Текущее время: 28 мар 2024, 15:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 556 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 56  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 26 май 2010, 20:06 
Редактор
Редактор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 21:42
Сообщения: 907
Откуда: 43-й регион
Судьбы солдат на земле Верхнекамья

Верхнекамская земля никогда не была под артобстрелами, здесь не рвались гранаты, не падали бомбы, не строчили пулемёты. Но сколько солдатской боли хранит она…
Осенью 1941 года в посёлках Кирс, Рудничный и на станции Фосфоритная были открыты госпитали, эвакуированные из Харькова. Под госпиталь для красноармейцев в Кирсе было отведено здание школы и часть деревянной церкви около пруда. Когда приходили поезда с ранеными, персонал не справлялся. На помощь приходили учащиеся и преподаватели. Они помогали выносить и выводить раненых из поезда и развозить их на подводах по госпиталям.
Не хватало перевязочных материалов, и руководство госпиталя обратилось к учащимся с просьбой собирать мох сфагнум, который после надлежащей обработки применялся в качестве ваты. Ребята собирали клюкву, из которой готовили кисель и морс для раненых. Потребовался шиповник – ученики собрали большое количество этого ценного лекарства. Ребята устраивали концерты для раненых, читали им книги, писали письма их родным. Бойцы были очень довольны и просили приходить ещё и ещё. А с каким волнением ребята слушали военных, которые приходили к ним на комсомольские собрания и пионерские сборы! Каждый ученик стремился показать, что он не стоит в стороне и помогает Родине.
В посёлке Рудничный госпиталь № 3007 открылся в декабре 1941 года. Под него были отведены 13 отдельных зданий. В семи зданиях расположились службы обеспечения: две кухни, продовольственные и вещевые склады, прачечная, конюшня, ледники для продсклада, «вошебойка». В четырёх отделениях все палаты сообщались между собой, что очень затрудняло противоэпидемический режим. Водопровод имелся только в двух корпусах. В остальные корпусы воду возили бочками из местных источников. В качестве санпропускника использовалась поселковая баня.
Мы не располагаем точными данными о том, сколько бойцов вернулось из наших госпиталей в строй, сколько с группой инвалидности было демобилизовано из армии, сколько получили «нестроевую» и служили после лечения в тыловых частях. Не знаем и о количестве умерших от ран и болезней. Потери были, но небольшие. Это подтверждается наличием захоронений на воинском кладбище.
В Рудничном похоронены: П.Б. Мусляков, В.М. Валканов, И.А. Калинин, Я.Т. Лядов, Е.Н. Андреев, старший лейтенант С.А. Михайлов, партизан И.С. Фурин. Судя по надписям на памятниках, хоронили умерших в сентябре-октябре 1942 года. На кладбище в Волоснице есть ещё одна могила – младшего лейтенанта Г.А. Котенко, который умер в госпитале осенью 1941 года.
На воинском кладбище в Кирсе похоронены солдаты, умершие от ран в госпитале № 3339 в годы Великой Отечественной войны: Розмит Авезов, К.М. Гоков, А.И. Ивкин, Н.Н. Качалов, И.П. Константинов, И.Н. Никоноров, В.И. Пешков, И.С. Поволяев, И.С. Пылюгин, А.Ф. Савин.
Горькая судьбина у Верхнекамья, сколько изломанных людских судеб нашли приют в нашей земле… Светлая память погибшим солдатам.

А. Телёпина, библиотекарь ПУ № 24, для «ПН».

_________________
Собака бывает кусачей только от жизни собачей...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 29 май 2010, 08:51 
Редактор
Редактор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 21:42
Сообщения: 907
Откуда: 43-й регион
На большом Сибирском тракте…

Русское поселение Кайгород было основано братьями Яковом и Григорием Строгановыми в 1558 году, когда в Приуралье полным ходом развивались усольские соляные варницы. Первоначально Кайгород служил защитой от пермяков и воти. Он играл значительную роль на торговом пути из Подвинья на Урал и Сибирь, являлся опорным пунктом правительственной и строгановской администрации, центром бойкой торговли и обширного уезда. Строгановские крестьяне отдавали в обмен на соль хлеб, пушнину. Кайгород являлся в то время хорошо укреплённым пунктом – это была крепость, обнесённая частоколом, с башнями, с валом и рвом. В арсенале, кроме порохового погреба, хранились чугунные и каменные ядра, затинные и ручные пищали, свинец. Город входил в состав Перми Великой. Здесь жил воевода, была своя ратуша – орган управления. Располагался Кайгород на Кашиной Горе. Следы древних валовых укреплений ещё заметны с северо-восточной стороны, но они постепенно разрушаются.
Через Кай проходил путь из Москвы в Сибирь. Он шёл от Великого Устюга через Лальск, Шестаково, Гидаево, Кай, Чердынь на Верхотурье, а оттуда в Китай и Индию. Кроме того, существовала и внутренняя, губернская дорога, которую называли Воронинской. Дорога тянулась из Слободского по территории нынешних населённых пунктов Сырьяны, Полом, Иванцево, Дубровка, Воронье, Троица, обходила стороною будущий Кирс и уходила через Лойно, Пушью и Кай на Усть-Порыш в Пермскую землю. К сожалению, мы не располагаем сведениями об историческом значении большинства из старинных укреплений и деревень на этом трак-те. Известно лишь, что в каждом населённом пункте, стоящем на дороге, находились проезжие постоялые дворы. И по всей видимости, путников там останавливалось немало – торговый путь был очень оживлённым.
До 1613 года Кайгородом управляли наместники и воеводы, жившие в Чердыни. В самом городе администрацию представляли только старосты и судьи. Когда на престол вступила династия Романовых, в Чердыни и Соликамске были учреждены два особые воеводства, и это продолжалось до 1636 года. В этот период Кайгород, будучи уравнен правами с Соликамском, имел своих особых воевод, чего никогда не могло быть в Строгановской слободе.
С 1636 года в Чердыни, оставшейся в стороне от Сибирского пути, воеводство было упразднено, и сам город вместе с уездом перешёл в подчинение соликамским воеводам. Но в Кайгороде, лежавшем на главном тракте, даже после 1636 года остались самостоятельные воеводы.

Как делили Кайгород

Точная дата образования Кайгородского уезда нам неизвестна. В писцовых книгах Яхонтова в 1579 году упоминается Кайгородский уезд, смежный с Чердынским и равноправный с Усольским. Он начинался несколько южнее истока реки Камы и шёл на север узкой и длинной полосой, захватывая все верхние притоки Камы. У впадения Порыша в Каму восточная граница Кайгородского уезда переходила Каму, направляясь на север, где упиралась в южную границу Пустозёрского уезда. Это была северная граница, которая оканчивалась у пеки Сысолы, повыше села Кайгородского Яренского уезда. Далее граница шла на юго-восток к истокам реки Кобры и далее по ней, а затем сворачивала параллельно верхнему течению Камы.
В административном отношении Кайгородский уезд разделялся на Окологородный стан, к югу от которого лежали три волости, называвшиеся по верхним притокам Камы: Волосница, Зюздино, Колыч. В 1678 году в уезде проживали 4308 человек.
В 1557 году вместо наместнического управления вводилась земская система. Стали выбирать земских старост, сотских и прочих. Земские старосты и их помощники целовальники (целовавшие крест во время присяги) выбирались посадскими людьми и черносошными крестьянами из числа «добрых», «лучших», то есть зажиточных. Они ведали сбором дани, податей, пошлин, творили суд и расправу по гражданским и мелким уголовным делам. Воеводы назначались правительством и обладали всей полнотой военной и гражданской власти в уездах.
Первым официальным актом об административном составе Российского государства был указ Петра I от 18 декабря 1708 года о разделении территории России на восемь губерний. Губернии делились на уезды, а уезды – на волости, станы, погосты. По этому указу к 1710 году Вятская земля и Кайгородский уезд Пермской земли вошли в состав Сибирской губернии, южная часть Вятского края – в состав Казанской, северные волости – в Архангельскую губернию.
По реформе 1719 года губернии были разделены на провинции. Последние, в свою очередь, делились на округа, получившие название дистриктов, переименованных вскоре в уезды. Во главе дистрикта стоял земский комиссар. На местах вместо земских изб учреждались магистраты и ратуши.
В конце XVIII века Кайский уезд подразделялся на четыре провинции, в то время здесь проживал 12601 человек, в том числе в самом Кайгороде – 750 человек (из них 14 купцов). В ходе дальнейших территориально-административных реформ Кайский уезд был ликвидирован, его территория отошла к Слободскому уезду. Кайгород становился заштатным населённым пунктом, а в 1854 году был переименован в село Кайгородское Слободского уезда.


Ах, эти кайские деревни…

Несколько тысяч лет назад Кайский край заселяли пришедшие из-за Урала племена людей, прародители современных коми-пермяков. Здесь же, в первом тысячелетии нашей эры поселилось племя чудь. Такое название им дали впоследствии местные жители и исследователи. Эта таинственная народность исчезла, оставив после себя немало загадок.
Основание Кайгорода дало прочную опору русским в этом крае, и они начали вытеснять инородцев. Документы XVI века говорят о пермяках, остяках, вогуличах, татарах, вотяках, но о чуди не упоминается нигде. В XIX веке исследователь Кайского края П.М. Сорокин пытался выяснить происхождение его жителей. Он обследовал многие существовавшие в то время деревни и сёла. В то время Кайский край делился на две волости – Кайгородскую и Трушниковскую. Русские, поселившись в этих землях, старались устраивать около своих селений церкви, а невдалеке возникали деревни и починки. Оттуда вместе с русской народностью исходила и русская культура, преобразившая чудскую землю. В Верхосысольском обществе была построена Сретенская пустынь, в Гидаевском – церковь в д. Гущино, в Кайском – церковь в селе Кай, в Пушейском – в д. Тихоновской, в Трушниковской волости – церковь в д. Великопольской. В деревне Гущино деревянная церковь была устроена по-чёрному, с печкой без трубы.
Поселений, возникших раньше Кайгорода, Сорокин не обнаружил. В Верхосысольском обществе следов чуди исследователь не нашёл. В Гидаевском обществе большая часть населений ничего не знала о своём происхождении, новейшими (XVIII век) являлись на тот момент Мартюшевский, Рязанцевский и Корниловский починки, а также выселки деревни Смолина. Деревни Лямытских и Ольковы были основаны выходцами из Вологодской губернии, деревня Безгачево – переселенцами из деревни Безгачево около Кая.
В Кичановском обществе самое молодое селение – Овчинникивы – основали выходцы из Пермской губернии. В Чакушском обществе деревню Южаки построили выходцы из-под Устюга, Шанино – выходцы из Вологодской губернии, Саламатово (XVIII век) – люди из ближайших селений.
Татариновское общество, часть его селений была основана русскими выходцами из Вятки. Деревню Вятская основали беглые люди из этого города, которые пришли сюда и были приняты в дом жившей здесь старой вдовой с обязательством до самой смерти «допоить-докормить» её. Значительная часть жителей – татарского происхождения. Так, в д. Татариновской существовало предание о том, что она была основана татаркой с детьми, приехавшей сюда, вероятно, из Карина. В д. Путяшево помнили о происхождении фамилии Масленниковы из Карина. Именно Масленниковы основали затем деревню Масленниково. А в деревню Чудово около 1600 года из-под Устюга приехали Журавлёвы. Деревня Найданово основана позже Чудово, деревню Третья Коколевская поставили переселенцы из Верхосысольского общества в первой половине XVIII века.
В Безгачевском обществе новейшими были деревни Жияново (её коренные жители Жияновы вымерли, и в ней поселились люди из д. Падерино) и Софьино, основанная де-вицей Софьей. Местного происхождения деревни Широково, Долгополово, Михайловская. Деревню Кычи основал Иван Чеченев по прозвищу Кыч. В Пушейском обществе большая часть селений также местного происхождения, в основном, это выселки из старинных деревень этой же волости. В Трушниковской волости происходило то же самое. Деревня Лёзиб была основана в самом начале XVIII века семьями беглых – Шаньгиными и Головиными.
Жаль, что большинства этих деревень давно уже нет. Их уничтожили время и равнодушие потомков тех людей, которые когда-то обитали здесь, пахали землю, растили детей, ходили в церковь на вечерние службы и просто радовались, что живут на этом свете и каждое утро встречают солнце.

Т. Копчикова,
заведующая музеем истории села Кай, для "ПН".

_________________
Собака бывает кусачей только от жизни собачей...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 14 июн 2010, 08:20 
Редактор
Редактор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 21:42
Сообщения: 907
Откуда: 43-й регион
Врач и пациент

Проблема их взаимоотношений такая же древняя, как и сама медицина. Однако эти вопросы становятся по многим причинам всё острее. Быстро развивается наука, изменились методы лечения и диагностики заболеваний, но как никогда за последние годы изменились образ жизни и психология людей. Другими стали и врачи. Они по уровню знаний, техническому оснащению ушли далеко вперёд. В разных печатных изданиях, так или иначе, затрагиваются вопросы взаимоотношений врача и пациента. Как всегда, да это и понятно, последнее слово остаётся за больным.
Думаю, читателям будет интересно узнать, как с точки зрения врача выглядит сегодняшний среднестатистический пациент. Тут необходимо выделить два аспекта.
Во-первых, изменился характер, течение болезней, по поводу которых люди обращаются, во-вторых, изменилась психология больного.
Первой особенностью является наличие у пациента не одной болезни, а сразу нескольких. Считается, что у людей в 60 лет и старше насчитывается не менее трёх заболеваний. В этом возрасте начинают прогрессировать многие хронические болезни. В связи с улучшением оснащённости больниц современной аппаратурой, проводимой диспансеризацией, и у людей помоложе выявляется не одно заболевание.
Вторая особенность современного пациента – наличие более или менее выраженного расстройства центральной нервной системы. Это неврозы и депрессии, которые возникают на фоне конфликтов с самим собой, стрессов на работе и дома, неуверенности в завтрашнем дне, беспокойства за родных и близких, семейной дисгармонии и т. д. У таких пациентов больше жалоб, они отнимают у врача много времени, они же недовольны очередями, которые сами же создают, и считают, что они больные, требующие максимального внимания. Характер их жалоб часто не соответствует тяжести заболеваний. Это стало медико-социальной проблемой.
Третьей особенностью была и остаётся склонность к полноте и ожирению, на фоне чего возникают многие болезни, особенно сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата (суставов, позвоночника). Вот где нужна воля и целеустремлённость самого человека.
Четвёртая – снижение качества жизни населения. В этом, прежде всего, повинны химические вещества, применяемые в быту, пищевые продукты с всевозможными биодобавками, красителями, консервантами и т. д.
Изменилась к худшему сопротивляемость организма в результате бесконтрольного самостоятельного применения медикаментов, препаратов, приобретаемых на рынке, у частных лиц, а также в аптечной сети. Это привело к тому, что сегодняшний больной отличается ещё одной особенностью – наличием хронических очагов инфекции, что, в свою очередь, может вызвать недомогание, раздражительность и в конечном итоге приводит к тем же неврозам.
Есть ещё одна категория пациентов, болезни которых напрямую связаны со злоупотреблением спиртными напитками, особенно приёмом всевозможных спиртосодержащих жидкостей. В последнее время это стало настоящим бичом не только семьи и общества, но и медиков. Такие пациенты, болезни и травмы которых напрямую связаны с приёмом, прямо скажем, «отравляющих веществ», наиболее трудны в лечении и требуют колоссального внимания медперсонала. Стоит упомянуть, что почти 30% самых дорогостоящих медикаментов приходится тратить на их лечение. К тому же они часто не имеют медицинских полисов, а значит, лечатся за счёт других больных.
И, в конце концов, нередкое сочетание вышеперечисленных факторов, смешение жалоб, ощущений и симптомов приводит к тому, что болезнь утрачивает свой классический вид, тем самым затрудняется диагностика заболеваний.
Поговорим о некоторых психологических особенностях сегодняшнего пациента. Конечно же, большинство пациентов – это образованные люди, имеющие широкий доступ к всевозможным источникам информации. Что интересно, при этом они ищут в средствах массовой информации сведения не о том, как сохранить здоровье, а фокусируют свой интерес на болезнях и методах лечения.
Казалось бы, таким пациентам легче помочь. Но парадокс состоит в том, что на деле оказывается наоборот. В стремлении вникнуть в суть и всё понять, они недооценивают сложностей медицины как науки (не потому ли самая длительная и сложная учёба в медицинских институтах) и переоценивают себя. Для некоторых, читающих самиздатовскую литературу, слушающих радио и телепередачи, – «всё ясно». У них нет сомнений, которые неизбежно бывают у каждого грамотного врача.
Самодиагностика, естественно, порождает и самолечение. А часто и требование выписать то лекарство, которое больной считает нужным, что, кстати, является одной из причин конфликтных ситуаций между больным и врачом. Конфликты возникают при выписке бесплатных медикаментов, которые предусмотрены федеральными и региональными законами. Крайними же опять оказываются медработники. Хотя всё зависит (об этом пациенты знают) от выделяемых на эти цели средств. Причём тут врач? Более того, в последние годы серьёзные конфликты возникают по поводу лечения в условиях стационара, что связано с политикой сокращения коечного фонда больниц. Больного просто вынуждают лечиться в стационаре из-за дороговизны медикаментов. Стоит напомнить, что во всём мире часть стоимости лекарств при лечении в домашних условиях оплачивают страховые компании.
Случается, пациенты недовольны, когда некоторые врачи начинают лечение с простых, малозатратных рекомендаций, а не выписки дорогостоящих препаратов. По этому поводу кто-то, шутя или всерьёз сказал, что лекарство мало помогает, потому что оно дешёвое. Есть ещё распространённое заблуждение: если не назначили инъекции (уколы) или капельницы, значит, плохо лечат. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, врачу иногда приходится идти на поводу пациента. Следует заметить, что за рубежом внутривенное капельное введение медикаментов практикуется только в исключительных, угрожающих жизни случаях.
Врач руководствуется следующими правилами. Во-первых, в основе эффективной врачебной помощи лежит главный принцип: лечить нужно не болезнь, а больного; во-вторых, универсальных методов лечения нет и быть не может; в-третьих, одно и то же лекарство для одного человека полезно, а для другого вредно; в-четвёртых, многие болезни требуют систематического, непрерывного лечения, наконец, медикаменты помимо показаний к применению имеют и противопоказания.
В связи с вышеизложенным, особого внимания заслуживают две категории больных – страдающие хроническими болезнями и неврозами. Именно у них, по их мнению, есть веские причины быть недовольными медицинской помощью и врачами. Можно понять – им надоело болеть, они хотят быть здоровыми, но по разным причинам их желания трудно выполнимы. Есть болезни, которые не угрожают жизни, но практически не излечимы, а другие требуют не лекарств, а ликвидации того, что привело, скажем, к неврозу или депрессии. И начинаются хождения по всем врачам с различными жалобами, вследствие чего иной раз один называет одну болезнь, другой – другую и, естественно, врачи выписывают разные лекарства, и, кажется, что концы с концами не сходятся. И тут правда в том, что депрессивные состояния, психологическая неустойчивость требуют иных методов лечения, а чаще даже и не лечения, а консультации психолога. Иногда больной находит успокоение души в общении с врачом. Но, к сожалению, медицина за последние годы превратилась из лечебно-профилактической в административно-бюрократическую, и больной остаётся даже не на втором, а на третьем плане после всевозможных отчётов и мониторингов. Всё меньше и меньше времени оставляет на разговор с больным. И это не вина врачей и пациентов, а беда, порождённая нашей современной действительностью. Более того, между больным и врачом государство поставило рублёвый барьер – всё переведено на денежный эквивалент.
Мне бы хотелось привлечь внимание к старой проблеме медицины, которую подчас предают забвению, – к чисто человеческим аспектам взаимоотношения врача и пациента.
При этом врачи прекрасно понимают, что больной и его болезни за последние годы во многом изменились. Но пациенты должны понимать, что врач – такой же, как все, человек, со своими бытовыми и производственными проблемами, иногда и болезнями, к сожалению, очень серьёзными. Он находится в той же, если не в большей степени, стрессовой ситуации. Его физические и психические возможности не безграничны. Он сегодня забыт государством как человек, как специалист, отвечающий за самое дорогое – здоровье людей. К сожалению, сегодня по этим и многим другим причинам специалисты, заканчивающие медицинские вузы, не идут в практическое здравоохранение.
Здравоохранение, вся медицина с её лечебными и оздоровительными мероприятиями не смогут повысить уровень здоровья человека, если к этому он не подключится сам, потому что для этого нужна его воля. В современных условиях, чтобы быть здоровым, нужны одновременно и нагрузки, и ограничения. Всеми нами здоровье само по себе воспринимается как благо только после того, когда его уже нет. Поистине, что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Г. Поторочин, врач Верхнекамской ЦРБ.
"ПН".

_________________
Собака бывает кусачей только от жизни собачей...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 16 июн 2010, 11:33 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 дек 2009, 12:58
Сообщения: 101
Наш коллега, Михаил Котлов, недавно в очередной раз стал участником Великорецкого крестного хода. Он поделился своими впечатлениями.

Нынче этот крестный ход собрал такое количество паломников, какое не собирал за всё время своего современного существования. 57 тысяч человек побывали на берегу реки Великой. Не все из них, конечно, шли туда пешком с крестным ходом и иконой Святителя Николая, но если даже половина – и то цифра более чем солидная.
Жители Верхнекамья не остались в стороне от древней традиции и тоже были участниками крестного хода. Среди паломников находились и жители Рудничного (во главе с настоятелем Свято-Никольской церкви о. Леонидом), и Светлополянска, и Кирса.
Народа было действительно много. Колонна людей с рюкзаками растянулась на несколько километров. Правда, нынче передвижная камера хранения помогала им перевозить часть вещей, не очень нужных в дороге – допустим, спальные мешки и палатки, – к месту ночёвок. И этим многие воспользовались, особенно старушки и женщины с малыми детьми.
Погода, как обычно, не баловала. Почти ежедневный дождь заставлял паломников набрасывать на себя дождевики, раскисшая от влаги дорога добавляла трудностей. Но люди относились ко всему философски: считали, что без трудностей смысл крестного хода теряется.
Паломников в Великорецком встречали торжественно, звоном колоколов. На второй день, 6 июня, на берегу реки Великой прошла Божественная Литургия и освящение воды. Желающие потом могли набрать воду из святого источника и окунуться в святую купель, отстояв при этом огромную очередь.
Очереди были везде. Даже к соснам на склоне берега. Хотя священники неустанно твердят, что поклонение деревьям – языческий обычай, но люди всё равно шли к ним – набраться энергии и «пошептаться» – загадать желание, поделиться горем.
После завершения службы неожиданно поднялся сильный ветер и пошёл частый дождь. А когда тучи разошлись и выглянуло солнце, над Великорецкими храмами показалась радуга.
– Сколько хожу крестным ходом, и всякий раз радуга нас либо встречает, либо провожает в обратный путь! Чудеса! – сказала пожилая женщина.
Кстати, без чудес не обошлось и нынче. К вечеру второго дня пути в небе над селом Монастырское многие паломники видели в небе Богородицу, а на боковой стене храма в Горохово постепенно проявляется икона Казанской иконы Божией Матери, уничтоженная во время разрушения. Ещё десять лет тому назад там ничего не было, а сейчас очертания иконы видны очень чётко.
Усталые, но довольные паломники вернулись в Киров. Довольные тем, что были сопричастны с древней традицией и выполнили обет, данный более шести веков назад, возвращать икону Святителя Николая на место её чудесного обретения – на берег реки Великой.

Михаил Котлов, «ПН».


Вложения:
Великорецкий ход-2010.jpg
Великорецкий ход-2010.jpg [ 120.45 КБ | Просмотров: 4716 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 16 июн 2010, 17:25 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Прикамская новь писал(а):
– Сколько хожу крестным ходом, и всякий раз радуга нас либо встречает, либо провожает в обратный путь! Чудеса! – сказала пожилая женщина.

Вот она, эта радуга (фото М. Котлова):


Вложения:
Радуга над Великорецким.jpg
Радуга над Великорецким.jpg [ 59.26 КБ | Просмотров: 4708 ]

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 21 июн 2010, 22:00 
Редактор
Редактор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 21:42
Сообщения: 907
Откуда: 43-й регион
Валентин Васильевич БАБИКОВ из Рудничного продолжает делиться своими воспоминаниями, за что огромное ему спасибо!

Жили и трудились на земле

Я записал некоторые свои воспоминания о далёком и близком мне детстве, о людях живших и трудившихся на земле-матушке, кормилице нашей.

В неимоверно трудных условиях

Это было самое трудное время: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., восстановление разрушенного войной народного хозяйства, наших деревень, сёл и городов. Это повествование о жителях колхозной деревни, которые жили и трудились в неимоверно трудных условиях.
Жили мы и трудились в колхозе «Новая жизнь» Баталовского сельсовета Верхнекамского района. Колхоз «Новая жизнь» образовался из слияния трёх колхозов: «Колхоз 17-й партсъезд» (сюда входили деревни Бабиково, Баталово, Мордвины, Поткино, Васьково, Кулёво, Новый Посёлок, хутор Полевой); колхоз «Новая жизнь» (деревня Прислон) и колхоз «Победа» (деревня Козидвор).
Колхоз «Новая жизнь» был многоотраслевым хозяйством. Выращивали хлеб (рожь, овёс, ячмень), горох. Сеяли и выращивали лён, картофель. Было большое парниковое хозяйство, выращивали овощи: огурцы, помидоры, капусту, морковь, свеклу, турнепс. Развивали животноводство: разводили коров, телят, овец романовской породы, кур, был пчельник, насчитывавший около ста ульев. Молоко перегоняли на сметану, затем сметану сбивали в масло. Сметану, масло, мясо, шерсть, лён, овощи, мёд сдавали государству.
В колхозе было пять бригад, в каждой бригаде имелись лошади и несколько рабочих быков. Был льнопункт, где обрабатывали лён. В парниковом хозяйстве солили огурцы и помидоры, квасили капусту. Перед войной 1941-1945 гг. получали хорошие урожаи зерновых (ржи, овса, ячменя), колхозники получали на трудодень по 8 кг хлеба, люди не знали, куда девать хлеб, часть хлеба оставляли в колхозных амбарах.
Война испортила всю жизнь. До войны в нашей деревне Бабиково было 18 дворов и 120 жителей. На фронт были призваны все мужики и часть подростков, а с войны вернулись два мужика – два Василия, и оба пришли инвалидами. Во время войны и после неё основной рабочей силой были женщины, подростки, пожилые люди. Много разных обязанностей было у жителей деревни: платить налоги (и немалые), работать на лесозаготовках, ремонтировать дороги. Трудились без выходных и отпусков, в сезон (пашня, сенокос, уборка хлебов) работали весь световой день. Моя мать работала дояркой на колхозной ферме 19 лет, не имея ни одного выходного дня. И при этом в колхозе не было ни детского сада, ни яслей.
Всё это привело к тому, что люди стали убегать из колхозов, бросать свои дома. Путей разных было много: лесозаготовки, рыбные промыслы, стройки, целина, многие уехали на Урал, пополнили города и рабочие посёлки. Остались те труженики, которым некуда было бежать. К середине 50-х годов в Бабиково из 18 дворов остались только 7. Несмотря ни на что, оставшиеся продолжали трудиться, жизнь после войны постепенно вошла в нормальное русло. Уже в 1954-1955 годах были неплохие урожаи зерновых, колхозники получали на трудодень по 3 кг зерна и по 5 рублей.
В 1956 году колхоз «Новая жизнь» перестал существовать. Вся земля, движимое и недвижимое имущество были переданы одному из подразделений Вятлага – совхозу № 3. У людей появилась возможность ежемесячно получать зарплату, иметь выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В 1960 году в деревнях появилось электричество, и жизнь заметно оживилась.
О тружениках полей и ферм очень скоро забыли. За свой почти нечеловеческий труд они заработали нищенскую пенсию размером 700-900 рублей. Это они выстояли в жестокой схватке с фашизмом, кормили, снабжали хлебом и всем необходимым нашу армию и народ. Они дали нам жизнь, дали возможность учиться, подняться на ноги и крепко стоять на земле.

Много умных и толковых людей вышло из наших деревень

Уроженец Баталово Егор Петрович Кусков был командиром большого революционного полка. Командовал полком в революцию 1917 года, Гражданскую войну и после неё. В царское время имел звание «унтер-офицер». Об этом мне рассказал мой тесть Бартов Василий Михайлович, он служил в том же полку целых семь лет.
Уроженец деревни Прислон Мелехин Никита Васильевич был комиссаром, членом РВС, с первых дней революции служил в Петрограде. В царское время служил в артиллерии наводчиком, был удостоен за верное служение царю и Отечеству звания «унтер-офицер».
Отец и сын Полудницыны, оба Иваны Ивановичи, были полковыми барабанщиками. Отец, барабанщик в Великую Отечественную войну, не раз ходил в атаку со своим барабаном. Сын служил в мирное время. Оба были жителями Баталово.
Бывалые плотогоны и лоцманы Кусков Григорий Петрович, Поздеев Фёдор Фёдорович гоняли плоты с лесом с верховий Камы, по Волге до Астрахани. Всю жизнь посвятили этой профессии. Тоже жили в Баталово.
Бабиков Филипп Петрович, житель деревни Бабиково, был очень сильным человеком – он свободно затаскивал зимой воз сена на сеновал по покатам.

Ох уж эти бабы!!!
Раннее тихое осеннее утро, ярко светит луна, от лунного диска видно как туман клочьями плывёт над серой поверхностью пруда. Кругом ни души, тихо, лишь у пчельника за леском на поле слышна работа трактора, да на большаке изредка прошумит машина, и опять тишина.
Всякий раз в это осеннее тихое утро, каким бы оно ни было дождливым, морозным, слякотным, вставала мать. Она работала дояркой на колхозном дворе. Надо идти к своим коровам, начинать утреннюю дойку. В группе у неё было 19 коров. Доили вручную. Мать часто жаловалась, что от тяжёлых работ болит спина, ноют натруженные за день руки.
Немного поохав, она вставала и, тихо опустившись на колени перед иконой, начинала читать молитвы «Отче наш» и «Богородичную». Просила у Бога подмоги: «дай здоровья, силы, помоги одолеть немочь и болезни, помоги поднять детей на ноги…» Закончив молитву, мать шла проверить детей. Они мирно спали, свернувшись калачиком, она поправляла рогожки, которыми укрывались дети, гладила каждого по головке, целовала и начинала собираться на работу. Налив в умывальник холодной водицы, мыла руки и лицо, утиралась холщовым льняным полотенцем. Шла немного подкрепиться – отрезала ломоть ржаного хлеба, круто солила солью, чистила одну луковицу. Всё это запивала крепким квасом, наверх выпивала, зачерпнув ковшиком из корчаги, браги. И ещё раз перекрестившись, шла на утреннюю дойку.
Вслед за матерью вставала свекровь, у неё работы по дому было хоть отбавляй. Надо истопить печь, испечь хлеб, подоить корову, напоить остальной скот, выгнать скотину в стадо, присмотреть за ребятами, заглянуть в огород… Закончив утреннюю дойку, сдав молоко на переработку, свекровь помогала пастухам выгнать коров на поле. Мать приходила ненадолго домой поесть какой-нибудь похлёбки и, немного отдохнув, снова шла на двор.
После ухода скота там надо было почистить стойла, убрать навоз, зимой подстелить свежую подстилку, которой служила солома. Летом требовалось накосить свежей травы для подкормки коров. Траву косили на ближайших лугах, складывали на телегу, подвозили, затем раскладывали по стайкам. Зимой надо было напоить скота, а воду возили из колодца в большой деревянной бочке, потом разливали воду в деревянные колоды, из которых и поили скот. Ежедневно, в порядке очереди, в ночное время доярки вместе со сторожем дежурили на ферме, присматривали за скотом на всякий непредвиденный случай (отёлы, да и скот содержался на привязи – любое животное могло отвязаться или запутаться). Вот таков был труд доярок.
К ферме было пристроено довольно большое просторное помещение, срубленное из круглого леса. Большая комната со скамейками и большой железной печкой называлось приёмной. Сюда приходили многие колхозники, приносили перегонять молоко в счёт госпоставок и налога на масло. Рядом с большой печкой была выложена кирпичная печь-сушилка, где доярки сушили промокшую одежду, рукавицы, иногда и лапти. Следующая комната была сепараторной, там сепарировали молоко и сбивали на битке масло. Посетителей здесь принимали строго по одному, в порядке очереди. Самой дальней комнатой был красный уголок. Здесь на столе, накрытом красной скатертью, лежали подшивки газеты «Кировская правда» и районной газеты «Кайский горнорабочий», шашки и домино в коробках – ими никогда никто не играл. На стене на гвоздике висела самодельная балалайка. Она была сделана моим отцом, большим умельцем мастерить балалайки (мать работала на ферме, вот и унесла балалайку туда). На балалайке мастерски играла ветеринарный фельдшер Евгения Степановна. Ещё ранее она освоила профессию массовика-затейника (так назывались специалисты для клубной работы), тогда и стала играть на балалайке. Играла она виртуозно, с большим задором, знала много разных юморесок, шуток и замечательно их исполняла.
В один из осенних вечеров на ферме было необычно оживлённо. Жители деревень Бабиково, Новый Посёлок, Мордвины, Баталово принесли молоко на сдачу государству. Доярки заканчивали вечернюю дойку, сдавали на переработку молоко. Заведующая фермой Вера Васильевна уже закончила перегонку молока, и люди понемногу стали расходиться по домам. Доярки сняли спецодежду и повесили её в сушилку.
Подошла на свою ночную службу сторож Захаровна, так её звали и молодые, и старые жители деревень. Это была довольно пожилая женщина, она сама говорила: «Мне уже, слава Богу, 76 годков». Седая прядь волос выбивалась из-под белого платка на её голове. Хотя её лоб исчертили глубокие морщины, в голубых глазах ещё светились озорные искорки. Захаровна была заводилой во всех культурных мероприятиях. Она брала в руки газету но, как говорят, держала её вниз головой, так как была неграмотной, читать не умела, ни одной буквы не знала:
– Идите ко мне, мои милые, хорошие, на всех ангелов похожие, я почитаю вам, что тут написано про село Баталово. Шибко хорошо – работай, не ленись, ешь, пей – не стыдись. Как живём, такие и песни поём…
Доярки окружили Захаровну, она с торжествующим видом стояла среди них с газетой и продолжала читать всякие небылицы:
– Теперича я прочитаю вам самый главный приказ – это из Москвы. Всем нашим мужикам от посторонних баб отказ! Чтоб крепче нас любовали (обнимали, целовали, к сердцу крепче прижимали), а другим отказ давали.
– Вот кабы так? – говорили доярки. – Давай читай, что там дальше пишут.
– Дальше там – уши вянут! Как у нашего дяди был казак (прим. – поросёнок), невелик да пузат, был он ростом сам с вершок, били яица с горшок…
Незаметно к дояркам подошли ещё несколько человек. Ксения – большой знаток разных поговорок и пословиц, она, прежде чем завести разговор, заранее зная, о чём, тут же вставляла свои присказки. Не в бровь, а в глаз были её пословицы.
Подошли и два деда. Дед Степан по кличке Касан никогда в жизни не матерился, самое страшное ругательство у него было «о еси твой двадцать». Он был заядлым рыбаком, под настроение мог кое-что исполнить с большим юмором. Дед Василий был знатоком разных присказок, небылиц и считался «великим пересмешником», потому что ничто не могло уйти от его взгляда. Оба деда только что сходили на реку, где заготавливали ивовые вицы для изготовления морд (прим. – самодельные рыболовные снасти) и вот захотели попить. Ферма была недалеко, они и зашли напиться да немного отдышаться от тяжёлой ноши.
– Видать, пришли вовремя, – сказал дед Василий, посмотрев на веселящихся доярок. – Мир дому вашему! Не найдётся ли у вас водицы нам, старикам, напиться.
– Подождите немного, остыньте чуток. Сейчас вы разогрелись, можете с холодной воды закашлять. Как потом больные пойдёте к своим старухам?
– Убедили! Верно ваши губки шлёпают…
– Ты, чирок, не мели турусу – мы знаем, что делаем.
Внесли свою лепту и молодые. Восемнадцатилетняя телятница Татьяна, красивая стройная девушка с длинной русой косой, обладательница звонкого голоса, смеялась как-то по-особому заливисто и громко, за что все звали её Таня-весёлая. Двадцатилетняя Лида, напротив, была неразговорчивой, стеснительной – судьба не баловала её: родители рано умерли, воспитывала её бабушка Марфа. У Марфы не было своих детей, она и приютила эту сиротинушку, заменила ей отца и мать. При встрече Лида всегда стыдливо отводила глаза и краснела, но была всегда вежлива, первой здоровалась со знакомыми. Вот это настоящая невеста – полюбит навеки и позабудет навсегда! Лида работала дояркой.
Татьяна вышла на круг, слегка притопывая новыми лаптями, и запела своим звонким голосом:
– Где мне найти военного, мужика здоровенного? Я любила по пяти, любила по пятёрочке, а теперь одного – в зелёной гимнастёрочке. Сшила кофточку по моде, на четыре банта – никого любить не буду, кроме лейтенанта!
– Татьяна, не подкачай, милая! – подзуживали её Степан да Василий, оказавшиеся в женском окружении.
– Гармонист, гармонист повалил меня под низ, – продолжала Татьяна. – А я встану погляжу – хорошо ли я лежу?
И дальше, под одобрительные возгласы присутствующих:
– Я такого завлеку, три нагана на боку!
Видимо, очень нравились ей люди военные, необыкновенные.
Незаметно подошла и ветфельдшер Евгения, которая немного задержалась дома, а сейчас хотела узнать, нет ли сегодня заболевшей скотины. Неожиданно для всех она сказала:
– Ну, здравствуйте! Видимо, я вовремя, видно, что всё в порядке.
– Да, у нас всё в порядке – видишь, веселимся. Ну-ка, Евгения, подыграй!
Евгения сняла со стены балалайку, окинула всех взглядом:
– А ну, мужики! Не всё вам бабьи прибаутки слушать, давайте и вас послушаем, – и начала играть частушки-нескладушки.
– О еси твой двадцать! – промолвил дед Степан и запел сиплым, слегка простуженным голосом. – Ух, ух, я петух, с курочкой подрался. Меня курочка лягнула – без ума остался! Пошла курица в аптеку и запела: ку-ку-ре-ку! Дайте пудры и духов для приманки петухов! Вот моей песенке конец, кто слушал – молодец. Кто не слушал до конца – не то баран, не то овца.
– А ты что молчишь, Василий? Давай каку-нибудь небывальщину! Ты у нас молодец только для овец, а для кобыл – тут и был! – сказала Евгения, продолжая играть на балалайке.
– Как умеем, так и поём, – сказал кто-то из окружающих. – Давай, не тяни кота за хвост!
Не удержался дед Василий, хотя петь он был не большой мастак – он был «народным артистом разговорного жанра»:
– Как по Каме по реке плыла баба в бураке, веретёнами гребла, ногой тормозила, юбкой парусила. Кто же это был? Что за баба? Вот уже знаю, но не скажу, сами догадывайтесь… Петь я больше не могу, но рассказать – расскажу.
Как-то пошёл я рыбачить на Каму. Дошёл до берега, сел отдохнуть – путь мой не короток, километров пяток. Сижу и вижу чудо: недалеко от берега щука с кузовом пловёт! Так она меня раздосадовала, дай, думаю, поймаю, и кузов, небось, дома пригодится. Хотел было подняться, но думаю, пусть, Бог с ней, пусть дальше пловёт. Ну, Василий, кто тебе поверит? Не знаю! Ежели вы не поверите, то знайте: я сам вам больше никому не поверю!
Все дружно засмеялись, похваливая рассказчика.
Василий продолжал:
– Людским речам вполовину верь, много слышится, да мало верится…
– Прав Василий, поминаючи людей пословица ведётся, – неожиданно промолвила Ксения. – Осла видать по ушам, медведя – по когтям, а тебя, Чирок, – по речам. Тебя, пересмешник, учить – в бездонную бочку воду лить.
Василий тут же среагировал и, хитро прищурясь, сказал:
– Не много думано, а складно сказано! Смотри у меня, баба! У меня рука легка – была бы шея крепка!
– Не заводись, Василий, разве ты шуток не понимаешь?
– Ладно-ладно, я уже остыл.
– Давай, Ксения-«поминаючи людей пословица ведётся», порадуй нас, скажи слова разумные.
– Хорошо-хорошо, чичас (прим. – сейчас) я вам кое-что расскажу, поминаючи людей пословица ведётся, – откликнулась Ксения. – Всяка прибаска хороша с прикраской.
Видел во сне кисель, так не было ложки; спать лёг с ложкой – не видел киселя.
Воду толкёшь? – Толку! – А пыл идёт? – Нет. – Ну, толки ещё!
Проснулась Ульяна ни поздно, ни рано; все с работы идут, она тут как тут.
Не начинай дело с конца, не надевай хомута с хвоста!
Корову надвое разрубили: зад доили, а перед во щах варили.
Нашего Фому тянет ко всему: и ко хлебу, и к вину – кланяйтесь ему!
Всё вам рассказала, поминаючи людей пословица ведётся, и сажуся в решето и уезжаю в Москву за прибаутками ещё.
– Что-то, бабоньки, мы долго веселимся. Пора меру знать! Дома скот не кормлен, ребята голодные неизвестно где бегают. Ну, ладно, ничего скоту не сдеется и ребята уже славные, небось, у хлеба да картошки не пропадут. Давайте напоследок споём и по домам.
Татьяна запела своим звонким голосом и её песню дружно подхватили другие женщины. Широко полилась песня, рассказывая о непростой бабьей доле.

Ой, бедным-бедна,
Плохо я одета,
Никто взамуж не берёт,
Собственно, за это.

В гору речка не течёт,
А под гору вьётся.
Раньше он меня любил,
А теперь смеётся!

Дай мне, мама, снадобья,
Чтоб соперницу убить,
Или сердцу моему
Запретить любить.

Не печалься, дочь моя,
И не порти красоты.
Ещё много молодцов
На святой Руси.

Необычным припевом закончилась эта песня:
Песня вся,
Песня кончилася.
Мужик бабе треуха –
Баба скорчилася.

Молча начали расходиться женщины по домам. Степан с Василием взвалили свои тяжёлые ноши с вицами и пошли к своим старушкам. Василий, оглянувшись назад, сказал вслед уходившим женщинам:
– Ох уж эти бабы! Цены им нет. Как ломовые лошади работают, поют не хуже артистов… Мир дому вашему, идите к своим малым детушкам. Жаль мне их, но помочь ничем не могу…

_________________
Собака бывает кусачей только от жизни собачей...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 22 июн 2010, 11:01 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 дек 2009, 12:58
Сообщения: 101
Автор статьи Н.В. Ляпунов был частым гостем редакции и не раз публиковался на страницах районной газеты. Не так давно он ушёл из жизни, оставив по себе добрую память.

Воспоминания о прошлом
На наше, старшее, поколение выпали тяжкие испытания прошлого столетия. Мы пережили тяжёлые годы военного лихолетья, принимали активное участие в послевоенном строительстве и знали не понаслышке о сталинских репрессиях. Многое мы испытали... О самых главных страницах своей жизни хочу рассказать.

Тяжёлые тридцатые и сороковые
Репрессии коснулись и нашей семьи. Дед по линии матери имел свою кузницу, на этом и разбогател. А богатство в ту пору, во время коллективизации и борьбы с кулачеством, приносило большие проблемы. Советская власть не посмотрела даже на то, что он воевал в Первую мировую войну и был полным георгиевским кавалером, и раскулачила его. У него конфисковали имущество и с семьёй сослали на север. Однако хочу заметить: несмотря на такое к себе отношение, я от него потом ни разу не слышал, чтобы он плохо отзывался о Советской власти. Дед по линии отца был середняком и чуть не пострадал от репрессий – за него вступился мой дядя, брат отца. Он записался в Красную Армию, и власти оставили середняка в покое. Дядя впоследствии окончил военное училище и всю жизнь прослужил офицером в армии.
Я родился в Омутнинском районе в 1932 году, до войны закончил первый класс и помню, как мужчин призывали на фронт. Провожали их всей деревней. Незабываемое зрелище! Люди шли по улице толпой – одни плакали, другие пели под гармошку, третьи плясали. У моей бабушки призвали на войну всех четверых сыновей, в том числе и моего отца. Забегая вперёд, скажу, что трое из них погибли на фронте. На иждивении у матери осталось пять человек: дедушка, бабушка и мы, трое малышей в возрасте семи, пяти и двух лет.
«Похоронка»
Первый раз отец был ранен в руку и после лечения быстро встал в строй. Во второй раз его тяжело ранили в брюшную полость. Он сначала лечился в Москве, потом в Казани, где во время операции умер.
Я в семье был единственным грамотным человеком, поэтому связь с отцом поддерживалась через меня. Однажды почтальон принёс мне конверт-треугольник, а на нём красным карандашом написано: умер. Я понял, что с отцом случилось непоправимое, но матери сказать об этом боялся. Мать спрашивает: «Что в письме написано?». Отвечаю, что, мол, отца перевели в другой госпиталь. Через день к нам приходит такой же «треугольник», с такой же надписью. Мама видит: со мной происходит что-то неладное, но я храню секрет. В то время в деревне жил мужчина, которого по ранению отпустили домой. Я к нему. Показал ему оба конверта. Он прочитал и говорит, что от матери такую весть нельзя скрывать.
Он собрал женщин, и всей оравой мы пошли к нашему дому. От него мать и узнала о гибели отца. Что тут началось... Мать от отчаяния схватила нас, малышей, в охапку и потащила к реке, кричит: вас утоплю и сама утоплюсь! Спасибо людям – образумили её. Дедушка тоже сильно убивался по сыну. На похоронах твердил: умирать надо старикам, а не молодым. Отцу было только 38 лет.
У матери была швейная машинка «Зингер», и её пригласили работать в швейную мастерскую. Она шила тёплые вещи для фронта: рукавицы, шапки и полушубки. Семья жила на хлебные карточки. Мы, школьники, работали в колхозе наравне со взрослыми. Поблажку на малый возраст нам не давали и спрашивали за работу со всей строгостью. Помню, летом, во время сенокоса, на работу шли как на праздник – одевались во всё самое лучшее. Обед готовился общий на всех. Специально для этого кололи телёнка. А в остальные дни о мясе мы и не мечтали и досыта ели очень редко.
Долгая дорога домой
Война подкосила мужскую часть жителей деревни до основания. Из 30 мужиков домой вернулись только трое. Да и те в деревне долго не задержались – уехали в город. В то время налоги для колхозников были столь велики, что не оставляли никакой надежды на выживание. Не имеешь, допустим, коровы или кур, но всё равно сдай государству масло и яйца. Многие покупали, чтобы не иметь проблем с властью. Поэтому люди под любым предлогом старались вырваться из колхоза и уехать из деревни. Но вырваться было непросто – колхозники не имели паспортов.
Матери моей в конце войны было только 32 года, и к ней посватался бывший фронтовик. Она согласилась – одной тяжело поднимать троих детей. Отчим до войны работал на ленских золотых приисках в Сибири, и он уговорил маму поехать туда.
В войну и первые послевоенные годы на приисках люди жили более-менее сытно. В счёт поставок оружия и продовольствия США получало от СССР золото, и прииски снабжались американцами через Аляску. Но в 1947 году, когда мы приехали туда, отношения с Западом разладились, и снабжение из Америки прекратились. Начались перебои с продовольствием, а тут ещё с отчимом случилась беда.
Он работал на шахте. Однажды нашёл небольшой золотой самородочек, положил его в портсигар и забыл. При обыске на выходе из шахты у него обнаружили находку, за это дали год тюрьмы. Дедушка и бабушка узнали о нашем бедственном положении и стали в письмах уговаривать мать отпустить к ним Колюшку, как они меня называли. Наконец мать решилась, одолжила денег и отправила меня в дальний путь, за четыре тысячи километров.
Сначала я ехал по узкоколейке до города Бодайбо. В поезде от пожилой женщины услышал историю ленского расстрела на золотых приисках в апреле 1912 года. Она была очевидцем тех событий, во время расстрела у неё погиб муж. Это место я знал, там с одной стороны речка, с другой – отвесная скала. Официальная причина забастовки – арест члена стачечного комитета. Женщина называла другую причину: плохое питание.
В Бодайбо я увидел, как ведут этапом политических заключённых. В полосатой одежде, их называли «полосатиками», изможденные лица, кандалы на руках и ногах, по бокам конвой с собаками – зрелище не для слабонервных. Далее я плыл на пароходах по рекам Витим, Лене, Ангаре до Иркутска. В дороге у меня украли вещи с документами, и в Иркутске я попал в детский приёмник. Меня приняли за беспризорника и хотели отправить в детдом, но я рассказал о себе, и мне помогли приобрести билет на поезд. Вскоре я был уже дома.
Вылечился народными методами
В селе Красноглинье я благополучно закончил школу, работал счетоводом в колхозе, учился в Омутнинском училище на электрика. После учёбы получил направление на завод «Кирскабель», в цех № 3.
В армию меня призывать не стали – обнаружили что-то серьёзное в лёгких. Бабушка, у которой я жил на квартире, взялась лечить меня отварами трав. И вылечила, как оказалось, на всю жизнь. Через некоторое время я опять проходил медкомиссию в военкомате. Осматривавший меня ранее врач, сравнивая снимки лёгких, очень удивился изменению и признал меня годным к службе в армии.
От электрика – до помощника завода
Отслужив в танковых войсках три с половиной года, вернулся на родной завод. В то время набирали кадры для нового цеха №8, и меня направили туда. Я участвовал в монтаже электрооборудования, работал в бригаде коммунистического труда. Коллектив цеха подобрался дружный, сплочённый.
На заводе я начинал работать электриком, потом – мастером смены, начальником цеха, помощником директора. Однажды мне позвонил первый секретарь райкома А.В. Буторин. Поехали, говорит, по Верховской дороге, там свален мусор — не заводской ли? К счастью, мусор оказался не заводской, и попало «по шапке» другим людям. Много лет прошло с той поры, а подобного отношения руководителя такого ранга к самым незначительным проблемам встречать не приходилось. И ещё случай запомнился. Моя семья из пяти человек жила в одной маленькой комнате. В восемь часов вечера ко мне неожиданно приходят директор завода А.М. Горбунов, председатель профкома Л.Н. Шильников, секретарь парткома И.И. Кочкин. Посмотрели они на наше жилище... и на следующий день я получил квартиру. Вот бы такой опыт хозяйствования и заботы о кадрах перенять нынешним руководителям завода и района. Тогда, уверен, и жизнь была бы другая. Хотелось бы, чтобы к нам, ветеранам труда, прислушались, ведь мы оставили неплохой след в истории нашей страны.

Николай Васильевич Ляпунов,
ветеран завода «Кирскабель».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 12 июл 2010, 17:20 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Замечательный форум. Спасибо огромное! Интересные публикации Татьяны Копчиковой и Валентина Бабикова. Надеюсь, что мы еще много нового узнаем на этом форуме. Многих деревень нет даже на старых картах, а они ведь существовали. В них жили наши предки, наши прабабушки и прадеды. Каким,оказывается многолюдным был наш край!!! Какая жизнь активная в нем кипела!!!Читаешь матери алы и мысленно все оживает,вот где-то там трудилась в колхозе и моя бабушка,Белоногова Матрена Ивановна, в том самом колхозе в Баталове.Она была удивительным человеком,совершенно безграмотной,умела только деньги считать,да и то по мелочи,крупных-то у нее никогда и не было,безропотно переносила все тяготы. Вырастила своих детей и кучу чужих.В войну работала в лесу,мужиков не было и никогда я не слышала от нее ни одного слова,что тяжело ей приходилось. Только говорила иногда,что "поробить" ей много пришлось в жизни. А в итоге ей даже пенсию не назначили,помню, говорила она, что все документы сгорели. Наверное, в том самом пожаре. Они жили в деревне Подкинская,вроде. А каким языком она разговаривала! Я то ее понимала, но многие слова звучали совсем по иному.Помню,она говорила не лопатки, а крыльча. "Крыльча мерзнут",т.е. спине холодно.Да и еще много интересных слов ,прямо диалект был совсем не наш,мы-то в Созимском выросли.Вот уж воистинну кайский говор ни с каким другим не спутаешь.Что только стоят эти "давеча","теперича".."сегод".."нонче Спасибо еще раз...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 12 июл 2010, 18:18 
Редактор
Редактор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 21:42
Сообщения: 907
Откуда: 43-й регион
елена писал(а):
Читаешь матери алы и мысленно все оживает,вот где-то там трудилась в колхозе и моя бабушка,Белоногова Матрена Ивановна, в том самом колхозе в Баталове. А каким языком она разговаривала! Я то ее понимала, но многие слова звучали совсем по иному.Помню,она говорила не лопатки, а крыльча. "Крыльча мерзнут",т.е. спине холодно.Да и еще много интересных слов...

Уважаемая Елена! Надеемся, что вас порадует эта работа школьниц из Рудничного Елены Кузиковой и Елены Сербиной: "Диалектная лексика деревни Баталово Верхнекамского района Кировской области - составная часть лекcического многообразия вятского говора"
http://rudmus.narod.ru/works/leksika/le ... alekt.html

_________________
Собака бывает кусачей только от жизни собачей...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА нашей жизни
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 13:47 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Спасибо за подсказку. Я уже ознакомилась с этой работой. Потрясающе интересно.Это сейчас стало интересно, когда стали очень взрослые. а в детстве, помню, хихикали над бабушками с подружками, над их говорком.Много лет не слышала родной речи. А однажды, помню, был репортаж по ТВ о пленном русском парне в Афгане, он принял мусульманство и много лет прожил там, завел семью. И вот во время репортажа вдруг слышу знакомое "таперича", ну думаю, точно, наш парень. А он и впрям оказался из Архангельской области.А вот на Новгородчине разговаривают бабушки не так, у нас конец слова растягивают, а здесь, слова какие-то у них кругленькие получаются. Говорит бабушка и словно ручеек льется, катится. Наше поколение, даже выросшее в деревне, уже так не разговаривает.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 556 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 56  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB