Шефская помощь: за 30 лет всё изменилось
В годы Великой Отечественной войны в Кировской области уменьшилась посевная площадь, наблюдалось снижение урожайности, сокращалась численность скота. На оставшихся в тылу женщин, стариков и подростков возлагалось много обязанностей: кормить, одевать и обеспечивать всем необходимым наш народ, армию, производить ремонт и содержать в справном состоянии дороги, работать на лесозаготовках и лесосплаве. И платить большие налоги. После войны необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, города и сёла. С фронтов многие домой не вернулись. Например, в нашей деревне Бабиково было 18 дворов и 120 жителей. С войны вернулись двое: два Василия, оба инвалиды. Вскоре после войны деревня начала потихоньку разваливаться, осталось 7 домов и 42 жителя. Дедушек не было ни одного: они погибли в годы Первой мировой войны 1914 года, в революцию 1917 года и Гражданскую войну 1918-1920 годов. Многое ли могли сделать оставшиеся люди? Но они содержали лошадей, коров, кур-несушек, овец и телят. Правда, на нашей ферме работало шесть жителей других деревень. Сдавали государству масло, шерсть, мясо, яйца. Пахали и сеяли, выращивали хлеб. Все работали, не покладая рук, на пределе возможного, не зная праздников и выходных. (Но один праздник неизменно отмечали: 16 ноября, день урожая, к которому с полей всё было убрано, и можно было немного расслабиться, денёк-другой отдохнуть). На государственном уровне стали искать выход из создавшегося положения. Был дан призыв: село – городу, город – селу! За отдельными предприятиями закрепили определённые колхозы, чтобы рабочие оказывали помощь в заготовке сена, уборке урожая.
Я тогда работал на заводе № 4 (Кайский целлюлозный завод, п. Созимский), который в то время был «номерным», выполнял оборонзаказ. Каждый рабочий был обязан отработать в колхозе один календарный месяц. В 1955 году нашим подшефным был колхоз «Новая жизнь» Баталовского сельсовета. Нас, 16 человек (10 женщин и 6 мужчин), направили в Прислонскую бригаду (д. Прислон) на уборку подкошенной на сено травы. Других распределили в Баталовскую, Мордвинскую, Козидворскую бригады. Каждый был должен выработать 30 трудодней по общепринятым колхозным расценкам, установленным для колхозников. За это предприятие нам выплачивало месячную зарплату. Если кто-то без уважительной причины не смог заработать 30 трудодней, то тому зарплату не выплачивали. Так что работать нужно было на совесть. Колхоз обеспечивал прибывших на работу бесплатным питанием три раза в день. В конце июня мы прибыли в Прислон, всех расселили по домам. Я оказался в родном колхозе, из которого совсем недавно сбежал – от Прислона до отчего дома было всего два километра, поэтому я остановился у родных. Для работы нам выделили самый дальний участок на р. Каме, в семи километрах от Прислона. На работу возили на лошадях, дорога пролегала через нашу деревню, я выходил из дома, садился на телегу – и вперёд. На берегу Камы нам приготовили жильё для временного проживания: балаган, построенный из лёгких деревянных материалов, и изба, рассчитанная на десять человек. Там был очаг для приготовления пищи. Всё необходимое для работы уже было доставлено на место, трава подкошена – есть, где развернуться. Оставалось завести продукты для прибывших на сенокос, от этого тоже зависел успех дела. Раньше говорили: «Какова пища, так и топоры свищут». О питании колхоз позаботился. Каждому работнику выделяли на день 0,5 л молока, мясо, горох, крупу, масло, картофель, хлеб. Обеды готовил прибывший вместе со всеми повар. Многие признавались, что так, как здесь, и дома не питались. Нам пришлось работать на камских просторах с такими названиями: Мочище (пожня, которая весной полностью заливалась водой), Медведева пожня (с одной стороны от неё был ельник с множеством вывернутых с корнем деревьев, там, по словам старожилов, всегда обитали медведи; говорят, и сейчас они там есть), Аничиха (коми-пермяцкое название, самая большая пожня в пойме Камы, на левом берегу), Козидворка и Кокориха (пожни на правом берегу Камы). Сенокос обычно начинали с Аничихи, где было пристанище для людей, позволяющее укрыться от непогоды и отдохнуть после трудового дня. По прибытию женщины разместились в избе, а мужчины – в балагане. Лучшим считалось сено, скошенное перед самым цветением трав. Страда началась. К нашей бригаде прибавилось десять женщин из числа колхозниц из Прислона. Нам выделили конские грабли. Шестерым мужчинам надо было стоговать сено. Степану Валдыреву, Степану Масленникову и Ивану Мохову было около 50 лет, а Виталию Полудницыну, Владимиру Жирикову и мне – по 17 с небольшим. Трудились мы на совесть, никто не подгонял. Девиз: «Даёшь Аничиху!» В полдень изнурительная жара, знойное марево стоит над лесом, нас донимают оводы и мухи, из горячих трав – стрекотание кузнечиков. За яркие переливы красок, за цветение садов, за алые зори июнь наречён «румянцем года», а июль – «вершиной русского лета». Полуденная жара томит, воздух не шелохнётся, зелень будто в обмороке. «Пить-пить-пить!» - отрывисто стонет канюк. Настоящий сенокос открывался на 7 июля – на Купалу. Не было на Руси краше и веселее, чем труд сенокосный. Никла скошенная трава, сохнет, пора переворачивать. Это было занятие баб, проворных, говорливых, нарядных. Лёгкие грабли только мелькают в руках. Ни одного пустого движения, всё ладно, красиво. Вечером собираемся у телег, ужинаем, слышатся рассказы, смех. Работа спорилась, нам подвозили на лошадях копны, наши рубашки прилипали к телам, разогретым от солнца и работы. Постепенно вырастали стога душистого сена – плоды нашего труда. По воскресениям для приезжих сенокосцев устраивали баню. Трое мужчин мылись и парились у нас – родители специально топили баню, двое уходили в Баталово (там у Виталия Полудницына жили родственники). Женщины ездили в Прислон. С поставленной задачей мы справились. За 25 дней мужчины выработали по 35 трудодней, женщины – по 32 трудодня. На оставшиеся до конца месяца дни нас отпустили домой, а потом мы вернулись на свои рабочие места. Но мне предложили отработать в колхозе ещё месяц, за мать-одиночку, у которой были маленькие дети. И я снова отправился в родной колхоз, теперь на уборку урожая.
На этот раз попал в Мордвинскую бригаду. Сжатые хлеба в суслонах надо было складывать в скирды, частично свозить снопы на гумно, где их обмолачивали, провеивали, и свозили зерно на хранение в склады. Мне лошади не досталось, поэтому в моём распоряжении оказался бык. Бык не очень мне подчинялся, видимо, уставал – ложился прямо в оглоблях на землю и не вставал, пока не отдохнёт. Зато потом потихоньку он без всякого управления шёл к месту работы и знал, где надо остановиться. Ещё мне часто приходилось ездить в Рудничный за соляркой. Я жил дома, бесплатными обедами не пользовался, зато по окончанию уборки мне выдали 20 килограммов ржи. Очередная командировка тоже закончилась досрочно. На сей раз за 6 дней я заработал 34 трудодня. Потом меня уговорили поработать ещё за одну мать-одиночку, и я вновь согласился – отправился на уборку картофеля, овощей (капусты, моркови, турнепса, свёклы). Три месяца честно отработав на колхозных работах, я наконец-то вернулся на своё рабочее место.
К осеннему празднику 16 ноября готовились основательно. Проращивали на солод овёс и рожь нового урожая. Баталовская и Мордвинская бригады объединились в одну. В каждой были мастера бражных и пивных дел. В Мордвинской бригаде лучшей бражницей считалась моя бабушка Мария Васильевна, а по пивным делам лучшей мастерицей была наша соседка Анна Сергеевна. Им всегда и доверяли готовить эти напитки. К празднику пекли пироги: грибные, гороховые, капустные, луковые. Готовили шаньги, ватрушки, лепили пельмени на ржаном тесте – всегда большие, десятка хватало поесть до отвала. Всю стряпню, все напитки сосредотачивали в двух избах деревни Мордвино, их и назвали пировые избы. Закуски были самые незамысловатые: суп и каша по деревенским рецептам. На празднике делали отдельный стол для детей, с отдельным угощением. Помню, как собирались в доме Данила Мордвина. Каждому ребёнку наливали по стакану пива и бражки. Никаких спиртных напитков на празднике не было – только пиво и брага. Но все веселились, пели и плясали под гармонь. На осенний праздник 1955 года были приглашены и шефы. Для них приготовили отдельный дом и, кроме деревенских напитков, купили ящик водки. Здесь праздничный стол сервировали по-другому: котлеты с гарниром, жареная речная рыба, но тоже деревенский суп с мясом и каша с маслом. Приглашали двадцать человек, но приехало только десять, одни мужики. Мне, как и остальным приглашённым, дали на праздник три дня. Вместе с нами отмечали начальник паросилового хозяйства И.М. Леонтьев, главный механик Сухих, председатель колхоза и два бригадира. Я и ещё двое молодых парней водку не пили, зато хорошо покушали, попили пива и бражки…
Потом мои жизненные обстоятельства изменились. Я сменил место работы, затем служил в армии, первый год – в г. Уссурийске Приморского края. Наш полк связи шефствовал над богатым колхозом «Имени Сталина». Колхоз был миллионером, а его председатель – дважды Героем Соцтруда. Хозяйство было крепкое, выращивали много сортов твёрдой и простой пшеницы. В один из воскресных дней мы на военных грузовиках поехали помогать колхозу. Нужно было погрузить пшеницу и вывезти её на элеватор в г. Уссурийск. В колхозе нас встретили как желанных гостей, с хлебом-солью. Мы сделали два рейса до элеватора и обратно, и затем нам устроили обед. С подачи председателя колхоза наш старший разрешил нам выпить по стакану вина, а по окончанию работы нам всем объявили благодарность. Был в том колхозе несколько раз, и всё было замечательно…
Последний раз в качестве шефа я работал в разгар перестройки – в 1988 году. От ПМК-294 меня направили в совхоз «Камский». В то время уже всё было по-другому. До 1988 года строителей не привлекали для помощи колхозам и совхозам. Мы занимались строительством жилья в совхозах «Лойнский» и «Камский», строили комплекс КРС на 800 голов в совхозе «Лойнский». Но вот большого строительства не стало, и сверху поступил приказ оказывать шефскую помощь «Камскому». Для доставки рабочей силы на сенокосные угодья совхоза в автоколонне арендовали автобус. Кроме нас, в «Камский» ехали работники других организаций п. Рудничного. Уже на месте определялись, кто чем будет заниматься. Несколько человек, и меня в том числе, определили метать сено, ставить стога. Одним (женщинам) надо было ворошить и грести сено, другим делать копны, третьим – подвозить копны на лошадях к месту стогования. Всем, кто станет метать сено, пообещали платить до 5 рублей в день. Обеды мы брали с собой из дома. В первую неделю совхоз давал квас, потом объявили, что у совхоза нет средств на покупку кваса у райпо. Стали возить воду из скважины. Раньше был девиз: «Отработай за себя и за того парня, что погиб, защищая тебя, на войне». Теперь наступало время отчётности на производстве, и всех материально ответственных лиц в будни освобождали от работы в совхозе, но посылали шефствовать в выходные дни. В выходные нас приезжало человек по 15. Работники совхоза разбирали часть приехавших на свои личные покосы – убрать сено для личного хозяйства. В итоге от 15 приехавших оставалось человека три, которым давали мелкую работу. В то время никто уже не работал на пределе возможного, рабочий день длился строго восемь часов. И вот нам объявили, что на днях привезут заработанные в совхозе деньги. Действительно, деньги привезли, только почему-то зарплата оказалась одинаковая у всех: по 1,23 рубля за день. В тот же день я зашёл к начальнику ПМК-294 Журахову и отказался от работы в совхозе. Он, конечно, пытался меня уговорить, но я настоял на своём. Больше меня к таким работам не привлекали. К Дню строителя совхоз «Камский» выделил для работавших на сенокосе мясо по себестоимости – по 2-3 кг на человека. Вот такое наступило времечко.
Валентин Бабиков, п. Рудничный.
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|