Текущее время: 19 дек 2018, 06:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 140 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 02 авг 2016, 08:33 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
Наши земляки участвовали в военных парадах

В нашем школьном музее есть интересные экспонаты, связанные с историей знаменитых парадов России и сведения о наших земляках-участниках парадов на Красной площади.
История военных парадов в России идёт со времён Петра I. Первый официальный военный парад был проведён в 1702 году по случаю взятия русскими войсками крепости Нотенбург (шведский город: крепость Орешек). Парадом руководил сам царь Пётр I и проводился он на улице Мясницкой в г. Москве.
Первый военный парад на Красной площади у стен Кремля проходил 25 мая 1919 года и посвящён он был победе Великого Октября. В шествии участвовали отряды Всеобуча, прошедшие начальную военную подготовку, а также физкультурники и рабочие. В этом празднике принимал участие В.И. Ленин – вождь Великой Октябрьской Социалистической революции.
7 ноября 1941 года, когда гитлеровские войска рвались к Москве, у стен Кремля проходил парад частей Красной армии в ознаменовании 24-й годовщины Октябрьской революции. С речью на нём выступил И.В. Сталин. Командовал парадом генерал-лейтенант П.А. Артемьев – командующий войсками Московского военного округа и Московской зоны обороны. Принимал парад Маршал Советского Союза Семен Будённый. Это был вдохновляющий и глубоко символичный парад. Прямо с Красной площади солдаты шли в бой, чтобы защитить свою Родину. По соображениям секретности и безопасности время парада было перенесено на 8 часов утра, вместо 10 часов. В ночь перед парадом расчехлили и зажгли рубиновые звёзды на башнях Кремля.
24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. Для участия в нём были приглашены по одному сводному полку от всех фронтов, а также подразделения ВМФ и ВВС. Из Берлина в Москву было доставлено Красное Знамя, водружённое советскими воинами над рейхстагом. Привезли и знамена разгромленных вражеских войск. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. Принимал парад заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Это был исторический день. Героические воины под командованием своих прославленных командиров прошли тяжёлый четырёхлетний боевой путь и закончили его блистательными победами в Берлине. Ни с чем несравнимым был момент, когда двести бойцов-ветеранов войны под барабанный бой бросили к подножью мавзолея Ленина двести знамён немецко-фашистской армии.

Участниками военных парадов на Красной площади были и наши земляки, жители п. Рудничного, отличники боевой и политической подготовки.
Гвардии рядовой Владислав Чирков служил в Советской Армии в 1970-1972 годах – в Рязани, в ВДВ. 27 декабря 1970 года он принял военную присягу в в/ч 41450. За годы службы в армии Владислав Николаевич стал первоклассным воином-десантником: отличным стрелком и пулемётчиком, парашютистом и воином-спортсменом I разряда. Он награждён значком «Отличник Советской Армии». Как первоклассный воин-десантник, В. Чирков был включён в состав сводного полка для участия в 100-м военном параде на Красной площади, состоявшемся 7 ноября 1972 года. После демобилизации много лет отработал на Верхнекамском фосфоритном руднике. К сожалению, Чирков В.Н. ушёл из жизни в 2005 году.
Гвардии сержант Николай Петрашко служил в Советской Армии 1976-1978 годах – в Костроме, в воздушно-десантных войсках, в воинской части 71211. Он был командиром расчёта ПТУРС «Фагот» (противотанковое управление реактивного снаряда «Фагот»), воином-спортсменом I разряда. Николай Александрович награждён значком «Отличник Советской Армии». Н. Петрашко участвовал в военных парадах на Красной площади в 1977 и 1978 годах. После службы в Советской Армии работал на ВКФР.
Дмитрий Булак, активист краеведческого музея Рудничной школы.


Вложения:
Чирков В.Н..jpg
Чирков В.Н..jpg [ 46.35 КБ | Просмотров: 1691 ]
Н.А. Петрашко.jpg
Н.А. Петрашко.jpg [ 36.12 КБ | Просмотров: 1691 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 18 июл 2017, 09:36 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
В этом здании ещё до начала Великой Отечественной войны размещалась Рудничная школа. В годы войны здесь размещался госпиталь 3007, эвакуированный из Рязани. Здесь лечились после ранений бойцы Красной армии.


Вложения:
Госпиталь 3007 в здании Рудничной школы.jpg
Госпиталь 3007 в здании Рудничной школы.jpg [ 91.57 КБ | Просмотров: 1364 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 18 июл 2017, 09:38 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
Госпиталь № 3171 был организован в Рудничном в августе 1941 года. Для него выделены лучшие здания посёлка, к которым были подведены канализация, водопровод, электричество.
Если верить подписи на обороте этой фотографии, то снимок сделан в 1942 году. Выздоравливающие бойцы Красной армии занимаются зарядкой на свежем воздухе?


Вложения:
Госпиталь 3171, Рудничный, 1942 год.jpg
Госпиталь 3171, Рудничный, 1942 год.jpg [ 74.51 КБ | Просмотров: 1364 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 07 авг 2017, 14:13 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
Отец Василий, с 1951 по 1963 гг. - настоятель церкви в Рудничном.


Вложения:
о. Василий, с 1951 по 1963 настоятель церкви в Рудничном.jpg
о. Василий, с 1951 по 1963 настоятель церкви в Рудничном.jpg [ 83.52 КБ | Просмотров: 1266 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 11:50 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
Чернобыльская история

Зачем нужны музеи? Казалось бы, хранение древностей и реликвий – дело несложное, для чего же собирать их в одном месте? Однако, если задуматься, то становится понятно, что главное – это не вещи, а история, которую они несут в себе. Поэтому, чтобы узнать об одном событии, наш класс отправился в школьный краеведческий музей. Обычная экскурсия, которых у нас было очень много, стала поводом серьёзно задуматься над расплатой за ошибки и о том, как одно происшествие задевает сотни человеческих судеб.
Наша экскурсия была посвящена землякам, которые стали участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 года. В этом списке значилось 25 фамилий, а пред нами открылись 25 судеб, тесно связавшихся с этой ужасной катастрофой. Экспозицию составляли фотографии, личные вещи и мемораты. Один из меморатов, записанный в 2013 году со слов Владимира Ефимовича Обушного (на фото – в центре), привлёк моё внимание подробностями описания быта ликвидаторов.

Владимир Ефимович рассказывал о событиях 1989 года так: «Нас вызвали в военкомат г. Кирса и сообщили об отправке в Чернобыль. 4 мая 1989 года повезли в г. Златоуст, на Урал, где обучали способам защиты от радиации и знакомили с новой техникой. А 25 мая 1989 года нас отправили с киевской бригадой в палаточный городок, близ с. Оракое. Это в нескольких километрах от ЧАЭС. Там нам выдали пропуска для работы на станции. 10 июня колонной отправили в другое место, где мы снова разбили палатки в местечке недалеко от с. Новая Рага, тоже в зоне отчуждения. Там мы работали всё лето. Вывозили заражённый грунт, разбирали не подлежащие использованию строения, брали пробы земли, воды, деревьев. Часто мылись в душе, смывая радиоактивную пыль. Вода была привозная, её привозили на автомашине ГАЗ-66. В реке Припять купаться было нельзя. Пить воду в любом виде тоже было нельзя. Пили горячую минеральную воду. Противно, а что делать. Сказали, чтобы мы не ели всё то, что растёт на земле. Но мы всё равно ели фрукты, смывая с них пыль и не трогая косточек. На траве тоже запрещали сидеть. Но со временем страх притупился. Все были молодые и весёлые. Иногда нарушали запреты: варили грибовницу, купались, загорали, ловили рыбу. Грибов и рыбы было полно, нам было дико, что никто ничего не собирает и не ловит. Дозу радиации мы получили приличную, работать больше было нельзя. Выждали ещё неделю без работы, и 6 августа нас отпустили домой. Ехали мы через Киев и Москву, люди помогали, чем могли, – как военным. Зарплата в то время была 150 рублей. Приехали в г. Киров, а люди от нас шарахаются. Вот такое отношение... Я награждён медалями «В память о ликвидации катастрофы на ЧАЭС», «Участника ликвидации после аварии на ЧАЭС», есть благодарность».

Рассказ настолько прост и искренен, что читается легко, как сочинение на тему «Как я провёл лето». Но этот человек вошёл в число 600 000 людей, которые навсегда оставили своё здоровье там, в зоне отчуждения. Никакие медали и награды не смогут заменить годы жизни, потерянные при ликвидации. Можно только ужасаться последствиям этой аварии. Это очень правильно – хранить память даже о таких страшных событиях истории, ведь это тоже опыт, который послужит уроком для будущих поколений. И экспозиция в школьном краеведческом музее – часть этого опыта, который краеведы Рудничной школы стремятся передать подрастающему поколению.

Яна Красавина, активист краеведческого музея Рудничной школы.


Вложения:
Чернобыль, в центре Обушной.jpeg
Чернобыль, в центре Обушной.jpeg [ 96.02 КБ | Просмотров: 779 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 10 окт 2018, 13:08 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
Пусть вспомнят тех учителей…

День учителя! В этот праздник благодарные ученики и их родители поздравляют своих учителей с этой знаменательной датой, желают им здоровья, дальнейших творческих успехов, делятся своими воспоминаниями. Я хочу поделиться с читателями своими воспоминаниями о тех далёких годах, когда учился в родной Рудничной школе, и тех учителях, которые учили нас в первые и ранние послевоенные годы, и которых уже нет в живых. Хочу напомнить, чтобы их не забывали, и они остались в памяти бывших учеников, коллег и тех, кто работает в школе сейчас.

Мои первые учителя

В этом году исполнилось 60 лет, как я окончил среднюю школу. В первый класс я пошёл в 1948 году. Всего прошло три года, как закончилась Великая Отечественная война, голодное и бедное время. Первая учительница – Любовь Петровна (фамилию я, к сожалению, не помню). На старой фотографии 1 «В» класс – мальчики и девочки семи, восьми и даже девяти лет. Большинство – мальчики. Фотография сделана в конце учебного года, в мае. Было тепло, одеты бедно, кто босой, а кто в дырявых ботинках, у одной девочки – старенькое платьице с большой дырой на плече. Для профилактики педикулёза все острижены наголо. У большинства из нас отцы погибли на фронте, а в семье осталось по трое, четверо, а то и пятеро детей. Но несмотря на бытовые трудности, у нас было стремление учиться.
В центре фотографии – Любовь Петровна, миловидная, скромная женщина. Мы были очень дисциплинированные, слушались свою учительницу. Многих учеников она навещала на дому, если кто заболел, обязательно приходила, задавала уроки, спрашивала. Всячески старалась помочь, чтобы ребёнок не отстал от школьной программы. Она учила нас и во втором классе. После окончания учебного года она уехала к себе на родину.
В третьем классе нашей учительницей стала Валентина Терентьевна Зайцева. У неё очень трагическая судьба. Семья была репрессирована, выслана в Коми АССР, на лесоповал. Отец умер в ссылке, а она с мамой из-за невыносимых условий жизни сбежали, каким-то чудом оказались в Рудничном и сумели выжить. Валентина Терентьевна получила среднее педагогическое образование, а затем заочно окончила Кировский педагогический институт, преподавала в старших классах. Она родила сына Мишу, и надо же было такому случиться, что когда ему было лет восемь или девять от роду, ущемилась врождённая грыжа. Это произошло в 1967 году, я уже работал хирургом и главным врачом больницы, экстренно его оперировал. Всё обошлось благополучно. Миша окончил Кировский пединститут, аспирантуру. Сейчас он доцент кафедры химии пединститута, декан факультета. Валентина Терентьевна, выйдя на пенсию, не прерывала связи со школой, была очень активна, проводила во дворе дома, в котором жила, с ребятишками различные массовые мероприятия, дарила им книжки (у неё была очень большая библиотека). На одном мероприятии ей стало плохо, после чего она скоропостижно скончалась. Это произошло около десяти лет назад.
В четвёртом классе нас учила Клавдия Прокопьевна Орехова. Мы уже стали намного взрослее, самостоятельнее. Клавдия Прокопьевна с мужем и тремя детьми приехали в наш посёлок перед началом учебного года. Наш 4 «В» был первым в её работе. Она очень спокойный, доброжелательный учитель. Среди нас, конечно, были и нарушители дисциплины, но она никогда не повышала голос и не наказывала. Её не боялись, но уважали и слушались.
С четвёртого класса после окончания учебного года мы сдавали экзамены по основным предметам. Я считаю, что это было правильно. Мы готовились к экзаменам, никто не хотел их «провалить», остаться на осень или даже на второй год. Отменили сдачу экзаменов в 1956 году.

Такие разные «немки»

С пятого класса нам стали преподавать учителя-предметники. Началось изучение иностранного языка. В те годы в основном преподавали немецкий язык. Первым учителем была Екатерина Ивановна Келлер. Она тогда была единственным учителем иностранного языка в школе. Екатерина Ивановна из поволжских немцев, которые в начале войны были высланы из Саратовской области (там был немецкий национальный округ с центром в г. Энгельсе). Пенсионного возраста, образованный, интеллигентнейший человек высокой культуры. Жила вместе с братом Фёдором Ивановичем. Оба имели музыкальное образование. Она играла на пианино, вела в школе уроки пения, а он играл на аккордеоне, работал заведующим клубом, руководил художественной самодеятельностью.
Учить иностранный язык у нас не было особого желания, на уроках учительницу не слушались, а из-за своей интеллигентности Екатерина Ивановна не могла наладить должную дисциплину и очень из-за этого переживала. В 1953 году И.В. Сталин разрешил выдачу паспортов, и семья Келлер уехала на родину.
А вот Серафима Степановна Горшкова, которая учила нас немецкому языку в девятом и десятом классах, – была совсем другой. Она родилась в Лойно в 1921 году. После окончания средней школы поступила в Кировский педагогический институт на факультет иностранных языков, который закончила с отличием во время войны. Работала в Рудничной школе с начала пятидесятых годов. Это был очень строгий и требовательный учитель. Прийти на урок неподготовленным было просто невозможно. У неё был особый стиль преподавания. За урок она могла опросить половину класса, была строга в оценке знаний. Не, помню, чтобы она кому-то поставила «отлично». Дисциплина в классе была идеальной. В те годы акцент делался на грамматику (склонение, спряжение и так далее), переводы, пересказы. После окончания школы мы неплохо знали немецкий язык.
Когда я поступал в Пермский медицинский институт в 1958 году, первый экзамен был по иностранному языку (в то время при поступлении в вузы иностранный язык был обязательным), на нём «срезались» многие абитуриенты. Я вытянул билет, подготовился и пошёл отвечать. Сначала чтение, затем перевод, пересказ и грамматика. И за каждое преподаватель ставил оценки. Тексты я читал быстро, преподаватель меня остановила, потом говорила «далее-далее». На все вопросы я ответил. Меня похвалили, поставили пятёрку, и преподаватель спросила о том, где меня учили. А когда узнала, что в каком-то маленьком посёлке, то очень удивилась, какой высокий уровень знаний у ученика. А у Серафимы Степановны по немецкому я не получил ни одной пятёрки. На встрече выпускников 1958 года я ей рассказал об этом, и она была тронута высокой оценкой её преподавания немецкого языка. Серафима Степановна, будучи на пенсии, ещё долго работала, прожила долгую жизнь – более 90 лет.

Трагические судьбы, нелёгкое время…

Учителем биологии химии была Тамара Зотиковна Орешина, молодой специалист из Ленинграда, высокая, стройная и красивая женщина.. Это учитель другого поколения, строгая, не терпящая возражений и нарушений дисциплины. Её боялись, потому что она могла поставить в угол или выгнать из класса. В то время это практиковалось. Никогда не завышала оценки. После трёх лет работы в школе уехала в Ленинград. Как мне стало известно, произошёл трагический случай, во время опытов по химии ей в глаза попало ядовитое вещество, и учительница потеряла зрение.
В девятом классе математику преподавала Фаина Михайловна Жуйкова, моя двоюродная сестра. Как иногда называют таких людей, – «учитель от Бога». Это мнение многих, кого она учила. Была умеренно строга, в классе поддерживалась идеальная дисциплина. Очень доходчиво и понятно объясняла сложные математические задачи и теоремы. С учениками общалась просто, её уважали и любили. К сожалению, у неё развилась профессиональная болезнь, она была вынуждена выйти на пенсию по инвалидности, и в возрасте 53 лет, в 1984 году, скоропостижно ушла из жизни.
Ныне здравствующий учитель физкультуры Алевтина Ивановна Петрашко, которой уже 90 лет. Живёт она в Санкт-Петербурге, у сына. Приехала преподавать в Рудничную школу сразу после окончания факультета физкультуры Кировского пединститута в середине пятидесятых годов. Всегда подтянутая, улыбающаяся, зимой и летом – в спортивной форме. Я не помню, чтобы она когда-то болела, обращалась в больницу. Вот что значат для здоровья постоянные занятия спортом.
Классный руководитель в 10 классе была Полина Сергеевна Седых, преподавала математику. Она была в предпенсионном возрасте, родилась в 1905 году. В те дореволюционные и послереволюционные годы окончить гимназию и получить высшее образование было непросто. Нужно было иметь хорошие знания и достаточное материальное обеспечение. Когда она преподавала в нашем классе, была уже уставшей женщиной, прожившей в невероятно тяжёлых условиях периода революции, гражданской, Отечественной войны. Ей было трудно наладить дисциплину, порой на уроках её не слушались, ей казалось, что над ней подшучивают, посмеиваются, и она очень болезненно на это реагировала. После выпуска нашего класса она вышла на пенсию. Последние годы жила у дочери в п. Нижне-Ивкино, умерла в возрасте более 85 лет.

Строгий, но справедливый

Директором школы был Алексей Степанович Большаков, участник Великой Отечественной войны, воевал на севере, защищал степные рубежи нашей Родины. На долджность был назначен в начале пятидесятых годов. Школа располагалась в двухэтажных зданиях, построенных в тридцатые годы (в годы войны в обоих зданиях размещались госпитали для военнопленных немцев). Отопление было печное, требовало на зимний период очень много дров. В распилке и колке дров принимали участие и старшеклассники. Зимы в то время были очень холодные и снежные, но в классах всегда было тепло. Забот у директора было много, царили порядок и дисциплина, отношение сотрудников к работе было ответственным. Алексей Степанович был строг и требователен к своим подчинённым. И в то же время уважительно к ним относился. Наша школа была на хорошем счету, как в районе, так и в области.
Алексей Степанович преподавал нам историю в 10 классе. Конечно, к урокам мы готовились. У него тоже был свой стиль: когда он задавал вопрос и собирался вызвать кого-то отвечать, он не глядел в журнал и не называл фамилию, а смотрел на нас прищуренными, пронзительными глазами, кто не выдерживал его взгляда и опускал голову и глаза, того он и вызывал к доске. Школьники думали, что если их спросили на этом уроке, то на следующем уже не спросят. Но у Алексея Степановича было не так – он мог снова на следующем уроке вызвать отвечать того же ученика. Поэтому мы готовились к каждому уроку. Ещё он любил спрашивать даты, мы всё это заучивали. Мне в дальнейшем это пригодилось, я очень хорошо научился запоминать даты, цифры, показатели.
Алексей Степанович женился на учительнице биологии, молодом специалисте Лидии Александровне. У них родилось трое детей. В начале 60-х годов его перевели в г. Вятские Поляны директором школы, потом он работал заведующим районным отделом образования. Прожил Алексей Степанович 80 лет.

Преклоняюсь перед ними

Очень тяжёлый труд был у техслужащих. Рано утром нужно было принести дрова, а это целая вязанка за плечами, подняться на второй этаж, протопить печь, проследить, чтобы не возникло пожара и чтобы в 8.30 (с этого времени начинались занятия первой смены) всё было готово, в конце недели вымыть полы.
Преклоняюсь перед женщинами тех лет. У многих из них мужья погибли во время войны, а они на своих плечах несли тяжёлое бремя, работая на производстве, ведя домашнее хозяйство, воспитывая детей. Я должен отметить, что 90% выпускников нашего класса получили высшее и среднее специальное образование.
Я поздравляю всех учителей с праздником – Днём учителя! Желаю доброго здоровья, благополучия, творческих успехов в работе.

Александр Петрович Катаев, выпускник 1958 года, бывший главный врач Рудничной больницы, г. Киров.
«Прикамская новь», 2018.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2018, 12:56 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
Быть патриотом, гордиться подвигами земляков…

Годом рождения п. Рудничного считается 1915 год. Со слов очевидцев, Рудничная школа появилась в 1922 году, она была она начальной, с первого по четвёртый классы. Можно предположить, что в 1935-1936 учебном году школа стала средней, так как первый выпуск 10-го класса – 13 человек – состоялся в 1938 году. Вероятнее всего, в этот же учебный год была создана школьная комсомольская организация, в которую входили ученики 8-10 классов.

В 1930-е годы состав учащихся в школе был многонациональный. Кроме детей местных жителей, в школе дети учились спецпереселенцев, административно ссыльных из разных мест и городов. Были украинцы, белорусы, монголы, финны, татары и представители других национальностей, что явилось одной из причин малочисленности комсомольской организации школы в 1930 и 1940-х годах.
Комсомольцы постоянно проводили собрания, на которых решали вопросы учёбы, проведения вечеров, трудовых дел, помощи пионерским отрядам. Организовывали соревнования между классами за переходящее Красное Знамя.
Юноши и девушки того времени готовились выполнять священный долг комсомольца по защите Отечества, быть самоотверженным патриотом, дать отпор нападению любого врага. На фотографии 1939 года у большинства комсомольцев нагрудные знаки «Готов к труду и обороне», «За отличную стрельбу».
По воспоминаниям учителей, комсомольцы-старшеклассники ещё и работали в школе, потому что кадров не хватало. Иван Пьянков, учась в старших классах (с 1938 по 1939 годы) одновременно работал секретарём-счетоводом школы. Девятиклассник (1939-1940 учебный год) Иван Моисеев работал пионервожатым, а другой ученик этого же класса Николай Евсеев был консультантом по физике и астрономии. Комсомольцы помогали отстающим, поэтому в классе в основном все хорошо учились. Сразу после окончания 10 классов в 1938 году Вера Поликарпова год работала учителем начальных классов.
Оба здания Рудничной школы (1932 и 1940 годов постройки) были двухэтажными, деревянными и с печным отоплением. Поэтому все учащиеся, начиная с седьмого класса, пилили и кололи дрова, а в укладке дров участвовала вся школа.
Комсомольцы и несоюзная молодёжь школы не забывали о спорте, о культурном отдыхе: проводили тематические вечера, читали лекции и доклады, учились петь и танцевать, проводили концерты в рабочем клубе, занимались в кружках. Очень любили танцевать, а перед танцами обязательно проводился доклад или лекция на злобу дня или на интересующую старшеклассников тему.
Большинство школьников увлекалось спортом: лыжами, волейболом, стрельбой, футболом. Друзья Павел Макаров и Пётр Горшков были отличными лыжниками. После окончания семилетки, позже работая на Верхнекамском фосфоритном руднике, они защищали честь ВКФР на областных соревнованиях, где П. Макаров занял второе место.
Комсомольцами и коммунистами велась в школе активная политическая работа по пропаганде идей марксизма и ленинизма, по увеличению рядов комсомола и партии. Ученица (с 1934 по 1937 годы), а позже учитель школы (с 1937 по 1945 годы) Анна Петровна Смирнова (Дулова) вспоминала: «Хорошо работали пионерская и комсомольская организации. Я была в школе и пионеркой и комсомолкой. Меня в моей школе в 1940 году комсомол рекомендовал в кандидаты ВКП (б). В апреле 1941 года меня приняли в партию».

В годы Великой Отечественной войны людям было особенно тяжело. «В день моего приезда в посёлок Рудник (отозвали в июле 1941 года из отпуска) в армию отправлялись сразу 400 человек…», – вспоминала учитель В.В. Чудиновских. В их числе были и бывшие ученики Рудничной школы. 22 июля 1941 года директор школы Григорий Алексеевич Шабалин отправлялся на фронт, и вместе с ним ушли выпускники школы: Николай Вишняков, Михаил Суряков, Леонид Хорошев, Семён Хорошев и другие. Краеведами школьного музея установлены имена 39 выпускников, в том числе членов ВЛКСМ, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в их числе – и вышеназванные юноши.
С первых дней войны комсомольская организация школы работала особенно активно. В своей деятельности она опиралась на решение пленума Кайского РК ВЛКСМ от июля 1941 года: «Наша задача – перестроить работу на военный лад. Наша задача – крепить тыл. Долг комсомольцев – помочь колхозникам собрать урожай вовремя, без потерь. Обучать воинскому делу всех комсомольцев, умеющих держать оружие. Обучать санитарному и противохимическому делу…»
Летом 1941 года учителя и ученики переоборудовали оба школьных здания в госпиталь для раненых советских солдат. «Прошло немного времени с начала войны, и стали прибывать раненые. Всё население посёлка встречало каждый поезд и, как могло, помогало раненым. Учащиеся ходили в госпиталь с концертами. Запевалой была Александра Сиволобова, она ещё очень ловко танцевала лезгинку».
Учителя и ученики, комсомольцы, коммунисты и беспартийные заготавливали для школы дрова в лесу, помогали колхозам убирать урожай. Для солдат Красной Армии собирали тёплые вещи (носки, рукавицы, шарфы, полушубки, валенки и прочее), сухари, махорку и отправляли на фронт посылки. Летом и осенью собирали ягоды, грибы, лекарственные травы, еловые ветки и сдавали на заготовительные пункты. Совместно с молодёжью ВКФР участвовали в комсомольско-молодёжных воскресниках.
Евгений Банах, выступая с докладом по подготовке к весеннему севу в 1942 году, на Пленуме РК ВЛКСМ сказал: «Всё для фронта, всё для победы! – говорили учащиеся Рудниковской средней школы. Они собирали книги для библиотеки госпиталя, шли в госпиталь помогать раненым. Комсомольцы заработали 758 рублей на строительство танковой колонны «Кировский комсомолец», работали в тимуровской команде: родители уходили на занятия по ПВХО, а тимуровцы сидели с детьми…».

Бывший учитель и директор школы Павла Алексеевна Тарасова вспоминала, что учащиеся школы старались хорошо учиться, очень и очень многие выпускники школы тех лет получили высшее образование, многие стали учителями.
После войны в стране происходило восстановление разрушенного народного хозяйства, строились новые заводы и фабрики, поднималось сельское хозяйство. Постепенно наращивалось производство фосфоритной муки на ВКФР. Многие выпускники сразу после школы или после окончания вузов и техникумов начинали свою трудовую деятельность на руднике.
Член ВЛКСМ Лев Дрызлов сразу после школы в 1954 году начал трудовую деятельность на фосфоритном руднике. На ВКФР она прошёл путь от рабочего до директора предприятия. Закончил два института, получив специальности инженера технолога и горного инженера.
Комсомольцы и молодёжь школы участвовали в оборудовании учебного цеха, в котором юноши получали специальность электрика, а девушки – штукатура-маляра. В 1951 году был заложен яблоневый сад на пришкольном участке. В нём выращивали цветы, малину, смородину, крыжовник, яблони. Многие годы яблони плодоносили, особенно большой урожай был в 1957 году.

В 1964 году Верхнекамский фосфоритный рудник был объявлен комсомольской стройкой химической промышленности – началась реконструкция производственных цехов ВКФР. В посёлке строили жильё, детские сады, новую школу (в начале 1960-х годов численность школьников достигла 1500 человек, и 1966 году была сдана в эксплуатацию кирпичная трёхэтажная школа).
В новой школе ученики и учителя поддержали идею директора школы о создании школьного краеведческого музея. Ежегодно летом комсомольцы под руководством учителя истории З.Т. Кармановой совершали экспедиции в близлежащие деревни и собирали предметы быта и одежды XIX и XX веков.
В 1968 году по инициативе директора школы В.И. Пеплова комсомольцы и молодёжь построили памятник «Никто не забыт, ничто не забыто» в честь учителей и учеников школы п. Рудничного, погибших в Великой Отечественной войне. У этого памятника принимали школьников в пионеры, комсомольцам вручали комсомольские билеты и значки. В памятник была замурована капсула с клятвой вновь принятых в комсомол школьников, которую вскрыли через 40 лет. Читая текст клятвы, убеждаешься, что комсомольцы школы продолжали следовать идеям марксизма-ленинизма.
Комсомольская организация школы постоянно инициировала интересные дела. В конце 1960-х годов на ВКФР привезли новый, более мощный шагающий экскаватор ЭШ-10/60. Когда его собрали и он начал работать, комсомольцы фосрудника и школы загорелись идеей собрать действующую модель экскаватора, чтобы школьники могли представить как он «шагает» и работает. Под руководством мастера ВКФР Петра Ивановича Филиппова комсомольцы школы Володя Фролов, Валера Татауров и другие начали собирать модель экскаватора. В начале 1970-х годов школьники возили модель ЭШ-60/10 на ВДНХ, где она была отмечена серебряной медалью.

В деятельности комсомольской организации школы с 1950-х по 1980-е годы система работы была неизменной. Все текущие вопросы решал комитет ВЛКСМ во главе с секретарем комсомольской организации.
Комсомольцы с энтузиазмом участвовали во всех делах: убирали картофель и оказывали другую помощь совхозам «Михеевский» и «Пушейский», подсобному хозяйству ВКФР, совхозу № 3 и п. совхозу № 2 (п. Старцево), собирали лекарственное сырьё, макулатуру, металлолом, участвовали в ремонте школы, субботниках в цехах ВКФР, занимались посадкой леса и прополкой саженцев, вели школьные комсомольские стройки (школьный сад, учебный автокласс, школьный стадион, школьный гараж для ЗИЛ-150, школьная теплица, хоккейная коробка, тир), занимались поисковой работой по заданию школьного краеведческого музея, помогали ветеранам войны и труженикам тыла, участвовали во всех районных спортивных соревнованиях…
Важной задачей комсомольской организации школы являлась общественно-политическая работа, чтобы каждый комсомолец был предан делу В.И. Ленина и КПСС, патриотом своего Отечества, знал историю страны, малой Родины, гордился трудовыми и военными подвигами земляков.
По материалам краеведческого музея Рудничной школы.


Вложения:
Комсомольцы Рудничной средней школы. Апрель 1939 г..jpg
Комсомольцы Рудничной средней школы. Апрель 1939 г..jpg [ 87 КБ | Просмотров: 352 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2018, 18:00 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
ХиНа писал(а):
В конце 1960-х годов на ВКФР привезли новый, более мощный шагающий экскаватор ЭШ-10/60. Когда его собрали и он начал работать, комсомольцы фосрудника и школы загорелись идеей собрать действующую модель экскаватора, чтобы школьники могли представить как он «шагает» и работает. Под руководством мастера ВКФР Петра Ивановича Филиппова комсомольцы школы Володя Фролов, Валера Татауров и другие начали собирать модель экскаватора. В начале 1970-х годов школьники возили модель ЭШ-60/10 на ВДНХ, где она была отмечена серебряной медалью.
Эта модель и сейчас стоит в музее Рудничной средней школы, который сегодня, 23 ноября 2018 года, отметил своё 50-летие.


Вложения:
ЭШ.jpg
ЭШ.jpg [ 90.88 КБ | Просмотров: 247 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2018, 18:03 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
Экспонаты музея Рудничной школы


Вложения:
в музее.jpg
в музее.jpg [ 89.96 КБ | Просмотров: 246 ]
кости.jpg
кости.jpg [ 78.53 КБ | Просмотров: 246 ]
стол.jpg
стол.jpg [ 77.85 КБ | Просмотров: 246 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История ВКФР, Рудничного
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2018, 19:40 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 19135
Откуда: п. Рудничный
На фото справа - интересный экспонат под названием "стояло" (по другой версии - "дупло"). В это дупло ставили маленького ребёнка, когда матери нужно было заняться своими делами. На дно бросали тряпки. Внутри приделана дощечка, т.е. ребёнок мог присесть. если устанет, а вот выпасть или вылезти не мог. Уроженки 65-70 летние уроженки с. Пушьи уверяют. что на их памяти стояла широко использовались. То, что на фото, сильно побито жизнью (да и неизвестно, где и как оно хранилось до попадания в музей), а вообще-то, по словам старожилов, стояла были разные. в том числе и очень даже красивые.


Вложения:
ступа и стояло.jpg
ступа и стояло.jpg [ 60.27 КБ | Просмотров: 237 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 140 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB