Текущее время: 28 мар 2024, 14:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Для развития серого вещества)))
СообщениеДобавлено: 04 сен 2012, 20:11 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 янв 2012, 18:12
Сообщения: 250
Вероятно, многие из нас хотели бы обзовестись такими когнитивными супер-способностями: умение все замечать, все помнить, быстро анализировать информацию, принимать объективные решения, легко находить выход из сложных ситуаций. А если и не быть когнитивным суперменом, то хотя бы иметь приемлевый уровень развития своих когнитивных процессов, сохранив ясность ума до самой глубокой старости.

Это возможно. Это не требует много времени. И, что самое главное, это увлекательно. Именно на этих принципах был создан онлайн-тренажер мозга lumosity (я уже однажды писал пост про люмосити). Ежедневно занимаясь таким «когнитивным фитнесом» можно неплохо прокачать мозг — утверждают создатели сайта и предлагают широкий спектр специальных курсов для совершенствования умственных способностей.

Тренировка когнитивных навыков происходит посредством выполнения увлекательных мини-заданий, построенных с учетом особенностейразвиваемой функции. Играть действительно очень интересно, тем более что ваш персональных результат после выполнения игры-задания сравнивается с результатми других игроков и влияет на показатели ваших способностей отображаемых в специальном профиле. Однако если вы плохо владеете английским языком, то некоторые игровые задания могут оказаться для вас непростыми, так как требуют большого словарного запаса английских слов.
http://psyfac.com/blog/onlineservices/l ... mozg2.html

http://www.lumosity.com/

P.S. Вообще все гениальное просто...пробовала..сначала вроде бы детские игрушки, а потом все труднее и труднее задачки, но правда... не просто развивают, но и для отключки от долгой и нудной работы хорошо помогают. Птички мне понравились))) Английский надо знать...ну так и опять же развитие)) А можно гугл хром использовать он сам переведет)) Рекомендую.

_________________
Есть два вида относительной истины: относительная истина, реальная с точки зрения мирского восприятия и относительная истина, нереальная с точки зрения мирского восприятия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Для развития серого вещества)))
СообщениеДобавлено: 26 апр 2018, 22:43 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 май 2014, 20:25
Сообщения: 12
Откуда: ст. Шлаковая
Статья из сборника путевых записок "Ненайденная летопись исследователей России". Автор А.Г. Пушмин

Сказание о древнем пути.

В последние десятилетия вятскими краеведами сформирована версия о том, что между верховьями рек Камы и Вятки могли существовать сухопутные дороги. В старину их называли волоковые пути. В связи с этим, возникает интересный вопрос: где именно могли существовать эти пути?

Топонимист Дмитрий Мартинианович Захаров в книге «Серебряная Вятка» пишет: «Хотя Кама и Вятка имеют, чуть ли не общие истоки и принадлежат к одному и тому же бассейну – волжскому, но скоро расходятся в противоположные стороны и текут по удаленным друг от друга на многие сотни километров местам. Поэтому волоковые переходы в верховьях этих рек играли важную роль. Левый приток Камы, близко подходящий к Вятке в ее верхнем течении (Верхнекамский и Омутнинский районы Кировской области), не случайно носит название Волосница. С нее на Вятку были возможны два волока: первый под Кирсом, вблизи села Екатеринино, а второй выше по течению, у деревни Волоковская (Волоковые тож)».

Евгений Львович Скопин - краевед, архитектор-реставратор, член Союза архитекторов России, в книге «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Киров, 2010 г.» и Александр Владимирович Галанин – доктор биологических наук, профессор Дальневосточного отделения РАН, в книге «Волоки Северо-Восточной Европы. 2009г.» предполагают еще один путь с Камы на Вятку. Общая суть их версий заключается в следующем: «Междуречье Вятки и Камы, насыщенное болотными резерватами и сетью малых рек, издревле служило местом волоковых участков. Через левый приток Камы - реку Волосницу волоком перебирались в Вятку. Начинался волок у села Екатерининского в районе соснового бора, где русло реки Вятка резко меняет направление с меридионального на широтное. Чтобы попасть из Вятки в Каму, необходимо подняться до г. Кирс, затем по водохранилищу следует плыть до Волосницкого канала. Этот канал связывал Вятку и реку Волосницу, которая впадает в Каму. Надо полагать, в древние времена канал содержали в порядке и русло на мелководьях расчищали и углубляли».

У омутнинских исследователей имеются и другие предположения того, что в древности, путей передвижения между верховьями рек Камы и Вятки было множество. Как с Камы на Вятку, так и в обратном направлении, к другим речным системам, выходящим к бассейнам Северного Ледовитого океана, Балтийского и Черного морей, на Урал и далее в Сибирь и Китай. Сами реки Вятка и Кама находятся в речной системе Каспийского моря. Выдвигаемые гипотезы имеют историко-географический характер.

Интерес к исследованиям обусловлен ещё и тем, что территория Омутнинского района в частности, так и всего северо-востока Кировской области имеет древнюю историю. Это было отмечено нашими предками. Из записей священника церкви Песковскаго завода Павла Христолюбова, ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Ед. хр. 950/2. л . 170-175. 1882 г.: «Есть предание, что на месте Песковскаго завода был рудник, на котором добывала руду шайка разбойников. Шайка устроила проходную на р. Вятке, где и укрывалась. Признаком такой проходной остался довольно высокий отвал земли конусообразного вида, наполовину смытый и унесенный потоком Вятки при разливе. Старики по сие время сожалеют, что не могут натыкаться на эту проходную, где де у сих разбойников целые вешлаки (выработанные гнезда) были наполнены добытою рудою и что в ней имеются склады огнестрельного и другого оружия».

Речь в этой записи идёт о так называемом «Песковском разбойном стане». А именно, об обнаруженном в 19 веке схроне, на берегу р. Вятка в Песковском заводе. В состав клада входили: железные мечи, шлемы, кольчуга. Серебряные монетовидные слитки (гривны) новгородского, киевского, булгарского и черниговского типа. В дальнейшем, схрон был разграблен, а содержимое клада вполне можно отнести к периоду средневековья.
В 1976 году у д. Киршата Вятского сельсовета В. М. Королёвым, из Ижевского государственного университета. При проведении археологической экспедиции по верховьям р. Вятка, обнаружен обломок эфеса железного палаша. С навершием из бронзы овальной формы, вероятно, так же периода раннего средневековья.

Приведённые примеры не единичны. В 18 – 19 веках при проведении изыскательских работ по поиску железной руды и других, необходимых в местной металлургии материалов, селянами Песковскаго завода обнаруживались бронзовые топоры и формы для их отливки. Бронзовые и железные наконечники стрел.

Взяв для примера версии Д. М. Захарова, Е. Л. Скопина и А. В. Галанина, проведем небольшое исследование с учетом наших сведений, добытых путем картографическогого и экспедиционного изучения местности. В качестве рабочей гипотезы рассмотрим возможность существования короткого древнего пути от левого притока Камы р. Волосницы до р. Вятки.

Своё начало р. Большая Волосница берет северо-восточнее п. Песковка, вытекая из «Бабьего болота». В прошлом «Бабьим болотом» песковчане называли малозаболоченный участок леса, коих в ближайших окрестностях имеется во множестве. Пройдя в своём течении от истока около десятка километров река Б. Волосница протекает в четырех километрах восточнее д. Волоковые (ныне не существует). И в семи километрах от реки Вятка. Казалось бы, вот он - самый короткий путь. Покоторому остаётся перебраться посуху от одной реки к другой.
Действительно, данная местность подходит для сухопутного пути. Низкохолмистая с малозаболоченными участками леса, преимущественно пологая местность очень удобна для обустройства сухопутного волока. Тем паче, что относительно уровня моря р. Б. Волосница течет выше уровня р. Вятка. И при обустройстве пути это может сыграть существенную роль при переправе сухим волоком. Все, вроде бы, говорит за данную версию. Но есть одно существенное замечание. Это состояние р. Большой Волосницы. Её уровень воды в различные сезоны. Местность, где она протекает по данной территории. Ширина и глубина реки на различных участках пути. В дополнение была выдвинута версия, что климат в прошлом мог отличаться от современного, и река Б. Волосница могла иметь в своем здешнем течении другие очертания.

Пройдя вдоль реки, были выбраны точки вероятного направления к реке Вятке и обследовано русло на предмет его изменений в прошлом. Река Б. Волосница, протекая восточнее д. Волоковые, большей частью течет в сильно болотистой местности, лишь изредко встречаются сухие участки. Её русло имеет очень сильноизвилистое направление. В не дождливые сезоны ее ширина составляет от 40 см. до 1 метра. Средняя глубина достигает 20 см, в ямах от 30 до 50 см. С учетом половодья весной и в дождливый сезон эти данные можно несколько умножить. Лес вплотную подступает к реке, в заболоченных участках с порослями густого кустарника, березы, сосны, ели.

В связи с тем, что местность сильно заболочена, изменений русла отмечено не было. На сухих участках местности изменения русла не значительны и характерны для климатических колебаний погоды приводящих к увеличению или уменьшению совокупного объема воды, участвующего в течении реки Б. Волосница. По мере продвижения по маршруту вдоль р. Большая Волосница, попутно обследовались точки, с которых могли начинаться вероятные направления к реке Вятка. На выбранных площадях производилось наблюдение за местностью. В процессе изучения исследуемых точек, ожидаемого результата - следов пребывания человека в средних веках - не обнаружено.

Заключительным этапом исследования стало прохождение по направлениям от р. Б. Волосница к р. Вятка. Разбив эти направления на три маршрута. Северный маршрут исследовался от р. Б. Волосницы к речушке Котчиха. Центральный к д. Волоковые и далее по р. Холуная. Южный маршрут прошел от Большой Волосницы к речушке Большая Ждановка. Русла этих лесных речушек так же сильно заболочены. Истоки рек Котчиха и Б. Ждановка начинаются из болот к западу и юго-западу от р. Б. Волосница. Исток р. Холуная начинается на восточной окраине д. Волоковые (Холунская), проделав себе путь между двух увалов. Накоторых, ранее располагалась бывшая деревня.

Сухопутные участки пути к данным речушкам идут пологим подъемом к водоразделу бассейна р. Вятки от р. Кама. И далее следуют по малохолмистой местности. С редко встречающимися болотцами. Лес преимущественно смешанный, произрастают хвойные и лиственные породы древесины. Исследуемая местность испещрена современными следами человека, в виде хозяйственной деятельности: лесовырубки, линии электропередач, старые и зарастающие линии узкоколейных железных дорог. На некоторых участках встречаются выработанные рудные гнезда, места углежжения, остатки жизнедеятельности людей в 18-19 веках.

Учитывая полученные результаты, даже если очень захотеть, идти в лодках по р. Большая Волосница в этой местности не возможно. А уж тем более перевозить грузы речным путем. Аргументами этому выводу служат следующие факторы - река Б. Волосница имеет сильноизвилистое, узкое и мелководное русло. Даже с учетом полноводных сезонов. Пойма реки Большой Волосницы сильно и обширно заболочена, что так же, очень затрудняет путь по руслу реки.

В продолжение поднятой темы, рассмотрим версию, по которой путь к р. Вятка исследователи предполагают по каналу, идущему от р. Волосница. Что ж, выдвинутое предположение вполне жизнеспособно. Если бы оно было подкреплено свидетельствами того, что в древние времена уже существовал как сам канал от р. Волосница так и путь по нему. Для этого сделаем существенное пояснение. Пруд на р. Волосница и Волосницкий канал – это резервные гидротехнические сооружения, построенные для работы Кирсинскаго железоделательного завода. Канал проходил от пруда на р. Волосница через Большое Кирсинское болото и соединялся с Большим Кирсинским прудом северо-восточнее г. Кирс Кировской области. Для проезда к пруду и каналу при их строительстве была проложена сухопутная дорога.

Особо отметим, что следов существования в древности Волосницкого канала, а так же Волосницкого пруда нет. Эти гидротехнические сооружения возникли в середине 19-го столетия.

Ныне как гидротехнические сооружения Волосницкий пруд и Волосницкий канал не существуют. К 2013 г. плотину Волосницкого пруда окончательно промыло и с тех пор, она не восстанавливалась. Строительство резервного водоема, способного удерживать необходимый уровень и рабочий напор Большого пруда, а при необходимости повышать его, было начато владельцем Кирсинского железоделательного завода Иваном Яковлевичем Курочкиным, который начал отсыпку гидротехнических сооружений в 1790 году.

Идея заключалась в перекрытии реки Волосницы, текущей в северном направлении, и отводе воды по специально прорытому каналу в главный заводской пруд. Конструкция прямолинейной дамбы Волосницкого пруда, строительство которой в основном было завершено в 1810-е годы, отличалась от более ранних гидротехнических сооружений Кирсинской водной системы. Возведение плотины на р. Волосница было завершено иностранными специалистами из числа военнопленных французов Отечественной войны 1812 года с применением передовых на тот период технологических методов производства.

Строительство Волосницкого канала, протяженность которого составила 6 верст, было начато еще при жизни Курочкина. А затем продолжено Николаем Александровичем Бабарыкиным, владелец завода с 1824 г. По договоренности с казанским губернатором, Бабарыкин направил на стройку крепостных татар - специалистов по земляным работам. К рытью канала активно привлекались и жители завода. Но и в, то время результат не был достигнут. Следует отметить, что работы производились в сложнейших условиях водонасыщенных торфяных грунтов. Прямолинейная трасса котлована проходила по болотистой местности, что требовало особенно тщательно укреплять ряжевыми и свайными деревянными конструкциями стенки канала, трамбовать дно. Строительство Волосницкой гидротехнической системы было завершено при управлении Кирсинским заводом Дмитрием Егоровичем Бернардаки только в 1864 году.

Основываясь на многолетних исследованиях кирсинского краеведа Евгения Николаевича Осколкова, мы чётко видим, как и когда появились Волосницкий канал и пруд на р. Волосница. Подобная резервная гидротехническая система была построена и в Песковском заводе. От пруда на р. Бизенка, левому притоку р. Чернушка, по вырытому каналу вода поступала в р. Песковка и далее к верхнему рабочему пруду Песковского завода. Бизенский пруд и канал находятся в пяти километрах восточнее современного п. Лесные Поляны Омутнинского р-она Кировской обл.

Разобрав описываемые выше предположения о возможных волоковых путях с левого притока Камы р. Волосница, стоит, пожалуй, упомянуть об известном с давних времён Екатерининском волоке. Этим путём пришел на Вятку из Перми Великой архимандрит Трифон Вятский (годы жизни 1543-08.10.1612). На месте, где Трифон Вятский вышел к р. Вятка в 1582 г. чёрный священник Павел и старец Гурей устроили Екатерининский-Верховятский мужской монастырь. В последующем, возле монастыря возникло село Екатеринское.

«Да на вятском волоку пустыня стала ново ж, от Слободского пригородка 170 верст, над рекою над Вяткою, а в пустыне церковь теплая с трапезою Преображенья Господа нашего Иисуса Христа, да церковь деревянная ветха, святой мученицы Екатерины, а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и всякое церковное строенье собранье тое пустыни старца Гурья з братьею. А келей в пустыни четыре кельи, да за пустынею дворец конюшней».

Что представлял собою Екатерининский волок, описывает Лепехин Иван Иванович (1740-1802 гг.) - путешественник, естествоиспытатель и лексикограф — принимал участие во многих экспедициях Императорской академии наук, целью которых был сбор естественноисторических, географических и этнографических сведений в различных провинциях России. В 1768–1772 гг. путешествовал по Уралу, Поволжью, Западной Сибири, в дальнейшем по русскому северу и западным губерниям России. Материалы, собранные во время этих поездок, легли в основу «Дневных записок путешествия», изданных в 1771–1805 гг.

Отрывок из книги: « Продолжение дневных записок путешествия Ивана Лепехина, Академика и Медицины Доктора, по разным провинциям Российского государства в 1771 году», Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1780 г. : «При селе Ловенском (Лойно) расстались мы с Камой и перебрались на реку Вятку, которая в 46 верстах отстояла. На 20 верстах до деревни Чихинской (Тиховской), все места заняты были пашными и населены малыми деревушками, которых числом было шестнадцать и одно село Егорьевское (Волосница), от которого остальное место песчаный занимал бор Екатерининским волоком прозываемый. Хотя река Кама ближе находилась к горной части Сибири, однако места к Вятке шли в гору и пред течением Камы гораздо были возвышены, доказывало то течение речек, которые вершины свои близ Вятки имеют, однако воды свои изливают в Каму.

Как то речка Волосница из Екатерининского волоку выходящая, с которою соединяются Малый и Большой Созим. В сие время у селян наступала страдная пора, к которой они, приготовляясь, препровождали время в веселии соединенном с духовными обрядами. Таким торжествующим обществом наполнено было село Егорьевское (Волосница), из которого духовенство обходило с иконами весь свой приход с молебным пением, и святою водою опрыскивая скот и пашни.
Екатерининское село стоит близ самой Вятки, за несколько лет бывал тут монастырь, но ныне все село составляют восемь крестьянских домов, бывших под монастырем крестьян. В 9 верстах от сего села, в сторону на речке Кирсе, в 1729 году по указу бывшего Сибирского обер Берг Амта построен железоделательный завод, Кирсинским прозываемый, принадлежащий великоустюжскому купцу Ивану Курочкину. Плотина на сем заводе в длину 145, шириною по верху 7, вышиною 3 сажени. Фабрик три, одна доменная, да две молотовые. В коих четыре действуемые молота и один запасной, с 8 принадлежащими к ним горнами. Всего строения для рабочих людей и правителей, заводских 81 двор».

Дорога от села Екатерининское (Екатерина) проходила севернее Кирсинского завода. Проходя по сухой местности, выходила у современного п. Светлополянск и далее шла на север, вдоль железнодорожного полотна по левобережью р. Волосница до д. Тиховской (Тихово). Следуя за тем через деревни Волосницкой волости к с. Лойно.

Некоторые исследователи считают, что Кирсинский завод являлся форпостом на указанной дороге. Но это не так. Именно на село Екатерининское образовавшееся в конце 16 века, выходила дорога с г. Вятки (Воронинская дорога). Кирсинский же завод находился юго-восточнее от этого пути и возник в начале 18 столетия. Весь путь от г. Вятки, с. Екатерининское и далее к селу Кай был частью «второго» сибирского тракта в семнадцатом - начале восемнадцатого столетий.

Изучая картографические материалы по теме волоковых путей, омутнинских краеведов заинтересовала местность находящаяся южнее г. Кирс Верхнекамского района Кировской области. Местечко сие именуется Верховье, расположенное на высоком берегу р. Вятка. Из архивных материалов, было установлено, что активное заселение этой местности русскими началось в начале 17 столетия. По некоторым предположениям значительно ранее 1600 года. Заселяясь в этой местности, русские уже знали, что данное место достаточно древнее.

Первые письменные упоминания о Верховье отражены в переписи населения князя Звенигородский от 1615 г. «Починок на Слудке над рекою Вяткою против Колтовского (Колтомского) озера: двор Екатерининский пустыни крестьянин Ивашко Емельянов, двор Степанко Онтонов. Починок над рекою Вяткою: двор Павлик Анфимов, двор Карпик Падерова».

В экспедициях в Верховье, интерес краеведов вызвал холмистый рельеф местности, где находились деревни и петлеобразное русло р. Вятка протекающей поблизости. При визуальном наблюдении, краеведами сделано предположение, что в районе Верховья есть шанс обнаружить древнее поселение. А русло реки образующее большую петлю и рельеф прибрежной зоны характеризуют о том, что в давние времена тут могла располагаться пристань.

Еще одним фактором изучения этой местности, послужила протекающая восточнее урочища Чурша лесная речушка Получумкосна. Её старое название Получумкасница. Название речушки происходит от слова получумкас (чумкас соответственно) и указывает на то, что в давние времена по этой местности проходил путь.

О значении слова чумкас пишет Иоганн Гмелин в книге «Путешествие в Сибирь», изданной в Геттингене в 1751 году «мы заме¬тили особый способ отмечать расстояние между населенными пункта¬ми. Татары называют его «алечак», вотяки – «чумкас», черемисы назы¬вают «кошмаш», русские приняли название вотяков и говорят «чумкас». Заведено, что это составляет не более пяти вёрст. Во всех местах, где мы меняли лошадей, считали один «чумкас», то есть 5 вёрст, хотя иногда это было значительно больше».

Исходя из названия реки, можно судить, что это половина пути от привала до привала. Меряя расстояние на современный лад, от р. Вятка до р. Получумкосна получается порядка трёх километров.

Рельеф местности на восток от д. Чуршинская преобладает малохолмистой равниной с продолжительным пологим спуском к р. Получумкосна. Подходя к пойме реки, начинаются заболоченные участки, сливающиеся воедино у самой речушки. Своё начало лесная речка берет в малоболотистой местности в полутора километрах на северо-восток от д. Кочкины. Протекая на север чуть более пяти километров р. Получумкосна поворачивает на запад к р. Вятка, пополняясь водой в своём течении из прибрежных болотцев и мелких ручьёв стекающих с пологих склонов.

Поднявшись от Получумкосны, путь продолжается на северо-восток по лесистой местности. По ходу движения встречается много старых и свежих лесовырубок. Местность преимущественно сухая, заболоченных участков отмечается мало. Пересекая железнодорожное полотно Яр - Верхнекамская, маршрут движения по азимуту выводит к истокам р. Кырс. Откоторых начинается водораздел между р. Вятка и р. Кама. Идти от железной дороги к истокам р. Кырс приходится по маловодным болотам. Выходя к водоразделу местность, преобладает смешанным лесом. Произрастают лиственные породы древесины береза, осина, рябина. Из хвойных пород встречаются ель, сосна, пихта.

В дальнейшем, двигаться значительно удобнее проходя сухой местностью. Выбирая маршрут по водоразделу на северо-восток, река Большая Волосница находилась от основного пути движения на расстоянии от двух до одного километра. Изредко приходилось пересекать не большие овраги с протекающими в них ручьями, питающими своими водами р. Б. Волосница. Пройдя от дороги Бронникова три километра, экспедиция приблизилась к р. Большая Волосница, задавшись целью детальнее осмотреть левобережную пойму реки южнее урочища Рассоха.

Выйдя к левобережной пойме Большой Волосницы, движение группы резко замедлилось. Сухая местность сменилась сплошными болотами. Во многих местах приходилось тщательно осматривать свой путь, так как болота насыщены ручьями и завалами деревьев. Русло реки становится шире и полноводнее, достаточным для прохождения по нему маломерных лодок. Петляя в своем течении, речка образует множество русел, огибая небольшие островки суши. Выход к урочищу Рассоха состоялся спустя четыре часа, после начала продолжительного и трудного пути в пойме реки Большая Волосница.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля даёт одно из описаний слова Рассоха: «Дорога рассохой пошла, разошлась на две дороги, под острым углом. Рассоха реки, сев. вост. разречье, вернее два притока, две речки, которые сливаются под острым углом; зовут рассохой и всякий порядочный приток, рукав реки, а рассохи, безыменные ручьи, вливающиеся в оголовок или голову, вершину реки». Так же рассоха являлась началом или окончанием, какого либо пути.

В нашем исследовании Рассоха это слияние двух речек Большой и Малой Волосниц, а так же ещё одного большого безымянного ручья. Является местом окончания краеведческого похода. Местность в урочище Рассоха сырая, речки выписывают невообразимые кульбиты, не понятно где и в каком конкретно месте они сливаются. Всё изрыто руслами, трава летом высокая, того и гляди можно провалиться в одну из потайных проток. В обширной пойме ур. Рассоха встречаются рыбатские верши, кои и поныне можно отыскать в великом множестве вросшими в мох. После слияния река именуется Волосницей.

Исходя из полученных сведений в ходе картографическогого и экспедиционного изучения местности, сделан следующий вывод. Учитывая полноводные сезоны года – весеннее половодье, дождливые периоды летом. Идти в лодках вверх по течению реки Волосница от р. Кама до урочища Рассоха является вполне возможным путём. Не смотря на сильно заболоченную пойму реки встречаются большие по площади сухие участки местности. Один из таких участков был обнаружен по левому берегу р. Волосницы, в трёхстах метрах южнее Волосницкой дороги, близ ур. Рассоха. От такого сухого участка местности, представляется вероятным начало сухопутного пути. Следуя далее на юго-запад по направлению к р. Вятка, выбирая по водоразделу сухие или малозаболоченные, с не сильными перепадами высот участки местности движение сухопутным волоком допустимо.

Используемые материалы:
1. Д. М. Захаров «Серебряная Вятка» Киров,1990 г.
2. Е. Л. Скопин «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области» Киров.2010 г.
3. А. В. Галанин «Волоки Северо-Восточной Европы» Владивосток, 2009г.
4. И. И. Лепехин « Продолжение дневных записок путешествия Ивана Лепехина, Академика и Медицины Доктора, по разным провинциям Российского государства в 1771 году», Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1780 г.
5. И. Гмелин «Путешествие в Сибирь» Геттинген, 1751 г.
6. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» С.-Петербург, 1863 г.
7. Д. Логиновский, описание фотоснимков Волосницкой гидросистемы и правобережной части р. Волосница в урочище Рассоха. Апрель, 2018 г.
8. Интернет. Краеведческий портал «Родная Вятка». Март 2018 г.
9. Фотографические карточки С. Ситчихин, Д. Логиновский, А. Пушмин.
10. А. Г. Пушмин сборник путевых записок «Ненайденная летопись исследователей России».

_________________
Если бы не мерило, сокровища так бы и остались не сметными.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Для развития серого вещества)))
СообщениеДобавлено: 27 апр 2018, 07:27 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 июл 2011, 16:30
Сообщения: 7430
А чо нас то не позвали? Может и показали бы вам пути поудобнее по здешним лесам.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Для развития серого вещества)))
СообщениеДобавлено: 27 апр 2018, 07:44 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
прапор писал(а):
Пройдя от дороги Бронникова три километра...
Это что за дорога такая? :?

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Для развития серого вещества)))
СообщениеДобавлено: 27 апр 2018, 08:09 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 июл 2011, 16:30
Сообщения: 7430
ХиНа писал(а):
прапор писал(а):
Пройдя от дороги Бронникова три километра...
Это что за дорога такая? :?

Включи любой навигатор, гугл-планету, или яндекс карты и погляди...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Для развития серого вещества)))
СообщениеДобавлено: 27 апр 2018, 16:53 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 май 2014, 20:25
Сообщения: 12
Откуда: ст. Шлаковая
БРОННИКОВ писал(а):
А чо нас то не позвали? Может и показали бы вам пути поудобнее по здешним лесам.


Нама удобных путёв не треба. :Koshechka_08 Нам суть времени требуется понять. :russian

_________________
Если бы не мерило, сокровища так бы и остались не сметными.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Для развития серого вещества)))
СообщениеДобавлено: 06 май 2018, 22:50 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 май 2014, 20:25
Сообщения: 12
Откуда: ст. Шлаковая
Андрей Викторович Гунбин. Отрывок из новой книги "Омутнинский металлургический завод. Краеведческие очерки. 3 часть"


Цель данного очерка что-нибудь сказать об истории верховятских мест в те далекие времена, когда еще существовало государство Древняя Русь. Археологические изыскания последних 30-40 лет, проводившиеся на территории Камско-Вятского региона позволяют предположить, что и Омутнинская земля как-то была вовлечена в исторический процесс уже в начале II тыс. н.э. Каких-то тому письменных свидетельств нет. Но имеется довольно обширный топонимический материал (в первую очередь названия рек). К нему вдобавок – этнографические материалы, полученные через изучение языка, эпоса, обычаев, верований и т.п. Они за последние три столетия усилиями ученых значительно пополнились и продолжает пополняться.

И вот еще. На наш взгляд, прошлое любого, пусть даже самого захолустного места на Земле не будет казаться таким уж темным, если мы, во-первых, расширим сферу рассмотрения до регионального уровня, а, во-вторых, рассмотрим регион в общероссийском, и даже мировом, историческом контексте. И, наконец, будучи туристами, мы не можем не обратиться к такому источнику как карта.

За годы работы на станции юных туристов нами было подмечено, что обозначенные на карте пути сообщения (дороги, реки) и сам природно-географический ландшафт могут многое о чем рассказать, и тем более, - когда сам посетишь то или иное место. Люди живут дорогами, т.е. всегда куда-то идут, плывут или едут (а теперь еще и летят!), поэтому пути сообщения можно сравнить с кровяными сосудами, по которым пульсирует жизнь человечества. И чем этих «вен», «капилляров» и «сосудов» больше тем интенсивнее биение «пульса».

Может быть, принижение исторического значения Русской равнины связано с тем, что ввиду непроходимых лесов и болот сеть сухопутных дорог в прошлом здесь не была развита, да и в настоящее время оставляет желать лучшего?! Как бы там ни было, но почему-то не заостряется внимание на таком факте, что основными путями сообщения, для финно-угорского, а затем и славянского населения были реки. Причем реки не только большие, но и незначительные речушки, в плавании по которым и финно-угры, и славяне достигли большого совершенства. Вот почему более пристальное рассмотрение водных путей (вместе с обычными дорогами) может пролить дополнительный свет на историю того или иного, крупного или мелкого российского региона.


Реки и волоки, или про древнерусский след на Омутнинской земле.

Местоположение Омутнинского района Кировской области легко найти на любой карте. Даже на мировой, если на ней прорисована р. Вятка. Достаточно найти характерный крючок-загиб Вятского истока, и вот он - Омутнинский район. Если взять карту топографическую (лучше – «километровку»), то можно увидеть, что этот «крючок» окружен множеством рек, речек и ручьев, берущих свое начало в болотцах или в ключах. Многие из них безымянны, т.е. никогда не имели названия, или же их названия безвозвратно позабыты. Ныне человек ушел из этих мест, и берега речек заросли непроходимым кустарником, а их верховья из-за поваленных деревьев и обмеления сделались непригодными для плавсредств. Всегда ли так было? По-видимому, нет, не всегда.

В Ведомости 1796 года об Омутнинском заводе читаем: «Состоит в Красноглинской волости на земле государственных экономических крестьян на пустопорожнем месте на волок?…». По-видимому, с расширением сети сухопутных дорог в Русском централизованном государстве значение слова «волок» все более притуплялось до: «лесная дорога», «перегон между станциями, где меняют лошадей», «заболоченный участок дороги, по которому ездят не на телегах, а на волокушах» и т.д. Так - в обыденном сознании. Первоначальное значение слова «волок» находим в научных словарях. «ВОЛОК…Участок между двумя судоходными речками, через который в старину перетаскивали судно для продолжения пути».

«ВОЛОК – сухопутье; участок водного пути, приходящийся на сушу; водораздельная местность, лежащая в верховьях рек, текущих в противоположные стороны, в разные бассейны; перешеек между озерами и реками или участками морского берега, где удобно перетаскивать, «волочить» лодки или вообще малые суда по суше; низкий водораздел между двумя близкими судоходными реками». Напрашивается вывод, что эпоха широкого использования рек, речек и волоков в качестве главных (и единственных!) путей сообщения приходится на времена Древней Руси и даже ранее, и Омутнинский завод построен на старинном пути.

Конечно, завод был построен не собственно на волоку, а на дороге, с таким названием. И если мы будем двигаться по ней, то обязательно обнаружим сам волок. Но где проходила дорога-волок? В настоящее время на юг от Омутнинска уходит старая дорога, еще сохранившая прежнее название Ярский тракт. Теперь он уже непроезжая, но до постройки ж/д Яр –Фосфоритная это была главная дорога, по которой шло сообщение со станцией Яр и с Пудемским заводом. Однако «тракт» это не «волок». О волоковой дороге мы узнаем из воспоминаний коренного омутнинца Я.М. Токарева. В рассказе об отступлении с завода в апреле 1919 года вместе с красными он говорит о дороге, которая шла от Березовской поляны в верховья реки Омутной, вдоль по правому берегу. Просматривается дорога и сейчас, но лучше всего она известна местным охотникам.

От устья Порывая дорога идет по лесу, пока не выходит к заросшим полям бывшей деревни Шайки. За Шайками у бывшей деревни Позгалы начинается речка Яровка, впадающая в Чепцу. Таким образом, собственно древний волок, как «водораздельная местность, лежащая в верховьях рек» находился на участке между устьем Порывая и верхним течением Яровки и проходил через перевалочный пункт, находившийся где-то в районе деревни Шайки. Слово «шай», как известно, у удмуртов означает кладбище. Поблизости от древнего кладбища должен был находиться и древний населенный пункт. Русская деревня Шайки возникла в этих местах значительно позднее. Так благодаря своим притокам Яровке и Омутной среднее течение Чепцы соединялось с верхним течением Вятки.

Но куда от устья Омутной плыли вниз по Вятке и до каких мест? По мнению кировского краеведа Д.М. Захарова движение по воде прерывалось в районе бывшей деревни Волоковые (к северу от Песковки), где проходил волок до речки Волосницы (в XV веке – Волосенса). Захаров считает, что еще один волок из Вятки в Волосницу проходил где-то в районе бывшего Екатерининского монастыря и Кирсинского завода. Ну а по Волоснице добирались уже до Камы и плыли далее.

Еще один древний волок, имеющий прямое отношение к Вятскому Верховью, известен как Портяновский. С конца XVIII века - это труднопроезжий участок Кайско-Глазовского почтового тракта от удмуртской деревни Портяново (она же Ляминовская, там находилась конная станция) до реки Большой Белой (правый приток Вятки). В древние времена при отсутствии сухопутных путей сообщения до Большой Белой из Чепцы добирались по Пызепу, затем по Омути. Волок, соединяющий верховья Омути с верховьями Большой Белой, возможно начинался где-то в районе села Понино проходил через Портяново и Чажай. По Большой же Белой плыли до Вятки, а далее выходили на Каму через выше упомянутые волока.

Омутная и Белая – это левый и правый притоки Вятки. Сама Вятка течет между ними. Поэтому нельзя исключать существование волока и в районе Вятского истока. Правда, здесь нет топонимов со словом «волок», зато есть место, именуемое «Перелом». Практически оно совпадает с истоком Вятки и, возможно, когда-то означало сам этот исток. Названия близлежащих одноименных станции и деревни (ныне исчезнувших) – производные от указанного места. Вятский исток – весьма интересен для географа. Это болото, находящееся на высоком месте среди возвышенностей. Старожилы ушедших времен даже высказывали предположение, что Вятское болото ничто иное, как жерло старого потухшего вулкана. В жаркое лето оно изрядно пересыхает и течение ручейка, именуемого Вяткой, и без того слабое, прекращается совсем. Тогда вятский исток на протяжении 10-15 км к юго-востоку превращается в обыкновенное болото, с грязными лужами на месте русла – прекрасное место лёжки лосей.

С возвышенностей же, окружающих Вятское болото, в разные стороны веером расходятся многие речки: Пудем, Сизьма и Костромка - к Чепце, Новая речка (Вотянка) и Ершовка - к Омутной, Струговая и Бадьяшур – к Вятке. Интересно, что от истока Вятского их отделяют какие-нибудь 3-6 километров. В Словаре Мурзаева нет слова «перелом», зато есть слово «лом». На славяно-балтских языках оно означало не только «бурелом», но и «болото» (в Костромских лесах – «убежище лосей и медвежьи берлоги»). Тогда возможный перевод слова «перелом» может звучать как «через болото». Кто бывал в тех местах и видел Вятский исток, вполне справедливо усомнится, что от него мог идти волок, хотя до речки Сизьмы не так далеко. А вот ниже по течению в районе дороги на село Лековай такой волок более чем вероятен. В этой местности Вятку от реки Пудем отделяют 10-12 км.

По автодороге от Омутнинска до Афанасьево мы проезжаем почти заброшенную деревушку Волоковые. Что и здесь тоже когда-то был волок?! Неужели между Камой и Вяткой, ведь расстояние-то 50 километров?! Если да, то где?? Заглянем в карту. К северу от Афанасьево в Каму впадает ее левый приток Кая. На этот гидроним обратил внимание Д.М. Захаров, указав одноименную речку - левый приток Моломы - в Опаринском районе Кировской области. Он же соотнес топоним с названием поселка Кай (Верхнекамский район Кировской области). Сопоставив слова «Кая», «Кай» с пермским «Кайю», Захаров пришел к выводу, что так называли реку, по которой надо идти на волок вверх по течению.

Действительно, исток Каи Афанасьевского района находится близ деревни Волоковые. Но куда шел путь от нее? Собственно, вариантов тут немного. Ближайшие к Волоковым это реки Белая (Рякинская) и Осиновка – правые притоки Вятки. Путь до верховьев последних не близок, не менее 20 км, но им пользовались, по-видимому, довольно долго. Первая автодорога появилась здесь не раньше чем в 1950-е годы, а до этого были сезонные дороги и тропы. Отметим также, что на устье Осиновки находилось село Красноглинье, с которого начинается заселение верховятских мест в XVII веке.

Вряд ли во всех подробностях нам удастся когда-нибудь воссоздать полную картину старо-древнего движения по небольшим речкам и волокам со всеми тонкостями древней технологии, несмотря на кажущуюся ее простоту. Ясно только, что уже в раннее средневековье «речная технология» достигла очень высокого уровня. Ведь на плавсредствах приходилось не только сплавляться вниз по течению, но, впрягаясь в лямку (по коми-пермяцки – «волыс»), тянуть лодку вверх, преодолевая силу воды. А преодоление перекатов? Тут нужно особое искусство по строительству лодок с низкой осадкой, ведь по узким речкам они шли гружеными. По описанию не сложно (и даже примитивно!) была устроена местная барка XIX века для сплава железа, но омутнинцы не брались за ее изготовление, приглашая для этого потомков поморов – опытных песковчан. Не вполне ясно как была устроена обыкновенная волокуша. Вроде бы – по принципу салазок, но в краеведческом музее Кудымкара хранится волокуша с небольшими деревянными колесиками.
Да, многое из той древней речной технологии не укладывалось в головах современников даже в конце XIX веке.

Так благородный краевед Н.П. Штейнфельд считал, что местные крестьяне не признают колеса по причине своей малокультурности, из-за чего вместо телег всюду пользуются волокушами. А разве легко представить воочию путь основателя деревни Денисята Дениса Шумайлова? По сохранившемуся с середины XVIII века преданию, чтобы переехать на новое место жительства, этот уроженец д. Шумайлово, что на реке Большой Белой, погрузил все вещи на плот, спустился до Вятки, а затем не менее 40 верст тянул свои пожитки в верховья Омутной (до речки Шумихи). Какими же были тогда берега небольших лесных рек, если по ним не только легко проходили, но и, по-видимому, еще и ездили. Кстати, реки в древнерусскую эпоху были более многоводными чем сейчас. Впрочем, на тему древнего передвижения по рекам и волокам можно говорить бесконечно, но почти всегда, ввиду отсутствия артефактов, гипотетично.

Более важно сосредоточить внимание вот на чем. Среди огромного количества рек и речушек Камско-Вятского региона безусловно преобладают финно-угорские и тюркские гидронимы, названия же Омутная, Белая, а также Холуница - русского (славянского) происхождения. Только что скрывается за ними?

Издавна существует убеждение, что Омутная получила свое имя от большого количества глубоких мест (омутов), которые есть на этой реке. Однако омута, как и перекаты, есть всюду. Э.М. Мурзаев в «Словаре народных географических терминов» отмечает, что в северорусских диалектах омутом называли болото. В таком случае Омутная, в ранних источниках Омутица, может означать реку, протекающую в низине среди болот, что и соответствует действительности. Левый приток в верховьях Омутной - Порывай. Слово явно не русское. На месте слияния Порывай ничем не уступает Омутной. Что означает это наименование? По-видимому, названия более северных речек Поруб и Порыш родственны нашему Порываю, но в словаре Мурзаева таких топонимов нет, однако есть «пурвас», которое у литовцев и латышей означает «болото, размокшая земля». Если наша аналогия верна, то Омутная, и Порывай означают одно и то же, только на разных языках.

Река Белая получила свое имя, по-видимому, из-за мутно-белесого цвета воды, особенно заметного после дождей. Как эта река называлась у финно-угров – неизвестно. Наиболее крупные притоки Белой – Каменка, Плетеневка, Ренёвка, Залазна – тоже, скорее всего, имеют славянское происхождение. Белая течет по Омутнинскому району почти параллельно Вятке, кое-где в 2-3 километрах от нее. На водоразделе, ближе к Вятке, и по правому берегу Белой в XVII-XVIII веках возникли десятки деревень с русским населением. То, что и Омутная, и Белая получили свои названия не от русских переселенцев нового времени, а значительно раньше, отчасти подтверждается документально. Указанные реки фигурируют в жалованных грамотах Екатерининскому монастырю на рубеже XVI-XVII веков, при этом даруемые земли характеризуются как пустошь.

Белая Холуница, впадающая в Вятку недалеко от Слободского, в своих истоках тоже довольно близко подходит к Чепце. В свою очередь исток Черной Холуницы отстоит недалеко от истока Порывая. Были ли указанные реки в старину как-то связаны друг с другом и с Омутной – неизвестно, но их роднят географическая близость и русские (славянские) названия. Очевидно, что речные топонимы Холуная (левый приток Вятки в Омутнинском районе), Холуница, Хлыновица, объединяет нечто родственное, а слова «Холун» и «Хлын» имеют древнее происхождение и ныне вышли из употребления. Возможно, что «холуная» означает «холодная». Ведь речка речке рознь. Одна течет из родника и вода в ней холодна, другая берет начало в болоте, которое летом прогревается (последнее свойственно ручьям и речкам бассейна Омутной). Родниковые речки еще в XVIII веке назывались «падунами». На наш взгляд слова «падун», «падать», «ниспадать» синонимичны словам «хлын», «хлынуть», «нахлынуть». Тогда «хлын» - означало ключ, ручей, родник.

Известный кировский архитектор А.Г. Тинский в статье о первоначально застройке города отмечал, что из Кикиморской горы, которую огибает река Хлыновица вытекают родники, и в 1899 году на них был даже устроен водозабор первого городского водопровода. Исходя из этого, не трудно догадаться и о происхождении названия «Хлыновица» - река питаемая ключами.

Итак, имена рек Омутная, Белая, Холуница – русские (славянские). Они же свидетельствуют об очень давнем нахождении в этих местах русских людей. Только не слишком ли шаткие наши доказательства?! Современный человек привык верить общепризнанным фактам и может не воспринять этимологические доводы, к тому же висящие «на кончике пера». А поскольку Верховье Вятки не фигурирует ни в одной древнерусской летописи, нам придется обратиться к помощи археологии.

_________________
Если бы не мерило, сокровища так бы и остались не сметными.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB