Это отрывки из книги м. Фотиньи (Сафроновой) "Чудный старец", по большому счёту - черновики, но редактировать не стану, пусть будут в том виде, в каком мне их дала матушка.
О Трифоне Вятском и Кибановской часовне (отрывки из книги С. Сафроновой «Чудный старец»)
Не раз приходилось слышать о паломничестве множества людей на берег небольшой речушки Порыш, притока Камы. Постепенно сложилось убеждение, что это был какой-то значительный крестный ход. Поскольку очень много народу шло на Порыш с Кирса – а от Кирса до Порыша 130 км, – то само собой возникло убеждение, что крестный ход от Кирса и отправлялся. Первые сведения об этом паломничестве поступили из музея истории села Кай от его заведующей Т.И. Копчиковой. Она прислала ксерокопию нескольких страниц из «Сведений о Кайском приходе Слободского уезда 5-го благочиния». Там сообщалось, что на берегу Порыша находилась так называемая Кибановская часовня. Часовня была приписана к кайской церкви и находилась от Кая в 20-ти верстах. Кибановской она звалась потому, что находилась она при впадении речушки Кибановки в Порыш. Освящена она была в память Усекновения главы Иоанна Предтечи и в честь Симеона Столпника. За неделю до Семёнова дня (14 сентября, по новому стилю) крестьяне забирали из часовни иконы и приносили их в кайскую церковь. В день праздника, после Литургии, иконы уносили обратно крестным ходом. То есть, по всем показателям, это был обычный приходской крестный ход. К кайской церкви было приписано три часовни: значит, и крестных ходов было три. Но тут же сообщалось, что на праздник приходило много народа из Пермской и Вологодской губерний. Всё-таки получается как-то странно: крестный ход самый что ни на есть рядовой, а народу собиралось столько, что шествие крестоходцев растягивались аж на 12 вёрст. И вот ещё что: на карте 1893 г. Слободского уезда отмечена одна единственная часовня, притом большим крестом – Кибановская. Между прочим, согласно «Сведениям», время основания Кая относится к 16-му столетию. Строителями его были Яков и Григорий Строгановы. По одному из преданий выходило, что на Порыше подвизался какой-то монах. Обратилась в областной архив Кировской области. Мне любезно предоставили документы Вятской консистории: «Клировые ведомости» и «Описи имущества» церквей Кайской волости в период повального грабежа новой властью. Часовен в 5-м благочинии Слободского уезда оказалось восемь. О времени их построения сказано: «С незапамятных времён», все они в основном ветхие, и «никаких украшений, кроме древних икон в них нет». Описи имущества церквей поражают всякое воображение: серебряные кадила, кресты, оклады, дарохранительницы, священнические облачения из золотой и серебряной парчи и очень большое количество икон, – ничего не укрылось от зоркого взгляда пламенных борцов за народное счастье: даже «лом железный 1 ? аршина... ». Любая из этих церквей (Кайская, Пушейская, Кычановская, Лойнская, Кирсинская) была богаче всех нынешних церквей в Вятке вместе взятых. И вот, наконец, сведения о Кибановской часовне. Как и сказано выше, она была ветхой. Так вот, в 1921 г. её перестроили, крышу покрыли железом, и теперь она стала называться Фроловской, по имени строителя. Он был старостой кайской церкви и звали его Фролом. Его дочь Мария скончалась несколько лет назад на десятом десятке. Старушка с густыми, совершенно белыми вьющимися волосами и ярко-синими молодыми пронзительными глазами. Только за несколько лет до смерти она перестала ездить в церковь в город Кирс – это 110 км от Кая. 1921 год. Несколько лет перед тем из Сибири через Кай проходили войска Колчака. После разгрома колчаковцев каратели Азина (одна из улиц Вятки до сих пор носит имя этого мерзавца) уничтожили многих, если почти не всех верхнекамских священников (исследовать это сейчас очень тяжело: расстреливали без суда и следствия. Пока известно, что протоиерея о. Николая Троицкого, благочинного из села Пушья, старика, утопили в проруби, да о. Александра Соколова, настоятеля кирсинской Покровской церкви, расстреляли). И вот в это самое тяжёлое время ремонтируется, т.е. почти что заново строится часовня, и строитель даже не думает скрывать своего имени! Опись имущества Кибановской-Фроловской часовни, составленная в 1925 году: ЧАСОВНЯ ФРОЛОВСКАЯ. На столбах. Крыша железная с полом (постр. в 1921 г.). Посередке – каменный столб. И вдруг всё стало ясно: на этом месте нёс подвиг столпничества подвижник-монах. Поэтому крестный ход и был в честь этого тяжелейшего молитвенного подвига. …………………………………………………………………………………..
Но вообще столпничество характерно для Православия. На столпе-камне молились и Симеон Верхотурский, и Серафим Саровский, и Серафим Вырицкий и множество других подвижников. Человеку, не имеющему молитвенной практики, может показаться, что столпничество – это способ самоистязания. Верующий человек опытно знает, что молитвой можно стяжевать божественные энергии – Благодать. Благодать – это Любовь. И столпничество в данном случае – это видимый знак преизобильной любви в человеке. Кстати, примеры малого столпничества можно наблюдать в церкви ежедневно. Иностранцев всегда изумляло, что русские молятся стоя, и стоят, не шелохнувшись, по многу часов. В начале своего воцерковления я и сама, как иностранка, диву давалась: я – молодая, спортивная, а в церкви и десяти минут не могу выстоять. Старушки же стоят себе, не шелохнутся: ножка к ножке приставлена, головка чуть наклонена и глазки прикрыты. А я в таком положении равновесие удержать не могла, хотя стойку на голове могла удержать совершенно спокойно минут шесть. Потом уж не раз приходилось наблюдать, как ребята, которые из «качков», в церкви в обморок падают. Каких же витаминов и анаболиков им ещё не хватало? По мере воцерковления: исповеди, Причастия, постов – и во мне появился как бы стерженёк-столпик. А первым в истории православия столпником был преподобный Симеон. Он родился в 390 г. На границе Сирии. У него была ненасытная жажда молитвы. Он даже на сон не желал тратить время. И вот для того, чтобы не заснуть, он стал молиться на камне. Несколько раз он наращивал свой столп и, наконец, довёл его до высоты 16 метров. Тут уж не вздремнёшь! В разных источниках приводится разное количество лет, проведённых на столпе: от 47 до 80… …………………………………………………………………………………….
Наш столпник, надо полагать, хорошо был известен в кайских лесах. Кто же это мог быть? Естественно, вспомнилось другое предание: в Кае когда-то существовал Успенский монастырь, и этот монастырь образовал преподобный Трифон Вятский. Местные жители показывали нам место этого монастыря. Высокий берег над старицей. В половодье из земли вымывались кости. Старожилы помнят и каменные надгробья. Вполне логично предположить, что и таинственный столпник – это и есть преподобный Трифон Вятский, поэтому и паломников на Порыш стекалось очень много. И паломники-то как раз были из тех мест, где Трифон был известен: из Вологодской и Пермской губерний. Но, если таинственный столпник был Трифоном, тогда почему крестный ход был Семёновским в честь подвига столпничества, а не в честь самого преп. Трифона? Потому что почитание Трифона в этих краях сложилось едва ли не при его жизни, т.е. до его прославления. А народное благочестие не позволяет усваивать звание святого тому подвижнику, который ещё не был канонизирован. …………………………………………………………………………………. ...И вот преп. Трифон узнаёт, что вятчане хотят иметь монастырь. Преподобный отправляется к своему духовному отцу Варлааму в Чердынский монастырь; это на северо-восток от Кая. Примечательно, что Кибановская часовня как раз и расположена на тракте, ведущем в Чердынь, у брода через Порыш. Духовный отец благословил идти на Вятку. Тракт от Кая на Вятку называется Екатерининским. В путешествие православный человек берёт с собой икону. В «Известиях Императорской археологической комиссии» вып. 48. С. Петерб., 1913 г. сообщается, что в Кирсинской церкви хранится чудотворная икона св. великомученицы Екатерины, с которой, по преданиям, преп. Трифон пришёл на Вятку. Недалеко от Кирса существует современное дачное местечко Екатерина, раньше это было село Верховятское или Екатерининское. Здесь преп. Трифон строит часовню в честь великомученицы Екатерины. Позднее эту древнюю часовню поместили в просторную деревянную часовню-футляр. Это ещё раз доказывает, как бережно народ относился ко всему, что связано с Трифоном Вятским. Итак, на Вятку преп. Трифона привела великомученица Екатерина. Икона, по-видимому, была небольших размеров. И кто знает, где сейчас эта святыня? ………………………………………………………………………………..
…Кибановская-Фроловская часовня простояла на берегу Порыша до семидесятых годов. Судя по всему, на берегу работала дорожная техника – хотели строить мост через реку, но на противоположном берегу был организован заповедник, поэтому строительство переправы отменили, и тогда технику бросили на борьбу с пережитками прошлого, – даже столбы, служащие фундаментом, вырыли! Тогда целые деревни уничтожались, что же с часовнями церемониться!
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|