Текущее время: 10 дек 2018, 16:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 835 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 84  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 07 май 2011, 23:51 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 янв 2010, 02:20
Сообщения: 3503
Федоров писал(а):
А кому помешали капища и святилища, на которых и строили попы свои церкви ? Вот что заметил. Наши славянские капища народ не трогает, только попы пытаются рушить, причем только православные. Борются за паству, от которой живут.

А где в нашем районе были капища? И кто из попов их разрушил?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 08 май 2011, 00:18 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
Кикимора писал(а):
Федоров писал(а):
А кому помешали капища и святилища, на которых и строили попы свои церкви ? Вот что заметил. Наши славянские капища народ не трогает, только попы пытаются рушить, причем только православные. Борются за паству, от которой живут.

А где в нашем районе были капища? И кто из попов их разрушил?


Завтра мы на него едем. Оживает Силушка ! В Гидаево не одно. В Каю, в Лойно, да собственно в каждой деревне, и не одно.
Они обустраивались по назначению праздников.
Те кто пришел первыми, с ротой солдат за плечами. Я на ветке про славян уже дал информацию.

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 08 май 2011, 16:21 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19130
Откуда: п. Рудничный
ЛЕГЕНДЫ СТАРОГО КАЯ

О Каме и Вятке

Жили когда-то две красавицы-сестры чаровницы лесные, владычицы двух могучих рек – Камы и Вятки. Взгляните на карту: родившись почти рядом, эти две дочери Волги и Каспия дружно бегут по тайге бок о бок полтысячи верст к северу. Так, может быть, и убежали бы сестры-реки к могучему молодцу Северному ледовитому океану, да встретился им на пути Коми—зырянский бог охоты Чемпульто. Красив и величав, нет равного ему по силе в лесу – ни Силантию-лешему, ни утопленницам-русалкам, ни филину-сатане. Но не за силу и красоту чтут его зыряне-охотники, а за отзывчивость и доброту. И столько в его сердце было этого чувства, что не уместилось оно в груди бога-великана, и он, вынув сердце, спрятал его в заветном месте, как раз на пути Вятки и Камы.
Влюбились сестры в красавца-бога. Да не суждено было ни одной из них стать его невестой. Поссорились из-за бога хозяйки рек и разбежались в разные стороны – одна к западу, другая – на восток. А огорченный Чемпульто ушел в зырянские леса оплакивать свое одиночество.
По другой легенде, убил великого бога его злой и несокрушимый брат – бог зла и смерти Кым (в честь его названа одна из речек). Решив сам жениться на сестрах-красавицах, унес тело брата на Северный Урал и придавил его там камнем-горою. Испугались сестры злого бога, разбежались в ужасе в противоположные стороны, а потом через тысячи верст обе повернули на юг к Волге-матушке.
А там, где осталось лежать сердце доброго Чемпульто, с тех пор повисли постоянные туманы, дав этому урочищу название «Дымное». А люди уверяют, что туманы родит тепло, исходящее от горячего сердца Чемпульто.

Озеро Ад

Эту легенду записал в своей неопубликованной монографии «Омутнинский край» исследователь и этнограф В.А. Фофанов, который собирал в наших краях былины и воспоминания, переходящие из поколения в поколение и дошедшие до наших дней. Легенда связывает столь необычное название озера с гибелью колдуна (по другой версии, коми-пермяцкого шамана), заводского катанадсмотрщика, который был родом из Синеглинья.
Труд на частном заводе хлыновского купца Аверия Трапицина был каторжным. На каждый день подневольному рабочему давали «урок»-задание, за невыполнение которого следовало жестокое наказание: порка розгами, распаренными в солёной воде. При повторном невыполнении нормы несчастного могли забить до полусмерти и бросить в яму.
Дела сначала на заводе шли неважно. По всей видимости, толковых специалистов, знающих толк в кричном железе у Аверия не было. Его товар на ярмарках не выдерживал конкуренции, и всякий раз возникала проблема со сбытом. Крайними всегда оставались рабочие, эксплуатация которых увеличивалась, а кормёжка ухудшалась. От недоедания среди заводских распространились болезни, смерть косила людей. Но купца это беспокоило меньше всего. Он всегда мог купить необходимое количество крестьян или с помощью приказчика, имел связь с разбойниками, и стражи устроить засаду на проходящей рядом столбовой дороге – Кай-Хлынов и одиноких путников загнать на завод, окруженный остроконечными брёвнами, вкопанными в ряд.
Бунт случился на пятый год после пуска завода, весной, когда умерли сразу несколько мастеровых и рудокопов от недоедания, непосильной работы и побоев. Во время престольного праздника Трапицин ушел в Верхневятский монастырь, а стража перепилась. Отчаявшиеся рабочие перебили стражников, разрушили и подожгли деревянные строения завода. Хотели рассчитаться с Авериным, но монахи его не видали, а брать приступом Божий храм побоялись.
Колдуна-душегуба, который на их спинах вымещал зло за невыполнение «урока», убивать не стали. Возможно, решили отдать его в руки правосудия кайгородскому воеводе, а по версии Фофанова, бежавшие с ненавистного завода крестьяне взяли его в качестве проводника. Вскоре к мужикам присоединились бабы с ребятишками. Но, не доходя до Кайгорода, узнали, что Аверий их опередил, и теперь бунтовщиков ждёт суровой наказание.
Положение оказалось безвыходным… Решили идти на север, подальше от опасности. Остановились на берегу большого круглого озера, которое недавно освободилось от льда. Оказалось, что оно богато рыбой, а здешние леса – дичью.
Решили перезимовать здесь. Стали строить полуземлянки, обустраиваться. Не знали толь-ко, что делать с катом. Отпускать нельзя – приведёт людей, убить – боязно, с колдунами и прочими, имеющими связь с нечистой силой, старались не связываться. Никто не хотел брать на себя грех смертоубийства.
Зажив по-человечески, люди ослабили догляд за колдуном. И он бежал, захватив с собой последние съестные припасы. На плотине, которую они сделали для рыбной ловли, хотел пере-плыть на другую сторону озера.
- Будь ты проклят, изверг! – кричали ему люди с берега. – Утонуть бы тебе, злодею!
Но колдун, отталкиваясь шестом от дна, удалялся все дальше и дальше. И вдруг, словно повинуясь их желанию, по воде пошли круги, и плот закружился в гигантском водовороте. Потом послышались звуки, будто в гигантскую раковину сливается вода, плот закружился на месте, встал дыбом и с шумом ушел в воду.
- В ад его, в ад! – шумели оцепеневшие от ужаса люди. – Он в ад ушел!
Вскоре волны прекратились, и озеро успокоилось. Не знали люди, что озеро это карстовое, для которых характерны замкнутые углубления-воронки, котлованы. На дне воронок и других понижений встречаются водопоглащающие отверстия-поноры, через которые уходит вода.
Только через два месяца эти люди пришли в Кайгород. Из тридцати двух их осталось только трое.
Вторая версия легенды (более правдоподобная) отличается от первой только концовкой. Она гласит, что организованная Трапицыным погоня настигла беглецов у озера ночью, когда спали. И устроили резню. Вырваться удалось только одному. Он вскочил на плот и, удаляясь от берега, кричал: «Это ад, это ад!»
Чудом спасшийся рабочий решил дойти до Москвы с жалобой на Аверия, но что из этого вышло – народная молва умалчивает.
С этой поры и появилось у верхнекамцев, как утверждает Фофанов в своей монографии, называть это озеро «Адом».
Это лесное озеро имеет и другие легенды
Ночью оттуда якобы доносятся стоны… Что это или кто это стонет – никому не ведомо. Может, это грешников мучения слышны? …В сухое лето в стародавние времена из воды выставлялись деревянные рёбра корабля, старинного, большого. Его еще видели старики наших стариков, рассказывали в прошлом столетии. Сохранились ли останки этого корабля теперь – тоже никто не знает.

Рассказывают еще одну быль… Много лет назад собрались мужики из кайских деревень. Купили в городе большую сеть, напекли пирогов, наварили браги и пошли на озеро рыбачить. А приключилось с ними вот что. Пришли вечером, развесили сеть по берегу на суховень, а сами у костра стали ночь коротать, пироги поедать да брагой запивать. Ночь темная, озеро страшное, всякие про него старики бают. Места здесь привольные, богатые дичью, а всякий добрый охотник – обходит его стороной. А не обойдет – в трех соснах заплутает и чуть живой выберется. То-то…
Сидят мужики, оглянуться боятся. И вдруг слышат голос не то сверху, не то из озера: «Раз-вязать?» Молчат - ни живы, ни мертвы. А голос еще: «Развязать?» И третий раз пуще прежнего: «Развязать, что ли?» Тогда один мужик, что был похрабрее, еле слышно сказал: «Ну, развяжи».
Прошла долгая ночь, головы у всех тяжелые – не выспались. Решили закинуть сеть и половить рыбки. Пришли к сети… а ее нет. На кустах одни нитки висят, а узелки все развязаны. Горюют мужики, делать нечего. Ни рыбы, ни сети, как возвращаться домой?. Наступила следующая ночь, темнее прежней. Одна радость – пироги и бражка еще остались. Сидят горе-рыбаки на берегу у костра, и вдруг в глухую полночь, когда все звери и птицы спят, слышат прежний голос: «Завязать?» Опять языки у мужиков присохли во рту. «Завязать, что ли?» И вчерашний мужичок-храбрец снова промолвил: «Ну, завяжи», а неведомый голос добавил: «Завяжу! Только больше здесь не рыбачить!»
Встали рыбаки утром, а сеть на старом месте висит – целехонька, будто и не было с ней ничего. Доели пироги, допили бражку, смотали сеть и ушли домой. С той поры они один мужик и близко не подходит к озеру, а уж о бабах и говорить нечего.

Есть еще одна быль… Говорят, озеро очень глубокое. Как-то раз жители близлежащих деревень попытались измерить его глубину. Свили веревку в 100 сажень, опустили вниз – дна не достали. Стали вытаскивать веревку, кто-то ее не отпускает. Тянули, тянули – оборвали.
Озеро рыбное, но рыбаки раньше никогда на нем не рыбачили: боялись. Раз – как говорит легенда – рыбаки из деревни Булатовская все же выехали порыбачить. Закинули сеть, стали тянуть. Все идет как по маслу. Видна уже мотня, а в ней рыбы видимо-невидимо. Когда стали рыбу брать руками, она вдруг превратилась в конский помет.
В озере, по свидетельству очевидцев, живет огромная рыба, перевертывает лодки и топит людей. Говорят, что это все черти шутят над народом, поэтому озеро, мол, и назвали «Ад».

Таинственная гора

Вниз по Каме от с. Кай, чуть в стороне, есть высокая гора, сплошь покрытая столетними соснами. Она омывается двумя речками – Пыелкой и другой – безымянной. То есть гора представляет собой своеобразный остров.
Однажды рыбаки из окрестных деревень ставили здесь по весне «фитили» (местное название рыболовных приспособлений) и другие снасти. Запоздали, и им пришлось заночевать у подножия горы. Ночью рыбаков разбудили жуткие звуки, несшиеся с вершины. Там кто-то плакал, ржал, как жеребенок, хохотал, аукал и ухал. Рыбаки в страхе убежали от этих мест, побросав снасти, лодки и котомки. Только утром они решили вернуться на место ночлега. Здесь они увидели полный погром. Котомки растерзаны, хлеб и другие продукты исчезли, лодок нет. Только через несколько дней лодки нашлись за 40 километров внизу.
С тех пор стали называть эту гору Чертовым Городищем. Редкий смельчак в одиночку отважится проезжать близ горы. Мужики, ездившие за сеном, утверждали, что в ночь под Рождество на вершине горы светились костры, какие-то тени поднимались до небес, шум и треск разносились за десятки верст вокруг.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 08 май 2011, 17:59 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 сен 2010, 15:13
Сообщения: 6182
"через тысячи верст обе повернули на юг к Волге-матушке"
То есть уже давно Волгу - приток Камы большой рекой считают?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 08 май 2011, 23:44 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
ХиНа писал(а):
ЛЕГЕНДЫ СТАРОГО КАЯ


Озеро Ад

Таинственная гора


Благодарствую ! Есть где побродить !!!

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 09 май 2011, 11:05 
Гуру

Зарегистрирован: 04 апр 2011, 09:51
Сообщения: 360
Огромное спасибо Вам, Наталья, за истории о нашей Родине.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 15 май 2011, 09:02 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19130
Откуда: п. Рудничный
Герои Социалистического труда на Верхнекамской земле

Героев соцтруда, имеющих высшую трудовую награду, в нашем районе было двое: Леонид Васильевич Желнин и Семён Фёдорович Черницин.

Всем лесорубам лесоруб

Леонид Васильевич Желнин, бригадир комплексной бригады Кайского леспромхоза производственного объединения «Верхнекамсклес», можно сказать, завоевал награду упорным и тяжелым трудом на делянках.
Он родился в 1934 г. в д. Еловцы Куменского района. Ещё будучи школьником, работал на тракторе в колхозе. Потом три года армии. После окончания военной службы осенью 1956 года он заехал к другу в п. Ожмегово (в то время Кайского района), устроился там на работу в леспромхоз, а уже потом отправился домой. Там его, кроме родителей, ждала девчонка из соседней деревни, они поженились и вместе уехали в Ожмегово.
Леонид Васильевич до последнего дня работал в Кайском леспромхозе трактористом на трелёвке леса. И работал так, что паренька сразу заметили и через несколько месяцев поставили бригадиром лесозаготовительной бригады. Через короткое время Желнин становится лучшим производственником. Он добивался таких рекордных результатов, каких до него не получал никто. Ежегодно брал новые обязательства и не только выполнял, а перевыполнял их с большим отрывом от других. Например, его бригада, состоящая из пяти человек, за 1977 год заготовила 25 тысяч кубов древесины вместо 12 тысяч по плану. Желнин не боялся конкуренции. Охотно делился опытом с товарищами и на практике показывал свои методы трелёвки леса. И тем не менее, его бригада по объёмам лесозаготовки оставалась лучшей на предприятии и одна из лучших по лесопромышленному комплексу области.
За большой вклад в развитие лесной промышленности Л.В. Желнину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1966 года присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1970-1974 годах он избирался депутатом Верховного Совета СССР, членом ВЦСПС. В 1971 году Леонид Васильевич удостоен ордена Октябрьской Революции, в 1981-м — ордена Трудового Красного Знамени, в 1986-м — ордена Дружбы Народов, медали «За доблестный труд». Кроме этого ему было вручено ещё около двадцати разных знаков отличия: победителя соцсоревнования, отличника лесной промышленности, почётного мастера леса и сплава, новатора Лесбумпрома и т.д. Он был занесён в Книгу трудовой славы Кировской области.
Леонид Желнин был активным общественником — неоднократно выступал в колониях перед осуждёнными, убеждал их встать на путь исправления и жить честно.
Он умер, как солдат на посту, за рычагами трактора на делянке 14 января 1987 года.

Лучший машинист

Семён Фёдорович Черницын прошёл яркий путь от колхозника до машиниста-инструктора железнодорожного отделения учреждения К-231.
Он родился 15 сентября 1926 года в д. Толкуново Кичановского (позднее — Минеевского) сельсовета Кайского (ныне — Верхнекамского) района в семье крестьянина-середняка. Трудовую деятельность начал в 1939 году, когда ему исполнилось только 13 лет, в колхозе «Красная Звезда». В тяжелое предвоенное и военное время он брался за любую работу и уже тогда заслужил уважение старших за ответственное отношение к делу.
Как только Семёну Фёдоровичу исполнилось 17 лет, он отправился в военкомат и попросился добровольцем на фронт. В ноябре 1943 года его призвали в Красную армию. Военную службу Семён Фёдорович проходил в подразделениях войск НКВД-МВД, был стрелком, пулемётчиком, охранял особо важные объекты. Демобилизовавшись в мае 1950 года, он приехал в п. Лесной и устроился работать в учреждение К-231 (бывший Вятлаг). Начинал цензором сельхозподразделения отдельного лагерного пункта № 3. С мая 1952 года перешёл работать экспедитором почтово-посылочной экспедиции, и его трудовая деятельность связалась с железнодорожным транспортом. Однако работа по приёму и рассылке писем, посылок заключённых его не устраивала, он мечтал совсем о другом... И как только появилась возможность, Семён Фёдорович отправляется на трёхмесячные курсы машинистов паровоза. В декабре 1958 года его мечта осуществилась — он сначала кочегар, а потом машинист паровоза станции Лесная.
Новая работа настолько увлекла его, что, имея всего пять классов образования, Семён Фёдорович за короткое время стал известен в депо как самый толковый машинист, который при случае может устранить любую неисправность в механизмах паровоза. По отзывам коллег по работе, он отличался творческим, инициативным отношением к работе, не гнался за показателями, но по трудовым достижениям всегда шёл впереди.
В 1973 году С.Ф. Черницына назначили старшим машинистом учреждения, а в 1981-ом перевели машинистом-инструктором и доверили обучение молодых кадров. Он был активным общественником, редкое мероприятие проходило без его участия, много времени уделял воспитательной работе с осужденными.
Семён Фёдорович неоднократно избирался депутатом местного Совета, был членом руководящих органов отраслевого профсоюза. Его во всех посёлках, которые относились к учреждению К-231, хорошо знали и уважали - за простоту и желание помочь, за честность и прямоту. Как прямой человек, который невзирая на чины и должности будет отстаивать свою точку зрения и который отдаст последнее от себя, чтобы помочь в беде, он и запомнился людям.
В январе 1983 года Семён Фёдорович вышел на пенсию и уволился с предприятия, но дома не усидел и в октябре продолжил работу в железнодорожном отделе учреждения К-231 – до марта 1986 года.
За период своей трудовой деятельности Семён Фёдорович неоднократно награждался различными наградами. Кроме юбилейных медалей в годовщины Победы в Великой Отечественной войны, его в 1970 г. поощрили медалью «За доблестный труд», в 1971г. – орденом «Трудового Красного знамени». 1 марта 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие успехи, достигнутые в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых соцобязательств ему присвоено высокое звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1981 г. Семёна Фёдоровича наградили орденом «Знак Почёта», а в 1982г. – медалью «Ветеран труда». Кроме этого, его неоднократно награждали нагрудными знаками «Победителя соцсоревнований», он был поощрён знаком «Ударник десятой пятилетки» и за отличную службу в МВД СССР.
С.Ф. Черницын умер 3 января 2003 года в г. Кирове.

Честь, хвала и долгая память этим героям, которые прославили свои профессии, район и область и доказали, что хорошая работа на благо людей всегда красит человека.

М. Котлов, «Прикамская новь».

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 22:08 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 9629
Вот, интересно, пройдет время, и что будут писать наши потомки об истории края 2000-х годов?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 24 май 2011, 02:44 
Частый гость

Зарегистрирован: 24 май 2011, 01:29
Сообщения: 20
ХиНа, огромное спасибо за интересные материалы. Давно искал ответ на вопрос, какой народ жил раньше в Верхнекамье. Получается, что пермяки (только какие: коми-пермяки или коми-зыряне?). Отсюда становится понятно, почему мало информации о Кайском крае до 16-го века. За ней нужно обращаться в Коми-Пермяцкий округ по соседству.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 25 май 2011, 11:02 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 янв 2010, 02:20
Сообщения: 3503
ponomaryov писал(а):
Получается, что пермяки (только какие: коми-пермяки или коми-зыряне?).

А какая между ними принципиальная разница?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 835 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 84  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB