 апр 2012, 12:47 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
В названиях улиц – память

Помосов Андрей Герасимович

Весной 1919 года на территории Верхнекамского района бесчинствовали колчаковцы. Для отпора врагам из местных крестьян создавались отряды Красной армии. Один из отрядов возглавил А.Г. Помосов (1889-1919), уроженец села Гидаево. В один из дней белогвардейцы ворвались в Гидаево, разогнали волисполком, схватили членов Кайского волисполкома А.Г. Помосова и И.Ф. Карпова.
На допросах Андрей Герасимович вел себя мужественно, не ответил ни на один вопрос.
Не добившись необходимых сведений, колчаковцы расстреляли его. Вот некоторые биографические данные.
В 1914 году А.Г. Помосов был призван в царскую армию и отправлен на фронт империалистической войны. В декабре 1917 года вернулся в родное село. На волостном съезде его избрали заместителем председателя Кайского волисполкома.
5 января 1978 года центральной улице села Гидаево присвоено имя А.Г. Помосова.

Широков Иван Сергеевич

Поселок Пелес, расположенный в 172 километрах от г. Кирса, – обычный рабочий поселок. Кончались первомайские праздники. Народные дружинники обеспечили спокойствие: ничто не предвещало беды.
Неожиданно вечером 2 мая 1962 года в окно дружинника Ивана Широкова громко постучала и крикнула женщина:
– Кто-нибудь, помогите!
Иван моментально оделся и выскочил на зов. В конце поселка он увидел пьяного дебошира, размахивающего охотничьим ружьем. Он готовился выстрелить в открытое окно дома, откуда был слышен детский плач. Малейшее промедление в действиях могло бы привести к гибели ребенка. Не раздумывая, Иван перескочил через забор и побежал навстречу хулигану. Заметив это, бандит выстрелил. Самодельная свинцовая картечь сразила комсомольца. Так, на 24-м году жизни погиб Иван Широков (25.1.1941 – 2.5.1964).
С 17 лет работал лесозаготовителем Пелесского леспромхоза Верхнекамского района.
Одна из улиц поселка Пелес названа его именем.

«ПН», 1990 г.

Во второй заметке не сходятся даты – видимо, опечатка.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 06 апр 2012, 12:08 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
Из мглы столетий

Одним из древнейших населённых пунктов на земле Перми Великой, а впоследствии земли Вятской, можно считать Кайгород, который, судя по истории, оставил много загадок.
До нашего времени в архивах дошло мало документов, чудом сохранившихся на протяжении столетий.
Вот такими словами оценивает данное положение видный исследователь Пермской земли и Зауралья Александр Дмитриев, живший во второй половине прошлого века, написавший 8-томный труд по освоению Прикамья и Западной Сибири.
«Только во второй половине 17 века мы получаем возможность, наконец, отдельно говорить о загадочном Кайгороде и его особом уезде Перми Великой, к которой относился он с самого своего возникновения в 16 веке или ранее. такой темной, малоразработанной истории не имеет ни одна часть Великопермской страны. (Ведь не один Кай, а много н/пунктов имеет подобное. О.Е.).
Куда могли деваться местные кайгородские старинные акты – вот вопрос давно и одинаково занимавший как пермских, так и вятских историков. Именно к древнему Каю приложима наша местная пословица: «Канул, как в камский мох!»
Тем более замечательна судьба кайгородских исторических актов, что их вовсе не оказывается и в богатых строгановских архивах, хотя судьба Кая долго была связана с судьбой «именитых людей». Нет их и в большинстве центральных архивов Москвы и Петербурга, и только в богатейшем собрании документов Московского архива Юстиции каким-то чудом уцелела одна подлинная переписная книга дворов и людей в городе Кай и окологороднем стане и в волостях: Волоснице, Зюздинской и Колыше, переписи 1678 года Никиты Даниловича Глебова и подъячего Тимофея Антропова»!..
Причина, на мой взгляд, одна. До 18 века Кайгород входил в подчинение Перми Великой, а затем уже вошел в подчинение Вятской администрации. Так что древние акты по передаче Кайского края просто были выброшены «в корзину».
Но между тем многочисленные караваны с товарами из Сибири, Китая проходили этим путем, который назывался по-разному (Сибирский, Московский, Государев). Он был оживленной транспортной артерией.
В разное время неучтенное количество пеших путников, купцов, иностранных послов не могли миновать этот древний сухопутный путь. Я в своей статье, которая выходит из рамок обычной по размеру, привожу воспоминания нескольких иностранных очевидцев.
В частности, дипломата Сигизмунда Герберштейна, посетившего Москву по поручению европейских императоров Максимилиана и Карла V 1517 и 1525 гг. Он пишет: «… область Вятки за рекой Камой лежит почти в 150 милях на восток от Москвы; кратчайшая дорога к ней идет через Кострому и Галич, но она трудна, ибо кроме болот и лесов, которые затрудняют путь, между Галичем и Вяткой еще разбойничают там (черемисы)…
Поэтому в Вятку едут через Вологду, в Устюг путем более долгим, но зато более легким и безопасным… Страна получила свое название от реки, на берегу которой находятся Хлынов, Орлов и Слободской. Страна болотиста, бесплодна и служит как бы убежищем беглых рабов, изобилует медом, дикими зверями и белками…».
Надо, видимо, полагать, что это была действительно единственная сухопутная дорога в Сибирь, которая не пересекала на всем протяжении крупных рек, других преград, шла еще по местам и в 1500 году, где официально был зарегистрирован в истории год основания Кая – 1558. Действительно, на протяжении 400 лет эта дорога на Кай меняла свое направление 3 раза.
Воспоминания шведского дипломата Петрея Де Ерлезунда, изданные в 1620 году на немецком языке:
«Княжество Вятка – большая страна, очень изобильная медом, дичью и рыбой, можно поставить ее наряду с самыми лучшими краями. Но там не очень хлебородная земля, потому что она мшиста и болотиста, орошается множеством рек и речек и поросла густым кустарником и лесом… По этой области текут две большие реки: одна называется Вятка, от которой страна получила свое имя… Другая река называется Кама и граничит с Сибирью. Жители области платят великому князю дань, большей частью мехами».
Интересное воспоминание о своем путешествии оставил для нас голландец Ебергард Избраннидес, который для налаживания торговых связей с Китаем проезжал в Китай через Кайгород.
«Когда великие государи Иоанн и Петр Алексеевич вознамерились послать посольство к китайскому Балдыхану, имел я такую честь, что от их величеств в посланники к помянутому двору избран и любопытен был видеть Сибирь и Китай».
Далее он описывает свои впечатления при путешествии от Москвы до гор. Устюга. «…город Устюг лежит к самому устью реки Сухоны… оттудова 1 апреля приехали в Зырянскую землю (Коми республика, Е.О.), называемую Усчи волость.
Язык сего народа от российского весьма отличается, а с ливонским имеет некоторое сходство: ибо некоторые из моих людей, кои ливонского языка искусны, имея с тамошними обхождение, разумели, и они взаимно их речи понимать могли. В домах же они живут таким же образом, как и российские… Я чинил иным от них разные вопросы, но отвечали, что о роде своем ничего не знают, что предки их пришлые, а из каких стран не знают…»
«6 апреля приехали в Кайгород, который хотя и небольшой, но хорошо укреплен. Посольство планировало сухим путем дальше следовать до Соликамска, через гор. Чердынь. Но весна разрушила снежную (санную) дорогу. Лед растаял, реки разлились. По этой причине вся посольская делегация была вынуждена остановиться и жить в Кайгороде до тех пор, пока не пройдет ледоход и не установится надежный водный путь по Каме на Урал на лодках».
Избраннидес приводит любопытнейший случай встречи кайцев с разбойниками:
«Приобщаю при сем некоторую печальную притчину, которая, по словам тамошнего коменданта, в Кайгороде недавно, в бытность прежнего воеводы приключилась…
В воскресный день по полудни явились у пристани оного города некоторые суда, наполнены людьми, которые в барабан били, на дудках играли и многие иные радостные оказательства показывали… а поскольку в провинции про войну было не слышно, кайгородские жители не опасались от пришедших никакого злого умысла, думая, что соседи или приятели приехали в их город повеселиться и пустили их в город, плясая с ними по их музыке. Но радость была не долговременна, ибо разбойники, рассмотрев местность, подожгли город с полуденной стороны, а с полуночной стороны напали на жителей города, побили их и разграбили без всякого оборонения.
Воевода сам от разбойников обойден не был, они, разломав его ворота, поступили с ним неприятельским и непотребным образом, все деньги и продукты взяли…».
Организованная кайгородцами погоня за разбойниками успеха не имела. Но впоследствии злоумышленники, собравшись в «стаю» из разных «стран», были найдены, арестованы и по важности дела были наказаны.
Впечатляют воспоминания китайских послов Ту-Ли-Шана и Но-Яна, которые были направлены китайским богдыханом (правителем Китая) – Калмыцкому хану Аюку, кочевье которого располагалось вблизи города Царинына (гор. Самара).
Посольство выехало из Пекина в 1712 году, в его составе было 6 человек, которое сопровождала охрана из 26 рядовых служивых. Их путь пролегал через гор. Тобольск, Тюмень, Верхотурье, Соликамс, Кайгород, Хлынов, Казань.
Послы оставили истории свои впечатления. Например: «Кайгородок от Соликамской лежит на расстоянии больше чем 400 ли, река Кама пришла здесь с северо-западной стороны и, окружив часть города, продолжает свое течение в южно-восточную сторону. По дороге находятся ровные и небольшие горы, которые покрыты великим и дремучим лесом, а из дерев находится лиственник, сосняк и березник.
Небольших сел мы проехали около 7, в которых живут русские люди и народ Бермиги (пермяки). Поблизости сел везде пашут пашни. В Кайгородке проживает оных русских более двухсот семей, имеются два молитвенных храма, войска не имеется.
Народ Бермиги лицом и видом подобны русским людям, но говорят своим особым языком, которого русские не разумеют и имеют они свои жилища по берегам реки Камы».
В гор. Хлынове, столице Вятской провинции, посольство было встречено торжественно, был выстроен местный военный гарнизон с «большими и малыми знаменами».
Воевода взял нас к себе в дом, подчивал всех богатым «кушаньем». Здесь, простояв два дня, запаслись съестными припасами, отправились дальше в путь».
Китайские послы оставили для истории зловещие ее страницы о действующих в ту пору законах в России. Они пишут:
«По установленным в Российском государстве гражданским законам, изменников, бунтовщиков и дерзностных злодеев, которые противятся власти, казнят рассечением их тела на четыре части. Если кто в бою от неприятеля побежит, также грабителям и разбойникам, когда они повредят кого или убьют до смерти, тем всем секут голову.
Кто в драке промеж собою убьет кого до смерти, того казнят голову за голову, кто оружием каким кого умертвит, а буде он повредит только, то секут руки.
Кто казенное что похитит, тому чинят наказание, смотря по количеству похищенного, а именно иным режут носы и уши, а иным учиняя битием жестокое наказание и пожечши их тела каленым железом, ссылают в ссылку.
Кто воровски делает деньги (по современному фальшивомонетчики), у тех растопивши медь заливают в горло. Кто корчемствует вином, пивом и табаком, тех учинив на теле жестокие наказания и отобрав пожитки на государя ссылают в ссылку»… и т.д.
Небезынтересны почти мало кому известные факты приводит знаменитый на весь мир английский писатель Даниел Дефо, автор знаменитого романа «Робинзон Крузо»…
Во втором томе Даниеля Дефо о робинзоновых странствиях (этот том II, как мне сообщили из областной научно-технической библиотеки им. Герцена, является библиографической ценностью и читателям не высылается) автор пишет: «На пути из гор. Тобольска, где их застала зима и караван прожил там 8 месяцев, на Сибирском тракте у реки Камы – цитата из воспоминаний:
«… по дороге пришлось им выдержать нападение большого отряда разбойников. И вот они – купец-шотландец, шкипер-португалец, сын русского вельможи (В.В. Голицын) и моряк из Йорка.
Робинзон Крузо, а также проводники – где-то в лесу за Камой готовились вступить в схватку.
Все это бывалые люди неробкого десятка. Но как люди дела, они, по выражению Робинзона, не хотели драться ради драки.
Поэтому, когда проводник (наверное, кайгородец, кто же еще мог претендовать на роль проводника – О.Е.) предложил им уйти тайной тропой, они так и сделали.
Несколько слов о разбойниках, терзавших в далекие от нас времена почти всю Россию. Вспомним хотя бы про былинного Соловья Разбойника. Или вполне натурального русского мужика Ермака Тимофеевича, который, приняв «мирный договор» с владельцами уральских солеварен Строгановыми, поступившим на службу, в их вотчине сформировал войско, которое на голову разбило беспокоившего русские границы в Предуралье сибирского хана Кучума, и освободивший Сибирь от иноверцев.
А кто же сам Ермак Тимофеевич? «… Он промышлял этим грязным делом на берегах р. Волги, на Самарской дуге…».
Особенно этот вид «промысла» усилился во времена правления царевны Софии и молодых царевичей братьев Иоанна и Петра Алексеевича (Петра Первого).
Когда массы крепостных крестьян, безземельных и прочих обездоленных людей устремились в необжитые дремучие леса России и Сибири, это было стихийное передвижение людей. Подавляющее большинство из них в глухой необжитой тайге отвоевывали огнем и обрабатывали землю метр за метром, стали заниматься земледелием на наших почти непригодных землях, обзаводиться скотом, заниматься рыболовством и охотой.
Но среди переселенцев нашлись и другие люди, считавшие труд ненужным делом, как говорят старинные документы, «буйные головы», а попросту разбойники.

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1994 г.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 06 апр 2012, 12:33 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21288
Откуда: п. Рудничный
Даже старожилы уже не помнят, в каком году и для каких целей начали строить электростанцию в деревне Козидвор, хотя этот «долгострой» сохранился до наших дней – в виде кирпичного остова. Некоторые уверяют, что на строительство этого объекта пошел кирпич от разрушенной церкви в с. Лойно – потому, дескать, стройка завершилась крахом, хотя большое здание электростанции было построено.
Очень немного сведений отыскалось в подшивке районной газеты за 1994 год:

«25 сентября 1931 года «Кайский горнорабочий» в № 5 писал: «На строительстве ЦЭС участились случаи уличного хулиганства, умышленное получение 2-х заборных книжек, пьянка и т.д. Тов. суд, рассмотрев это дело, вынес решение: Матанцева Н.Н. исключить из членов профсоюза сроком на 3 месяца и уволить с работы. Решение суда одобрено рабочими ЦЭС.
8 января 1935 года, «Кайский горнорабочий» № 5/294: «Управляющий рудниками Андрон в речи на Нижегородском краевом съезде говорил о том, что в 1930 году в 12-ти километрах от рудника начато строительство электростанции на 7600 киловольт стоимостью 8 миллионов рублей. Здание почти готово, приобретено оборудование. Средств для пуска нет…»
По рассказам жителей деревень, электростанция так и не была пущена в эксплуатацию. Но не по причине нехватки средств. Ходили слухи, что на строительстве ЦЭС была раскрыта группа вредителей, по вине которых допущено отступление от проекта, что грозило аварией…»

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 06 апр 2012, 12:41 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
ХиНа писал(а):
Из мглы столетий

о загадочном Кайгороде и его особом уезде Перми Великой, к которой относился он с самого своего возникновения в 16 веке или ранее. такой темной, малоразработанной истории не имеет ни одна часть Великопермской страны. (Ведь не один Кай, а много н/пунктов имеет подобное. О.Е.).

Далее он описывает свои впечатления при путешествии от Москвы до гор. Устюга. «…город Устюг лежит к самому устью реки Сухоны… оттудова 1 апреля приехали в Зырянскую землю (Коми республика, Е.О.), называемую Усчи волость.

Язык сего народа от российского весьма отличается, а с ливонским имеет некоторое сходство: ибо некоторые из моих людей, кои ливонского языка искусны, имея с тамошними обхождение, разумели, и они взаимно их речи понимать могли. В домах же они живут таким же образом, как и российские… Я чинил иным от них разные вопросы, но отвечали, что о роде своем ничего не знают, что предки их пришлые, а из каких стран не знают…»

Небольших сел мы проехали около 7, в которых живут русские люди и народ Бермиги (пермяки). Поблизости сел везде пашут пашни. В Кайгородке проживает оных русских более двухсот семей, имеются два молитвенных храма, войска не имеется.
Народ Бермиги лицом и видом подобны русским людям, но говорят своим особым языком, которого русские не разумеют и имеют они свои жилища по берегам реки Камы».

Кто в драке промеж собою убьет кого до смерти, того казнят голову за голову, кто оружием каким кого умертвит, а буде он повредит только, то секут руки.

Е. Осколков.
«Прикамская новь», 1994 г.

Благодарствую. Очень интересная информация. Ну и ряд ответов по зырянам и черемисам. Парме и Барме.
Ну и к вопросу о боях деревенских. Как все было строго и заботливо.

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 871 ]  На страницу Пред.  1 ... 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 ... 88  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB